Эффективное управление сельскохозяйственным производством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 21:21, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является совершенствование инструментов управления производством и сбытом на основе применения маркетинга, разработка более совершенной и приспособленной к рыночным условиям хозяйствования системы управления СПК «Большевик». Даётся анализ сегодняшнего экономического положения хозяйства и перспективы его дальнейшего развития. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- изучение теоретических основ маркетинга и управления сбытом продукции;
- анализ фактического состояния деятельности предприятия;

Файлы: 1 файл

Текучева диплом с 5 стр..doc

— 500.00 Кб (Скачать файл)

В зависимости от особенностей построения и принципов организации производства в предприятии выделяют такие структуры управления:

- бригадная (2 – ступенчатая)  структура управления – наиболее  простая и экономичная, находит  применение в небольших и средних  по размеру специализированных хозяйствах;

- отделенческая (территориальная)  – является 3 – ступенчатой структурой  управления, типична для крупных  хозяйств с многоотраслевой специализацией  и значительной территориальной  разобщенностью производства;

- цеховая (отраслевая) структура управления, как правило, 3 – ступенчатая, предполагает создание крупных цехов, в состав которых входят однородные, специализирующиеся на производстве отдельных видов продукции или выполнении определенных работ (услуг) подразделения, независимо от их территориального расположения;

- комбинированная структура  может сочетать сразу несколько  типов структур управления, применяется  в хозяйствах с организацией  производства по территориальному  принципу или на отраслевых  принципах;

- программно-целевая структура управления характеризуется организацией в рамках существующей структуры управления временных творческих коллективов для выполнения определенных программ или решения конкретных проблем;

- матричная структура  – это современный тип структуры  управления, который создается путем совмещения линейной и программно-целевой структур. [31]

Идеальной и единой структуры  управления не существует. Для каждого  предприятия она определяется многими  факторами: организационно-правовой формой предприятия, квалификацией кадров, условиями хозяйствования и т. д. [15]

Успешное выполнение задач по совершенствованию хозяйственного механизма и управления агропромышленным комплексом во многом зависит от квалифицированного использования всеми руководителями и специалистами существующей системы методов управления.

Методы управления представляют собой совокупность способов, средств и приемов целенаправленного воздействия управляющей системы (руководителей) на управляемую систему (исполнителей) в целях создания условий для четкой организации процесса управления, использования современной техники и прогрессивной организации труда и производства и обеспечения их максимальной эффективности для достижения поставленных целей. Воздействие методов управления на коллектив работников или отдельного работника непосредственно связано с мотивацией, т. е. с образованием в сознании коллектива или отдельного человека мотива (побудительного стимула) к действию в нужном направлении. [24]

Совокупность потребностей, на которую ориентирован тот или иной метод управления, определяет его мотивационную направленность. По характеру мотивационного воздействия (властное, материальное, моральное) на поведение работников методы управления можно разделить на три группы.

Организационно-распорядительные методы управления ориентированы главным образом на такие мотивы поведения, как осознание необходимости дисциплины труда, подчинение закону, правопорядку, старшему по должности и т. п. С помощью административных методов определяются: место коллективов и отдельных работников в системе производства и управления; их права, обязанности и ответственность; их взаимосвязи в процессе производства и управления; координация действий; оценка их эффективности и т. д.

Экономические методы управления объединяют все те приемы и способы, с помощью которых косвенно воздействуют на экономические интересы объекта управления и осуществляют материальное стимулирование труда как производственных коллективов, так и отдельных их членов, основанных на сознательном использовании требований экономических законов.

Социально-психологические  методы управления – способы воздействия на людей путем воспитания сознательного отношения к труду, использование социальных и психологических свойств личности и коллектива.

Объектами управления социально-психологических процессов являются:

- трудовые коллективы  сельскохозяйственных предприятий,  мотивы поведения и общения  между его членами;

- личностные характеристики  работников, их социальная, психическая  и психофизиологическая структура;

- система морального стимулирования работников;

- морально-психологический  климат в коллективе.

Только в совокупности методы управления создают условия  и предпосылки для наиболее эффективного управления в агропромышленном секторе. Руководители всех уровней в современных  условиях должны уметь владеть всем комплексом методов управления, осуществлять правильный выбор и применять конкретно те методы, которые в рыночной экономике обеспечивают максимальную их эффективность. [24]

Управление производством  включает в себя действия, в результате которых производится продукция, отражающая направление деятельности предприятия. Регулирование выпуска продукции осуществляется с помощью ресурсов, вводимых в производственный процесс. [3]

Производственный процесс  представляет собой комплекс трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление товара (продукции) заданного качества, количества и ассортимента в установленные сроки. [12].

 

    1. Теоретические аспекты сбытовой деятельности на предприятии

 

В комплексе мер по реформированию АПК важное значение имеет создание рыночной системы сбыта и реализации производимой продукции. Формирование этой системы основывается на свободном движении товаров, конкуренции и механизме ценообразования с учетом спроса и предложения. [27].

Система мероприятий продвижения произведенной продукции на рынок и организацию расчетов за нее понимается как сбыт (реализация) готовой продукции. Основная цель сбыта – получение предпринимательской прибыли на основе удовлетворения платежеспособного спроса потребителей. Сбыт как подсистема организационного управления существует в любой организации, однако степень его развития и эффективности может иметь значительные различия.

Сбытовую деятельность можно определить как процесс  осуществления контакта, убеждения  с целью достижения определенных результатов и в первую очередь увеличения продажи продукции на определенном сегменте рынка. Главная задача сбытовой деятельности – прибыльная реализация продукции [12].

Роль сбыта в деятельности предприятия достаточна многопланова.

В сфере сбыта определяется окончательно результат всех усилий предприятия, направленных на развитие производства и получение максимальной прибыли.

Приспосабливая сбытовую сеть к запросам покупателей, создавая им максимальные удобства до, во время  и после приобретения товара, производитель имеет значительно больше шансов для выигрыша в конкурентной борьбе.

Сбытовая сеть как  бы продолжает процесс производства, беря на себя доработку товара и  его подготовку к продаже (сортировку, фасовку, упаковку и многое другое).

Именно во время сбыта эффективнее проходит выявление и изучение вкусов и предпочтений потребителей [8].

Рост рентабельности производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных организаций  зависит не только от роста ресурсной  эффективности, увеличения объемов и улучшения качества продукции, но и от выбора каналов ее реализации [22].

Выбор каналов распределения (реализации) продукции является сложным  управленческим решением, поскольку  выбранные каналы самым непосредственным образом влияют на все другие решения в сфере маркетинга.

Реализация продукции  в большинстве случаев проводится через посредников, каждый из которых  формирует соответствующий канал  распределения. Использование посредников  в сфере обращения выгодно, прежде всего, для производителей. В этом случае им приходиться иметь дело с ограниченным кругом заинтересованных лиц по реализации продукции. Кроме того, обеспечивается широкая доступность товара при движении его непосредственно до рынка сбыта, продажи потребителям. С помощью посредников сокращается количество непосредственных контактов производителей с потребителями продукции [8].

Канал сбыта (распределения) – это путь (маршрут) передвижения товара от производителя к потребителю. Участники канала распределения выполняют ряд функций, способствующих успешной реализации маркетинговых программ и стратегии в целом. К этим функциям относятся: проведение маркетинговых исследований, формирование спроса; стимулирование сбыта; налаживание контактов с потенциальными покупателями; транспортировка и складирование товаров; принятие ответственности за функционирование канала сбыта [4].

Каналы распределения  могут быть трех видов.

Прямые каналы связаны с перемещением товаров и услуг без участия посреднических организаций. Они чаще всего устанавливаются между изготовителями и потребителями, которые сами контролируют эту связь и располагают ограниченными целевыми рынками. Здесь применяется, как правило, прямой маркетинг (прямой сбыт).

Косвенные каналы связаны с перемещением товаров и услуг через одного или нескольких независимых посредников от изготовителя к потребителю. Такие каналы обычно используют предприятия, которые с целью увеличения своих рынков и объемов сбыта согласны отказаться от части бытовых функций и расходов, и соответственно, от определенной доли контроля над сбытом, а также готовы уменьшить контакты с потребителями.

Смешанные каналы объединяют черты первых двух каналов товародвижения. [8]

Каналы распределения  можно охарактеризовать и по числу  составляющих их уровней. Уровень канала распределения – это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближении товара и права собственника на него к конечному покупателю. Протяженность канала определяется числом имеющихся в нем промежуточных уровней. [4]

Канал нулевого уровня (прямого маркетинга) состоит из производителя, реализующего товар непосредственно потребителям.

Одноуровневый канал включает  в себя одного посредника, в качестве которого может выступать агент по сбыту или розничный торговец, продающий товар потребителю.

Двухуровневый канал состоит из двух независимых посредников: розничного и оптового торговцев.

Трехуровневый канал включает трех посредников, где связь между производителем и потребителем осуществляется с помощью оптовых торговцев перепродающих товар в розничную торговлю.

Чем больше уровней имеет  канал сбыта, тем меньше возможностей у производителей его контролировать [4,8].

С организационной точки  зрения различают две формы каналов  сбыта (реализации) произведенной продукции.

Самоорганизующийся канал – традиционный, он включает в себя производителя и одного или нескольких посредников, которые не зависят друг от друга и действуют на рынке самостоятельно ориентируясь на обеспечение максимизации собственной прибыли. Такие каналы отличаются тем, что ни один из участников канала не имеет ярко выраженных лидирующих позиций. В результате традиционные каналы сбыта характеризуются высоким уровнем нестабильности и чаще всего подвержены конфликтам.

Координируемый канал характеризуется тем, что функционирование целенаправленно координируется одним участником или их группой. В качестве координатора может выступать не только производитель, но и торговый посредник. При этом появляется возможность управления каналом и контроля эффективности его функционирования, устранения противоречий и конфликтов между  его отдельными участниками [5].

Анализ системы сбыта  предполагает выявление эффективности  каждого элемента этой системы. Анализу  подвергаются не столько количественные показатели объемов продаж по продукту и регионам, сколько весь комплекс факторов, оказывающих влияние на размеры сбыта, одним из которых является стимулирование сбыта. [3]

Стимулирование сбыта представляет собой систему побудительных мер и приемов, носящих, как правило, кратковременный характер  и направленных на поощрение покупки или продажи товара. Цели, достигаемые приемами стимулирования сбыта, определяются маркетинговыми задачами предприятия и характеристиками целевой аудитории, на которую они направлены. Обычно выделяют три типа адресатов: потребители, торговые посредники и собственный торговый персонал [26].

Цели стимулирования продавца – превратить инертного  и безразличного к товару человека в энтузиаста и пропагандиста  этого товара. Цели стимулирования торгового посредника – придать  товару определенный имидж, чтобы сделать его легко узнаваемым; увеличить количество товара, поступающего в торговую сеть; повысить заинтересованность посредника в активном сбыте той или иной марки товара [2].

Применительно к торговой точке различные виды стимулирования можно классифицировать по происхождению и воздействию на клиентов:

- общее стимулирование  применяется в месте продажи,  служит инструментом оживления  торговлей, объединяет продажу  по сниженным ценам, демонстрацию  товара, дегустацию, игры, особое убранство  торговых залов, рекламные объявления и т.д.;

- избирательное стимулирование  – размещение товара вне мест  общей выкладки на выгодной  позиции, включает также размещение  товаров на выносных лотках  или тележках, расположенных в  проходах или на пересечении  торговых линий;

- индивидуальное стимулирование осуществляется в местах общей экспозиции товаров и, как правило, исходит от производителя.

Приступая к стимулированию сбыта надо учитывать следующее:

Стимулирование сбыта  эффективно только тогда, когда его  применение увязывается с жизненным циклом товара и согласуется с четко определенными целями.

Информация о работе Эффективное управление сельскохозяйственным производством