Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 20:16, магистерская работа
В настоящей диссертации применяют следующие термины с соответствующими определениями:
Маркетинг - в широком смысле - философия управления, согласно которой разрешение проблем потребителей путем эффективного удовлетворения их запросов, ведет к успеху организации и приносит пользу обществу.
Банковский маркетинг — система организации и управления деятельностью банка, связанная с направлением потока финансовых услуг от банка к клиентам; элемент стратегического управления банком, направленный на максимизацию прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия.
Введение
1. Теоретические и научные основы банковского маркетинга и его специфика
1.1 Сущность, специфика и особенности банковского маркетинга
1.2 Новые тенденции в развитии банковского маркетинга в Казахстане
1.3 Маркетинговая стратегия банка и мировой опыт развития банковского маркетинга
2. Анализ и оценка развития банковского маркетинга в Республике Казахстан
2.1 Оценка и анализ направлений маркетинговой деятельности АО "БТА банк"
2.2 Анализ конкурентной среды АО "БТА банк"
2.3 Особенности продуктовой (ассортиментной) политики АО "БТА банк" и плейсмент банка
3. Пути совершенствования маркетинговой деятельности АО "БТА банк"
3.1 Перспективы развития маркетинга в банке
3.2 Основные мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности АО "БТА банк"
3.3 Совершенствование структуры маркетинговой службы АО "БТАБанк"
Заключение
Список использованной литературы
Банковский маркетинг выступает в качестве рыночного инструментария современного управления, разработки новых продуктов, является важной составляющей конкурентоспособности и влияет на повышение результативности финансово-кредитных организаций. Следует отметить, что большинство отечественных коммерческих банков, небанковских финансово-кредитных институтов и других нефинансовых организаций предлагают идентичные услуги, что неизбежно приводит к усилению конкуренции, а также оказывает влияние на уровень их доходности. Эти и другие аспекты вызывают необходимость внедрения банковского маркетинга как комплексной системы, формирующую организацию управленческой и маркетинговой деятельности банков с учетом интересов и потребностей потребителей банковских продуктов и услуг. Становится необходимым построение системы банковского маркетинга, основанной на социально-ориентированной концепции. Суть, которой заключается в том, что именно внедрение такой системы указывает пути эффективной деятельности банков, ориентированных на рынок и на потребителя, укрепляет имидж банка, повышает банковскую лояльность клиентов, оптимизирует процесс принятия руководством банков гибких решений, расширяет возможности банковской деятельности и тем самым способствует увеличению доходности и прибыльности. [2,3,4]
Банковский маркетинг
в условиях совершенствования
Проблемы организации деятельности коммерческих банков на основе применения принципов маркетинга нашли широкое отражение в зарубежной экономической литературе в трудах Г. Беккера, А. Бернвальда, П. Диксона, X. Фон Зенгера, Ф. Котлера, Ф. Лайса, Ж-Ж. Ламбена, К. Маккеона, Ф. Синки, Р. Смита, Питера С. Роуза, Д.К. Хамфриза и т.д. [5,6,7]
Степень разработанности проблемы. Функционированию банковской системы посвящены работы: М. Усоскина, О. Лаврушина, Е. Голубкова, И. Корнеевой, В. Хруцкого, Е. Автуховой, В. Гордина, В. Иванова, А. Ковалева, О. Грядовой, Ю. Коробова, С.Захаровой, Д. Владиславлева, И. Балабанова, В. Севрука, В. Рудько – Селиванова, Е. Стояновой. [8,9,10,11,12]
Проблемы непосредственно банковского маркетинга рассмотрены в работах отечественных и российских ученых С. Альбекова, Л. Айманова, Т. Абраменко, К. Бельгибаевой, Н. Беркалиева, К. Бертаевой, А.Биктеубаевой, С.Ильясова, Р. Искаковой, В.Хруцкого, И.Спицина, Я. Спицина, В.Севрук, В. Усоскина, Е. Стояновой, Э. Уткина.[13,14,15]
Несмотря на публикации отечественных авторов, затрагивающих различные аспекты маркетинга, проблемы функционирования коммерческих банков на основе комплексного анализа и использования методологии маркетинга освещены недостаточно. Обзор научных публикаций показал, что наибольший интерес в научных трудах представляют общие концептуальные подходы применения маркетинга в казахстанской практике, теоретические аспекты формирования системы маркетинга компаний, конкретные предложения по организации деятельности маркетологов. Сложность, многоплановость и недостаточная разработанность проблем банковского маркетинга, наличие нерешенных и дискуссионных вопросов, в частности, связанные с организацией комплексной системы маркетинга в банке, объективная необходимость ее научного осмысления и анализа и определили выбор темы, цель, задачи, структуру и содержание научного исследования.
Вопросы комплексной
организации системы
Цель и задачи исследования.
Основной целью написания диссертации
является исследование теоретико-прикладных
аспектов банковского маркетинга и
определение тенденций его
Задачи диссертационного исследования:
- исследованы теоретические
и научные основы банковского
маркетинга и изучена его
- исследованы основные
этапы развития банковского
- проведен анализ конкурентной среды АО "БТА банк";
- обобщены особенности продуктовой (ассортиментной) политики АО "БТА банк" и плейсмент банка;
- предложены пути
- разработаны рекомендации по внедрению маркетинговых инструментов (МИ) и систем маркетинга (СМ) в АО "БТА банк".
Объектом исследования является банковский сектор РК, в том числе АО "БТА банк".
Предметом исследования являются процессы, происходящие в секторе БВУ РК при организации и внедрении системы банковского маркетинга.
Методология и методика
исследования. Методологической и теоретической
основой диссертационного исследования
послужило использование
Достоверность и обоснованность научных исследований обеспечена методологическими положениями исследования и концептуальным подходом автора к изучению проблем банковского маркетинга в РК.
Научная новизна диссертационной
работы в целом заключается в
разработке методологического подхода
к организации банковского
Исследование теоретических и практических вопросов банковского маркетинга в коммерческих банках привело к следующим результатам, содержащим научную новизну:
а) определена специфика банковского маркетинга, уточнены категории "банковский маркетинг" и "банковский продукт и услуга" определена их взаимосвязь;
б) обоснованы принципы, цели, задачи, функции банковского маркетинга;
в)исследованы направления маркетинговой деятельности и коммуникационная политика АО "БТА банка";
г) разработана организационная структура маркетинговой службы банка;
е) разработаны предложения по повышению
экономической эффективности
Положения, выносимые на защиту
В результате уточнения категорий и дефиниций "Банковский маркетинг" дано собственное определение " "
Практическая значимость заключается
в возможности применения выводов
диссертационного исследования для
становления и
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные выводы и предложения, содержащиеся в диссертации, были неоднократно изложены и обсуждены на научных конференциях и семинарах.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 2 научные статьи, имеющие непосредственное отношение к теме диссертационного исследования:
1. "Проблемы банковского
маркетинга в Казахстане" совместно
с научным руководителем
2."Новые тенденции
в развитии банковского
Структура и объём
работы. Структура диссертации
Диссертация состоит из. введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы. Диссертационная работа изложена на 120 страницах машинописного текста, включая 22 таблицы, 17 рисунков, 4 схем и 2 диаграммы.
1. Теоретические и научные основы банковского маркетинга и его специфика
1.1 Сущность, специфика и особенности банковского маркетинга
Существует множество
научных определений
Дж. Эванс и Б. Берман приводят обобщенное определение: "Маркетинг представляет собой процесс планирования и воплощение замыслов, ценообразования, продвижения, реализации идей товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций"
Наиболее широкое
Зарубежные экономисты практикуют маркетинг - как сочетание конкретных технических приемов с новым мышлением банковского служащего, основанных на следующих принципах: терпимость, умение выслушать, простота и доступность для клиентов принимаемых решений, рекомендаций, творческий подход к делу, освоение единой методологии изучения рынка. [19,20,22,23,24] "Маркетинг — это формирование идеи конкретного продукта, его упаковка и передача в руки публики. Это означает — подготовить продукт, доставить его на рынок, и разместить его там таким образом, чтобы добиться максимально возможного сбыта и максимально возможного отклика." Л. Рональд Хаббард[25]
Большинство исследователей сходятся во мнении, что маркетинг — это процесс. [8,9,10,26,27] Он начинается с исследования целевого сегмента рынка, для которого собирается работать компания. Маркетологи определяют потенциальный спрос и его размер, то есть выявляют покупателей, потребности которых не удовлетворены в достаточной степени или испытывающих неявный интерес к определённым товарам или услугам. Исходя из анализа работ, посвященных маркетингу, таких казахстанских авторов, как Е.Колотилов, А. Калтаева, С. Альбекова, А. Биктеубаева и т.д., можно заметить, что эти исследователи выражают самые разные точки зрения и подходы.
Так, Е.Колотилов, рассматривая,
маркетинг дает следующее определение:
"Маркетинг – это любой
На наш взгляд, все
вышеприведенные определения
В маркетинге принято соблюдение следующих пяти основных принципов:
Один из ведущих теоретиков по проблемам управления, П. Друкер утверждает: "Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель — так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами". Все это не означает, что усилия по сбыту и его стимулированию теряют значение. Эти функции становятся частью более масштабного "комплекса маркетинга" (marketing mix), то есть набора маркетинговых средств, которые необходимо гармонично увязать друг с другом, чтобы добиться максимального воздействия на рынок. В целом маркетинг — это человеческая деятельность, так или иначе имеющая отношение к рынку.