Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 01:57, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ конкурентоспособности предприятия и разработка практических рекомендаций по её повышению.
Исходя из целей курсовой работы требуется решить следующие задачи:
- определить понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние;
- изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности;
- проанализировать основные средства предприятия;
- провести анализ финансового состояния группы компаний «Русская традиция»;
Введение…………………………………………………………………………..3
Раздел 1
1.1 Понятие конкурентоспособности……………………………………………4
1.2 Виды и формы конкуренции…………………………………………………5
1.3 Формирование стратегии конкурентоспособности фирм………………….7
1.4 Ключевые характеристики состояния предприятия………………………12
Раздел 2
2.1 Краткое описание пивной промышленности в РФ………………………..17
2.2 Группа компаний «Русская традиция»: вчера и сегодня ………………....20
2.3 Конкурентоспособность и конкурентные преимущества ГКРТ……….....24
2.4 Практические рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности…………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………
Рис. 5 Структура производства пива по основным видам в 2011г. (янв-авг)
В текущем году может продолжиться тенденция по снижению объемов производства и потребления пива. В 2011 году пивной рынок существенно потерял в объемах (- 44,2 %). Минфин подготовил проект по пересмотру ставок на некоторые категории акцизных товаров в 2010—2012 годах. Среди напитков более всего новые ставки затронули пиво. Так, акциз на пиво с долей этилового спирта от 0,5 до 8,6% (почти вся пивоваренная продукция) было предложено поднять в три раза — с 3 руб. (до 1 января 2010 г.) до 9 руб. за литр в 2011 году. В 2012 годах он будет проиндексирован до 12 руб. Несмотря на громкие протесты пивоваров, проект Минфина был одобрен правительством, а впоследствии утвержден Госдумой, Советом Федерации и подписан президентом.
Акцизные ставки на алкогольную продукцию
Акцизные ставки на напитки в 2010 -2012 гг, руб/литр | ||||
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Алкоголь крепостью более 9% |
191 (с 1 л безводного спирта) |
210 |
231 |
254 |
Алкоголь крепостью менее 9% |
121 (с 1 л безводного спирта) |
158 |
190 |
230 |
Натуральные вина |
2,6 |
3,5 |
4,8 |
6 |
Игристые вина |
11,6 |
14 |
18 |
22 |
Пиво (с долей этилового спирта от 0,5 до 9,6%) |
3 |
9 |
10 |
12 |
Рис. 6 Динамика потребления пива в России на душу населения[2], 2005- 20012 гг. и прогноз на 2013 год, литры
Ноябрь и последующие зимние месяцы характеризуются неустойчивыми показателями, которые могут колебаться в зависимости от ряда субъективных факторов, таких как погода или длинные праздничные дни. Разница между производственными показателями за месяц между январем и пиком продаж в июле варьируется в пределах 90-100%. При этом разница между июльскими и декабрьскими показателями уже существенно меньше и колеблется в пределах 50-70%. В итоге это создает определенный положительный баланс между январскими продажами начала года и его концом (декабрем) в рамках 20-30%, связанный с ростом рынка в течение этого периода [4].
2.2 Группа компаний «Русская традиция»: вчера и сегодня
Российская пивоваренная отрасль насчитывает более 250 предприятий различной мощности, производственные площади которых расположены в 73 субъектах Российской Федерации [10], а рынок импортного пива занимают главным образом 5 крупных компаний, среди которых находится группа компаний «Русская традиция» (ГКРТ).
Начиная с оптовой торговли пива в 1997 году, компания «Русская традиция» за 15 лет своего существования превратилась в крупнейшего российского импортера и дистрибьютора премиального пива из стран Европы.
История компании «Русская традиция»
1997
Основание Группы Компаний «Русская традиция». Основным направлением деятельности ГК РТ является оптовая торговля высококачественным пивом, произведенным как за рубежом, так и в пределах России.
1998
ГК «Русская Традиция» - лидер рынка безалкогольного пива. Б/а пиво BAVARIA занимает 85% рынка.
1999
Зарегистрирована официальная марка «Russian tradition». Создан департамент прямой дистрибуции.
2000
Отказ от дистрибуции пива, произведенного в России. Компания сосредотачивается на дистрибуции только европейских пивных брендов.
2001
Расширение структуры компании за счет освоения и создания новых направлений деятельности. Формирование портфеля марок.
2002
Подписание долгосрочных
договоров с ключевыми
2003
ГК «Русская Традиция» становится собственником зданий и сооружений, используемых под склады и офисы.
2004
Реструктуризация компании. Создание отделов логистики, маркетинга, увеличение штата сотрудников.
2005
Вывод на российский рынок брендов Prazecka, Grotwerg, Liebenweiss, Cernovar.
2006
Реконструкция складских зданий и помещений для качественного изменения технико-экономических показателей объектов, повышения надежности и эффективности использования зданий.
2007
На пивном рынке России Группа компаний «Русская традиция» занимает лидирующие позиции по импорту и дистрибуции чешского (38% ) и немецкого (около 40%) пива.
2008
Открытие ресторанного проекта - первый фирменный пивной ресторан «Пражечка» начал свою работу. Создана IV-я «Стратегия» развития компании на 2009-2012 гг.
2009
Организация и проведение Первого Чешского Пивного Фестиваля «Пражечка». Развитие ресторанного проекта. Реструктуризация Компании. Успешное воплощение IV-й «Стратегии» развития компании в условиях финансово-экономического кризиса.
2012
В марте 2012 г. состоялась первая выездная «Конференция региональных дистрибьюторов» группы компаний «Русская традиция», которая прошла в Чешской Республике. Заявленная к обсуждению тема – «Развитие успешной стратегии региональных продаж» была интересной, а главное актуальной, количество участников, посетивших мероприятие, составило 60 человек. На конференции присутствовали представители крупнейших пивоваренных компаний Чехии, Германии и Бельгии. В их числе представители заводов, известных во всем мире своей богатой историей и безупречной репутацией: Tradicni Pivovar v Rakovniku (Чехия), Paulaner Brauerei GmbH & Co. KG (Германия), Krombacher Brauerei (Германия), Allgaeuer Brauhaus (Германия), Brouwerij Roman (Бельгия). Также активными участниками международной конференции стали ведущие компании-дистрибьюторы из регионов России. [13]
Сегодня ГК «Русская традиция» - лидер рынка импортного пива в России. Благодаря последовательному развитию за 15 лет компания уверенно заняла лидирующие позиции в своем сегменте рынка, заключив долгосрочные контракты с партнерами, сформировав профессиональную команду и обеспечив себе прочную материально-техническую базу.
В настоящее время «Русская традиция» работает с крупнейшими ритейлерами и розничными магазинами, ресторанами и барами по всей России. Маркетинговая поддержка наших брендов обеспечила стабильный спрос и позволила нашим маркам занять лидирующие позиции на российском рынке. Так пиво Paulaner занимает первое место по продажам среди немецкого пива, а Krušoviče – среди чешского.
Использование передовых технологий и методик в производстве, логистике и менеджменте, вместе с эффективной системой управления компанией позволили вести интенсивную политику в развитии дистрибуции оптовых поставок пива во все регионы России.
Компания продолжает активно использовать накопленные ресурсы, профессионализм и опыт для дальнейшего развития. В настоящее время ГК «Русская традиция» приняла уже IV стратегию развития на 2009-2015 гг., рассчитанную на продвижение ТМ в сегменте премиального пива.
Объём продаж в 2006 г. Составил 96 510 гектолитров, в 2007 г. – 133 860 гл, в 2008 г. – 187 400 гл, в 2009 г. – 138 200 гл, в 2010 – 140510 гл, в 2011 – 145170 гл. компания выводила на рынок РФ такие бренды как «Бавария», «Старопрамен», «Велкопоповицкий козел», «Велтинс» и др., которые сегодня производятся разными заводами по лицензии.
В 2008 г. Весь рынок пива России оценивался в 114 млн гектолитров, а рынок импортного пива - 803 136 гектолитров в год. Так как импортное пиво является дорогим, то в денежном выражении – это чуть более 2% [6]. Поскольку в России очень высокие, практически запретительные пошлины на пиво, то цена импортного пива в 5-10 раз выше цены пива отечественного. Именно поэтому в сегменте импортного пива остались в основном бренды из классических пивных стран (около 40% чешского и около 25% немецкого пива). Практически весь рынок пива относится к высокому ценовому сегменту, и ГКРТ работает в высоком ценовом сегменте. Данный сегмент делится на подсегменты: условно-экономичный, условно-средний, условно-высокий и лакшери. К условно-экономичному относятся такие бренды, как «Старопрамен» (НордВинс), «Пражечка» (ГКРТ). (В скобках указаны названия компаний). Цена пива емкость 0.5 л на данном сегменте составляет 75-95 руб. Условно-средний сегмент: бренды « Шпатен» (СВАМ или НордВинс), «Гротверг» или «Пауланер» (ГКРТ). На данном сегменте 0.5 л пива стоит 96-140 руб. На условно-высоком сегменте 0.5 л пива стоит 141-180 руб. и на сегменте лакшери – от 180 руб. и выше за 0.5 л. Цена за 2 л пива бренда «Кристоффель» составляет более 2000 руб. ГКРТ работает во всех четырех подсегментах.
Многолетнее сотрудничество с лучшими пивоваренными заводами Чехии и Германии позволило сформировать оптимальный для российского рынка портфель пивных брендов. ГК «Русская традиция» является эксклюзивным представителем в России марок Paulaner, Krušoviče, Krombacher, Bernard, Pražečka, Grotwerg, Liebenweiss и Černovar.
2.3 Конкурентоспособность
и конкурентные преимущества гр
На российском рынке импортного пива присутствует около 20 компаний, но первые две их них контролируют около 60 % этого рынка. Первое место по итогам 2011 г. Занимает группа «НордВинс дистрибьюшен». Она поставляет в Россию такие бренды, как «Будвайзер», «Шпатен» и др. Рыночная доля этой группы составляет около 30 % [8].
Второе место занимает компания ГКРТ – 28.4 % рынка, на третьем месте находится компания «СВАМ» - 6.9 % (пиво «Факс»). На четвертом месте – «ПивДом» (6.4 %). На пятой позиции находится компания «ПивоВоды», у нее – 4.1 %. У других комний этот показатель еще меньше. В табл. 3 приводятся данные, характеризующие рыночную долу конкурирующих компаний.
Рыночные доли компаний, основных игроков рынка импортного пива на 2011 г., %
Название компаний |
2005 г. |
2007 г. |
2009 г. |
2011 г. |
НордВинс дистрибьюшен |
33,8 |
33,5 |
32,4 |
29,5 |
Русская традиция |
23,6 |
27,6 |
29,6 |
28,4 |
ПивоВоды |
9,1 |
11,2 |
7,5 |
4,1 |
ПивДом |
2,5 |
5,6 |
5,6 |
6,4 |
СВАМ |
2,9 |
5,5 |
5.2 |
6,9 |
Рынок импортного пива являлся быстро растущим до кризиса. В кризис данный рынок из-за высокой цены продукта начал падать опережающими темпами. Падение по итогам 2009 г. Составило более 25 % [8].
Возобновление роста экономики, укрепление и стабилизация рубля на фоне улучшения покупательской способности населения в 2010 году, кардинально изменили динамику импортных сегментов. Началось восстановление объемов импорта пива из стран дальнего зарубежья (рост 14%)
Официальные итоги 2011 года показывают выравнивание динамики объемов импорта в целом – отмечен рост в 2%. [12].
Данный рынок является очень проблемным для производителя в России, так как фактически любой новый бренд, как только становится известным, часто начинает проводиться по лицензии в России. Поскольку ГКРТ занимается только импортными брендами, то необходимо четко отслеживать момент начала производства пива другими компаниями по лицензии, ведь при лицензионном производстве ГКРТ теряет прибыль.
Высокая конкурентоспособность ГКРТ обусловлавливается следующими причинами: