Факторный анализ себестоимости и прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 01:36, курсовая работа

Описание работы

Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.
Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные рас¬ходы.

Содержание работы

1. Введение
2. Исходные данные
3. Основная часть:
3.1. Расчет себестоимости и прибыли
3.2 Анализ варианта снижения цены
3.3 Анализ взаимосвязи себестоимости, объема, прибыли
3.4 Расчет и оценка показателей эффективности использования производственных ресурсов
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая1.doc

— 234.00 Кб (Скачать файл)

 

= Полная стоимость основных средств* Норма мортизации/ 100


год=Fполн / Fполнам/ 100,

 

Где Fполн – полная стоимость основных средств, тыс. руб.;

Тсл- срок службы основных средств, год;

Нам – норма амортизации, %.

Метод суммы чисел позволяет  перераспределить амортизационные  отчисления в течение срока службы пропорционально общей сумме лет службы основных средств: больше суммы амортизационных отчислений приходятся на первые годы эксплуатации и постепенно убывают к концу срока службы основных средств. Расчет годовой суммы амортизационных отчислений выполняется по формуле:

 

АгодI=(T – Тi +1)/ (0,5 *T+1)* Fполн ,

 

Где T=100/ Нам;

Тi – год эксплуатации основных средств.

Выручка от реализации продукции определяется по формуле:

Q- количество продаваемых изделий,

Р- цена одного изделия, руб.

В исходных данных в состав общей суммы постоянных накладных расходов включена амортизация технологического оборудования, рассчитанная с использованием равномерного метода. При использовании ускоренного метода начисления амортизации общая сумма постоянных накладных расходов должна быть пересчитана на изменение амортизационных отчислений по технологическому оборудованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты расчетов представлены в таблице:

Таблица 3

Варианты расчетов

FIFO и равномерная амортизация

FIFO и ускоренная амортизация

LIFO и равномерная амортизация

LIFO и ускоренная амортизация

Переменные расходы

9680 тыс. руб.

9680 тыс. руб.

10430 тыс.руб.

10430 тыс.руб.

Выручка

20200тыс. руб.

20200 тыс. руб.

20200тыс. руб.

20200тыс. руб.

в т.ч. - прямые материальные затраты

3120 тыс. руб.

3120 тыс. руб.

3870 тыс. руб.

3870 тыс. руб.

заработная плата рабочих

5700 тыс. руб.

5700 тыс. руб.

5700 тыс. руб.

5700 тыс. руб.

- переменная часть накладных  расходов

860 тыс. руб.

860 тыс. руб.

860 тыс. руб.

860 тыс. руб.

Постоянные расходы всего

 

7896 тыс. руб.

8846 тыс. руб.

7896 тыс. руб.

 

8846 тыс руб.

- амортизация основных средств,  в т.ч.

1936 тыс. руб.

2886 тыс. руб.

1936 тыс. руб.

2886 тыс. руб.

амортизация технологического оборудования

1800 тыс. руб.

2750 тыс. руб.

1800 тыс. руб.

2750 тыс. руб.

- постоянные накладные расходы

5960 тыс. руб.

5960 тыс. руб.

5960 тыс. руб.

5960 тыс. руб.

Маржинальный доход 

 

10520 тыс. руб

10520 тыс. руб

9770 тыс .руб

9770 тыс руб.

Всего затрат

17576 тыс. руб.

18526 тыс.руб.

18326 тыс. руб.

19276 тыс. руб

Чистая прибыль

2624 тыс. руб.

1674 тыс. руб.

1874 тыс. руб.

924 тыс.руб.


 

 

 

Необходимые расчеты:

    1. Маржинальный доход = Выручка – Переменные расходы.
    2. А осн.ср.(равн.) = (24200*8)/100 = 1936.
    3. Атехн.обор.(равн) = (12000*15)/100 = 1800.
    4. Пост. расх. =6820–860 = 5960.
    5. А техн.об.(ускор.) = (100/15-2+1)/( 0.5*(100/15)*(100/15+1) )*12500= 2750.
    6. Дельта А = 2750–1800 = 950.
    7. А осн.об.(ускор.) = 1936+ 950 = 2886.
    8. Чист.приб. = Выручка – ( Перемен.расх + Постоян.расх.)

Таким образом на уровень себестоимости продукции и прибыль влияют такие факторы как: 1) объем прямых материальных затрат, величина которых зависит от используемого метода оценки запасов: FIFO и LIFO; 2) метод начисления амортизации: равномерный или ускоренный.

Линейный метод расчета амортизации прост, нагляден и в определенной степени, учитывает процесс равномерного износа основных фондов на весь срок службы. Недостаток этого метода в том, что здесь не учитывается моральный износ и необходимость увеличения затрат на ремонт в последние годы службы амортизируемых объектов.

При использовании  метода ускоренной амортизации большая  часть первоначальной стоимости  основных средств списывается в  первые годы их использования. Но при  этом предприятие в эти годы теряет часть прибыли, посредством увеличения постоянных расходов.

Группировка постоянных и переменных расходов по элементам  затрат неприменима для решения  ряда вопросов, связанных с прогнозированием затрат и контролем за их расходованием. В связи с этим применяется  группировка расходов по калькуляционным статьям, которая позволяет определить затраты по месту их происхождения, по видам продукции.

Оценка варианта снижения цены

В рыночных условиях производители  товара стремятся максимизировать  получаемую ими прибыль, т.е. разницу  между выручкой произведенной ими продукции и затратами на ее производство. Принимая решение об объеме производства, менеджер стремится выбрать такой объем производства, который обеспечивает ему наибольшую прибыль. Выбор во многом зависит от степени эластичности спроса, уровня затрат на производство продукции, а также соотношения переменных и постоянных расходов в себестоимости продукции.

Для расчета коэффициента эластичности спроса находят частное от деления  процента изменения количества товаров  на процент изменения цены:

 

=

Если снижение цены вызывает настолько незначительный рост продаж, что общая выручка  падает, спрос не эластичен ( <1). Отсюда, если эластичность меньше единицы, то фирма может повышать цены и тем самым наращивать выручку и прибыль.

Если снижение цены компенсируется соответствующим ростом объема продаж, так что общая выручка остается неизменной, то эластичность спроса равна единице ( =1).

Если снижение цены вызывает такое снижение продаж, что общая выручка возрастает, то спрос эластичен ( >1). В этом случае фирма может снижать цены и тогда выручка будет расти за счет увеличения спроса. Однако увеличение объема продаж не всегда приводит к увеличению прибыли предприятия.

Поэтому, принимая решение о снижении цены для стимулирования спроса, менеджер должен оценить его влияние на размер прибыли.

Используя исходные данные для определения  влияния цены на изменение прибыли  необходимо выполнить следующие  расчеты:

Прежде всего, необходимо рассчитать увеличение объема продаж по формуле:

,

            Где  Q- прирост объема продаж %;

- коэффициент эластичности спроса;

- процент снижения цены.

Расчет издержек и прибыли с  учетом возросшего объема производства

Выручка после снижения цены может  быть рассчитана по формуле:

 

Вн =Q*(1+ )*Р*(1- ).

Общая сумма переменных издержек после  увеличения объема производства рассчитывается следующим образом:

 

Спер н = С пер*(1+ ),

 

Где С пер – общие переменные издержки до снижения цены и увеличения объема производства.

Постоянные издержки с ростом объема производства не изменяются, и их сумма берется из предыдущего расчета.

Если в результате снижения цены, несмотря на увеличение объема производства и реализации продукции, произошло  снижение прибыли, необходимо далее  рассчитать объем продаж и коэффициент эластичности спроса, при которых заданное снижение цены продукции могло быть целесообразным, то есть не привело бы к снижению прибыли.

Изменение объема продаж при условии  сохранения прибыли на прежнем уровне можно рассчитать по формуле:

 

Q’= ,

 

Где Пс – прибыль на единицу продукции до изменения цены, руб.;

Yпер – удельный вес переменных издержек в себестоимости продукции до изменения цены;

Спе – полная себестоимость единицы продукции до снижения цены, руб. ;

’ – снижение цены, руб. ;

Отсюда коэффициент эластичности спроса, достаточный для того, чтобы не произошло падение прибыли, рассчитывается так

 

 

 

 

 

 

Анализ влияния снижения цены на выручку и прибыль выполняется  для двух вариантов:

1.Расчет для варианта, имеющего  наибольшую прибыль.

2.Расчет для варианта, имеющего наименьшую прибыль.

 

Таблица 4

Показатели

FIFO равномерная амортизация

LIFO и равномерная амортизация

 

До снижения цены

После снижения цены

До снижения цены

После снижения цены

Выручка

20200

20384

20200

20384

Переменные затраты

9680

11265

10430

12138

Постоянные затраты

7896

7896

7896

7896

Чистая прибыль

2624

1223

1874

350


 

Вариант, имеющий наибольшую прибыль:

1. Находим цену

 

Р = В/Q = 20200 / 8300 = 2,42 тыс. руб.

 

2. Рассчитаем увеличение объема  продаж

 

= 1,28 * 12,8=16,38

 

3. Находим новую выручку

 

Вн = Q * (1+ ) * Р * (1- ) = 8300 * (1+ 16,38/100) * 2,42 * (1-12,8/100) = 20384 тыс. руб.

4. Находим объем продаж новый

 

Q нов. = Q * (1+ ) = 8300 * 1,16 = 9659

 

5. Находим переменные затраты  после изменения цены

 

Спер н = С пер * (1+ ) = 9680 * (1+ 16,38/ 100) = 11265 тыс. руб.

 

6. Находим изменение объема продаж  при условии сохранения прибыли  на прежнем уровне

 

Q’ = = 0,31 / (0,45- 0,31+ (1- 57,1%)* 2,03 = 0,31

Пс = 2624 / 8300 = 0,32 тыс. руб.

Yпер = (9680/ 17576) * 100% =55,1%

С пе =  17576/ 8300 = 2,12 тыс. руб.

Р нов. = 2,42 – 12,8% = 2,11 тыс. руб.

Р’= Р – Р нов. = 2,42- 2,11 = 0,31 тыс. руб.

 

7. Находим коэффициент эластичности  спроса, достаточный для того, чтобы  не произошло падения прибыли

 

= (0,31 * (2,03+ 0,32)) / 0,31 = 2,35

 

Вариант, имеющий наименьшую прибыль:

1. Находим цену

 

Р = В/Q = 20200 / 8300 = 2,42 тыс. руб.

 

2. Рассчитаем увеличение объема  продаж

 

= 1,28 * 12,8=16,38

 

3. Находим новую выручку

 

Вн = Q * (1+ ) * Р * (1- ) = 8300 * (1+ 16,38/100) * 2,42 * (1-12,8/100) = 20384 тыс. Руб.

4. Находим объем продаж новый

 

Q нов. = Q * (1+ ) = 8300 * 1,16 = 9659

5. Находим переменные затраты  после изменения цены

 

Спер н = С пер * (1+ ) = 10 430 * (1+ 16,38/ 100) = 12138 тыс. руб.

 

6. Находим изменение объема продаж  при условии сохранения прибыли на прежнем уровне

 

Q’ = = 0,31 / (0,22 - 0,31 + (1- 56,9%) * 2,21) = 0,36

Пс = 1874 / 8300 = 0,22тыс. руб.

Yпер = (10430 / 18326) * 100% =56,9%

С пе = 18326/ 8300 = 2,21 тыс. руб.

Р нов. = 2,42 – 12,8% = 2,11 тыс. руб.

Р’= Р – Р нов. = 2,42- 2,11 = 0,31 тыс. руб.

7. Находим коэффициент эластичности  спроса, достаточный для того, чтобы  не произошло падения прибыли

 

= (0,36 * (2,21+ 0,22)) / 0,31 = 2,82

 

Вследствие этого можно сделать  вывод, что на прибыль влияют такие  факторы как объем производства, выбор которого во многом зависит от эластичности спроса, уровня затрат на производство, а также соотношения переменных и постоянных расходов в себестоимости продукции.

Ограничителем для снижения цены служат переменные затраты, т.к. при увеличении объема продаж увеличиваются и данные издержки, что в свою очередь отрицательно влияет на размер прибыли.

 

3. Анализ взаимосвязи себестоимости,  объема, прибыли

 

Объектом маржинального анализа  является оценка различных, возможных  решений, принимаемых в условиях конкуренции, позволяющая выбрать наиболее эффективные из них. Решения, которые принимает менеджер, могут быть эффективными, если они основаны на анализе взаимосвязей себестоимости, объема и прибыли.

О наличии взаимосвязи между  прибылью, объемом и себестоимостью проданного товара исчерпывающее представление дает график.

График позволяет сразу ответить на вопросы, при каком объеме продаж предприятие получит прибыль, и  при каком объеме продаж ее не будет.

Он также определяет точку, в  которой затраты на производство и сбыт продукции будут равны выручке от продаж. Эта точка носит название критического объема продаж.

Технология маржинального анализа  базируется на следующих концепциях и зависимостях:

1. Маржинальный доход: превышение  выручки с продаж (В) над совокупными переменными затратами (Спер), относящимися к определенному уровню продаж:

 

МД=В-Спер=Q(Р-СIпер),

Информация о работе Факторный анализ себестоимости и прибыли предприятия