Анализ бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение регулирования рыночной экономики методами бюджетно-налоговой политики и особенностей её в Республике Беларусь. Основными задачами являются следующие:
. Изучить комплекс теоретических и методических вопросов, связанных с бюджетно-налоговой политикой.
. Выявить проблемы, предложить основные направления по совершенствованию бюджетно-налоговой политики в РБ.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3

1 Цели и формы реализации бюджетно-налоговой политики
в регулировании рыночной экономики………………………………………….5

1.1 Сущность, виды и инструменты бюджетно-налоговой политики………...5

1.2 Эффективность бюджетно-налоговой политики, ее измерение….............10

1.3 Достоинства и недостатки бюджетно-налоговой политики
в регулировании рыночной экономики………………………………………...14

2 Реализация бюджетно-налоговой политики в развитых рыночных странах и Российской Федерации……………………………………..............................17

3 Анализ бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь…………...21
3.1 Основные направления фискальной политики в Республике Беларусь…21

3.2 Анализ влияния фискальных инструментов в Республике Беларусь…..23

3.3 Проблемы и пути совершенствования фискальной политики в Республике Беларусь………………………………………………………………………….28

Заключение ………………………………………………………….................. 33

Список использованных источников …………………………………………34

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 100.12 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………………………..3

 

1 Цели и формы реализации бюджетно-налоговой политики

в регулировании рыночной экономики………………………………………….5

 

1.1 Сущность, виды и инструменты  бюджетно-налоговой политики………...5

 

1.2 Эффективность бюджетно-налоговой политики, ее измерение….............10

 

1.3 Достоинства и недостатки бюджетно-налоговой  политики

в регулировании рыночной экономики………………………………………...14

 

2 Реализация бюджетно-налоговой политики в развитых рыночных странах и Российской Федерации……………………………………..............................17 

 

3 Анализ бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь…………...21

3.1 Основные направления  фискальной политики в Республике Беларусь…21

 

3.2  Анализ влияния фискальных  инструментов в Республике Беларусь…..23

 

3.3 Проблемы и пути совершенствования  фискальной политики в Республике  Беларусь………………………………………………………………………….28

 

Заключение ………………………………………………………….................. 33

 

Список использованных источников …………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики государственное регулирование макроэкономических процессов имеет огромное значение. В современном обществе государственное регулирование экономики осуществляется преимущественно на основе экономических средств, среди которых существенные позиции занимают кредитно-денежная политика, бюджетно-налоговая политика, ускоренная амортизация, государственное программирование и др.Стандартное определение бюджетно-налоговой политики обычно указывает на совокупность мер, предпринимаемых правительством по оптимизации государственных расходов и налогообложения для решения стратегических государственных задач. Более широкое определение лишь уточняет инструменты и цели, стоящие перед экономикой: меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного валового продукта.

В отечественной экономической литературе часто используется несколько категорий для одного и того же понятия: фискальная политика, бюджетно-налоговая политика, налогово-бюджетная политика и др. Очевидно, что многообразие терминов происходит из-за отсутствия прямого синонима в русском языке при переводе с латыни или английского языка (fiscal - фискальный, финансовый).

Понятие бюджетно-налоговой политики в экономической литературе тесно связано с бюджетно-налоговой системой, которая посредством неё создаётся, и рассматривается как составная часть экономической политики, проводимой государством в области государственных расходов и налогов.

Используя ту или иную форму воздействия на экономику, государство и его институты выбирает методы, с помощью которых осуществляет регулирование.

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика может преследовать тактические и стратегические цели, в зависимости от того, какой период она охватывает и какой эффект (краткосрочный или долгосрочный) предполагает в качестве результата.

Целями государственной фискальной политики могут быть: обеспечение выравнивания уровня доходов граждан, поддержание социально значимых отраслей дотациями и инвестициями, стимулирование малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики, ограничение доступа импорта на внутренний рынок и др.

Используя ту или иную форму воздействия на экономику, государство его институтов выбирает методы, с помощью которых осуществляет регулирование. В данной курсовой работе  будет рассмотрена бюджетно-налоговая политика в регулировании рыночной экономики.

Национальная бюджетно-налоговая политика должна базироваться на определённой государственной концепции налогообложения, учитывающей объективные факторы экономического развития и макроэкономические тенденции, и характеризоваться системными, взаимосвязанными изменениями налогового законодательства и масштабностью осуществляемых правительством мероприятий экономической политики.

В настоящее время существует множество публикаций, имеющих отношение к фискальной политике государства. Так, проблемы бюджетной политики в системе госрегулирования рассматривали в разное время Дж. М. Кейнс, В.Леонтьев, А. Маршалл, П. Самуэльсон, Х. Хаузер, С. Фишер, Э. Прескотт. Вопросы эффективности бюджетной политики были приоритетными в работах В.Г. Панскова, С.Ю. Глазьева, В. Л. Перламутрова. Отдельные аспекты налоговой политики и бюджетно-налогового регулирования изложены в работах таких белорусских ученых, как Г.А. Шмарловская, И.В. Новикова, Е.Ф. Киреева, Е.Г. Каштанова.

Целью нашей работы является изучение регулирования рыночной экономики методами бюджетно-налоговой политики и особенностей её в Республике Беларусь. Основными задачами являются следующие:

. Изучить комплекс теоретических  и методических вопросов, связанных  с бюджетно-налоговой  политикой.

. Выявить проблемы, предложить  основные направления по совершенствованию  бюджетно-налоговой политики в РБ.

Объектом исследования курсовой работы является бюджетно-налоговой политика.

В работе выделено три раздела. В первом рассмотрены различные виды и цели бюджетно-налоговой политики, её инструменты, описан механизм воздействия на совокупный спрос и на совокупное предложение, а также влияние на государственный бюджет. недостатки и преимущества бюджетно-налоговой политики. Вводится понятие мультипликатора: государственных расходов, налогов (аккордного и пропорционального), сбалансированного бюджета. Во втором разделе описана бюджетно-налоговая политика в регулировании рыночной экономики на примере зарубежных стран, в частности  Российской Федерации. В третьем разделе  описана бюджетно-налоговая  политика  , характерная для нашей страны, проблемы и пути её совершенствования,  изменение государственных расходов и доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ЦЕЛИ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИ  БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНОЧНОЙ

 

1.1 Сущность, виды  и инструменты  бюджетно-налоговой  политики

 

Бюджетно-налоговая(фискальная), политика - это совокупность средств и мероприятий государства, направленных на изменение порядка государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она проводится с целью аккумулирования финансовых ресурсов и воздействия на достижение макроэкономической стабильности, перераспределение ресурсов и доходов, обеспечение полной занятости, производство неинфляционного продукта, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики оказывает влияние на чистый экспорт (импорт) товаров и услуг. [1, c.285]

Основными инструментами налогово-бюджетной политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения. Бюджетные регуляторы - это уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетная классификация статей доходов и расходов и др.

Бюджетно-налоговая политика направлена на разрешение многочисленных задач, стоящих перед обществом, которые образуют так называемое дерево целей. Основными из них являются:

1) в краткосрочном периоде:

  • эффективное формирование доходной части бюджета;
  • реализация бюджетной политики государства;
  • принятие мер по снижению бюджетного дефицита;
  • управление государственным долгом;
  • сглаживание циклических колебаний экономики.

2) в долгосрочном периоде:

  • поддержание стабильного уровня совокупного объема выпуска (ВВП);
  • поддержание полной занятости ресурсов;
  • поддержание стабильного уровня цен.

Вышеназванные цели достигаются с помощью инструментов фискальной политики, которые включают в себя:

1) налоговые регуляторы: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, их структуру, объекты обложения, источники налогов, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения.

2)бюджетные регуляторы: уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.

Фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуации подразделяется на дискреционную и недискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм её функционирования конкретизируются формы и методы регулирования.

Дискреционная бюджетно-налоговой политика основывается на решениях правительства, которое, манипулируя налоговыми ставками или структурой налогообложения, уровнем государственных расходов воздействует на формирование совокупного спроса и совокупного предложения, реальный объём национального продукта, уровня занятости, инфляции и цен.

Независимо от решений правительства формируется автоматическая бюджетно-налоговая политика, обусловленная возможностью автоматических изменений уровня государственных расходов и налоговых поступлений при перемене экономических условий. Это политика встроенных стабилизаторов - механизмов, работающих в режиме саморегулирования, которые компенсируют изменения в общем объёме и структуре плановых затрат и инвестиций. Встроенные стабилизаторы могут повышать дефицит государственного бюджета(или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать положительное сальдо(или уменьшать дефицит) в период инфляции без принятия специальных решений со стороны правительства. К встроенным стабилизаторам относятся: налоги, пособия по безработице, социальные выплаты, которые служат для ослабления реакции экономической системы на изменения объёма производства товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок. Ведущая роль здесь принадлежит налогам.

Действие встроенных стабилизаторов объясняется следующим образом.

В период спада растет безработица и автоматически увеличиваются расходы бюджета на выплату социальных пособий, следовательно, растут доходы населения и совокупный спрос. В период подъема экономики складывается противоположная ситуация.

Правительства проводят дискреционную, так называемую стабилизационную, фискальную политику, которая в зависимости от фазы экономического цикла может быть сдерживающей или стимулирующей (дефицитной).

Сдерживающая фискальная политика проводится на этапе экономического подъема с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом. Она направлена на ограничение деловой активности, уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем. Механизм реализации сдерживающей политики предполагает увеличение чистых налогов (разность между доходом правительства, полученным от взимания налогов, и правительственными трансфертными платежами) или их рост в сочетании с уменьшением правительственных расходов (закупок и заказов), что компенсирует ожидаемое оживление совокупного спроса в частном секторе экономики.

Стимулирующая (дефицитная) фискальная политика осуществляется в период спада производства при значительном уровне безработицы посредством мероприятий, направленных на снижение чистых налогов или на сочетание снижения чистых налогов с увеличением государственных расходов.[1, с. 286-287]

Воздействие налогов и госрасходов на экономический рост.

Стабилизационное воздействие налогов и государственных расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения. Так, в период спада правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов и множительный эффект инвестиций.

Мультипликатор государственных расходов (МРг), равный отношению (где МРС - предельная склонность к потреблению), показывает приращение ВНП в результате роста государственных расходов на закупку товаров и услуг.

При значительном уровне безработицы государство проводит стимулирующую политику в форме сокращения налогов. Более низкие налоги вызывают увеличение доходов домашних хозяйств, что ведет к увеличению расходов и росту совокупного спроса, цен, расширению объема производства и совокупного предложения, а в результате - к повышению реального ВВП. Они также стимулируют рост сбережений домашних хозяйств и увеличение прибыльности предпринимательских инвестиций. Это способствует повышению нормы накопления капитала, расширению производства, снижению безработицы и увеличению национального продукта. Следовательно, налоги также приводят к мультипликационному эффекту.

Информация о работе Анализ бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь