Анализ рынка кондитерских изделий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексное исследование рынка кондитерских изделий республики Бурятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать состояние современного рынка кондитерских изделий;
- изучить классификацию кондитерских изделий по различным видам документов;
- исследовать пищевую ценность и калорийность кондитерских изделий;
- изучить потребительские свойства кондитерских изделий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ
1.1. Понятие, особенности рынка кондитерских изделий………………...4
1.2. Условия функционирования рынка кондитерских изделий………....6
1.3. Характеристика конкурентной борьбы на рынке……………………..8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА
2.1. Стратегическое и текущее планирование……………………………13
2.2. Тенденции развития рынка кондитерских изделий………………….21
2.3.Конъюнктура рынка…………………………………………………….24
ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………32

Файлы: 1 файл

Курсовая МАРТУ.docx

— 126.21 Кб (Скачать файл)

2.2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ  РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ.

Ассортиментная политика - одно из самых главных направлений  деятельности маркетинга каждого предприятия. Данное направление приобретает  особую значимость в нынешних условиях рыночной экономики, когда к товару со стороны потребителя предъявляются  повышенные требования по качеству и  ассортименту.

Для определения объемов  кондитерских изделий, реализуемых  на бурятском рынке кондитерских изделий, а также в целях выявления  причин изменения структуры товарного  предложения и предпочтений потребителей был проведен анализ данных маркетинговых  исследований рынка кондитерских товаров. В ходе проводимого исследования было задействовано: 2 предприятия оптовой и розничной торговли; опрошено 80 покупателей; средний ассортиментный минимум кондитерских изделий составляет от 50-98 наименований.  По мнению торговых работников, основными критериями, определяющими выбор покупателями кондитерских товаров, является: цена (85% респондентов отметили данный критерий); качество  (80%); упаковка и внешний вид (50%). Опрошенные специалисты торговли, закупающие кондитерские изделия местных производителей, объяснят свой выбор более высоким качеством и безопасностью данных товаров (85 % респондентов), более низкими закупочными ценами (45%), более быстрой реализацией (45%). Вместе с тем, покупатели стали больше внимания обращать на экологическую безопасность, срок годности, соответствие цены и качества реализуемых товаров.

Проведенный анализ выявил организационно-правовую форму покупателей. Основную долю покупателей  составляют общества с ограниченной ответственностью – 68,1%; высока доля также  индивидуальных предпринимателей почти 16%; на долю общественных организаций  приходится 10%.

Маркетинговое исследование, выявило, что ряд крупных торговых фирм работают только с местной продукцией. Однако не по всем ассортиментным позициям кондитерских изделий торговые компании предпочитают продукцию местного производителя. Так, торговые компании предпочитают закупать «Мармеладно-пастильные изделия» из других регионов России (в основном из Москвы), на их долю приходится 45% и 65% от всего  ассортимента, представленного на рынке. Тем не менее, лидирующие позиции местный производитель занимает по ассортименту «Карамель и мягкие конфеты, глазированные шоколадом», «Шоколадные конфеты» - 67% и 55% соответственно.

Было проведено исследование частоты покупки кондитерских изделий  потребителями. Наибольший удельный вес  занимают покупатели, которые покупают продукцию «Несколько раз в неделю» - 33,1%  и «Раз в неделю» - 25,5%. 12

Среди покупателей было проведено  исследование их вкусовых предпочтений. Наибольшим покупательским спросом  пользуются карамель и мягкие конфеты, глазированные шоколадом и шоколадные изделия, на долю которых приходится 41,7% и 25,0% соответственно.

Проведенный маркетинговый  анализ состояния и реализации на рынке республики Бурятия кондитерской продукции показал, что усиление конкуренции на потребительском рынке приводит к большему насыщению кондитерских изделий по многим видам ассортимента и как следствие, к более полному удовлетворению покупательского спроса потребителей. В январе - июне 2009 года населению  Республики Бурятия продано кондитерских товаров на сумму 810000 млн. рублей, что на 7,0%  выше соответствующего уровня  прошлого года.                                                                                   Оборот розничной торговли на 84,6% сформировался  торгующими организациями. Доля продажи товаров на рынках составила соответственно 15,4% против 18,4% в январе – июне 2008 года.                                                   В структуре оборота розничной торговли продовольственные товары составили 56,2 % (в январе-июне 2008г.-51,4%), удельный вес непродовольственных товаров в общем обороте равен 43,8%.                  Оборот оптовой торговли за отчетный период составил 10032,8 млн. рублей или 103,9% к соответствующему периоду  прошлого года. Доля оборота организаций с основным видом экономической деятельности - оптовая торговля в общем оптовом обороте в 1 полугодии 2009 года составила 78,0%, что выше доли в аналогичном периоде 2008 года на 4,4 процентных пункта.        Удельный вес субъектов малого предпринимательства в обороте оптовой торговли организаций всех видов деятельности составил 83,9% от общего объема оборота.                                                                                                         В январе - июне 2009 года реальные располагаемые денежные доходы населения (за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросли на 6,2%.  Темп роста индекса потребительских цен (15,97% к соответствующему периоду прошлого года) значительно опережает темп роста реальной заработной платы (4,5%). Объем производства кондитерских изделий в отчетном периоде составил 83,6% от уровня 2008 года. В связи с низкой конкурентоспособностью отдельных наименований продукции, ограниченным рынком сбыта (сокращение поставок в Монголию),  дефицитом оборотных средств для модернизации производственного процесса,  выпуск готовой продукции на ЗАО "Кондитерпром" составил 69,6 % от соответствующего уровня 2004 г, ИП Сапоженко («Тарко») – 21.6%. В то же время, увеличение поставок на собственную территорию способствовало сокращению ввоза на 8.8%, что позволило достигнуть роста удельного веса местных товаропроизводителей на республиканском рынке кондитерских изделий на 3,5%.13

2.3. КОНЪЮНКТУРА РЫНКА.

  Одним из показателей состояния экономики является так называемая рыночная конъюнктура. Изменение рыночной конъюнктуры определяется в первую очередь характером и уровнем развития экономики. Понятие «конъюнктура» в широком смысле слова означает совокупность категорий взятых в их взаимосвязи. В экономической литературе понятие конъюнктуры применяется во всех случаях, когда речь идет о характере ситуации складывающейся во внешнеэкономической среде по отношению к хозяйствующему субъекту в данный момент или период (рис. 2.3).

  Потребление кондитерских изделий российскими потребителями невелико по сравнению с показателями западных стран, в то время как по потреблению хлеба и хлебобулочных изделий Россия лидирует, превышая показатели Германии на 53%, Франции – на 45%. Причина этих различий в потреблении – низкий средний уровень жизни населения России и сама специфика данной группы продуктов. Кондитерские товары не являются товарами первой необходимости, а спрос на эту группу продуктов эластичен по доходу, то есть увеличение дохода приводит к увеличению спроса.                  Доказательством служит сопоставимый статистический анализ проблем доходов и уровня жизни в Москве и РФ, проведенного Московским государственным университетом экономики, статистики и информатики. В результате этого исследования выяснилось, что разница в потреблении продуктов питания высокодоходных и малообеспеченных групп населения особенно заметна в расходах на покупку фруктов и кондитерских изделий. В структуре расходов на продукты питания малообеспеченные семьи особенно выделяют хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные изделия. Обеспеченные группы населения среди прочих деликатесных и дорогостоящих продуктов предпочитают пшеничный хлеб и кондитерские изделия. Расходы на кондитерские изделия составляют 9,7% итогового продуктового бюджета малообеспеченных жителей и 15,6% бюджета у высокодоходных слоев населения, на хлеб и хлебобулочные изделия расходы 21,2% и 12,4% бюджета соответственно.                                                   Причем большая доля бюджета у сельских жителей расходуется именно на покупку сахара и кондитерских изделий – это те продукты, которые невозможно заменить в подсобном хозяйстве, и по результатам исследования их с ростом бюджета затраты на кондитерские изделия и сахар повышаются. Другой фактор, характеризующий спрос на кондитерскую продукцию – увеличение предпочтения отечественной продукции жителями РФ.14 Например, исследование покупательских предпочтений жителей Санкт-Петербурга в 2009 году дало такие результаты, что 79% опрошенных предпочитают отечественный шоколад и конфеты и только 2% - импортные, 40% жителей Петербурга предпочитают отечественные печеные кондитерские изделия, 23% - импортные. Основной причиной для такого распределения предпочтений то, что как указали респонденты, отечественные продукты вкуснее, качественнее и более высокой свежести. Предложение                                                                                                     В целом, рынок кондитерских изделий довольно сложен, помимо общеэкономических факторов, на предложение рынка кондитерской продукции оказывают воздействие:

  • Конъюнктура на рынке сахара,
  • Конъюнктура на рынке муки,
  • Конъюнктура на рынке масложировой продукции,                                  

А также рынок зависит  от производства и поставок ароматизаторов, загустителей, эссенций, консервантов, орехов, сухофруктов и прочих кондитерских добавок.                                                                                       Ассортимент кондитерских изделий на рынке также огромен, широкий выбор сахарных, шоколадных и мучных кондитерских изделий подчас усложняет потребительский выбор своим разнообразием. Наиболее известны российскому потребителю кондитерские изделия под такими московскими марками производителей, как «Красный Октябрь», «РотФронт», кондитерский концерн «Бабаевский», «Кэдбери», шоколадная фабрика «Россия», «Ударница», «Большевик», московский булочно-кондитерский комбинат «Коломенское», «Крекер», «Звездный», «А.Коркунов», «Русский шоколад», «Сказка», КФ «Сокол», «Волшебница», «Mars». А также известны потребителям такие региональные марки кондитерских изделий, как «Азарт» (С-Петрбург), КФ «Н.К.Крупской» (С-Петрбург), «Пекарь» (С-Петрбург), «Укрпроминвест» (Украина), «АВК» (Украина), КФ «Днепропетровская» (Украина), АО «Одесса» (Украина), «Евровита» (Минск), «Загора» (Киев), «Словянка» (Белгород), «Спартак» (Беларусь), «Коммунарка» (Беларусь), «Чокопай», ТД «Вознесенский ПК» (г. Ивантеевка), КФ «Волжанка», КФ «Воронежская», КФ «Пензенская», КФ «Сормовская» (г. Нижний Новгород), КФ «Рузанна», «Ясная поляна» (Тула), «Stolwerck» (Покров), «Брянконфи», «Россия» (Покров), «Славянка» (г. Старый Оскол), «Озерский горпищкомбинат», а также «Майнфорд» (Германия), ТД «Коста» (Польша) и пр.                                                                                                                              И хотя ассортимент кондитерских изделий за несколько лет увеличился в несколько раз, качество кондитерских изделий, особенно импортного производства, за это время значительно ухудшилось, например, в 1998 году было забраковано и снижено в сортности (в % к общему объему проинспектированных товаров) 15,9% отечественной продукции и 6,1% импортной, а в 2000 году - 17,1% и 21,4% соответственно .Многие эксперты и трейдеры рынка прогнозируют улучшение качества кондитерских изделий, особенно отечественного производства, уже сейчас можно видеть, что потребители останавливают свой выбор на отечественной кондитерской продукции не без оснований. Также растет маркетинговая активность производителей кондитерских изделий. А в дальнейшем, с ростом качества продукции и ассортиментного ряда конкуренция на рынке будет обостряться, и производители будут вынуждены не только активно использовать маркетинговые инструменты в своей деятельности, но и работать над повышением качества маркетинговых стратегий производства, управления и продвижения своей продукции.15

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. СОСТОЯНИЕ РЫНКА КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ.

     Состояние  рынка кондитерских изделий  является наиболее показательным фактором реального социально-экономического положения республики. Благоприятная экономическая коньюнктура, сложившаяся в последние годы, устойчивый рост реальной заработной платы и пенсии, поступление в розничную торговлю товаров в объемах, обеспечивающих платежеспособный спрос населения, способствовали удовлетворению потребительского спроса населения и росту розничного товарооборота. По данным статистики за отчетный год населению республики Бурятия продано кондитерских изделий на сумму 35446,2 млн. рублей, что на 14,9% выше уровня прошлого года. .Сохранение устойчивого роста потребительского спроса во многом произошло за счет роста потребительского кредитования, так в 2006 году объем банковских потребительских активов увеличился против уровня 2005 года на 31,9%. Доля кредитов населения в совокупных активах банковской системы по республике составила 30,1%, что на 9 процентных пункта выше уровня 2006г. При этом отрицательным фактором является снижение доли накопления денежных доходов населения, отток денежных средств из республики. По данным Министерства экономики Республики Бурятия общий объём производимой предприятием кондитерской продукции равнялся в 2005г. -341,6тн на сумму 13481тыс.руб. Таким образом, рынок производства кондитерских изделий Бурятии делят между собой три предприятия, где 94,5% рынка принадлежит ОАО «Амта», 37% - ОАО «Иволкон» и 1,9% ООО «Тарко».

По итогам Всероссийского бизнес-рейтинга улан-удэнская кондитерская фабрика «Амта» получила статус «Лидер экономики России 2010 года», а директор Сергей Пронин награждается орденом  «Звезда экономики России» и  национальным сертификатом «Бизнесмен года».  
По сообщению организационного комитета Всероссийского бизнес-рейтинга, ранжирование проводилось среди более 620000 предприятий на основании данных государственных органов статистики РФ за 2010 год. Согласно официальным данным, в рейтинге представлены исключительно предприятия-лидеры, закончившие отчётный период с прибылью и являющиеся лучшими налогоплательщиками.  
Компания «Амта» добилась преимущества над конкурентами и заняла 26-е место среди производителей кондитерских изделий, что является признаком высокого профессионализма руководителя и всего трудового коллектива, отмечается в наградном листе.  
Официальная церемония награждения состоится в Санкт-Петербурге в июне 2011 года в рамках V Бизнес-саммита лидеров экономики России и Украины. 16

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Анализ рынка кондитерских изделий