Заключим, что главными особенностями
являются: как коммерческий, так и социальный
характер деятельности, активная роль
государства в организации деятельности
учреждений культуры. Также становится
очевидной необходимость применения принципов
и методов маркетинга в учреждениях культуры,
поскольку профессионально внедряя маркетинговые
методы в свою деятельность, учреждение
сможет не только выявить культурные потребности
реальных и потенциальных пользователей
и максимально удовлетворять их, но и целенаправленно
формировать спрос на культурные услуги.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА
УСЛУГ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В ЦЕЛОМ И КОНКРЕТНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1. Анализ рынка культурных
услуг в России
С ростом благосостояния население
готово тратить все больше денег на свои
увлечения. Когда потребности в различных
товарах и продуктах удовлетворены, то
интерес потребителей смещается в сторону
развлекательного сектора. Развитие российской
индустрии развлечений проходит в России
немного медленнее, чем в других странах,
в силу специфики российского рынка, а
также в связи с тем, что в краткосрочной
перспективе все еще сохранится некоторая
неопределенность в отношении роста потребительской
уверенности. На сегодняшний день в России
культурно-зрелищные мероприятия посещают
более чем 150 млн. человек в год. [9]
В 2014 году российский рынок
развлечений и СМИ оценивался аналитиками
в 17,38 млрд долларов. Основными факторами
роста рынка являются повышение благосостояния
населения, интерес к здоровому образу
жизни, распространение гедонистических
ценностей в обществе, бурное развитие
крупных торговых центров. Ожидается,
что к 2016 году в России рост составит до
25,58 млрд. В России развитие этого рынка
идет медленнее, чем в других странах и
после экономического спада, вызванного
финансовым кризисом, совокупные темпы
годового роста всемирного рынка развлечений
составят 5,0%, и к 2016 году его объем достигнет
1,7 трлн долларов. [9]
В докризисный период рынок
развлечений в России характеризовался
устойчивой тенденцией к росту. На сегодняшний
день эти темпы немного снизились, что
связано с текущей экономической ситуацией.
Из-за последствий финансово - экономического
кризиса, а также нестабильности курса
рубля россияне существенно сократили
траты на развлечения, что негативно сказывается
на состоянии данного рынка в целом. Спад
особенно был заметен на региональных
рынках. Тем не менее, специалисты отмечают,
что это временные ухудшения и по мере
восстановления экономической ситуации
и финансового благополучия людей вернутся
и посетители в культурные заведения.
По данным исследований компании
КОМКОН, предпочтения россиян по проведению
досуга постепенно меняются. Так, популярность
ночных клубов и дискотек постепенно за
последние 5 лет снизилась, тогда как россияне
стали намного чаще посещать культурные
мероприятия, причём это в первую очередь
касается театров, музеев, галерей, концертов
классической музыки и джаза. При этом
зрителями театров и посетителями музеев
все чаще становится молодёжь 16-25 лет (рис.
1.1). В центральном и северо-западном регионе
молодёжь зачастую активнее посещает
культурные мероприятия, чем жители обеих
столиц. [9]
Рис. 1.1 Предпочтения
россиян в сфере культуры и развлечений
- Кино
Несмотря на приостановленное
в 2008 году строительство новых мультиплексов,
в 2009 году российский рынок киноиндустрии вырос
на 4,5% и оценивался в $ 1,2 млрд. По данным исследований, на этот сегмент кризисные условия повлияли в меньшей степени, нежели на остальные. Это можно объяснить
как большей доступностью этого вида мероприятий,
так и стремительным расширением (за счет
региональных рынков) основных игроков
в данном сегменте в последние три года.
На диаграмме мы видим, что востребованность
этого вида культурного времяпрепровождения
лишь на 7% превышает спрос на театральные
постановки и спектакли.
Среди кинотеатров и кинотеатральных
комплексов России крупнейшими игроками
являются: «Каро-Фильм», «СинемаПарк»,
«Киномакс», «Формула Кино», «Люксор»,
«Парадиз». Самым крупным игроком в сегменте
кинопоказа является компания "Каро-Фильм",
на долю которой приходится около 10% рынка
по количеству кинозалов и до 20% в денежном
выражении. [9]
Посещение театров – это второй
по популярности вид проведения досуга:
15% россиян были на спектаклях хотя бы
раз за последние полгода, с 2013-го их доля
выросла на 14,5%.
В театры чаще всего ходят жители
ЦФО – 24,3% против 15,8% в среднем по стране.
При этом основная доля продаж билетов
на спектакли в театрах приходится на
рынки Москвы и Санкт-Петербурга. Подобная
ситуация наблюдается и в сегменте билетов
на мюзиклы, доля которых в общей структуре
рынка билетов весьма мала.
По данным КОМКОН, музеи и галереи
в 2014-м посетили 11,4% сограждан. В Санкт-Петербурге
чаще ходят в музеи и галереи: их посещают
25,4% жителей города. В Москве посетителей
около 17,9%. Самой активной в плане посещения
музеев/галерей оказались 16-19-летние россияне.
Концерты джазовой или классической
музыки в 2014-м посетили 6% россиян. Активнее
других концерты посещает молодёжь из
Центрального ФО (10,1%) и Санкт-Петербурга
(8,9%).
Следует отметить, что Санкт-Петербург
действительно подтверждает свой неофициальный
статус культурной столицы: его жители
значительно чаще ходят на концерты классической
или джазовой музыки (8,9%). Не менее активная
аудитория проживает в Центральном федеральном
округе. [9]
По данным опросов КОМКОН в
рамках исследования TGI-Russia, в 2013 году ночные
клубы и дискотеки были вторым по популярности
местом проведения досуга у россиян –
хотя бы раз за полгода их посещали 18,1%
россиян. К концу 2014 года этот показатель
сократился почти втрое и составил 6,3%.
Рынок обеих столиц уже насыщен подобными
заведениями.
По мнению экспертов, основные
тенденции в сфере развлекательных услуг
на ближайшие 2-3 года будут следующие:
- сокращение предложений премиум-сегмента
и активное развитие среднего сегмента,
обеспечение основного прироста рынка
за счет увеличивающегося среднего класса
- активных и успешных молодых людей до
35 лет;
- образование и расширение сетевых
структур;
- активный запуск комплексных
зон развлечений в составе ТРЦ с постепенным
закрытием клубов, сфокусированных на
одном виде развлечений;
- закрытие неудачных объектов
из-за низкой рентабельности и проблем
с посещаемостью;
- смещение развлекательных центров
из центра города в спальные районы и на
периферию с большой проходимостью (сначала
в крупных городах, а потом и средних);
- расширение ассортимента, повышение
качества услуг и комфорта для клиентов. [9]
Отсюда следует, что изучение
рынка культурных услуг в России показало,
что популярность ночных клубов и дискотек
постепенно за последние 5 лет снизилась,
тогда как россияне стали намного чаще
посещать культурные мероприятия, причём
это в первую очередь касается театров,
музеев, галерей, концертов классической
музыки и джаза.
2.2. Маркетинговый анализ
услуг кинотеатра «Люксор»
Группа компаний «Люксор» –
один из лидеров современного российского
кинорынка, объединяет ряд компаний по
основным направлениям: дистрибьюция,
кинопрокат, развитие собственной кинотеатральной
сети, производство анимационных фильмов.
Компания «Люксор» осуществляет
полный цикл реализации кинофильмов (кинотеатральный
прокат, реализация на ТВ, Home Video (DVD)) на
территории России и стран СНГ. В течение
многих лет является постоянным участником
крупнейших мировых кинорынков. Партнерами
компании являются ведущие голливудские
и европейские студии, среди которых: «Lakeshore
International», «IM Global», «Wild Bunch», «Gaumont», «Constantin
Film», «Nu Image», «Studio Canal» и другие. [8]
Компания «Люксор» занимается
развитием сети многозальных цифровых
кинотеатров на территории России. «Люксор»
занимает солидную долю на российском
кинорынке и является одним из лидеров
по показателям прибыльности. В настоящее
время сеть «Люксор» наращивает темпы
роста, как по количеству кинотеатров,
активно осваивая регионы страны наряду
с ее столицей, так и в качественном отношении,
постоянно поднимая планку уровня сервиса,
доходности и рентабельности предприятий.
[8]
Всего группой компаний «Люксор»
открыт 22 кинотеатр, 6 из которых расположены
в Москве. Также кинотеатры сети находятся
в городах: Санкт – Петербург, Балашиха,
Брянск, Воронеж, Воскресенск, Жуковский,
Клин, Курск, Орехово – Зуево, Ростов –
на –Дону, Рязань, Сергиев Посад и Сочи.
Объектом нашего маркетингового
исследования был выбран кинотеатр «Люксор»
в торгово – развлекательном комплексе
«Континент», расположенном по адресу:
г. Санкт – Петербург, ул. Бухарестская,
д. 30/32.
Он начал свою деятельность
в декабре 2012 года. В распоряжении зрителей
Санкт-Петербурга 9 залов общей вместимостью
1435 мест, включая VIP-зал (на 56 мест). Особого
внимания заслуживает зал, вместимостью
в 285 мест, оснащенный новейшей звуковой
системой Dolby Atmos. Эта уникальная технология,
на данный момент не имеющая аналогов,
позволяет вывести звуковые эффекты на
новую плоскость восприятия звука и ощутить
не только направление, но и вертикальную
позицию звуковых эффектов. [8]
Репертуар кинотеатра «Люксор
Санкт-Петербург» составляют все лучшие
фильмы мирового проката, от самых кассовых
блокбастеров и 3D-проектов до новинок
детского кино, фильмов для семейного
просмотра, мультфильмов для самых маленьких
зрителей. Отсюда можно вынести, что целевой
аудиторией кинотеатра являются люди
практически всех возрастов, но в основном
это молодежь до 25 лет и семьи с детьми.
При сегментировании спроса на рынке
потребительских услуг, а именно, услуг
салона красоты, можно выделить следующие
критерии:
- Географическое положение - потенциальными
посетителями кинотеатра являются преимущественно жители Фрунзенского
района Санкт – Петербурга.
- Возраст – основная часть посетителей это люди 18-25 лет.
- Род занятий – посетители кинотеатра
«Люксор» в большей степени студенты.
- Уровень дохода – большинство
посетителей данного кинотеатра имеют
средний доход.
Кинотеатр «Люксор» предлагает
услугу, интересую широкому спектру потребителей
– это кино. Следовательно выбирается
стратегия недифференцированного маркетинга.
В этом случае производитель концентрирует
усилия не на том, чем отличаются друг
от друга нужды клиентов, а на том что в
этих нуждах общее. Разрабатывается такой
товар и маркетинговая программа, которые
покажутся привлекательными как можно
большему количеству покупателей. Производитель
полагается на методы массового распределения
и массовой рекламы.
Также стоит упомянуть о конкурентах.
Сейчас огромное количество кинотеатров,
предлагающих услуги по более привлекательным
ценам, либо использующих выгодные скидки
и привилегии. Основными конкурентами
«Люксора» являются «Мираж Синема» и «Синема
Парк». Ниже приведен сравнительный анализ
конкурентов (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Сравнительный анализ
по оценкам посетителей
Название характеристики |
«Люксор» |
«Мираж Синема» |
«Синема Парк» |
Удобство расположения |
9 |
9 |
7 |
Широкий выбор фильмов |
10 |
8 |
9 |
Длительность проката фильмов |
7 |
9 |
9 |
Доступная цена |
10 |
9 |
7 |
Продолжение таблицы 2.1
Дружелюбное обслуживание |
9 |
9 |
8 |
Отличный интерьер |
9 |
10 |
7 |
Техническая оснащенность |
10 |
9 |
8 |
Количество залов |
10 |
8 |
7 |
Постоянные акции |
8 |
9 |
6 |
Репутация |
10 |
9 |
8 |
Итого: |
92 |
89 |
76 |
В таблице 2.1 я привела 10 характеристик
и их оценки от клиентов по 10 - балльной
шкале. Как видно из проведенного анализа,
практически по всем характеристикам
выигрывает кинотеатр «Люксор». Проводя
такие опросы, мы можем увидеть, как посетители
относятся к нам и к нашим конкурентам,
в чем мы проигрываем, а в чем их превосходим,
а также мы видим, над чем нам нужно поработать
для улучшения этих показателей.
Далее проведем SWOT – анализ
кинотеатра «Люксор» (табл. 2.2)
Таблица 2.2
SWOT-анализ кинотеатра
«Люксор»
1.Сильные стороны:
- удачное месторасположение;
- доступные цены.
- наличие 9 залов, в которых
одновременно можно посмотреть разные
фильмы на любой вкус;
- возможность покупать билеты
на интернет-сайте по банковской карточке
- высокая техническая
оснащенность кинотеатра;
- хорошая репутация.
|
2.Слабые стороны:
- недостаточная продолжительность
проката фильмов;
- большие очереди в кассу;
- мало акций и скидок;
- отсутствие кондиционеров,
в залах бывает жарко.
|