Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 14:49, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в конструктивном и по факторном анализе продукции и товарооборота на предприятии общественного питания действующего в условиях рыночных отношений.
В связи с  поставленной целью, сформировались основные задачи:
- провести анализ теории  понятий продукции и товарооборота  на коммерческом предприятия  с экономической точки зрения;
- рассмотреть объем,  динамику и скорость продукции  в структуре товарооборота коммерческого  торгового предприятия;
- охарактеризовать ряд  показателей товарооборота и  выпуска продукции в отрасли  общественного питания;
- определить основные  направления в планировании товарного оборота и выпуска продукции на предприятиях общепита.
Введение…………………………………….………………………………………..2
Экономическая характеристика предприятия………………..........................5
. Понятие и функции предприятий общественного питания ……………5
. Классификация предприятий общественного питания и особенности их деятельности………………………………. ………...…………………….10
Общая оценка предприятия…………..…………………………………….....15
2.1. Анализ оборота по выпуску продукции и его значение………………...15
2.2. Анализ выполнения плана реализации по общему объему и ассортименту по предприятию………………………………………………..18
  3. Основные направления  совершенствования выпуска продукции  в общественном питании…………………………………………………………….....22
Заключение…………………..……………………………………………………….26
  Список литературы……………………..…………………………………………….
1. выполнение плана, его динамика в целом, по видам и предприятиям;
2. изменение удельного веса продукции собственного производства во всем обороте;
3. объем ее продажи в среднем в расчете на одного человека и т. п.
В ходе анализа товарооборота выясняются конкретные причины, вызвавшие увеличение или снижение выпуска и реализации продукции собственного производства и покупных товаров.
Анализ хозяйственной деятельности предприятий общественного питания должен предусматривать изучение состава расходуемых продуктов. В ходе анализа деятельности предприятий должно изучаться качество приготовления пищи, степень охвата населения услугами общественного питания. Оценка качества пищи, должна даваться на основе актов проверки работы предприятий работниками санитарно-эпидемиологической службы.
Предприятиям общественного питания должно устанавливаться плановое задание по выпуску полуфабрикатов, кулинарных, кондитерских и других изделий других видов прочей продукции собственного производства. Анализ выполнения этих заданий проводится в целом по предприятию, кроме того, изучается динамика данных показателей, степень удовлетворения спроса населения на полуфабрикаты, кулинарные и другие виды продукции собственного производства.
В процессе изучения оборота по продаже отдельных видов прочей продукции выясняются причины невыполнения плана, снижения темпов роста.
Анализ показателей товарооборота предприятий общественного питания проводится за месяц, квартал (по месяцам) и год (по кварталам).
Заключение
По курсовой работе можно сделать следующие выводы.
Успешное развитие сферы общественного питания с позиции современной рыночной экономики и менеджмента исходит из возрастания роли человека как потребителя и производителя продукции данной сферы. В связи с этим становится необходимым создание и постоянное совершенствование маркетинга услуг общественного питания, включающего наряду с общепринятыми методами и приемами также стандарты обслуживания. На его основе становится возможным не только полное удовлетворение потребностей в услугах, но и ведение поиска нетрадиционных видов обслуживания, увеличивающих результат функционирования как отдельных предприятий и организаций, так и сферы общественного питания в целом. В связи с этим возникает практическая необходимость включения маркетинга в управление развитием сферы общественного питания региона. При этом необходимо учитывать характерные особенности конкретного региона, основные из которых заключается в том, что социально-экономический уровень региона непосредственно связан с числом хозяйствующих субъектов, что требует более эффективного приспособления товаров и услуг общественного питания к нуждам конкретных потребителей. Это, в свою очередь, требует совершенствования организации управления этими процессами.
Фактически управление предприятием на основе маркетинга представляет собой анализ, планирование, реализацию, мотивацию и контроль за проведением мероприятий, направленных на установление и укрепление выгодных взаимосвязей с потребителями для достижения главной цели предприятия сферы общественного питания.
1,15 – поправочный коэффициент
1. Анализ товарооборота
Год  | 
  Фактический товарооборот (руб)  | 
  Цепной темп роста, %  | 
  Базисный темп роста, %  | |||
в действующих ценах  | 
  в сопоставимых ценах  | 
  в действующих ценах  | 
  в сопоставимых ценах  | 
  в действующих ценах  | 
  в сопоставимых ценах  | |
2008  | 
  77455,95  | 
  77455,95  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
2009  | 
  93987,2  | 
  80330,93965  | 
  121,34%  | 
  103,71%  | 
  121,34%  | 
  103,71%  | 
2010  | 
  116186,8  | 
  105624,3636  | 
  123,62%  | 
  131,49%  | 
  150,00%  | 
  136,37%  | 
При анализе динамики товарооборота необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста. Среднегодовой темп увеличения товарооборота и других показателей хозяйственной деятельности может быть исчислен с помощью логарифмов по формуле средней геометрической:
где: Тф – фактический товарооборот;
Тб – базовый товарооборот;
п – количество анализируемых периодов.
Из таблицы видно, что за последние три года фактический товарооборот в действующих ценах увеличился на 50% к фактическому товарообороту 2008 года. Товарооборот фирмы за 2010 год в сопоставимых ценах по отношению к 2008 году составил 36,37%. Темпы роста физического объема товарооборота (количества товаров) отмечаются довольно высокие.
Товарооборот в поквартальном разрезе в действующих ценах за 2009-2010 год
Кварталы  | 
  2009  | 
  2010  | 
  Отклонение (-), (+)  | 
  Темп отклонения(%)  | ||
сумма,руб.  | 
  удельный вес,%  | 
  сумма, руб  | 
  удельный вес,%  | |||
I квартал  | 
  21841,95  | 
  23,24%  | 
  28014  | 
  24,11%  | 
  6172,05  | 
  128,26%  | 
II квартал  | 
  25204,55  | 
  26,82%  | 
  25316,1  | 
  21,79%  | 
  111,55  | 
  100,44%  | 
III квартал  | 
  23227,7  | 
  24,71%  | 
  30277,2  | 
  26,06%  | 
  7049,5  | 
  130,35%  | 
IV квартал  | 
  23713  | 
  25,23%  | 
  32579,5  | 
  28,04%  | 
  8866,5  | 
  137,39%  | 
Итого  | 
  93987,2  | 
  100,00%  | 
  116186,8  | 
  100,00%  | 
  22199,6  | 
  123,62%  | 
Удельный вес для каждого квартала каждого года рассчитывается как отношение товарооборота одного квартала на сумму товарооборота за год.
Отклонение необходимо определять как разницу товарооборота 2010 и 2009 года в поквартальном разрезе.
Темп отклонения – 
это отношение суммы 
Из данной таблицы видно, что товарооборот за отчетный год вырос на 23,62%. В поквартальном разрезе наблюдается следующее: товарооборот распределяется по кварталам неравномерно. Наиболее напряженным был второй квартал, наименее напряженным – четвертый.
Для определения равномерности развития розничного товарооборота целесообразно также рассчитать и проанализировать среднее квадратическое отклонение (d) и коэффициент вариации (ν) по следующим формулам:
Среднее квадратичное отклонение:
где:
- процент выполнения плана или темп изменения в динамике по изучаемому показателю за каждый месяц или квартал;
- процент выполнения плана или темп повышения (снижения) в динамике по анализируемому показателю за год;
п - число месяцев (кварталов) изучаемого периода.s
Коэффициент вариации:
где:
 - среднее квадратичное 
- темп отклонения товарооборота за квартал.
Коэффициент ритмичности:
Расчеты, необходимые для определения коэффициента ритмичности за 2009-2010 года
Квартал  | 
  Темп отклонения (%)  | 
  Х-Х среднее  | 
  (Х-Х среднее)^2  | 
I Квартал  | 
  128,26%  | 
  4,64%  | 
  21,5296  | 
II Квартал  | 
  100,44%  | 
  -23,18%  | 
  537,3124  | 
III Квартал  | 
  130,35%  | 
  6,73%  | 
  45,2929  | 
IV Квартал  | 
  137,39%  | 
  13,77%  | 
  189,6129  | 
Х среднее  | 
  123,62%  | 
  15281,9044  | 
Среднее квадратичное отклонение:
Коэффициент вариации:
Коэффициент ритмичности:
Чем ближе к 100% коэффициент ритмичности, тем ритмичнее изменяется товарооборот.
Планирование розничного 
товарооборота торгового 
Данные для расчета критического товарооборота
Показатели  | 
  Т-от  | 
  Сумма ВД  | 
  УВД  | 
  Сумма ИО  | 
  Сумма ИО перем.  | 
  Сумма ИО пост.  | 
  УИО  | 
  УИО перем.  | 
  УИО пост.  | 
2010 год  | 
  116186,8  | 
  28350,95  | 
  24,40%  | 
  22567,14  | 
  13045,6  | 
  9521,54  | 
  19,42%  | 
  11,23%  | 
  8,20%  | 
Расчет минимально необходимого товарооборота можно выполнить, разложив товарооборот на составляющие его элементы. Розничный товарооборот представляет сумму розничных цен проданных или запланированных к продаже товаров. В свою очередь, розничная цена состоит из покупной для торгового предприятия цены товара и торговой надбавки. Сумма покупных цен представляет собой товарооборот торгового предприятия по крупным ценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия издержек обращения и получения торговым предприятием прибыли.
Товарооборот критический:
Запас финансовой прочности:
Рис. 1. Минимальный объем товарооборота, необходимого для обеспечения безубыточной работы предприятия
Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных торговых предприятий.
Плановые среднегодовые 
товарные запасы (Зср) могут рассчитываться 
по формуле средней 
где:
З1, З2…Зп – запасы товаров на отдельные даты изучаемого периода;
п – число дат, за которые взяты данные.
При использовании формулы 
средней хронологической 
Для расчета плановых среднегодовых товарных запасов необходимо воспользоваться таблицей:
Запасы предприятия в поквартальном разрезе на 2009-2010 год
Дата  | 
  2009г. (сумма, тыс. руб)  | 
  2010г. (сумма тыс. руб.)  | |
01.янв  | 
  961,745  | 
  756,93  | |
01.апр  | 
  1795,725  | 
  2068,735  | |
01.июл  | 
  1789,63  | 
  2171,315  | |
01.окт  | 
  1743,4  | 
  2077,82  | |
31.дек  | 
  756,93  | 
  1033,275  | |
Анализ товарных запасов предприятия за 2009-2010 год
Показатель  | 
  2009 год  | 
  2010 год  | 
  Отклонение (-), (+)  | 
  Темп отклонения (%)  | 
Товарооборот, руб.  | 
  79276,16  | 
  98001,04  | 
  18724,88  | 
  123,62%  | 
Средние запасы, руб.  | 
  1304,88  | 
  1520,99  | 
  216,11  | 
  16,56%  | 
Уровень товарных запасов:  | 
  ||||
в днях оборота  | 
  6,0078742  | 
  5,66485162  | 
  -0,343022628  | 
  94,29%  | 
в числе оборотов  | 
  60,753602  | 
  64,4324026  | 
  3,678800716  | 
  106,06%  | 
Запасоотдача  | 
  60,753602  | 
  64,4324026  | 
  3,678800716  | 
  106,06%  | 
Запасоемкость  | 
  0,0164599  | 
  0,01552014  | 
  -0,000939788  | 
  94,29%  | 
Информация о работе Экономическая характеристика предприятия