Бенчмаркинг и модель делового совершенства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить бенчмаркинг как эффективный инструмент управления качеством и, используя возможности модели делового совершенства, построить для себя систему менеджмента с полезными особенностями модели, хорошо известной и позволяющей осуществить собственный бенчмаркинг по сравнению с другими её пользователями.

Файлы: 1 файл

Курсовая БЕНЧМАРКИНГ И МОДЕЛЬ ДЕЛОВОГО СОВЕРШЕНСТВА.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И  УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

БЕНЧМАРКИНГ И МОДЕЛЬ ДЕЛОВОГО СОВЕРШЕНСТВА

 

 

 

 

 

Выполнил 

студент (ка) 2 курса

очной формы обучения                                                               ХХХХХХХ

 

Научный руководитель

канд. соц.наук, доцент                                                               ХХХХХХХ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2013

 

 

 

 

 

Регистрационный номер (кафедра)                                                                                     Дата

________________                                                                                                               ______________201_

 

Работа выполнена на кафедре менеджмента маркетинга и логистики Института права, экономики и управления ТюмГУ

по направлению (специальности) «Менеджмент»

по дисциплине «Управление операциями».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допущено к защите:

_____________201_

_________________

(подпись)

Защищена

Оценка______________

_____________201_

_________________

(подпись)


 

 

Содержание

 

Введение

Переход нашей страны на новую систему хозяйствования, конечно  же, затронул и предприятия. В условиях глобализации и преддверии вступления в ВТО российские предприятия переживают немало трудностей, пытаясь быть конкурентоспособными как на национальном, так и на международном уровне. Ранее руководители советских предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличении прибыли, так как предприятия не являлись собственностью начальника или директора. Ныне же политика предприятия полностью изменилась и руководство вынуждено включать в аппарат управления службу маркетинга. Служба маркетинга занимается разработкой тактики фирмы и осуществлением товарной, ценовой, сбытовой политики и стратегии продвижения товара на рынке. Маркетинговая деятельность как важнейшая функция в сфере предпринимательства должна обеспечивать устойчивое, конкурентоспособное функционирование и развитие того или иного субъекта маркетинговой системы на рынке товаров и услуг с учетом состояния внутренней и внешней среды. В этом представлении маркетинговая деятельность предполагает проведение маркетинговых исследований и на их основе разработку стратегии и программу маркетинговых мероприятий, которые используются в целях повышения производительности фирмы и эффективности удовлетворения потребности конечного потребителя или клиента. Однако все результаты маркетинговых исследований предназначены руководству для принятия предпринимательских решений в целом, и маркетинговых решений в частности, которые связаны с неопределенностью поведения субъектов маркетинговой системы, а их принятие сопровождается, как правило, риском. Избежать риска практически нет возможности, его необходимо предугадать и найти возможности снизить до минимума. Для того чтобы снизить риск, необходимо выявить проблемную ситуацию, которая возникла или может возникнуть в процессе маркетинговой деятельности. Под проблемной ситуацией в данном случае будем понимать некоторое рыночное противоречие, которое требует определенного воздействия для его разрешения или альтернатив маркетинговой стратегии. Изложенное показывает, что теперь уже не достаточно на предприятии или фирме иметь информацию только о внутреннем состоянии фирмы, ее производственно-экономической деятельности, не выдерживают требований времени и отделы сбыта, которые долгое время были ответственными за связи с потребителями, рекламу и распределение продукции. Требуется постоянное, как стратегическое, так и оперативное планирование всей производственной, маркетинговой и коммерческой деятельности фирмы, основанное на достоверной, репрезентативной маркетинговой информации. Практика показала необходимость разделения функций отдельных отделов и служб в целях выделения специализированной службы по организации маркетинговой деятельности, на которую в первую очередь возлагаются задачи по проведению маркетинговых исследований и разработке маркетинговых программ.

Развитие предпринимательства  в России сопровождается углублением  экономических преобразований, что  предопределяет повышенный интерес  к новым теориям и направлениям развития маркетинга и менеджмента. Практика показывает, что классическое определение маркетинга, включающее известные 4 P (Product, Price, Place, Promotion), становится недостаточным, так как не затрагивает  процесс взаимодействия всех субъектов  рыночной системы. В данной работе я рассматриваю другие направления и тенденции развития современного маркетинга, в частности, это бенчмаркинг.

Бенчмаркинг как новый  современный инструмент конкурентной борьбы и метод управления бизнесом позволит предприятиям совершенствоваться, взаимодействуя с другими игроками рынка, выявляя инструменты превосходства, целенаправленно внедряя их в свою деятельность и лучше используя потенциал роста. 

Цель данной работы состоит  в том, чтобы изучить бенчмаркинг  как эффективный инструмент управления качеством и, используя возможности  модели делового совершенства, построить для себя систему менеджмента с полезными особенностями модели, хорошо известной и позволяющей осуществить собственный бенчмаркинг по сравнению с другими её пользователями.

Согласно цели исследования можно выделить следующие задачи:

1) раскрыть основные принципы построения модели делового совершенства;

2) дать понятие бенчмаркинга, его эволюцию и виды;

3) рассмотреть структуру и функционирование бенчмаркинга;

4) изучить принципы  и этапы процесса бенчмаркинга;

5) исследовать опыт практического применения бенчмаркинга на примере корпорации Samsung.

 

1. Бенчмаркинг: суть, виды, основные понятия

 

 

 Новое направление, появившееся на стыке менеджмента и маркетинга, внесло смятение в умы как теоретиков, так и практиков бизнеса. Это направление получило название бенчмаркинг.

Сегодня с определенной степенью точности можно утверждать лишь то, что существует огромное количество трактовок данного понятия. Одни считают бенчмаркинг продуктом эволюционного развития концепции конкурентоспособности, другие — программой по улучшению качества, большинство же причисляют его к экзотическим продуктам японской бизнес-практики. В действительности, правда лежит посередине. Бенчмаркинг — продукт эволюционного развития концепции конкурентоспособности, предполагающий разработку программ улучшения качества продукции, впервые появившихся в Японии. В основе бенчмаркинга лежит сравнение продукта конкурента, или какой-либо его части, с продуктом компании, проводящей анализ, с целью повышения конкурентоспособности последнего.

Бенчмаркинг давно завоевал к себе симпатию и успешно используется в практике японских, американских, западно-европейских и скандинавских  бизнесменов и ученых. Принято  считать, что родиной этого термина  являются США. Однако история нас  убеждает о более раннем начале использования понятия бенчмаркетинг. В Японии "Benchmarking" соотносится по содержанию с японским словом "dantotsu", означающем "усилие, беспокойство, заботу лучшего (лидера), стать еще лучшим (лидером)". В Китае, например, известно правило китайского генерала Сун Тзу, который писал: "Когда ты знаешь твоего врага и знаешь себя, ты не страшишься результата от сотни войн". В настоящее время бенчмаркетинг, использование его главного принципа "от лучшего к лучшему" возвращает к жизни, к успеху многие фирмы США, Японии, Западной Европы. Бенчмаркинг впервые в прямом смысле появился в 1972 году в Институте стратегического планирования Кембриджа (США). Тогда исследовательская и консалтинговая организация PIMS (воздействие маркетинговой стратегии на прибыль), устанавливает, что для того, чтобы найти эффективное решение в области конкуренции, необходимо знать лучший опыт других предприятий, которые имеют успех в похожих условиях. [1, с. 37-40]

В 1979 г. американская компания Ксерокс приступила к проекту "Бенчмаркинг  конкурентоспособности" для анализа затрат и качества собственных продуктов  по сравнению с японскими. Проект имел большой успех. Бенчмаркинг начинает распространяться среди специалистов в США и в других предприятиях - "ЗМ", "НР", "Dupont", "Motorola", "Chase" доверительно стали относиться к опыту сравнительного анализа, к обмену навыками. Сегодня бенчмаркетинг  для большинства является динамичным. Совокупность его познаний быстро увеличивается и трудно определить его точную характеристику.

Бенчмаркинг показывает маркетинг-директору, где на его фирме или на рынке  возникли проблемы с затратами и  качеством, не плетется ли она в хвосте у конкурентов. Он вскрывает проблемы в работе, конкретизирует их.

В корпорации "Ксерокс" убеждены, что бенчмаркинг должен быть постоянным процессом, нацеленным не только на соответствие конкуренции, но и на победу над ней. В рамках бенчмаркинга предпринимательские  функции анализируются как процессы, создающие товар или услугу и  продвигающие их на рынок. Сфера применения бенчмаркинга включает разработку стратегии, операции и управленческие функции, однако основным источником сведений о рынке и о конкурентах  остается покупатель. Бенчмаркинг рассматривается  и как способ оценки стратегий и целей работы в сравнении с первоклассными предприятиями, чтобы гарантировать долгосрочное положение на рынке.

Имеется опыт использования  бенчмаркинга для установления стратегии  успеха предприятия. При этом в центре внимания находятся такие вопросы, как:

-кто, какая фирма находится  на вершине конкуренции?

-почему собственное предприятие  не является лучшим?

-что должно быть изменено или сохранено на предприятии, чтобы стать лучшим?

-как внедрить соответствующую  стратегию, чтобы стать лучшим  из лучших?

При осуществлении бенчмаркинга сотрудники работают в командах, состоящих  из представителей разных предприятий. Важнейшими составляющими деятельности сотрудников и организации являются планирование с ориентацией на создание ценности, а также компетентность в области работы с клиентами, технологии и культуры предпринимательской  деятельности. Бенчмаркинг называют видом деятельности, которая связана  с клиентами, технологией и культурой предпринимательства и осуществляется при планировании, с ориентацией на создание ценности и компетентность.

Большая часть специалистов придерживается мнения, что бенчмаркетинг означает перенятие методов управления у других, успешно работающих, при их помощи, предприятий после того, как путем сравнения с другими областями предпринимательской деятельности или конкурентами были выявлены слабые стороны своей фирмы.

Анализ содержания бенчмаркинга показывает, что его можно рассматривать как направление маркетинговых исследований.

Определяя эффект, который  может обеспечить бенчмаркинг, следует иметь в виду, что никогда и никем не подвергался сомнению факт выгодности обмена опытом и его изучения. Правда не следует забывать, что "перекрестное опыление" плодотворно не для всякого предприятия. Поэтому необходимость проведения бенчмаркинга должна быть доказана.

Таким образом, польза бенчмаркинга состоит в том, что производственные и маркетинговые функции становятся наиболее управляемыми, когда исследуются и внедряются на своем предприятии лучшие методы и технологии других, не собственных предприятий или отраслей. Это может приводить к прибыльному предпринимательству с высокой экономичностью, созданию полезной конкуренции и удовлетворению потребностей покупателей. [1, с. 70-73]

Бенчмаркинг становится искусством обнаружения того, что другие делают лучше нас и изучение, усовершенствование и применение их методов работы.

 

    1. Модель делового совершенства

 

Любая деятельность, имеющая  своей целью достижение какого-либо результата, будь то выпуск продукции  или работа финансовой компании, связана  с необходимостью оценки ее эффективности.

К настоящему времени предложено множество методов и процедур такой оценки. Одни из них предназначены  для оценки отдельных аспектов деятельности, например в области охраны труда или ведения финансовой документации. Другие ставят своей целью получение оценок эффективности деятельности организации в целом с учетом ее основных результатов, прежде всего экономических. Естественно, что во многих случаях проводятся сравнительные оценки аналогичной деятельности разных организаций, и это, в частности, стало отдельной областью бенчмаркинга.

В последние годы все более  популярной, особенно в европейских  странах, становится оценка менеджмента  по критериям так называемой модели делового совершенства, которая предложена Европейским фондом менеджмента  качества (European Foundation for Quality Management - EFQM)2 и проводится с 1991 г.

Модель - практический инструмент, который помогает организациям установить целостную всеобщую систему управления, измеряя, где они находятся на пути к деловому совершенству, помогая им понять пробелы в деятельности, и затем, стимулируя необходимые комплексные решения для достижения успеха.

Некоторые преимущества от использования модели:

- Целостное всеобщее  представление менеджмента 

- Структура фундаментальных  ценностей 

- Ценный инструмент анализа и оценки продвижения

- Структурное постоянное  улучшение, основанное на процессах 

- Организация управления  предприятием на основе сбалансированной  системы ключевых показателей  деятельности 

- Бенчмаркинг 

- Отличная база для  мотивации

- Формирование общего  языка для всей организации [10]

По моему мнению, появление  такого направления как бенчмаркинг  является преимуществом для большинства  компании, которые могут повышать свою конкурентоспособность. Самооценка широко применяется в организациях, она является всесторонним и систематическим анализом деятельности организации и результатов по отношению к модели совершенства. Самооценка может дать общее представление о деятельности организации и степени развития системы менеджмента качества. Она может также помочь определить организации области, нуждающиеся в улучшении, и приоритеты.

Цель самооценки заключается  в предоставлении организации рекомендации, основанных на фактах, касающихся областей применения ресурсов для улучшения ее деятельности. Самооценка может быть полезной при измерении достижений в сравнении с целями, а также для повторной оценки постоянного соответствия этим целям. В настоящее время существует много моделей самооценки организаций по критериям системы менеджмента качества. Наиболее широко признаваемыми и применяемыми являются модели совершенства организаций.

Информация о работе Бенчмаркинг и модель делового совершенства