Банковские маркетинговые коммуникации коммерческих банков г. Красноярска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Элементами банковской системы являются банки, некоторые специальные финансовые институты, выполняющие банковские операции, но не имеющие статуса банка, а также некоторые дополнительные учреждения, образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность кредитных институтов.
Анализ деятельности коммерческих банков, показал, что неэффективность деятельности и неустойчивое положение многих коммерческих банков определяется низким уровнем маркетинговой деятельности.
Таким образом, целью курсовой работы является анализ банковского маркетинга и его особенностей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БАНКОВСКОГО МАРКЕТИНГА…….4
1.1 Понятие и этапы формирования банковского маркетинга………...…4
1.2 Банковские услуги. Виды и этапы жизненного цикла услуг………....6
2 КОНЦЕПЦИИ МАРКЕТИНГА КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ………….10
2.1 Виды концепций банковского маркетинга………………………..….10
2.2 Цели, задачи, принципы банковского маркетинга………………...…12
3БАНКОВСКИЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ Г.КРАСНОЯРСКА ……………………………….16
3.1 Виды маркетинговых коммуникаций……………………………..….16
3.2 Метод совершенствования маркетинговых коммуникаций банка (реклама)……………………………………………………………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………....24

Файлы: 1 файл

курсак.банковский маркетинг - копия.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

Очевидно, широкий диапазон определений банковского маркетинга основывается на пяти концепциях управления маркетингом, которые выделяются Ф. Котлером:

  • Концепция совершенствования производства — в данном случае конкретная банковская деятельность основана на предрасположенности потребителя к широко распространенным и доступным по цене товарам и услугам;
  • Концепция совершенствования товаров, предполагающая склонность потребителя к товарам высокого качества;
  • Концепция интенсификации коммерческих усилий, т.е. проведение интенсивных мероприятий в области стимулирования сбыта для достижения желаемого уровня реализации товаров и услуг;
  • Концепция маркетинга, суть которой — выявление имеющихся нужд и потребления целевых рынков и их удовлетворение более эффективными способами, чем у конкурентов;
  • Концепция социально-этичного маркетинга, который в настоящее время считается самым совершенным подходом. Эта концепция — такая же, что и четвертая, но при этом должны учитываться интересы общества в целом.8

Специалисты по маркетингу выбирают наиболее приемлемый для организации подход, основываясь на специфике предлагаемого продукта, особенностях рынка, потребителей и т.п. Например, концепция совершенствования производства приемлема для ситуаций, когда спрос превышает предложение или при необходимости снижения себестоимости товара. Концепция совершенствования товара связана с улучшением его качественных характеристик, однако потребитель не всегда нуждается в повышенном качестве продукта. Хотя применительно к банковской  сфере эта концепция могла бы быть жизнеспособной, так как, например, надежность кредитной организации можно повышать бесконечно, а ее следует отнести к характеристикам качества предлагаемых банком услуг.

Концепция интенсификции  коммерческих усилий связана с процессом про движения продукта и в основном применяется для товаров пассивного спроса.

Концепции маркетинга и  социально-этического маркетинга наиболее подходят для реализации в современных условиях. Концепция маркетинга пред полагает как полное соответствие предлагаемого продукта запросам и нуждам целевого рынка, так и высокую конкурентоспособность маркетингового предложения организации, когда запросы и нужды потребителей удовлетворяются ею более эффективно по сравнению с конкурентами. Ф. Котлер выделяет в качестве главных моментов в работе компании возможность быстрого реагирования на запросы потребителя и те изменения, которые происходят в стратегии конкурентов. Он отмечает длительность это го процесса, особенно в случае переориентации организации на маркетинговый подход, то есть на удовлетворение потребителя по всем направлениям деятельности компании. Фактически речь идет о создании продукта с высокой потребительной ценностью, приносящего при этом прибыль организации.

Самой передовой считается концепция социально-этического маркетинга. В отличие от концепции маркетинга она подразумевает еще и действия, направленные на благополучие общества в целом, что достигается за счет поддержки организации ей основных моральных, социальных и экологических стандартов и безвозмездного инвестирования соответствующих программ. Все большую популярность приобретает сейчас концепция холистического маркетинга, предложенная Ф. Котлером и включающая планирование, разработку и внедрение маркетинговых программ, процессов и мероприятий с учетом их широты и взаимозависимости. В концепцию холистического маркетинга включают четыре категории маркетинга: внутренний, интегрированный, социально - ответственный и маркетинг взаимоотношений. Холистический маркетинг обеспечивает результаты, а не иллюзию понимания и контроля. 9

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Цели, задачи, принципы банковского маркетинга

 

В соответствии с пятью  концепциями управления маркетингом, присущими разным уровням развития рыночных отношений, перед банками могут стоять различные цели:

  • Если банк ориентирован на концепцию совершенствования производства, то он будет стремиться к всестороннему улучшению методов деятельности для увеличения распространения своих услуг и снижения издержек, чтобы сделать свои услуги более доступными. Однако при таком подходе может проявиться невнимание к нуждам клиентов, что впоследствии негативно скажется на результатах деятельности банка.
  • При ориентации на концепцию совершенствования продуктов (услуг) банк сосредоточивает усилия на постоянном улучшении своих услуг. Эта стратегия зачастую приводит к улучшению внимания к реальным потребностям клиентов, ибо клиенты иногда заинтересованы лишь в выгоде вложенных средств, а не в получении дополнительных услуг. Так, клиент может иметь альтернативный вариант действий для удовлетворения своих нужд, например, вложить деньги в акции какого – либо небанковского учреждения.
  • При предпочтении банком концепции интенсификации коммерческих усилий основное внимание уделяется мероприятиям по стимулированию сбыта своих услуг, и нужды клиентуры могут быть упущены. Банки при таком подходе тратят колоссальные средства на пропаганду, проведение рекламных кампаний, а эффект часто оказывается небольшим.
  • Ориентир на концепцию маркетинга предполагает удовлетворение выявленных нужд целевых рынков. При этом очень важно, чтобы концепция маркетинга осуществлялась на практике, а не просто провозглашалась. Зачастую банки, заявляя о применении концепции маркетинга, ограничиваются лишь назначением управляющего по маркетингу или даже созданием маркетинговой службы, что не способствует повышению эффективности маркетинговой деятельности банка.
  • Если банк принимает концепцию социально-этичного маркетинга, то, во-первых, он получает прибыль за счет удовлетворения потребностей своей клиентуры. Во-вторых, вызывает благорасположенность к банку со стороны общественности, что является способом формирования привлекательного имиджа банка, а это благотворно отразится на результатах его деятельности. В-третьих, при таком подходе банк будет обращать больше внимания на долговременные интересы потребителей и общества в целом.10

Опираясь на накопленный в банковской практике опыт применения общепризнанных маркетинговых концепций и подход, сформулированный Ф. Котлером, в банковском бизнесе следует выделять новую маркетинговую концепцию, аккумулирующую удовлетворение интересов, как клиента, так и самого банка, – ценностно-ориентированную банковскую маркетинговую концепцию.

Банковский маркетинг как функциональная область деятельности кредитной организации направлен на создание потребительской ценности для клиента путем выявления имеющихся потребностей и прогнозирования и воспитания потенциальных потребностей, что обусловливает создание уникальной потребительской ценности в виде требуемых рынком банковских продуктов и способствует формированию прочных доверительных отношений с потребителями этих продуктов. На это направлена персонализация клиентских отношений – проведение индивидуальной работы с клиентом в целях подбора существующих и разработки новых банковских продуктов под конкретный бизнес. В результате у клиента формируется понимание, что это и есть банк, который здесь и сейчас решит все его проблемы. Такое уважительное отношение к потребностям клиента можно заложить в основу бренда «банк под Ваш бизнес».

Подобный ценностно-ориентированный  подход позволит банку получить качественную и количественную отдачу от реализации банковских продуктов путем создания потребительской ценности в виде высоких объемов продаж, получения прибыли и формирования стабильной клиентской базы – будущих потребителей новых банковских продуктов, способных стать «буфером» в сложной экономической ситуации.11

Банк закрепляет свою стратегию  развития (программную установку) в официальном программном заявлении. Задачи, вытекающие из программного заявления, принято называть задачами банка. Они при дальнейшей конкретизации превращаются в задачи маркетинга по реализации задач банка. Исходя, из задач маркетинга будут формулироваться достаточно конкретные стратегии маркетинга.

Задачами банковской деятельности являются:

  • Организация механизма взаимодействия хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности;
  • Аккумулирование крупных, постоянно возрастающих денежных ресурсов населения и предприятий за счет эмиссии и реализации ценных бумаг, вложение их в различные производственные сферы с максимально возможной ускоренной окупаемостью;
  • Наиболее рациональное инвестирование собственных ресурсов банка за счет реинвестируемой чистой прибыли, амортизационных отчислений и т.д;
  • Создание широкой системы информации об оценке и рейтинге денежных вложений в различные ценные бумаги, имидже и рейтинге самого банка;
  • Налаживание постоянного взаимодействия с соответствующими государственными органами для обеспечения правительственных гарантий эмитируемых ценных бумаг в целях увеличения их привлекательности для инвесторов, особенно мелких бизнесменов;
  • Последовательное совершенствование организационной структуры банка, структуры его капитала, технического оснащения, кадровой политики.
  • Систематическое внедрение в деятельность банка инноваций, в широком плане представляющих любые изменения в работе банка в лучшую сторону.

Установлением задач банка занимается высшее руководство.

Из перечисленных задач банка  вытекают следующие основополагающие задачи маркетинга в банке:

  • Создание эффективной системы стратегического и оперативного планирования банковской деятельности;
  • Проведение маркетинговых исследований по всем рыночным показателям, всесторонний анализ и изучение деятельности конкурентов, клиентов, деловых партнеров;
  • Максимальное удовлетворение запросов клиентов по объему, структуре и качеству услуг, оказываемых банком. Это создает условия для устойчивости деловых отношений;
  • Совершенствование политики банковского продукта, создание и развитие комплекса маркетинга, получение прибыли в заданных границах времени и в пределах имеющихся средств и производственных возможностей, а также завоевание запланированной доли рынка;
  • Комплексное решение коммерческих, организационных и социальных проблем коллектива банка;
  • Развитие эффективной коммуникационной политики банка, создание имиджа банка, соответствующего выбранной стратегии развития;
  • Постоянное проведение контроля и аудита маркетинговой деятельности в банке;

Банковский маркетинг по своему экономическому содержанию это рыночная форма комплексной организации  производственно-экономической, коммерческой деятельности банка, направленная на обеспечение своевременного и полного удовлетворения потребностей своих клиентов в необходимых услугах с целью максимизации прибыли маркетинговой системы. 12

В банковском маркетинге, должны соблюдаться пять основных принципов:

  • производство и реализация банковских услуг в соответствии с потребностями покупателей, рыночной ситуацией и возможностями банка;
  • наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов банка;
  • присутствие на рынке на момент наиболее эффективной возможной реализации услуги – искусство оперативного мониторинга рынка;
  • регулярное обновление спектра банковских продуктов – внедрение банковских инноваций;
  • единство стратегии, тактики и оперативного руководства в рамках миссии банка для наиболее быстрого реагирования на изменение спроса.13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 БАНКОВСКИЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ  Г.КРАСНОЯРСКА 

 

3.1  Виды маркетинговых  коммуникаций

 

Основные виды банковских маркетинговых  коммуникаций следующие:

  • реклама;
  • информационное присутствие в интернете;
  • стимулирующие мероприятия;
  • личные продажи;
  • связи с общественностью;
  • оформление помещений банка;
  • фирменный стиль банка;
  • событийный, спортивный маркетинг;

На сегодняшний день главную роль в социально-этического маркетинге при обострении конкурентных отношений играет продвижение услуг, непосредственное общение с клиентом, удовлетворение его потребностей. Другими словами, на первое место выходит коммуникационная политика банка как система мероприятий по взаимодействию с существующими и потенциальными клиентами, направленная на формирование спроса и увеличение объема продаж банковского продукта. При этом основной формой продвижения является рекламная активность. Следовательно, в рамках коммуникативного комплекса банка мы рассматриваем, прежде всего, формирование и усиление неценовой конкуренции в рекламной деятельности. Усиление конкуренции в области продвижения проявляется следующим образом.

Рассмотрим наиболее эффективные виды маркетинговых коммуникаций: рекламу и интернет.

Рекламная деятельность каждого банка делится на две основные составляющие: имиджевая и продуктовая.

В рамках этих двух направлений проводятся однотипные кампании, формируется практически одинаковое содержание рекламных сообщений. Банки сегодня не имеют уникальных торговых предложений: ставки, тарифы, условия принципиально не отличаются. Как следствие, нет отличий в рекламе продуктов, которая обычно акцентирует внимание на величине процентной ставки, удобных кредитах, надежности вкладов, качестве обслуживания и т.п. Что касается имиджевой составляющей, то во время кризиса (2008 г. — начало 2009 г.) ее значение возросло, поскольку посредством непродуктовых рекламных сообщений банки стремились вернуть доверие и лояльное отношение клиентов. Это, в свою очередь, привело к практически одинаковому позиционированию бренда (надежный, находящийся рядом банк) и продуктов (разнообразные условия, доступная стоимость). Из-за обилия получаемой информации в сознании людей банки «перемешиваются», одновременно возрастает финансовая грамотность населения. В результате однотипная рекламная активность, ставшая следствием усиления неценовой конкуренции, не приносит нужного результата. Встает вопрос о поисках путей совершенствования деятельности по продвижению, создании конкурентного преимущества.14

Информация о работе Банковские маркетинговые коммуникации коммерческих банков г. Красноярска