Анализ бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 23:21, курсовая работа

Описание работы

Целью нашей работы является изучение регулирования рыночной экономики методами бюджетно-налоговой политики и особенностей её в Республике Беларусь. Основными задачами являются следующие:
. Изучить комплекс теоретических и методических вопросов, связанных с бюджетно-налоговой политикой.
. Выявить проблемы, предложить основные направления по совершенствованию бюджетно-налоговой политики в РБ.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..3

1 Цели и формы реализации бюджетно-налоговой политики
в регулировании рыночной экономики………………………………………….5

1.1 Сущность, виды и инструменты бюджетно-налоговой политики………...5

1.2 Эффективность бюджетно-налоговой политики, ее измерение….............10

1.3 Достоинства и недостатки бюджетно-налоговой политики
в регулировании рыночной экономики………………………………………...14

2 Реализация бюджетно-налоговой политики в развитых рыночных странах и Российской Федерации……………………………………..............................17

3 Анализ бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь…………...21
3.1 Основные направления фискальной политики в Республике Беларусь…21

3.2 Анализ влияния фискальных инструментов в Республике Беларусь…..23

3.3 Проблемы и пути совершенствования фискальной политики в Республике Беларусь………………………………………………………………………….28

Заключение ………………………………………………………….................. 33

Список использованных источников …………………………………………34

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 100.12 Кб (Скачать файл)

Мультипликатор чистых налогов (МРн) - это отношение величины смещения совокупного спроса к величине заданного изменения реальных чистых налогов. Его абсолютная величина определяется по формуле:

 

 

 

Налоги по сравнению с государственными расходами в меньшей степени воздействуют на изменение национального продукта. Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению.

Это объясняется тем, что государственные расходы являются составляющей совокупных расходов, а налоги выступают фактором, влияющим только на потребление - одну из переменных совокупных расходов. Кроме того, если каждая денежная единица, использованная на закупку товаров и услуг, оказывает прямое воздействие на прирост ВНП, то при сокращении налогов только одна часть сэкономленных доходов семейных хозяйств идет на потребление, поскольку другая уходит на сбережения. [1, c. 287-288]

Модели стабилизационной политики

Выбор правительства форм и методов осуществления стабилизационной фискальной политики зависит и от используемой концептуальной модели государственного регулирования. В теории и практике государств с рыночной системой выделяют две такие модели - неокейнсианская и неоклассическая.

Дж. Кейнс особое значение придавал недискреционной бюджетно-налоговой политике, которая, по его мнению, способна амортизировать кризис. Встроенная стабильность возникает вследствие наличия функциональной зависимости между налогами и национальным доходом. Так, величина собираемого чистого налога варьируется пропорционально величине чистого национального продукта (ЧНП), следовательно по мере изменений уровня ЧНП возможны автоматические колебания (увеличение или уменьшение) размеров налоговых поступлений и возникающих бюджетных дефицитов и излишков.

Таким образом, в кейнсианской теории основным показателем фискальной политики является изменение бюджетной позиции, то есть величины дефицита или излишка федерального бюджета.

Неоклассическая модель налогового регулирования основывается на теории “экономика предложения”, представители которой обосновали вывод, что одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для этого они использовали бюджетную концепцию А. Лаффера, где главной переменной величиной являются предельные ставки налогов. Так, если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс уклонения от уплаты налогов, а следовательно, снижаются и общие налоговые поступления. Уменьшение предельных налоговых ставок вызывает противоположный эффект. [1, c.288-289]

Анализ последствий снижения налогов для государственных финансов осуществляется на основе кривой Лаффера. Считая, что налоговые поступления являются продуктом налоговой ставки и налоговой базы, Лаффер проследил графическую взаимосвязь между ними (рис.1) и пришел к выводу, что эффект воздействия изменения норм обложения на бюджетные поступления зависит от величины эластичности выпуска продукции по налоговой ставке. Когда ее величина достигает -1, налоговые поступления начинают сокращаться. Таким образом, по мере роста норм обложения от 0 до100% поступления в государственный бюджет будут расти от 0 до некоторого максимального уровня, а затем вновь снижаться до 0 в связи с тем, что более высокие налоговые ставки сдерживают экономическую активность и сокращают налоговую базу.

Рисунок 1 - Кривая Лаффера

Кривая Лаффера не устанавливала количественных критериев, они были разработаны позднее. Определено, что все налоговые изъятия из прибыли не должны превышать ее половины, так как в противном случае нарушается действие производственно - стимулирующей функции налога, и он начинает оказывать дестабилизирующее влияние на экономическую деятельность. Оптимальным считается налоговое изъятие 1/3 прибыли, или 30-40% ее величины.

Таким образом, неокейнсианцы строят механизм налогового регулирования на основе изменений уровня налогов (их снижения как средства проведения антициклической политики, повышения в годы оживления с целью сдерживания деловой активности), а неоклассики - на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений. [1, c.290-291]

 

1.2 Эффективность  бюджетно-налоговой политики, ее измерение

Для определения эффективности бюджетно-налоговой политики используются различные показатели.

Уровень (норма) налогообложения выступает общим количественным показателем деятельности государства в сфере налогообложения.

Он исчисляется как отношение суммы налоговых поступлений к величине ВВП или национального дохода. Данный показатель не является нормативным и различается в зависимости от специфики государства. Но при его увязке с уровнем душевого дохода норму налогообложения можно использовать для оценки меры жесткости налоговой политики. Так, по результатам корреляционно-регресионного анализа данных по 82 странам в государствах с уровнем дохода на душу населения менее 1000 долларов США ‹‹теоретический›› уровень налогового давления должен составлять не более 30% к ВВП.

Практическая значимость оценки налогового потенциала, перспектив роста уровня налогообложения состоит в том, что она является одним из показателей возможности увеличения объема мобилизуемых внутренних финансовых ресурсов, критерием для определения платежеспособности государства.

Кроме того, для определения уровня налоговой нагрузки на микро и макроуровне используются следующие показатели:

  1. Предельная налоговая ставка (отношение абсолютных изменений суммы доходов, поступивших в бюджет, и абсолютного изменения ВВП);
  2. Эластичность совокупных налоговых поступлений по доходу (коэффициент эластичности показывающий степень оживления доходов);
  3. Налоговый мультипликатор и индекс концентрации, отражающие степень контроля государства;
  4. Уровень централизации финансовых ресурсов. [1, c.291]

Бюджетно-налоговый механизм. Средством достижения целей фискальной политики является бюджетно-налоговый механизм, который включает совокупность различных организационно-правовых форм и методов, используемых государством для реализации стабилизационной политики, а также ее институциональное оформление.

Правительства в зависимости от экономических условий и этапа развития национальной экономики выбирают формы бюджетно-налогового воздействия, которые подразделяются на прямые и косвенные.

Прямая форма регулирования основывается на сочетании бюджетных и налоговых регуляторов, с помощью которых государство может воздействовать на финансовые возможности производителей, размеры платежеспособного спроса, инвестиции, расходы предприятий, инфляционные процессы, бюджетный дефицит, государственный долг и др.

Среди косвенных форм регулирования - налоги и налоговые льготы, взносы в фонды социального страхования, государственные займы и др.

Правительства с целью реализации стабилизационной политики, оказания стимулирующего или сдерживающего воздействия на экономику используют многообразные методы бюджетного регулирования:

  1. Налоги и налоговые льготы;
  2. Прямое бюджетное финансирование общегосударственных программ (природоохранных, инвестиционных, приватизации, развития топливно-энергетического комплекса, создания новых рабочих мест, финансирования фундаментальных научных исследований и др.);
  3. Субсидирование некоторых отраслей, предприятий, хозяйств для выравнивания экономических условий хозяйствования;
  4. Субсидирование льгот (льготные тарифы на электроэнергию и воду для отдельных районов и др.)
  5. Выдачу беспроцентных и льготных кредитов в виде займов под низкий процент, долгосрочных займов, дотаций по кредитам, а также гарантий банковских ссуд для фермерских хозяйств, венчурных фирм, предприятий, проводящих конверсию;
  6. Создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для предотвращения диспропорций в развитии экономики, поддерживания предприятий и др. (стабилизационные фонды, материальные резервы, фонд непредвиденных расходов);
  7. Предоставление государственных инвестиций отсталым регионам, используемым для размещения предприятий национализированных отраслей, строительства производственных зданий широкого назначения;
  8. Введение надбавок за каждое вновь созданное рабочее место с целью поощрения создания новых высокотехнологичных производств, а также надбавок к инвестициям для поощрения вложений в остальные регионы;
  9. Социальное регулирование для обеспечения социальных гарантий через распределение бюджетной части национального дохода на развитие социальной сферы, создание социально-культурных учреждений, оказание помощи отдельным слоям населения (пособия, пенсии, индексация доходов);
  10. Экологические сборы, используемые на охрану окружающей среды;
  11. Оказание помощи частным предприятиям (технической, в размещении рекламы, реализации продукции, ее экспорте).

Правительства используют также огромный арсенал методов налогового регулирования экономики на микро- макроуровне, среди которых выделяются:

  • Методы, связанные с видами, ставками, структурой налогов (введение новых или повышение ставок налогов действующих налогов; манипулирование величиной ставок налогов на определенный промежуток времени; изменение структуры налогов; использование прогрессивной системы налогообложения; дифференциация ставок налогов по отраслям и видам производств; использование разнообразных систем подоходного обложения корпораций);
  • Методы, связанные с льготами и скидками, в том числе поощряющими деловую активность, стимулирующими миграцию капитала, развитие экспортного производства, предпринимательства, научных исследований и др. (льготы и скидки на личные доходы налогоплательщиков; система ускоренной амортизации; инвестиционный налоговый кредит; льготы по отдельным отраслям и компаниям; скидки на прибыль малого бизнеса и убыточных предприятий; вычеты из налоговой базы расходов по научным исследованиям ; льготы при обложении доходов от прироста капитала; льготы, стимулирующие частные инвестиции в акции; льготы предприятиям, создающим рабочие места; льготы иностранным инвесторам в оффшорных зонах, налоговых гаванях и др.);
  • Методы, связанные с гармонизацией и унификацией национальных налоговых систем (согласование налоговых законодательств, унификация ставок по ведущим видам налогов структур налогообложения, механизмов изъятия налогов, состава налогооблагаемых доходов). [1, c.291-293]

Макроэкономическая политика при низкой мобильности капитала.

Рассмотрим в качестве примера результаты стимулирующей бюджетно-налоговой политики – повышения государственных расходов и снижения налогов.

В модели IS-LM-BP увеличение совокупного спроса, происходящее в результате стимулирующей бюджетно-налоговой политики, сдвигает кривую IS вправо до положения IS2 и повышает доход до уровня Y2 (рисунок 3). Более высокий уровень дохода означает и большие объемы импорта, что ведет к образованию дефицита торгового баланса. И хотя возросшая до уровня i2 ставка процента обеспечивает дополнительный приток капитала в страну, однако в условиях низкой мобильности капитала основное влияние на состояние платежного баланса оказывает изменение текущего счета. Поэтому в целом платежный баланс сводится с отрицательным сальдо. Этому состоянию экономики соответствует точка B, лежащая правее (ниже) графика BP.При плавающем курсе, как только начинает формироваться дефицит платежного баланса, автоматически происходит снижение стоимости национальной валюты. Падение курса валюты стимулирует увеличение чистого экспорта, что приводит к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и сокращению дефицита платежного баланса, а это сдвигает вправо как кривую IS, так и кривую BP до положения IS3 и BP2 соответственно.  

Рисунок 2 - Макроэкономическая политика при плавающем валютном курсе

Курс национальной валюты будет снижаться до тех пор, пока будет существовать отрицательное сальдо платежного баланса. Это значит, что и кривая BP будет сдвигаться вправо до тех пор, пока точка внутреннего равновесия экономики будет находиться справа (снизу) от нее. Поскольку, как нам известно, при экзогенном изменении чистого экспорта кривая BP сдвигается в большей степени, чем кривая IS, поэтому в конечном итоге кривая BP “догонит” пересечение кривых IS и LM и все три кривые пересекутся в одной точке – точке C. Только здесь сальдо платежного баланса будет равно нулю, что и должно быть при плавающем курсе.

В принципе аналогичные процессы происходили бы в экономике и при полном отсутствии мобильности капитала. Что меняется в наших рассуждениях при учете международной мобильности капитала? Более высокая процентная ставка ( i2) начинает привлекать капитал из-за границы. Улучшается состояние счета движения капитала, что частично компенсирует ухудшение торгового баланса. Но поскольку степень мобильности капитала относительно низка, то дефицит платежного баланса продолжает сохраняться. Вместе с тем, даже небольшой приток капитала означает, что дефицит платежного баланса, возникающий в результате стимулирующей бюджетно-налоговой политики, оказывается не столь значительным, а значит, и масштабы обесценения национальной валюты, необходимые для восстановления национальной валюты, необходимые для восстановления равновесия платежного баланса, будут меньше.

В целом мы видим, что при плавающем валютном курсе стимулирующая бюджетно-налоговая политика усиливается эффектом обесценения национальной валюты, что приводит к большему повышению дохода, чем при фиксированном курсе.

 

 

1.3 Достоинства  и недостатки бюджетно-налоговой  политики в регулировании рыночной экономики

 

К достоинствам бюджетно-налоговой  политики следует отнести:

  • Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
  • Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг - это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро.
  • Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически [6, с.179].

Информация о работе Анализ бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь