Бенчмаркинг и модель делового совершенства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить бенчмаркинг как эффективный инструмент управления качеством и, используя возможности модели делового совершенства, построить для себя систему менеджмента с полезными особенностями модели, хорошо известной и позволяющей осуществить собственный бенчмаркинг по сравнению с другими её пользователями.

Файлы: 1 файл

Курсовая БЕНЧМАРКИНГ И МОДЕЛЬ ДЕЛОВОГО СОВЕРШЕНСТВА.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

Подход к планированию деятельности компании, предполагающий непрерывный процесс оценки уровня продукции, услуг и методов работы, открывающий, изучающий и оценивающий все лучшее в других организациях с целью использования полученных знаний в работе своей организации получил название бенчмаркинг. Бенчмаркинг способствует открытости и повышению эффективности бизнеса: предоставляет организации сигналы раннего предупреждения об ее отставании; выясняет уровень организации по сравнению с лучшими в мире; ведет к быстрому внедрению новых подходов при меньшем риске; сокращает затраты на процесс улучшения. [2, с. 47-49]

 

1.2. Развитие и виды бенчмаркинга

 

Процесс эволюции бенчмаркинга аналогичен классической модели "перехода от искусства к науке".

Первое поколение бенчмаркинга интерпретируется как ретроспективный анализ продукта.

Второе поколение, бенчмаркинг конкурентоспособности - развивается как наука в 1976-1986 гг., благодаря  деятельности фирмы Ксерокс.

Третье поколение бенчмаркинга развивается в период 1982-1986 гг., когда предприятия-лидеры качества выясняют возможность поучиться более просто у предприятий вне их сектора или отрасли, чем исследуя конкурентов.

Четвертое поколение бенчмаркинга – это стратегический бенчмаркетинг, который рассматривается как систематический процесс, направленный на оценку альтернатив, реализацию стратегий  и усовершенствование характеристик  производительности на основе изучения успешных стратегий внешних предприятий  партнеров.

Пятое поколение - глобальный бенчмаркинг рассматривается будущим  инструментом организации международных  обменов с учетом культуры и национальных процессов организации производства. [6, с. 27-40]

В науке и практике бизнеса  выделяют различные виды бенчмаркинга.

1. По уровню применения  можно выделить три вида бенчмаркинга:

    • структурный, который проводится применительно к элементам инфраструктуры (финансы, образование, транспорт и  т. д.);
    • отраслевой, в этом случае на международном уровне сравниваются различные секторы экономики;
    • бенчмаркинг отдельных компаний, целью которого является изучение отдельных факторов, определяющих сущность работы компании, и выявление ее сильных и слабых сторон.

2. По местоположению эталона  можно выделить:

    • внутренний бенчмаркинг, который предполагает сравнение аналогичных процессов, продукции, услуг внутри данной организации. К достоинствам данного вида можно отнести простоту обмена информацией;
    • внешний бенчмаркинг подразумевает поиск внешних организаций, которые известны как лучшие в своем классе. Внешний бенчмаркинг предоставляет возможность учиться у тех, кто находится на передовом рубеже.
    • глобальный (международный) бенчмаркинг используется в случаях, когда поиск объекта сравнения  ведется в других странах, так  как именно там работают лучшие предприятия  в данной отрасли либо в случае, если в собственной стране нет таких предприятий.

3. По участникам бенчмаркингового  процесса можно выделить четыре  вида бенчмаркинга.

    • конкурентный бенчмаркинг предполагает сопоставление собственных показателей с аналогичными показателями конкурентов.
    • ассоциативный бенчмаркинг – бенчмаркинг, проводимый организациями, состоящими в узком бенчмаркинговом альянсе.
    • кооперативный бенчмаркинг подразумевает сравнительный анализ ключевых производственных функций с целью их улучшения. Отличительной чертой кооперативного бенчмаркинга является то, что в нем участвует организация, которая изучается («партнер-эталон»). Данный вид бенчмаркинга полезен не только для компании, которая учится на лучших образцах, но и для ее партнера, так как признание эталоном повышает инвестиционную привлекательность организации.
    • консультативный бенчмаркинг подразумевает сравнение организации с другими при помощи консультационной службы. Консультационная служба может действовать совершенно независимо, собирая и анализируя информацию без отвлечения людей из организации.

4. По объектам сравнения  можно выделить пять видов  бенчмаркинга.

    • товарный бенчмаркинг (реинжиниринг) или ретроспективный анализ продукта конкурента с целью сравнения со своей продукцией.
    • бенчмаркинг показателей используется в случае, если организация рассматривает свою деятельность с точки зрения показателей ключевых продуктов или услуг. В этом случае объект сравнения принадлежит к той же отрасли.
    • бенчмаркинг процесса – деятельность по измерению определенных показателей ключевых процессов и операций для сопоставления с предприятиями, имеющими лучший опыт в аналогичной деятельности. Процесс бенчмаркинга предполагает обязательное сопоставление карт процессов, что позволит провести эффективное сравнение и анализ. Преимуществом данного вида является то, что он может быть эффективным даже в краткосрочном периоде.
    • функциональный (общий) бенчмаркинг – бенчмаркинг, который включает в себя сравнение определенной функции двух или более организаций, как правило, не принадлежащих одной отрасли и не являющихся прямыми конкурентами. Обязательным условием является схожесть процессов в этих организациях. Достоинством данного вида является то, что организации будут более охотно делиться информацией, а также, что они имеют существенные отличия в работе, а, следовательно, их опыт будет полезен друг другу. К недостаткам можно отнести сложность определения такой компании. Однако именно данный вид может быть наиболее эффективным, так кА компании могут охотно (без угрозы для собственной конкурентоспособности) делиться даже нововведениями в области технологии и управления.
    • стратегический бенчмаркинг, который рассматривается как систематический процесс, направленный на оценку альтернатив, реализацию стратегий и усовершенствование характеристик производительности на основе изучения успешных стратегий внешних предприятий партеров. [6, с. 103-119]

 

1.3. Структура и функционирование бенчмаркинга

 

Рассмотрим принципы, объекты  исследования, основные правила анализа и этапы процесса бенчмаркетинга, основные источники информации, контроль в системе бенчмаркинга, а также  подходы к обучению на основе бенчмаркинга.

Факторы успеха, которые  определяют этот процесс, можно классифицировать следующим образом:

"Жесткие" (объективные)  факторы:

-определение четких границ  проекта;

-точное планирование  времени;

-соблюдение стандартов  качества;

-принятие во внимание  бюджетных ограничений;

"Мягкие" (субъективные) факторы:

-хороший климат для  сотрудничества;

-положительный настрой  - ориентация на достижение результата;

-осознание важности качества;

-заинтересованность;

-творческий подход;

-этика предпринимательства.

Эта концепция является вспомогательным  средством для сбора информации, требующейся предприятию, чтобы постоянно улучшать производительность и качество и быть впереди конкурентов. Анализ превосходства используется как рычаг, чтобы сломать закостенелую структуру предпринимательства, ориентируясь, например, на лучшие результаты других предприятий.

Анализ превосходства - это  взгляд на внутренние функции, деятельность и опыт со следующей целью:

-определить лучшие результаты;

-проанализировать свою  работу;

-выявить недостатки в  функционировании;

-устранить слабые места;

-создать мотивацию к  постоянному улучшению. [5, с. 132-140]

 

1.4. Принципы и этапы процесса бенчмаркинга

 

 

Выделяет следующие основные принципы бенчмаркинга.

1. Взаимность.

Бенчмаркинг является деятельностью, основанной на взаимном отношении, согласии и обмене данными, которые обеспечивают "выигрышную" ситуацию для обеих  сторон. Но взаимность не бывает вслепую. Сначала необходимо согласовать  пределы диапазона информации, порядок  обмена данными, логику проведения исследования. В бенчмаркинговом альянсе любой  партнер должен иметь гарантии по поведению других и только уважение правил игры всеми участниками гарантирует  всем хороший результат. Все должно быть заранее установлено и согласовано.

2. Аналогия.

Оперативные процессы партнеров  должны быть схожими. Может быть оценен любой процесс, только бы группа исследования могла перевести его в культурный, структурный и предпринимательский  контекст своего предприятия. Аналогия процессов и установление критериев  отбора партнеров по бенчмаркингу являются тем, от чего зависит успех деятельности.

3. Измерение

Бенчмаркинг - это сравнение  характеристик, измеренных на нескольких предприятиях; целью является установление того, почему существуют различия в  характеристиках и как достигнуть их наилучшего значения. Важнейшим  считается определение ключевых характеристик процесса, что позволяет  улучшить характеристики на основе изучения процесса.

4. Достоверность.

Бенчмаркинг должен проводиться  на основе фактических данных, точного  анализа и изучения процесса, а  не только на базе интуиции.

Процесс бенчмаркинга можно  разбить на пять фаз:

1. Определение объекта  анализа превосходства. Здесь нужно установить те объекты  предприятия полиграфической промышленности, которые можно исследовать при  помощи анализа производства.

Существует возможность  критически пересмотреть организацию  в целом или ее отдельные составные  части. Более того, надо решить, проводить  ли анализ превосходства с внутренней или внешней точки зрения, например, с позиции восприятия покупателя. Далее, этот инструмент может найти  применение при анализе товаров, контрольных показателей объема продаж, ориентации клиентов и т.д. В принципе нет никаких ограничений  применения, кроме тех, которые следуют  из потребностей покупателя и требований самого предприятия.

2. Выявление партнеров  по анализу превосходства. Определив  цели, следует начать поиск лучших  предприятий. Подходящие партнеры  должны быть не только первоклассными  сами по себе, но и иметь  по возможности высокую степень  сопоставимости с собственной  компанией. Этот процесс включает  следующие шаги:

-беглый обзор (от  английского  слова "to skim" - бегло прочитывать,  пробежать  глазами).На этой стадии  осуществляют  поверхностный обзор  имеющихся  источников информации, а также  собирают уже доступные  данные.

-приведение в порядок  (от английского слова "to trim" - отделывать, шлифовать, приводить  в порядок). В этой фазе, принимая  во внимание дальнейшую информацию, подробно описывают имеющиеся  к этому моменту сведения.

-выбор лучших (от английского  слова "to cream" - снимать сливки). На этой стадии процесса выбирают  партнеров, которых сочли подходящими.

В качестве источников информации предлагаются: отчеты о деятельности фирм; журналы, книги, базы данных; перечень предприятий; деловые связи; консалтинговые компании; специализирванные конференции, семинары, ярмарки; союзы, исследовательские учреждения; специалисты; маркетинговые клубы; сотрудники различных комиссий; участие в наблюдательных советах.

3. Сбор информации. Эта  фаза включает не только сбор  качественных данных, но и изучение/описание содержания труда, процессов или  факторов, которые объясняют продуктивность.

Сбор информации включает следующие подзадачи:

-концепция опросных листов, которая содержит определения и объяснения;

-подбор информации о  собственном предприятии (сильные  и слабые стороны);

-сбор фактов о партнере  по анализу превосходства;

-использование дополнительных  источников;

-документальное оформление  информации;

-проверка имеющихся в наличии данных, чтобы гарантировать их признание и одобрение ответственности руководящими работниками, как на своем предприятии, так и  у партнеров по анализу превосходства.

4. Анализ информации. Этот  шаг выдвигает высочайшие требования  к творческим и аналитическим способностям участвующих в процессе  анализа превосходства. Анализировать значит не только осознавать сходства и различия, но и понимать взаимосвязи.

5. Целенаправленное проведение в жизнь полученных сведений. Пятая стадия включает в себя  не только внедрение разработанных  возможностей улучшения, но и дальнейшее развитие организации предприятия, чтобы противостоять ожидающимся в будущем вызовам.

Речь идет о том, чтобы  копировать достижения лучших предприятий; напротив, они должны служить стимулом для дальнейшего инновационного развития собственной организационной структуры - иначе анализ превосходства  выльется в стратегию побежденного. Выявленный потенциал для улучшения  нужно реализовывать посредством  конкретных мероприятий. При этом следует  спросить себя, уживаются ли полученные данные с обычным планированием  или необходима коренная переориентация.

 

2. Проведение бенчмаркинга в компании Samsung Group

2.1. История развития компании Samsung

 

Объект исследования: компания Samsung.

История зарождения, становления  и развития компании Samsung по праву считается одним из самых интересных и захватывающих повествований  об успешном бизнесе 20-го века: от бумажного  производства к вершинам мирового рынка  телекоммуникаций.

Samsung Group — один из крупнейших конгломератов в мире бизнеса, на его родине, в Южной Корее для таких фирм используют слово «чобол» («chaebol»). Чобол – это крупная финансово-промышленная группа, преимущественно принадлежащая одной семье и связанная с правительственными кругами.

Ведущим подразделением корпорация Samsung по праву является Samsung Electronics, всемирно известный производитель LCD панелей, DVD плееров, мобильных телефонов, модулей памяти, используемых в компьютерах, телефонах, плеерах. Корпорации Samsung также принадлежат Samsung Life Insurance, Samsung SDS, Samsung Securities, Samsung C&T Corporation. До 2000-го года в состав Samsung также входило подразделение Samsung Motors, сейчас принадлежащее Renault.

Информация о работе Бенчмаркинг и модель делового совершенства