Анализ налогово-бюджетной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 14:24, реферат

Описание работы

Актуальность тематики данного реферата основана на том факте, что от того, насколько эффективно государство будет проводить налогово-бюджетную политику, зависит стабильность уровня совокупного объема выпуска, т.е. ВВП, занятость ресурсов в экономике, уровень цен и другое. Наша экономика, бюджет и налоговая сфера, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..……3
Глава 1. Теоретические основы налогово-бюджетной политики
1.1.Понятие налогово-бюджетной политики. Воздействие элементов
налогово-бюджетной политики на совокупный спрос ………................5
1.2.Влияние государственных закупок, налогов и трансфертов………...7
1.3.Виды фискальной политики…………………………………………..12
1.4. Эффективность налогово-бюджетной политики
Глава 2. Анализ налогово-бюджетной политики
2.1. Анализ налогово-бюджетной политики в Российской Федерации ……...18
2.2. Налогово-бюджетная политика в Краснодарском крае………………......27
Заключение…………………………………………………………………….34
Список литературы……………………………………………………………39

Файлы: 1 файл

реферат макро.docx

— 111.77 Кб (Скачать файл)

Под влиянием мирового кризиса 2008-2009 гг. и в условиях обострения долговых проблем в Греции, Испании, Ирландии и Португалии в 2010 г. правительству России пришлось пересмотреть политику наращивания государственных расходов и обязательств. Так, наблюдалась тенденция к сдерживанию роста бюджетных расходов при разработке проекта федерального бюджета на 2011-2013 гг.  В основу бюджетных проектировок на предстоящие 3 года было положено обеспечение стабильности бюджетной системы за счет сокращения бюджетного дефицита при выполнении ряда ранее принятых обязательств и содействии инновационному развитию российской экономики.

Однако бюджетная система страны по-прежнему находится в состоянии неустойчивого равновесия и сильно зависит от конъюнктуры мировых цен на энергоносители. Несмотря на сокращение расходов относительно ВВП, их объем заметно превышает уровень в целом благополучного 2008 г. В подобных обстоятельствах следует заранее учитывать объективную угрозу бюджетного кризиса. Чтобы его предотвратить, нужно поддерживать сбалансированность финансовой системы страны в долгосрочной перспективе. 19

 

Таблица 4. Основные параметры федерального бюджета РФ

в 2009-2011 гг.( В % ВВП)20

 

2009

Январь-ноябрь 2010

2010

Январь-ноябрь 2011

Доходы

23,5

23,7

23,9

22,0

Расходы

16,2

17,5

18,4

15,7

Дефицит (-)

Профицит (+)

7,4

6,2

5,5

6,3


 

 

 

 

2.2. Налогово-бюджетная политика в Краснодарском крае

Главным документом, определяющим проведение бюджетной политики Краснодарского края по отношению к муниципальным образованиям (местным бюджетам) является Закон о бюджете Краснодарского края, в котором ежегодно устанавливаются нормативы отчислений от регулирующих налогов в местные бюджеты, размеры финансовой помощи местным бюджетам (субвенции).

Особенностью Краснодарского края является единство краевого бюджета и местных бюджетов. Законодательное Собрание Краснодарского края принимает не просто краевой бюджет, а краевой консолидированный бюджет.

В соответствии с Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления" в местные бюджеты зачисляются 5 % налога на прибыль, 10 % НДС, 50 % подоходного налога, 5 % акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия и 10 % акцизов на остальные виды подакцизных товаров. Кроме того, во все местные бюджеты дополнительно зачисляются решением краевой администрации сверх установленного законом 45 % доходов от акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, производимые на данной территории.

Нормативы отчислений по остальным налогам в Краснодарского крае сильно разнятся от района к району. Администрация Краснодарского края стремится оставить меньше тем, у кого больше собственные доходы, т.е. в первую очередь крупным городам - Краснодару, Новороссийску, Тихорецку, Туапсе и Геленджику. Для этих городов установлены индивидуальные нормативы отчислений, о чем будет сказано несколько ниже. В целом же по краю в местные бюджеты зачисляются дополнительно (сверх предусмотренного Федеральным законом) 17 % налога на прибыль (в сумме - 22 %), 40 % подоходного налога (в сумме - 90 %), 15 % НДС (в сумме 25 %) и 70 % акцизов по остальным видам подакцизных товаров (в сумме 80 %), в местные бюджеты также зачисляются 50 % налога на имущество предприятий и 100 % на имущество физических лиц и некоторые другие налоги (в основном местные).

В бюджет Краснодара зачисляются 6 % налога на прибыль, 1,1 % НДС, но 80 % акцизов по другим подакцизным товарам. Для Геленджика уменьшены нормативы по налогу на прибыль (15,9 %) и НДС (9,1 %). Для Тихорецка и Туапсе уменьшены все нормативы (кроме акцизов по остальным подакцизным товарам): налог на прибыль - 7 % и 0,2 % соответственно, а 0,2 % НДС зачисляются только в бюджет Тихорецка.

В последнее время руководство края стало отдавать предпочтение установлению нормативов отчислений по налогам, зачисляемых в местные бюджеты, и субвенций местным бюджетам, направляемых на выплату заработной платы работникам социальной сферы. Таким образом, 17 % налога на прибыль, 40 % подоходного налога, 15 % НДС от оборота и 50 % налога на имущество юридических лиц (фактически это все отчисления по налогам, которые предоставляются местным бюджетам решением краевой администрации) могут быть направлены только на выплату заработной платы; вследствие этого местные органы власти могут свободно распоряжаться сверх того, что положено им в соответствии с федеральными законами, только отчислениями в местные бюджеты от подакцизных товаров. При этом в большинстве районов от 45 до 85 % всех дотаций предоставляются именно на выплату заработной платы работникам социальной сферы. Этим способом краевая администрация стремится, во-первых, регулировать расходы местных бюджетов (тем самым сильно ограничивая свободу местных органов власти), а также, во-вторых, снизить социальную напряженность в крае.

Бюджетная политика, проводимая в Краснодарском крае в период 2009—2011 годов, позволила увеличить налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов более чем в 1,9 раза. При этом доходы бюджетов поселений увеличились в 2,5 раза (с 2,6 миллиарда рублей в 2009 году до 6,5 миллиарда рублей в 2011 году).

Такой рост налоговых и неналоговых поступлений в местные бюджеты обусловлен закреплением законодательством Краснодарского края дополнительных единых нормативов отчислений от налогов, подлежащих зачислению в краевой бюджет, а также активизацией работы администраций муниципальных образований по поиску и вовлечению в доходную часть бюджетов дополнительных источников.

В 2009 году совокупные доходы местных бюджетов составили 72,1 миллиарда рублей с превышением показателей годовых бюджетных назначений на 1,3 процента. Расходная часть бюджетов муниципальных образований в 2009 году исполнена в сумме 75,4 миллиарда рублей, что составило 95 процентов годовых бюджетных назначений.

В 2012 году основные источники доходной части бюджета по налогам на прибыль, на доходы физических лиц, на имущество предприятий и акцизам запланированы с ростом по отношению к текущему году на 7-10 процентов. Собственно краевой бюджет составит более 119 млрд. рублей, а расходы превысят 126 млрд. рублей. На социальную сферу, как и в прошлые годы, будет направлено более половины всех расходов краевого бюджета, в 2012 году – свыше 52 процентов, или почти 66 млрд. рублей. Главным приоритетом краевого бюджета в предстоящем году является стабильность финансирования социальной сферы.

За счет средств федерального бюджета увеличены бюджетные назначения департаменту образования и науки Краснодарского края на дистанционное образование детей-инвалидов на 22149,2 тыс. рублей.

 В связи с уточнением  поступлений из федерального  бюджета уменьшены субсидии:

• на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи - 21145,6 тыс. рублей;

• на реализацию федеральных целевых программ - 16942,0 тыс. рублей.

Увеличение ассигнований:

  •  на дополнительную помощь местным бюджетам для решения социально значимых вопросов в сумме 17850,0 тыс. рублей;
  • на реализацию краевой целевой программы "Газификация Краснодарского края" на 2007-2012 годы в сумме 513,0 тыс. рублей.

Законом были внесены и другие поправки, связанные с перераспределением средств по отдельным главным распорядителям бюджетных средств, между кодами разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов, а также поправки, которые не предполагают изменений основных характеристик краевого бюджета.

Большинство сельских аграрных районов края не могут свести концы с концами без дотаций (субвенций) из краевого бюджета. Поэтому в Краснодарском крае в целом большую поддержку получают бедные аграрные районы (преимущественно северные и в меньшей степени юго-восточные - Крыловский, Отрадненский, Новопокровский, Щербиновский, Калиниский, Кавказский, Белоглинский, Староминский, Ленинградский, Павловский, Брюховецкий и Приморско-Ахтарский). В основном это действительно те районы, которые имеют самую маленькую в крае собственную доходную базу и наименее развиты. В то же время некоторые города, попавшие в сложную социально-экономическую ситуацию и у которых собственные доходы находятся на одном уровне с северными аграрными районами (например, Белореченск), получают дотаций гораздо меньше, чем, например, Кущевский и Туапсинский районы, имеющие и так неплохой уровень собственных доходов. Отдавая предпочтения в основном северным слаборазвитым аграрным районам, краевая администрация консервирует сложившуюся ситуацию, не способствует поиску самими местными бюджетами дополнительных источников дохода. 

Города, имеющие неплохой уровень доходов - это краевой центр Краснодар и причерноморские города (Сочи, Новороссийск, Анапа, Геленджик и Туапсе). В этих городах уровень собственных доходов очень высок (более 100 % от среднего по краю), но для Причерноморья характерна сезонность в поступлении доходов, что объясняется спецификой основы хозяйства этой части края - рекреации. Максимум доходов - летом, и резкое их уменьшение зимой, особенно это характерно для городов-курортов (Сочи, Геленджик, Анапа). Наибольшие доходы имеет Сочи (благодаря своему элитному положению в рекреационной сфере, а также развитию финансовых институтов), Краснодар (диверсифицированная промышленная и транспортная инфраструктура, развитая сфера обслуживания, кроме того в Краснодаре расположена большая часть финансовых институтов края), Туапсе (кроме рекреации благополучию этого города способствует НПЗ и портовый комплекс).

Города с маленьким доходом (менее 50 % от среднего по краю) - почти полностью аграрные районы (Белоглинский, Динской, Кавказский, Калининский, Крыловский, Ленинградский, Новопокровский, Отрадненский, Павловский, Староминский, Тихорецкий, Щербиновский). Они характеризуются слабой диверсифицированностью хозяйства, слабым развитием транспортных функций. Это в основном прокоммунистические и не сумевшие приспособиться к рыночным условиям районы. Это реципиенты края.

В относительно лучшем положении (70-100 % от среднего по краю) по степени обеспеченности собственными доходами оказываются те города (Армавир, Ейск, Кропоткин, Тихорецк, Славянск-на-Кубани), которые имеют наиболее диверсифицированную структуру экономики, где более развиты промышленные и транспортные функции, сфера обслуживания. В этой группе также некоторые районы, прилегающие к крупным городам (Ейский, Гулькевичский, Новокубанский, Темрюкский, Тимашевский, Успенский районы).

В большинстве сельских районов края (за исключением Выселковского, Каневского, Кущевского районов) складывается такая ситуация, что без дотаций из краевого бюджета они не могут свести концы с концами. Сложная ситуация и в городах наиболее депрессивной предгорной зоны (Белореченске, Горячем Ключе, Крымске, Лабинске), которые экономический кризис затронул более всего. 21

В связи с тем, что бюджет города Сочи устанавливается отдельной строкой в федеральном бюджете, для Сочи установлен особый бюджетный режим: в бюджет Сочи зачисляются все налоги, собираемые на его территории, кроме налогов и платежей, подлежащих зачислению в краевой бюджет. Каждый год краевая администрация пытается пролоббировать отмену этого режима для Сочи.

Всего в 2011 году в бюджет города Сочи поступило 14,2 миллиарда рублей, в том числе 8,2 миллиарда рублей безвозмездных поступлений. Собственные доходы бюджета составили 6,1 миллиарда рублей. Темп роста налоговых и неналоговых поступлений в бюджет по сравнению с 2010 годом составил 113%.

В общем объеме собственных доходов 36% (2,2 млрд руб.) приходится на налог на доходы физических лиц. Арендная плата за землю составляла 23%  (1,4 млрд руб.) , земельный налог – 10% (400 млн руб.).

От организаций, осуществляющих работу по строительству олимпийских объектов, в бюджет города Сочи поступил 1 миллиард рублей, из которых более 90% составляет налог на доходы физических лиц.

На финансирование социальной сферы в 2011 году было направлено около 7,5 миллиарда рублей, или 52% от общей суммы расходов.22

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Подводя  итоги рассмотрения налогово-бюджетной политики, я пришла к выводу, что воздействие на экономику государственных расходов и налогов противоречиво: с одной стороны, государственные расходы создают дополнительный платёжеспособный спрос и тем самым позволяют стимулировать экономический рост, но с другой стороны, используемое для этой цели налогообложение населения может сокращать его потребительский спрос. Государство пытается вовлечь в оборот временно свободные средства, создать, посредством перераспределения оптимальные условия для воспроизводственного процесса.

Информация о работе Анализ налогово-бюджетной политики