Анализ рыночных возможностей организации на примере ТД «Моготекс»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 01:00, курсовая работа

Описание работы

Основой современного рыночного хозяйства является маркетинговый подход к организации деятельности на уровне предприятия. Оно стремится использовать новую для себя концепцию с целью адаптации к существующим, весьма нелегким, условиям переходной экономики.
Актуальность исследования рыночных возможностей определяется, прежде всего, ориентацией предприятия на удовлетворение в первую очередь потребностей потребителей продукции.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………….………
1.1 Понятие потенциала предприятия и методы его анализа…………….
1.2 Процесс исследования рынков…………………………………………
1.3 Показатели оценки потенциала предприятия………………………….
2. АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТД «МОГОТЕКС»…………………………………………………………….………
2.1 Краткая экономическая характеристика ТД «Моготекс»………………
2.2 Оценка и анализ потенциала ТД «Моготекс»…………………………..
2.3 Анализ маркетинговой деятельности ТД «Моготекс»…………………
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОСВОЕНИЮ РЫНОЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ТД «МОГОТЕКС»………………………………………..
3.1 Повышение эффективности рекламной компании при использовании корпоративного интернет-сайта…….…………………………………………..
3.2 Расчет эффективности от внедрения мероприятий по совершенствованию системы скидок предприятия…………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….

Файлы: 1 файл

1 глава.docx

— 76.47 Кб (Скачать файл)

                                            Крт=1065/12820,1=0,08                                          (11) 

      Положительный результат показателя говорит об успешной деятельности организации на рынке. 

2.3 Анализ маркетинговой  деятельности ТД «Моготоекс» 
 
         Основная цель маркетингового анализа - изучение спроса на продукцию. анализ спроса на профильную продукцию предприятия имеет большое значение. Это один из наиболее важных и ответственных этапов исследования рынка. 
          Спрос как экономическая категория характеризует объем товаров, которые потребитель желает и в состоянии приобрести по определенной цене на протяжении определенного периода времени на определенном рынке. 
          На уровень спроса влияют многие факторы: цены на предлагаемый товар, его качество, доходы покупателей, потребительские предпочтения, цены на сопряженные (взаимозаменяемые) товары, ожидание потребителями изменения их доходов и цен на товары, насыщенность рынка, процентные ставки по вкладам и т.д. 
          Степень чувствительности спроса к изменению цены измеряется при помощи коэффициента ценовой эластичности (Ер):

,          (12) 
 
         Спрос эластичный, если величина этих коэффициентов больше единицы, и неэластичный — если меньше единицы. При значении коэффициента эластичности равном нулю, спрос абсолютно неэластичен: никакое изменение цены не влечет за собой изменение спроса на продукцию. Если коэффициент эластичности равен единице (единичная эластичность), то это значит, что темп роста спроса равен темпу снижения цены. Спрос бывает еще абсолютно эластичным, когда при неизменной цене или ее росте спрос на продукцию увеличивается до предела покупательских возможностей, что чаще всего бывает в условиях инфляции. 
 
         Таблица 2 – Эластичность спроса на хлопчатобумажные ткани ТД «Моготекс»

Цена, 
тыс. руб

Объём 
спроса

Темп прироста, %

Коэффициент 
Эластичности 
спроса

Цены

Объема спроса

15,8

5379

     

20,1

4228

27,2

-21,4

0,79

22,5

3777

11,9

-10,7

0,89

25,0

3400

11,1

-9,9

0,89

26,3

3231

5,2

-4,9

0,96

30,6

2777

16,3

-14,1

0,86


 

Анализ показал, что во всех случаях спрос является неэластичным. Наибольшая эластичность наблюдается  при цене 26300 рублей, наименьшая –  при цене 20100 рублей. 
          Рост цены при снижении объема продаж эффективен до тех пор, пока величина дополнительного дохода на единицу продукции превышает величину дополнительных издержек на единицу продукции.

         Большое значение в изучении факторов формирования спроса имеет корреляционный анализ. С его помощью оценивается и прогнозируется степень зависимости спроса от исследуемых факторов. 
         Изучение спроса тесно связано с оценкой риска невостребованной продукции, которой возникает вследствие отказа потребителей покупать ее. ОН определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то продукция окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий риска невостребованной продукции, необходимо изучить факторы его возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь. 
         Риск невостребованной продукции можно подразделить на преодолимый и непреодолимый. Критерием отнесения его к одной из групп является экономическая целесообразность нововведений, направляемых на продвижение товаров на рынок. Если дополнительные затраты на дизайн, конструктивные изменения, упаковку, рекламу, организационную перестройку сбыта превышают сумму их покрытия выручкой, то экономически они нецелесообразны, и наоборот.

Таблица 3 – Анализ остатков продукции

 

 
Вид 
продукции

 

ТЗ на нач. года, 
млн.р

 

Поступл.

 

ТО,

 

ТЗ на 
кон. года 
млн.р

Прирост

Абс.

%

    Х/б ткани  

59

115

85

89

30

50,8

Шерстяные ткани      

2

5

3

4

2

100

Шелковые ткани

1623

1944

1914

1953

330

23,3

Льняные ткани

21

42

32

31

10

47,6

Трикотаж

76

152

101

127

71

67,1


Поступление продукции определяется по следующей формуле: 
 
                                 ,                                    (13) 
 
         Где:ТО- товарооборот продукции; 
                - товарные запасы на конец года; 
                - товарные запасы на начало года; 
         Рассчитанные данные предоставлены в таблице 3. 
          Из таблицы видно, что за отчетный год значительно возросли остатки нереализованной продукции, спрос на которые снизился и замедлилась скорость продаж, что требует от предприятия принятия определенных мер по недопущению убытков от невостребованной продукции, например снижения цен на данные виды продукции или дополнительных затрат на более привлекательную упаковку, рекламу и т.д. В противном случае, если эта продукция не будет востребована покупателями, предприятие получит убытки в размере фактических затрат на ее покупку и хранение. 
         Одним из наиболее существенных направлений маркетингового анализа является ценовая политика предприятия на товарных рынках. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия. 
         Ценовая политика состоит в том, что предприятие устанавливает цены на таком уровне и так изменяет их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы обеспечить достижение краткосрочных и долгосрочных целей (овладение определенной долей рынка, завоевания лидерства на рынке, получение запланированной суммы прибыли, максимизация прибыли, выживание фирмы и т.д.) 
        Проведём сравнительный анализ уровня цен в ТД «Моготекс» и «Универмаг».

Таблица 4 – Сравнительный  анализ уровня цен на продукцию 

 
 

 

Вид

продукции

Уровень цен 
«Моготекс», тыс.руб.

Уровень цен 
«ЦУМ», тыс. руб.

Отклонение абсолютное 
тыс. руб.

Х/б ткани

10

12,5

2,5

Шерстяные ткани

23

28,5

5,5

Шелковые ткани

56

70

14

Льняные ткани

18

22,5

4,5

Трикотаж

12

15

3


 

Исходя из анализа видно, что цены в «Моготексе» существенно ниже, т.к. ТД «Моготекс» является одним из фирменных магазинов ОАО «Моготекс», специализирующемся на выпуске тканей различных видов. В «Универмаге» существует торговая надбавка в размере 25%. 
ТД «Моготекс» проводит более гибкую ценовую политику на внутреннем рынке.  
        Оценка конкурентоспособности продукции основывается на исследовании потребностей покупателя и требований рынка. Чтобы товар удовлетворял потребностям покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам: 
         - техническим (свойства товара, область его применения и назначения); 
         - эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма); 
         - нормативным (соответствие товара действующим нормам и стандартам); 
         - экономическим (уровень цен на товар, сервисное его обслуживание, размер средств, имеющихся у потребителя для удовлетворения данной потребности). 
         Для оценки конкурентоспособности необходимо сопоставить параметры анализируемого изделия и товара - конкурента с уровнем, заданным потребностью покупателя, и сравнить полученные результаты. С этой целью рассчитывают единичные результаты, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности продукции. 
 Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра продукта – конкурента. 
         Интегральный показатель представляет собой отношение группового показателя по потребительским  параметрам  к групповому показателю по экономическим параметрам. 

                                                          ,                                                       (14)

 
          Если  J < 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если J > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие конкурентов по своим параметрам.

    Таблица 5 – Показатели конкурентоспособности хлопчатобумажных тканей ТД «Моготекс»

Показатели

                   Веса

«Моготекс»

«Цум»

«Моготекс»

«ЦУМ»

Потреб. параметры (Вес - 0,4)

Качество

0,9

0,8

0,36

0,32

Цвет

0,9

0,6

0,36

0,24

Состав

0,7

0,7

0,28

0,28

Сумма:

   

1

0,84

Экономические показатели

Цена (Вес – 0,6)

0,9

0,7

0,54

0,42

Сумма:

   

0,42

0,42


 

Интегральный показатель в ТД «Моготекс» равен 2,38. В свою очередь, интегральный показатель «ЦУМа» равен всего 2. Это свидетельствует о том, что продукцию «Моготекса» является более конкурентоспособной, чем продукция «Универмага». 
         Важное направление повышения конкурентоспособности продукции - совершенствование процессов товародвижения, организации торговли, сервисного обслуживания продукции, рекламы, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Разработка мероприятий по освоению рыночных возможностей ТД «Моготекс» 
 
      3.1 Повышение эффективности рекламной компании при использовании корпоративного интернет-сайта

Успех коммерческой деятельности в такой среде, как Интернет, где  сами участники рынка управляют процессом навигации, может определяться только тем, насколько бизнес учитывает интересы пользователей Интернета. 
       В Беларуси, в отличие от стран западной Европы и США, где Интернет уже является средой для реализации различных бизнес-процессов, белорусские пользователи видят в сети Интернет всего лишь очередное средство массовой информации. В Беларуси электронный бизнес находится в зачаточном состоянии. 
      Можно выделить следующие причины: 
          - недоверие крупного и среднего бизнеса к возможностям электронного бизнеса. 
          - разработкой корпоративных представительств фирм и средств электронной коммерции в Беларуси занимаются не профессионалы в сфере бизнеса, а любители веб-дизайнерской среды. 
          - небольшое количество пользователей Интернет. Мировой опыт показывает, что для полноценного развития рынка Интернет-рекламы уровень проникновения Интернет должен превысить 10%, а для развития рынка электронной коммерции 30 %. 
          - слабое доверие потенциальных покупателей товаров и услуг, предоставляемых через сеть Интернет. 
          - недостаточное количество инструментов ведения электронного бизнеса и слабая телекоммуникационная инфраструктура. 
      Интернет все еще воспринимается исключительно как некая информационная среда. Необходимо создавать на предприятии методы электронного документооборота, объединенные в единую бизнес-среду, интегрирующую все внутренние службы предприятия. 
      Для сохранения конкурентных преимуществ необходимо пересмотреть подходы к ведению бизнеса. 
      Так, для построения долгосрочных и обоюдовыгодных взаимоотношений с каждым клиентом требуется: 
          - высокий уровень обслуживания; 
          - максимальная открытость предприятия; 
          - простые инструменты общения с клиентом; 
        - круглосуточный доступ ко всем элементам, вовлеченным в заказ; 
      Проведенные исследования показали, что создание корпоративного веб-сайта способствует решению следующих задач: 
         - увеличение аудитории потребителей; 
         - уменьшение затрат на рекламу; 
         - уменьшения расходов на доставку; 
         - повышение уровня обслуживания клиентов компании; 
         - проведение маркетинговых исследований; 
         - поиск новых поставщиков; 
         - доступ к новым рынкам сбыта; 
         - снижение издержек фирмы; 
         - создание новой торговой площадки.  
         Организация коммерческой деятельности через Интернет не требует огромных финансовых вложений. 
      Не существует универсального набора технологий ведения электронного бизнеса, идеально подходящего для любой ситуации. Но существует общая проблема организации информационного взаимодействия на различных уровнях. В этом и заключается суть предприятий электронного бизнеса: использование новой технологической основы с целью улучшения информационного взаимодействия с потребителями, поставщиками и сотрудниками. 
      Однако именно проблема информационного взаимодействия является наиболее сложной.  
      Одно из наиболее существенных преимуществ электронной коммерции состоит в уменьшении числа посредников и их роли в цепочки от производителя до потребителя. 
 
         3.2 Расчет эффективности от внедрения мероприятий по совершенствованию системы скидок предприятия 
 
         Т.к. на предприятии увеличился удельный вес сырья, материалов, продукции с 3340 млн.руб. 50,01% в 2010 году до 7045 млн.руб. 76,86% в 2011 году, то необходимо ввести систему скидок (скидка составит 2%) и рассчитать эффективность от внедрения мероприятий по совершенствованию данной системы по следующей формуле:

Информация о работе Анализ рыночных возможностей организации на примере ТД «Моготекс»