Экономическая характеристика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в конструктивном и по факторном анализе продукции и товарооборота на предприятии общественного питания действующего в условиях рыночных отношений.
В связи с поставленной целью, сформировались основные задачи:
- провести анализ теории понятий продукции и товарооборота на коммерческом предприятия с экономической точки зрения;
- рассмотреть объем, динамику и скорость продукции в структуре товарооборота коммерческого торгового предприятия;
- охарактеризовать ряд показателей товарооборота и выпуска продукции в отрасли общественного питания;
- определить основные направления в планировании товарного оборота и выпуска продукции на предприятиях общепита.

Содержание работы

Введение…………………………………….………………………………………..2
Экономическая характеристика предприятия………………..........................5
. Понятие и функции предприятий общественного питания ……………5
. Классификация предприятий общественного питания и особенности их деятельности………………………………. ………...…………………….10
Общая оценка предприятия…………..…………………………………….....15
2.1. Анализ оборота по выпуску продукции и его значение………………...15
2.2. Анализ выполнения плана реализации по общему объему и ассортименту по предприятию………………………………………………..18
3. Основные направления совершенствования выпуска продукции в общественном питании…………………………………………………………….....22
Заключение…………………..……………………………………………………….26
Список литературы……………………..…………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсач 2012.doc

— 384.00 Кб (Скачать файл)

1.   выполнение плана,  его динамика в целом, по  видам и предприятиям;

2.   изменение удельного  веса продукции собственного производства во всем обороте;

3.   объем ее продажи  в среднем в расчете на одного  человека и т. п.

В ходе анализа товарооборота  выясняются конкретные причины, вызвавшие  увеличение или снижение выпуска  и реализации продукции собственного производства и покупных товаров.

Анализ хозяйственной  деятельности предприятий общественного  питания должен предусматривать  изучение состава расходуемых продуктов. В ходе анализа деятельности предприятий  должно изучаться качество приготовления  пищи, степень охвата населения услугами общественного питания. Оценка качества пищи, должна даваться на основе актов проверки работы предприятий работниками санитарно-эпидемиологической службы.

Предприятиям общественного  питания должно устанавливаться  плановое задание по выпуску полуфабрикатов, кулинарных, кондитерских и других изделий других видов прочей продукции собственного производства. Анализ выполнения этих заданий проводится в целом по предприятию, кроме того, изучается динамика данных показателей, степень удовлетворения спроса населения на полуфабрикаты, кулинарные и другие виды продукции собственного производства.

В процессе изучения оборота  по продаже отдельных видов прочей продукции выясняются причины невыполнения плана, снижения темпов роста.

Анализ показателей товарооборота предприятий общественного питания проводится за месяц, квартал (по месяцам) и год (по кварталам).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

По курсовой работе можно сделать следующие выводы.

Успешное развитие сферы  общественного питания с позиции современной рыночной экономики и менеджмента исходит из возрастания роли человека как потребителя и производителя продукции данной сферы. В связи с этим становится необходимым создание и постоянное совершенствование маркетинга услуг общественного питания, включающего наряду с общепринятыми методами и приемами также стандарты обслуживания. На его основе становится возможным не только полное удовлетворение потребностей в услугах, но и ведение поиска нетрадиционных видов обслуживания, увеличивающих результат функционирования как отдельных предприятий и организаций, так и сферы общественного питания в целом. В связи с этим возникает практическая необходимость включения маркетинга в управление развитием сферы общественного питания региона. При этом необходимо учитывать характерные особенности конкретного региона, основные из которых заключается в том, что социально-экономический уровень региона непосредственно связан с числом хозяйствующих субъектов, что требует более эффективного приспособления товаров и услуг общественного питания к нуждам конкретных потребителей. Это, в свою очередь, требует совершенствования организации управления этими процессами.

Фактически управление предприятием на основе маркетинга представляет собой анализ, планирование, реализацию, мотивацию и контроль за проведением мероприятий, направленных на установление и укрепление выгодных взаимосвязей с потребителями для достижения главной цели предприятия сферы общественного питания.

 

 

 

 

Практическая часть

1,15 – поправочный коэффициент

1. Анализ товарооборота

Год

Фактический товарооборот (руб)

Цепной темп роста, %

Базисный темп роста, %

в действующих  ценах

в сопоставимых ценах

в действующих  ценах

в сопоставимых ценах

в действующих  ценах

в сопоставимых ценах

2008

77455,95

77455,95

-

-

-

-

2009

93987,2

80330,93965

121,34%

103,71%

121,34%

103,71%

2010

116186,8

105624,3636

123,62%

131,49%

150,00%

136,37%


 

При анализе динамики товарооборота необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста. Среднегодовой темп увеличения товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности может быть исчислен с помощью логарифмов по формуле средней геометрической:

где:  Тф – фактический товарооборот;

 Тб – базовый товарооборот;

         п – количество анализируемых периодов.

 Из таблицы видно, что за последние  три года фактический товарооборот в действующих ценах увеличился на 50% к фактическому товарообороту 2008 года.  Товарооборот фирмы за 2010 год в сопоставимых ценах по отношению к 2008 году составил 36,37%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) отмечаются довольно высокие.

Товарооборот  в поквартальном разрезе в  действующих ценах за 2009-2010 год

Кварталы

2009

2010

Отклонение (-), (+)

Темп отклонения(%)

сумма,руб.

удельный вес,%

сумма, руб

удельный вес,%

I квартал

21841,95

23,24%

28014

24,11%

6172,05

128,26%

II квартал

25204,55

26,82%

25316,1

21,79%

111,55

100,44%

III квартал

23227,7

24,71%

30277,2

26,06%

7049,5

130,35%

IV квартал

23713

25,23%

32579,5

28,04%

8866,5

137,39%

Итого

93987,2

100,00%

116186,8

100,00%

22199,6

123,62%


 

Удельный вес для  каждого квартала каждого года рассчитывается как отношение товарооборота  одного квартала на сумму товарооборота  за год.

Отклонение необходимо определять как разницу товарооборота 2010 и 2009 года в поквартальном разрезе.

Темп отклонения –  это отношение суммы товарооборота  текущего года к сумме товарооборота  базового года в поквартальном разрезе.

 Из данной таблицы  видно, что товарооборот за  отчетный год вырос на 23,62%. В поквартальном разрезе наблюдается следующее: товарооборот распределяется по кварталам неравномерно. Наиболее напряженным был второй квартал, наименее напряженным – четвертый.

Для определения равномерности  развития розничного товарооборота  целесообразно также рассчитать и проанализировать среднее квадратическое отклонение (d) и коэффициент вариации (ν) по следующим формулам:

Среднее квадратичное отклонение:

где:

-  процент выполнения плана или темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый месяц или квартал;

-  процент выполнения плана или темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому показателю за год;        

 п - число месяцев (кварталов) изучаемого периода.s

Коэффициент вариации:

где:

 - среднее квадратичное отклонение;

-  темп отклонения товарооборота за квартал.

Коэффициент ритмичности:

 

Расчеты, необходимые  для определения коэффициента ритмичности  за 2009-2010 года

Квартал

Темп отклонения (%)

Х-Х  среднее

(Х-Х  среднее)^2

I Квартал

128,26%

4,64%

21,5296

II Квартал

100,44%

-23,18%

537,3124

III Квартал

130,35%

6,73%

45,2929

IV Квартал

137,39%

13,77%

189,6129

Х среднее

123,62%

 

15281,9044


 

Среднее квадратичное отклонение:

14,09

Коэффициент вариации:

Коэффициент ритмичности:

Чем ближе к 100%  коэффициент ритмичности, тем ритмичнее изменяется товарооборот.

Планирование розничного товарооборота торгового предприятия  целесообразно начинать с определения  минимального объема товарооборота, который  обеспечит ему безубыточную работу. Такой объем товарооборота принято называть критическим. Все расчеты по определению этого объема сводятся к определению точки безубыточности предприятия.

Данные  для расчета критического товарооборота

Показатели

Т-от

Сумма ВД

УВД

Сумма ИО

Сумма ИО перем.

Сумма ИО пост.

УИО

УИО перем.

УИО пост.

2010 год

116186,8

28350,95

24,40%

22567,14

13045,6

9521,54

19,42%

11,23%

8,20%


Расчет минимально необходимого товарооборота можно выполнить, разложив товарооборот на составляющие его элементы. Розничный товарооборот представляет сумму розничных цен  проданных или запланированных к продаже товаров. В свою очередь, розничная цена состоит из покупной для торгового предприятия цены товара и торговой надбавки. Сумма покупных цен представляет собой товарооборот торгового предприятия по крупным ценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия издержек обращения и получения торговым предприятием прибыли.

Товарооборот критический:

Запас финансовой прочности:

Рис. 1. Минимальный объем товарооборота, необходимого для обеспечения безубыточной работы предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

          1. Анализ товарных запасов

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и  розничных торговых предприятий.

Плановые среднегодовые  товарные запасы (Зср) могут рассчитываться по формуле средней хронологической  следующим образом:

 

где:

З1, З2…Зп – запасы товаров на отдельные даты изучаемого периода;

п – число дат, за которые взяты данные.

При использовании формулы  средней хронологической плановые среднегодовые запасы рассчитывают следующим образом: к ½ норматива  товарных запасов четвертого квартала прошлого года добавляют полные их норматив на первый, второй, третий кварталы и ½ норматива четвертого квартала отчетного года и полученный итог делят на четыре.

Для расчета плановых среднегодовых товарных запасов  необходимо воспользоваться таблицей:

Запасы  предприятия в поквартальном разрезе на 2009-2010 год

Дата

2009г. (сумма,  тыс. руб)

2010г. (сумма тыс.  руб.)

01.янв

961,745

756,93

01.апр

1795,725

2068,735

01.июл

1789,63

2171,315

01.окт

1743,4

2077,82

31.дек

756,93

1033,275


 

Анализ  товарных запасов предприятия за 2009-2010 год

Показатель

2009 год

2010 год

Отклонение (-), (+)

Темп отклонения (%)

Товарооборот, руб.

79276,16

98001,04

18724,88

123,62%

Средние запасы, руб.

1304,88

1520,99

216,11

16,56%

Уровень товарных запасов:

 

в днях оборота

6,0078742

5,66485162

-0,343022628

94,29%

в числе оборотов

60,753602

64,4324026

3,678800716

106,06%

Запасоотдача

60,753602

64,4324026

3,678800716

106,06%

Запасоемкость

0,0164599

0,01552014

-0,000939788

94,29%

Информация о работе Экономическая характеристика предприятия