Анализ конкурентоспособности предприятия на рынке и разработка практических рекомендаций по повышению конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 01:57, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ конкурентоспособности предприятия и разработка практических рекомендаций по её повышению.
Исходя из целей курсовой работы требуется решить следующие задачи:
- определить понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние;
- изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности;
- проанализировать основные средства предприятия;
- провести анализ финансового состояния группы компаний «Русская традиция»;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Раздел 1
1.1 Понятие конкурентоспособности……………………………………………4
1.2 Виды и формы конкуренции…………………………………………………5
1.3 Формирование стратегии конкурентоспособности фирм………………….7
1.4 Ключевые характеристики состояния предприятия………………………12
Раздел 2
2.1 Краткое описание пивной промышленности в РФ………………………..17
2.2 Группа компаний «Русская традиция»: вчера и сегодня ………………....20
2.3 Конкурентоспособность и конкурентные преимущества ГКРТ……….....24
2.4 Практические рекомендации по повышению уровня конкурентоспособности…………………………………………………………29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Юля маркетин курсовая .doc

— 254.00 Кб (Скачать файл)

Рис. 5 Структура производства пива по основным видам в 2011г. (янв-авг)

 

   В текущем году может продолжиться тенденция по снижению объемов производства и потребления пива. В 2011 году пивной рынок существенно потерял в объемах (- 44,2 %). Минфин подготовил проект по пересмотру ставок на некоторые категории акцизных товаров в 2010—2012 годах. Среди напитков более всего новые ставки затронули пиво. Так, акциз на пиво с долей этилового спирта от 0,5 до 8,6% (почти вся пивоваренная продукция) было предложено поднять в три раза — с 3 руб. (до 1 января 2010 г.) до 9 руб. за литр в 2011 году. В 2012 годах он будет проиндексирован до 12 руб. Несмотря на громкие протесты пивоваров, проект Минфина был одобрен правительством, а впоследствии утвержден Госдумой, Советом Федерации и подписан президентом.

                                                                                                              Таблица 1

                        Акцизные ставки на алкогольную продукцию

Акцизные ставки на напитки  в 2010 -2012 гг, руб/литр

 

2009

2010

2011

2012

Алкоголь крепостью более 9%

191 (с 1 л безводного  спирта)

210

231

254

Алкоголь крепостью менее 9%

121 (с 1 л безводного  спирта)

158

190

230

Натуральные вина

2,6

3,5

4,8

6

Игристые вина

11,6

14

18

22

Пиво (с долей этилового  спирта от 0,5 до 9,6%)

3

9

10

12


 


Рис. 6 Динамика потребления пива в России на душу населения[2], 2005- 20012 гг. и прогноз на 2013 год, литры

 

   Ноябрь и последующие зимние месяцы характеризуются неустойчивыми показателями, которые могут колебаться в зависимости от ряда субъективных факторов, таких как погода или длинные праздничные дни. Разница между производственными показателями за месяц между январем и пиком продаж в июле варьируется в пределах 90-100%. При этом разница между июльскими и декабрьскими показателями уже существенно меньше и колеблется в пределах 50-70%. В итоге это создает определенный положительный баланс между январскими продажами начала года и его концом (декабрем) в рамках 20-30%, связанный с ростом рынка в течение этого периода [4].

 

      2.2 Группа компаний «Русская традиция»: вчера и сегодня

    Российская пивоваренная отрасль насчитывает более 250 предприятий различной мощности, производственные площади которых расположены в 73 субъектах Российской Федерации [10], а рынок импортного пива занимают главным образом 5 крупных компаний, среди которых находится группа компаний «Русская традиция» (ГКРТ).

   Начиная с оптовой торговли пива в 1997 году, компания «Русская традиция» за 15 лет своего существования превратилась в крупнейшего российского импортера и дистрибьютора премиального пива из стран Европы.

   История компании «Русская традиция»

1997

Основание Группы Компаний «Русская традиция». Основным направлением деятельности ГК РТ является оптовая торговля высококачественным пивом, произведенным как за рубежом, так и в пределах России.

1998

 ГК «Русская Традиция»  - лидер рынка безалкогольного  пива. Б/а пиво BAVARIA занимает 85% рынка.

1999

Зарегистрирована официальная марка «Russian tradition». Создан департамент прямой дистрибуции.

2000

Отказ от дистрибуции  пива, произведенного в России. Компания сосредотачивается на дистрибуции  только европейских пивных брендов.

2001

Расширение структуры  компании за счет освоения и создания новых направлений деятельности. Формирование портфеля марок.

2002

Подписание долгосрочных договоров с ключевыми производителями  пивных марок. Создана первая стратегия  развития компании на 2002-2004 гг.

2003

ГК «Русская Традиция»  становится собственником зданий и сооружений, используемых под склады и офисы.

2004

   Реструктуризация компании. Создание отделов логистики, маркетинга, увеличение штата сотрудников.

2005

   Вывод на российский рынок брендов Prazecka, Grotwerg, Liebenweiss, Cernovar.

2006

   Реконструкция складских зданий и помещений для качественного изменения технико-экономических показателей объектов, повышения надежности и эффективности использования зданий.

2007

   На пивном рынке России Группа компаний «Русская традиция» занимает лидирующие позиции по импорту и дистрибуции чешского (38% ) и немецкого (около 40%) пива.

2008

   Открытие ресторанного проекта - первый фирменный пивной ресторан «Пражечка» начал свою работу. Создана IV-я «Стратегия» развития компании на 2009-2012 гг.

2009

   Организация и проведение Первого Чешского Пивного Фестиваля «Пражечка». Развитие ресторанного проекта. Реструктуризация Компании. Успешное воплощение IV-й «Стратегии» развития компании в условиях финансово-экономического кризиса.

2012

   В марте 2012 г. состоялась первая выездная «Конференция региональных дистрибьюторов» группы компаний «Русская традиция», которая прошла в Чешской Республике. Заявленная к обсуждению тема – «Развитие успешной стратегии региональных продаж» была интересной, а главное актуальной, количество участников, посетивших мероприятие, составило 60 человек. На конференции присутствовали представители крупнейших пивоваренных компаний Чехии, Германии и Бельгии. В их числе представители заводов, известных во всем мире своей богатой историей и безупречной репутацией: Tradicni  Pivovar  v Rakovniku (Чехия), Paulaner Brauerei GmbH & Co. KG (Германия), Krombacher Brauerei (Германия), Allgaeuer Brauhaus (Германия),  Brouwerij Roman (Бельгия). Также активными участниками международной конференции стали ведущие компании-дистрибьюторы из регионов России. [13]

   Сегодня ГК «Русская традиция» - лидер рынка импортного пива в России. Благодаря последовательному развитию за 15 лет компания уверенно заняла лидирующие позиции в своем сегменте рынка, заключив долгосрочные контракты с партнерами, сформировав профессиональную команду и обеспечив себе прочную материально-техническую базу.

   В настоящее время «Русская традиция» работает с крупнейшими ритейлерами и розничными магазинами, ресторанами и барами по всей России. Маркетинговая поддержка наших брендов обеспечила стабильный спрос и позволила нашим маркам занять лидирующие позиции на российском рынке. Так пиво Paulaner занимает первое место по продажам среди немецкого пива, а Krušoviče – среди чешского.

   Использование передовых технологий и методик в производстве, логистике и менеджменте, вместе с эффективной системой управления компанией позволили вести интенсивную политику в развитии дистрибуции оптовых поставок пива во все регионы России.

   Компания продолжает активно использовать накопленные ресурсы, профессионализм и опыт для дальнейшего развития. В настоящее время ГК «Русская традиция» приняла уже IV стратегию развития на 2009-2015 гг., рассчитанную на продвижение ТМ в сегменте премиального пива.

   Объём продаж в 2006 г. Составил 96 510 гектолитров, в 2007 г. – 133 860 гл, в 2008 г. – 187 400 гл, в 2009 г. – 138 200 гл, в 2010 – 140510 гл, в 2011 – 145170 гл. компания выводила на рынок РФ такие бренды как «Бавария», «Старопрамен», «Велкопоповицкий козел», «Велтинс» и др., которые сегодня производятся разными заводами по лицензии.

   В 2008 г. Весь рынок пива России оценивался в 114 млн гектолитров, а рынок импортного пива -  803 136 гектолитров в год. Так как импортное пиво является дорогим, то в денежном выражении – это чуть более 2% [6]. Поскольку в России очень высокие, практически запретительные пошлины на пиво, то цена импортного пива в 5-10 раз выше цены пива отечественного. Именно поэтому в сегменте импортного пива остались в основном бренды из классических пивных стран (около 40% чешского и около 25% немецкого пива). Практически весь рынок пива относится к высокому ценовому сегменту, и ГКРТ работает в высоком ценовом сегменте. Данный сегмент делится на подсегменты: условно-экономичный, условно-средний, условно-высокий и  лакшери. К условно-экономичному относятся такие бренды, как «Старопрамен» (НордВинс), «Пражечка» (ГКРТ). (В скобках указаны названия компаний). Цена пива емкость 0.5 л на данном сегменте составляет 75-95 руб. Условно-средний сегмент: бренды « Шпатен» (СВАМ или НордВинс), «Гротверг» или «Пауланер» (ГКРТ). На данном сегменте 0.5 л пива стоит 96-140 руб. На условно-высоком сегменте 0.5 л пива стоит 141-180 руб. и на сегменте лакшери – от 180 руб. и выше за 0.5 л. Цена за 2 л пива бренда «Кристоффель» составляет более 2000 руб. ГКРТ работает во всех четырех подсегментах.

   Многолетнее сотрудничество с лучшими пивоваренными заводами Чехии и Германии позволило сформировать оптимальный для российского рынка портфель пивных брендов. ГК «Русская традиция» является эксклюзивным представителем в России марок Paulaner, Krušoviče, Krombacher, Bernard, Pražečka, Grotwerg, Liebenweiss и Černovar.

 

2.3 Конкурентоспособность  и конкурентные преимущества группы компаний «Русская традиция»

   На российском рынке импортного пива присутствует около 20 компаний, но первые две их них контролируют около 60 % этого рынка. Первое место по итогам 2011 г. Занимает группа «НордВинс дистрибьюшен». Она поставляет в Россию такие бренды, как «Будвайзер», «Шпатен» и др. Рыночная доля этой группы составляет около 30 % [8].

   Второе место занимает компания ГКРТ – 28.4 % рынка, на третьем месте находится компания «СВАМ» - 6.9 % (пиво «Факс»). На четвертом месте – «ПивДом» (6.4 %). На пятой позиции находится компания «ПивоВоды», у нее – 4.1 %. У других комний этот показатель еще меньше. В табл. 3 приводятся данные, характеризующие рыночную долу конкурирующих компаний.

                                                                                                                Таблица 2

Рыночные доли компаний, основных игроков рынка  импортного пива на 2011 г., %

Название компаний

2005 г.

2007 г.

2009 г.

2011 г.

НордВинс дистрибьюшен

33,8

33,5

32,4

29,5

Русская традиция

23,6

27,6

29,6

28,4

ПивоВоды

9,1

11,2

7,5

4,1

ПивДом

2,5

5,6

5,6

6,4

СВАМ

2,9

5,5

5.2

6,9


 

   Рынок импортного пива являлся быстро растущим до кризиса. В кризис данный рынок из-за высокой цены продукта начал падать опережающими темпами. Падение по итогам 2009 г. Составило более 25 % [8].

   Возобновление роста экономики, укрепление и стабилизация рубля на фоне улучшения покупательской способности населения в 2010 году, кардинально изменили динамику импортных сегментов. Началось восстановление объемов импорта пива из стран дальнего зарубежья (рост 14%)

Официальные итоги 2011 года показывают выравнивание динамики объемов  импорта в целом – отмечен  рост в 2%. [12].

   Данный рынок является очень проблемным для производителя в России, так как фактически любой новый бренд, как только становится известным, часто начинает проводиться по лицензии в России. Поскольку ГКРТ занимается только импортными брендами, то необходимо четко отслеживать момент начала производства пива другими компаниями по лицензии, ведь при лицензионном производстве ГКРТ теряет прибыль.

   Высокая конкурентоспособность ГКРТ обусловлавливается следующими причинами:

  1. Компания с годовым оборотом более 200 млн долл. не имеет заемных ресурсов. Что позволяет работать на условии предоплаты, назначая более выгодные цены поставщикам, и получать в результате более выгодные цены.
  2. У компании сложился и работает профессиональный коллектив. Конкурентоспособность обеспечивается опытным персоналом, активным участием управляющих-собственников в работе совета директоров, более высоким уровнем зарплаты за последние 6 лет в своем сегменте рынка.
  3. Персонал отличается положительным отношением к обучению и переподготовке персонала. На сегодня у всех руководителей компании есть не только высшее образование, но и степени МВА в своей сфере деятельности. В коллективе лояльная и дружелюбная атмосфера и крайне низкая текучесть кадров.
  4. Компания выстроила региональную партнерскую сеть с активным использованием маркетинга взаимоотношений и имеет свою эффективную дистрибьюторскую систему.
  5. Продуманная система ценообразования. Так, падение объёма продаж на 26.2% было практически в полтора раза ниже падения рынка импортного рынка в целом. Этого удалось достичь за счет установления оптимального соотношения цены и качества товара. Установленная компанией цена даже в период кризиса оставалась доступной. Потребители не снизили потребление пива, продаваемого компанией, даже в период финансовых трудностей, то есть цена их устраивает.
  6. Компания имеет ограниченный, сбалансированный и легко управляемый ассортимент, включающий основные виды тары, используемой для реализации пива (бутылки 0.33, 0.5, 2 л, банки 0.5 и 5 л, геки (бочки) на 10,20 и 30 л). Ассортимент включает 4 чешских бренда ( по опросам россиян, лучшее пиво делают в Чехии [9]), 4 немецких бренда, а это второе пиво в мире по опросам россиян, также есть ассортиментные позиции голландского и бельгийского пива и сезонные ассортиментные позиции, такие как детское шампанское, энергетик «Энерджи» и минеральная вода.
  7. Вследствие того что конкуренты имеют более 20 импортных позиций, а также занимаются реализацией отечественного пива и имеют другие направления деятельности, они не сконцентрированы на этом бизнесе (реализации импортного пива).

Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятия на рынке и разработка практических рекомендаций по повышению конкурентоспособности