Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 23:49, курсовая работа
Знание рынка и рыночной ситуации изначально заботили предпринимателя. Знание процессов и закономерностей позволяли принять правильно решение, быть готовым к конкурентной борьбе, застраховаться от рисков, планировать работу на перспективу. Главная задача курсовой работы  состоит в изучении рынка. Для предпринимателя важно знать ответы на такие вопросы, как в каких товарах нуждается потребитель, в каком объеме он готов купить товар, какую цену согласится заплатить. Еще в начале ХХ века было выдвинуто принципиальное требование к маркетинговой деятельности обеспечение прозрачности и предсказуемости рынка.
Маркетинговые исследования - любая исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение прозрачности и предсказуемости рынка.
Введение                                                                                                 3
1 Проектирование маркетингового  исследования 4
1.1 Симптоматика проблемы  и постановка целей маркетингового
 исследования                                                                                                       4
1.2 Логический анализ основных  понятий и формулировка задач 
исследования                                                                                                        9
1.3 Подбор методов получения  информации      12
1.4 Определения глубины  исследования, объектов исследования  и 
исследуемых совокупностей                                                                             15
2 Конъюнктурный анализ  17
2.1 Общехозяйственная конъюнктура 18
2.2 Конъюнктура товарного рынка 20
2.2.1. Конъюнктура рынка в общемировых масштабах                                 20
2.2.2. Конъюнктура рынка  в масштабах УР                                                    21 
Заключение 25
Список использованных источников 27
Чтобы перейти от целей к задачам исследования, следующим этапом работы является логический анализ поставленных целей. Суть его в логическом структурировании основных понятий. Логический анализ понятий предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры.
Логический анализ включает в себя следующие процедуры:
Логический анализ не проводится по общим целям маркетингового исследования, он ведется только по каждой цели в рамках пяти направлений детализации. По каждой из этих целей проводится все операции логического анализа.
  Операционализация – 
расчленение выделенных 
В каждой поставленной цели выделяются понятия, словосочетания имеющие неоднозначное или неопределенное значение.
Интерпретация – выражение сущности предмета анализа через ряд других понятий и категорий. Трактовка понятия. Дается интерпретация каждого выделенного в целях операционального понятия.
Изучение явлений и процессов при маркетинговом исследовании предполагает не только их качественное, но и количественное исследование.
Признаки и факторы, которые могли бы служить числовой характеристикой явлений и процессов и могли бы использоваться для их измерения, принято называть индикаторами.
При выборе индикаторов учитываются следующие принципиальные положения:
В качестве индикаторов в первую очередь выбираются объективные факты («купил» - «не купил», «возраст», «доход»). Если их не достаточно или невозможно подобрать, используются факты, носящие субъективный характер: установки, оценки, суждения.
Показатели.
Для каждого индикатора должна быть подобрана характеристика, выражающая в инструментарии вариант ответа – показатель.
Формирование задач исследования
После того, как выполнен по каждой из целей логический анализ, формируются задачи исследования.
Задачи исследования условно можно разделить на две группы:
Задачи сбора информации всегда касаются выделенных с помощью операционализации показателей.
1.2.1 Цели исследования потребителей
Операциональное понятие 1: потребитель.
Интерпретация: предприятие, частное лицо, приобретающее услугу.
В качестве гипотезы выдвигается схема сегментации, представленная на рисунке 2.
м
Рисунок 2 – Гипотеза по сегментации
Гипотеза заключается в том, что в основном потребителями ветроэнергетических установок малой мощности (ВЭУММ) пользуются домовладельцы с уровнем дохода выше среднего и обеспеченные.
Шкала 3 номинативная – частные домохозяйства.
После того, как сформулированы все цели и задачи маркетингового исследования, необходимо подобрать те методы сбора информации, которые позволяли бы получить все необходимые сведения и данные.
       Важная 
роль  в любых маркетинговых 
исследованиях отводится сбору 
и обработке информации. Недостатки 
либо недостоверность 
Вторичной информацией – называется информация собранная ранее другими людьми и для других целей. Вторичная информация может быть внешней и внутренней.
Внешняя вторичная информация содержится в таких источниках, как:
Полевые методы получения информации - используются при получении первичной информации.
Первичной информацией – называется информация - полученная в результате специально разработанных и проведенных для данного исследования полевых исследований.
Она может быть получена в результате таких полевых исследований как:
В таблице 2 определены методы, с помощью которых может быть получена информация для решения поставленных задач.
Таблица 2 – Подбор методов сбора информации
Задача  | 
  Метод сбора информации  | 
Задача 1.1. Составить базу данных по числу частных домохозяйств  | 
  Сбор и анализ вторичной информации  | 
Задача 1.2. Составить базу данных по числу частных домохозяйств с доходами выше среднего и обеспеченных.  | |
Задача 1.3. Составить перечень услуг, предлагаемых на рынке УР.  | |
Задача 1.4. Определить характеристики услуги, предлагаемой на рынке.  | |
Задача 1.5. Определить цены конкурентов на подобные услуги.  | |
Задача 1.6. Определить виды сервисных услуг, предоставляемых предприятиями.  | |
Задача 1.7. Определить перечень конкурентов, предоставляющих услугу в УР  | |
Задача 1.8. Определить факторы внутренней среды предприятия, определяющие его преимущества и недостатки на рынке.  | |
Задача 1.9. Определить динамику объемов промышленного производства в РФ.  | |
Задача 1.10. Определить динамику ВВП в РФ.  | |
Задача 1.11. Определить предпочтения покупателей по цене.  | |
Задача 1.12. Определить необходимый покупателям вид источника питания.  | |
Задача 1.13. Определить важность характеристик услуг для потребителей.  | |
Задача 1.14. Определить основные для потребителей источники информации о предоставлении услуг поставок оборудования ВЭУММ  | |
Задача 1.15. Определить вид отчета, требующийся покупателям.  | |
Задача 1.16. Определить метод оплаты, удобный покупателям.  | |
Сплошной телефонный опрос администраций регионов  | |
Задача 2.1. Определить предпочтения покупателей по цене.  | |
Задача 2.2. Определить необходимый потребителям разнообразие необходимых услуг  | |
Задача 2.3. Определить основные для потребителей источники информации об оборудовании ВЭУММ  | |
Задача 2.4. Определить количество вложенных средств в 2013 году в инновационную деятельность.  | |
Задача 3.1. Определить значение факторов внутренней среды  | 
  Заочный однотуровый опрос экспертов методом «Дельфи» по разработанной анкете  | 
Задача 3.2. Определить перечень экономических факторов, влияющих на конъюнктуру рынка.  | |
Задача 3.3. Определить перечень законодательных факторов, влияющих на конъюнктуру рынка.  | |
Задача 3.4. Определить перечень научно-технических факторов, влияющих на конъюнктуру рынка.  | 
  Расчет по формулам и анализ полученной информации  | 
Задача 3.5. Определить перечень крупных потребителей, выдвигающих особые условия к услугам поставок ВЭУММ  | |
Задача 3.8. Определить перечень барьеров, препятствующих выходу конкурентов на данный рынок услуг.  | |
Задача 3.9. Определить влияние факторов внешней среды на конъюнктуру рынка.  | |
Задача 4.1. Рассчитать среднюю цену на различные виды услуг.  | 
  Расчет по формулам и анализ полученной информации  | 
Задача 4.2. Определить долю рынка каждого предприятия – производителя, занимаемую в 2013 году.  | |
Задача 4.3. Определить стадию цикла рынка РФ.  | 
Прежде чем начать исследование необходимо определить его глубину. По глубине различают следующие виды исследований:
Разведывательное (пилотажное, зондажное) исследование – может использоваться в качестве предварительного этапа маркетингового исследования.
Потребность в таких исследованиях возникает тогда, когда предмет исследования относится к числу мало или вообще не изученных.
Такое исследование обычно включает в себя какой-либо метод сбора первичной информации (опрос, фокус-группу, экспертный опрос), а так же анализ вторичной информации. Для исследований берутся небольшие совокупности, не полные выборки, сжатый инструментарий, упрощенная программа.
Основными целями исследования, в этом случае, является обычно дополнительная информация об объекте и предмете исследования, уточнение или корректировка гипотез, задач, инструментария.
Описательное (дескриптивное) исследование – изучение эмпирических сведений дающих относительно полное представление об объекте, явлении и его структурных элементах. Такое исследование проводится по полной программе на базе выверенного инструментария. Объектом анализа являются большие совокупности, инструментом – полные выборки. Такое исследование дает информацию аналитического характера о существующем состоянии объекта.
Аналитическое (казуальное) исследование – исследование имеет своей целью не только описание состояния объекта, но и выявление причинно-следственных связей, которые лежат в основе явления или процесса и позволяют определить его прогнозное состояние.
Определив инструменты сбора информации, необходимо четко указать объекты исследований, проводимых с помощью этих инструментов.
Объектом исследования – является носитель той или иной проблемы. В нашем случае можно выделить следующие объекты исследования:
Объектом массового опроса являются частные домохозяйства на территории УР с доходом выше среднего и обеспеченные. Уровень дохода устанавливается в ходе опроса.
Объектом наблюдения – потребность владельцев частных домов в экономии электроэнергии, в дополнительных источниках электроэнергии.
Объектом анализа вторичной информации – электронные сайты статистики, прогнозные и другие статьи.
Предметом исследования – являются те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему.
После определения объекта исследования, для каждого вида инструментов сбора информации проводится определение исследуемой совокупности. Оно сводится:
Элементы совокупности -
1) генеральная совокупность – частные домохозяйства УР с определенным уровнем дохода;
Через обследование -
2) выборочной совокупности домохозяйств Удмуртии;
Единица совокупности - домохозяйство;
Структура генеральной и разведывательной совокупности представлены в таблицах 3 и 4.
Таблица 3 - Структура генеральной совокупности
Частные домохозяйства на территории Удмуртской Республики. Всего  | 
  571 614  | 
  | 
  108 607  | 
  | 
  22 865  | 
Итого  | 
  154 445  | 
Таблица 4 - Структура выборочной совокупности.
Погрешность измерений 10%.
Частные домохозяйства на территории Удмуртской Республики. Всего  | 
  100  | 
  | 
  80  | 
  | 
  20  | 
Итого  | 
  100  | 
2 Конъюнктурный анализ
Конъюнктура - экономическая ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный период времени. Рыночный механизм по сути стремится к равновесию, однако этот процесс имеет случайный, стохастический характер, под воздействием множества противоречивых факторов, что обуславливает наличие постоянных колебаний и отклонений.