Как крупнейшая экономическая
реальность, охватывающая все сферы жизни
страны, государственные расходы играют
центральную роль при определении структуры
потребления, инвестиций и прибыли в экономике.
Изменение государственных
расходов и налогов оказывает влияние
на величину дохода. Это повышает возможности
использования фискальной политики для
стабилизации экономики. Когда экономика
переживает спад, возможно, для расширения
выпуска следует снижать налоги или увеличивать
государственные расходы. А когда экономика
на подъёме, следовало бы повышать налоги
и сокращать расходы, чтобы вернуть экономику
к состоянию полной занятости.
На практике фискальная политика
активно используется в целях стабилизации
экономики. Расширение государственных
расходов и снижение налогов применяется,
когда надо помочь экономике выбраться
из кризиса. Снижение расходов и увеличение
налогов практикуется, когда надо затормозить
чрезмерный подъём.
В настоящее время бюджетно-налоговая
политика и бюджет неотделимы друг от
друга. Эта политика является важнейшим
инструментом формирования государственного
бюджета. С другой стороны она включает
в себя теоретическую основу и на практике
определяет статьи расхода бюджетных
средств.
Всестороннее изучение этого
вопроса, а также грамотное использование
механизмов бюджетно-налоговой политики
позволяет обеспечить стабильные темпы
экономического роста, возможность использования
государством экономических рычагов регулирования.
Рассмотрев налогово-бюджетную
политику РФ, можно отметить, что бюджетная
политика как целенаправленная деятельность
государства по определению основных
задач и количественных параметров формирования
доходов и расходов бюджета, управления
государственным долгом является одним
из основных инструментов экономической
политики государства. Бюджетная политика
на очередной финансовый год определяется
бюджетным посланием Президента РФ, направляемым
Федеральному Собранию РФ не позднее марта
года, предшествующего очередному финансовому
году. В качестве критериев эффективности
бюджетной политики используются следующие
показатели:
• уровень собираемости бюджетных
доходов в целом, налогов;
• уровень выполнения бюджетных
обязательств;
• величина бюджетного дефицита
и темпы роста государственного долга;
• динамика валового внутреннего
продукта;
• уровень безработицы и другие.
В соответствии с федеративным
принципом построения государства, каждый
субъект РФ имеет свой бюджет, средства
которого используются для решения задач
и выполнения функций, отнесенных к органам
власти субъекта федерации. Государственный бюджет в Российской
Федерации включает три уровня: консолидированный
бюджет; федеральный бюджет; бюджеты территорий. Доходы государственного бюджета
включают обязательные безвозвратные
платежи, которые поступают в бюджет. Их
можно подразделить на налоговые доходы,
неналоговые поступления, доходы целевых
бюджетных фондов, а также безвозмездные
перечисления. Расходы государственного бюджета
включают все невозвратные платежи независимо
от того, являются ли они возмездными,
т. е. заплаченными в обмен на что-то, или
безвозмездными.
Расходы формируются по следующим
основным направлениям:
• финансирование отраслей
экономики (промышленность, сельское хозяйство,
строительство, транспорт, связь и др.);
• финансирование социально-культурного
развития, науки;
• содержание органов государственной
власти и управления, правительственных
органов;
• расходы на национальную оборону;
• расходы на внешнеэкономическую
деятельность;
• расходы, связанные с обслуживанием
государственного долга;
• иные расходы
В 2010 году приоритетными
статьями расходов государственного бюджета
стали социальная политика (3 370,6 млрд.),
национальная экономика (1 583,4 млрд.), национальная
оборона (1 264,4 млрд.), национальная безопасность
и правоохранительная деятельность (1
096,4 млрд.). Под влиянием мирового кризиса
2008-2009 гг. и в условиях обострения долговых
проблем в Греции, Испании, Ирландии и
Португалии в 2010 г. правительству России
пришлось пересмотреть политику наращивания
государственных расходов и обязательств.
Так, наблюдалась тенденция к сдерживанию
роста бюджетных расходов при разработке
проекта федерального бюджета на 2011-2013
гг. В основу бюджетных проектировок
на предстоящие 3 года было положено обеспечение
стабильности бюджетной системы за счет
сокращения бюджетного дефицита при выполнении
ряда ранее принятых обязательств и содействии
инновационному развитию российской экономики.
В своей работе, я также рассмотрела
налогово-бюджетную политику в Краснодарском
крае. Главным документом, определяющим
проведение бюджетной политики Краснодарского
края по отношению к муниципальным образованиям
(местным бюджетам) является Закон о бюджете
Краснодарского края, в котором ежегодно
устанавливаются нормативы отчислений
от регулирующих налогов в местные бюджеты,
размеры финансовой помощи местным бюджетам
(субвенции). Законодательное Собрание Краснодарского
края принимает не просто краевой бюджет,
а краевой консолидированный бюджет. Бюджетная политика, проводимая
в Краснодарском крае в период 2009—2011 годов,
позволила увеличить налоговые и неналоговые
доходы местных бюджетов более чем в 1,9
раза. При этом доходы бюджетов поселений
увеличились в 2,5 раза (с 2,6 миллиарда рублей
в 2008 году до 6,5 миллиарда рублей в 2011 году).
В 2009 году совокупные доходы
местных бюджетов составили 72,1 миллиарда
рублей с превышением показателей годовых
бюджетных назначений на 1,3 процента. Расходная
часть бюджетов муниципальных образований
в 2009 году исполнена в сумме 75,4 миллиарда
рублей, что составило 95 процентов годовых
бюджетных назначений.
Бюджет города Сочи устанавливается
отдельной строкой в федеральном бюджете,
для Сочи установлен особый бюджетный
режим: в бюджет Сочи зачисляются все налоги,
собираемые на его территории, кроме налогов
и платежей, подлежащих зачислению в краевой
бюджет. Всего в 2011 году в бюджет города
Сочи поступило 14,2 миллиарда рублей, в
том числе 8,2 миллиарда рублей безвозмездных
поступлений. Собственные доходы бюджета
составили 6,1 миллиарда рублей. В общем объеме собственных
доходов 36% (2,2 млрд руб.) приходится на
налог на доходы физических лиц. Арендная
плата за землю составляла 23% (1,4 млрд
руб.) , земельный налог – 10% (400 млн руб.).
От организаций, осуществляющих
работу по строительству олимпийских
объектов, в бюджет города Сочи поступил
1 миллиард рублей, из которых более 90%
составляет налог на доходы физических
лиц. На финансирование социальной сферы
в 2011 году было направлено около 7,5 миллиарда
рублей, или 52% от общей суммы расходов.
Подводя итоги, следует отметить,
что проблема налогообложения и бюджетирования,
независимо от места и времени, будет оставаться
актуальной. Но грамотно сформированная
и последовательно проводимая бюджетно-налоговая
политика, как правило, характеризуется
достижением макроэкономической стабильности,
сбалансированностью государственных
финансов и ведет к стабильному, уравновешенному
и процветающему образу жизни всех субъектов
государства.
Список литературы
- Александров И.М. Бюджетная
система РФ, Изд. «Дашков и К», 2007 г., стр.88-95,
268-313, 411
- Борисов Е.Ф. Экономическая
теория, ЮРАЙТ, 2008 г., стр.466-483
- Бродская Т.Г. Экономическая теория, учебное
пособие, издательство «Риор», 2008 г.
- Видяпин В.И. «Региональная
экономика», ИНФРА-МЖ, 2007 г., Глава2.
- Герасимов Б.И. «Экономическая
теория. Том 2», Издательство ТГТУ, 2010 г., тема 6, стр. 93-112.
- Камаев В.Д. «Экономическая теория», Владос, 2008 г., глава 16.
- Качур О.В. «Налоги и налогообложение»,
Изд-во «Москва», 2007 г. Глава 2.
- Ковалева В.В. «Финансы», Проспект,
2007 г., стр. 229-246, 560-596.
- Матвеева Т.Ю. «Введение в макроэкономику»,
учебное пособие. Гос.ун-т. Высшая школа экономики. 5-е издание, 2007 г. Тема 12
- Мацкуляк И.Д. «Государственные и муниципальные финансы», РАГС, 2007 г. Стр.538-542, 575-581.
- Николаева И.П. «Экономическая
теория», Издательство «Юнити», 2009 год. Глава 17.
- Сажина М.А., Чибриков Г.Г., «Экономическая теория» Изд. «Норма», 2007 г. Глава 27.
- Трошин А.Н. «Финансы и кредит»,
ИНФРА-М, 2009 г., стр.52-73, 116-152.
- Юрьева Т.В. «Социальная экономика», Дрофа,
2007 г. Стр.161-167.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Бюджетная_политика
- www1.minfin.ru/ru/budget
- http://ru-hosting.ru/article
- www.budgetrf.ru/Publications/Analysis/iet/an-iet-transf.html
- http://www.gpoaccess.gov/usbudget
- http://www.whitehouse.gov
- О.Кириллов «Бюджетная и налоговая политика», журнал «Российская экономика: тенденции и перспктивы», 2008 г., сентябрь. Стр.43-45
- С. Дробышевский, И.Соколов «Эволюция бюджетной политики России», «Российский экономический журнал», 2008
г.
1 Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику,
2007 г. Стр. 445-448
2 Там же, Стр. 451-454
3 Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику,
2007г. стр.451-454; Сажина М.А., Чибриков
Г.Г. Экономическая теория Изд. «Норма», 2007 г.
стр. 579-582
4 О.В. Качур Налоги и налогообложение Изд-во
«Москва», 2007 г. стр. 37-42
5 Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику,
2007г. стр. 454-456
6 Е.Ф.Борисов Экономическая теория, ЮРАЙТ, 2008 г., стр.359-362
7
http://ru.wikipedia.org/wiki/Бюджетная_политика
8 Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику,
2007г., стр.456-457; Т.Г.Бродская, Экономическая
теория, «Риор», 2008 г., стр. 152-155.
9
http://ru.wikipedia.org/wiki/Бюджетная_политика
10 Николаева И.П. Экономическая теория,
«Юнити», 2009 год., стр.455-457
11
Александров И.М. Бюджетная система РФ,
Изд. «Дашков и К», 2007 г., стр.88-95, 268-313, 411
12
Трошин А.Н. Финансы и кредит, ИНФРА-М, 2009
г., стр.52-73
13
Александров И.М. Бюджетная система РФ,
Изд. «Дашков и К», 2007 г., стр.88-95, 268-313, 411
14
Камаев В.Д. Экономическая теория, Владос,
2008, глава 16.
15
Александров И.М. Бюджетная система РФ,
Изд. «Дашков и К», 2007 г., стр.88-95
16
Юрьева Т.В. «Социальная экономика», Дрофа,
2007 г. Стр.161-167.
17
www1.minfin.ru/ru/budget
18
Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные
финансы, РАГС, 2007 г. Стр.538-542
19
О.Кириллов Бюджетная и налоговая политика,
журнал «Российская экономика: тенденции
и перспективы», 2008 г., сентябрь.
20
www1.minfin.ru/ru/budget
21
http://ru-hosting.ru/article
22
Газета «Наш дом – Сочи», 2011 г., №11