Анализ и исследование рынка творога в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2015 в 21:36, реферат

Описание работы

Цель: рассмотреть развитие конкуренции на примере рынка творога в России. Молочная продукция в нашей стране занимает большую часть в потребительской корзине населения (около 25%). Это самый массовый продукт по потреблению и наиболее чувствительный к изменению цены. И если в 2009 г доля творожных изделий составляла 28% рынка, то в 2013 г доля увеличилась почти до 43%.
Творог – молочнокислый продукт, приготовленный сквашиванием молока молочнокислыми
бактериями и удалением сыворотки.

Файлы: 1 файл

АнализРынкаТворога.docx

— 357.04 Кб (Скачать файл)

Конкуренция - это соперничество на рынке, вызванное стремлением каждого участника рыночных отношений получить максимальную прибыль. Выделяют несколько видов конкуренции: совершенную (чистая, то есть ни один из продавцов не может оказать влияние на цену товара), несовершенную (монополистическая, в условиях широкой дифференциации продукта), олигополистическую (в условиях небольшого числа продавцов), ценовую (предполагает увеличение доли на рынке за счет эффективной ценовой политики), неценовая конкуренция (предполагает увеличение доли на рынке, исключительно за счет неценовых факторов).

В современном мире конкуренция - синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок. Конкуренция заставляет покупателей действовать более эффективно, улучшать качество товара, уменьшать цены, расширять ассортимент.

Среди положительных сторон конкуренции можно рассмотреть:

  • Стимуляция производителей по поиску новых возможностей в производстве
  • Стимуляция повышения качества товара
  • Конкуренция заставляет снижать цены на товар
  • Способствует повышению качества товара производителями
  • Заставляет снижать затраты

Отрицательные же стороны конкуренции заключаются в том, что:

  • При ней наблюдается жестокость к проигравшему
  • Многочисленность числа «банкротств» и «безработицы»

Данная работа является особенно актуальной потому, что Россия на современном этапе преодолела товарный дефицит, для потребителя на первое место выходят такие характеристики товара, как его качество и цена. Все это влияет на стратегию поведения отечественных фирм-производителей, ведь им приходится выдерживать конкуренцию также с иностранными компаниями.

Становление рыночной экономики в России происходило при отсутствии конкуренции на большинстве товарных рынков. Истинно частный сектор развивался в России за счет создания малых торговых предприятий, а монопольное положение приватизированных предприятий сохранилось. Макроэкономические изменения неоднозначно влияют на развитие конкуренции в стране. Слабое финансово-экономического положение многих предприятий, высокий уровень инфляции и  финансовая нестабильность- все это является факторами, затормаживающими развитие конкуренции и подъем производства в России. По оценкам многих ученых, в нашей стране до сих пор не сформирован полноценный рынок факторов производства, а ведь это также является одной из причин неразвитости труда, низкой мобильности рабочей силы, кризиса на рынке капиталов, неурегулированности прав собственности на землю и объекты недвижимости. В наиболее важных для экономики секторах рынок является олигопольным, монопольным или в состоянии монополистической конкуренции.

Однако в ходе экономических реформ по снижению доли государственного сектора в экономике, уменьшению сфер государственного регулирования и административного управления предприятиями, в России создаются необходимые предпосылки для развития конкуренции на рынке.

В своем эссе я бы хотела рассмотреть развитие конкуренции на примере рынка творога в России. Молочная продукция в нашей стране занимает большую часть в потребительской корзине населения (около 25%). Это самый массовый продукт по потреблению и наиболее чувствительный к изменению цены. И если в 2009 г доля творожных изделий составляла 28% рынка, то в 2013 г доля увеличилась почти до 43%.

Творог – молочнокислый продукт, приготовленный сквашиванием молока молочнокислыми

бактериями и удалением сыворотки.

Основным фактором, который оказывает непосредственное влияние на развитие рынка творога, является состояние сырьевой базы. Таким образом, наибольшее значение для рынка творога имеет состояние рынка молока.

                                                      

 

 

 

 

 

Крупнейшие производители творога с федеральными брендами:

 

  • ООО «Данон-Юнимилк»;
  • ОАО «Вимм-Билль-Данн» («PepsiCo»);
  • ООО «Молочное дело»;
  • ООО «Молвест»;
  • ЗАО «Янтарь»         

 К локальным региональным компаниям можно причислить:

 

  • «Останкинский молочный комбинат»,
  • «РостАгроКомплекс»,
  • «Дмитровский молочный завод»           

Самыми крупнейшими на рынке являются компании «Вимм-Билль-Данн» и объединение «Данон-Юнимилк».

Компания «PepsiCo», включая в себя «Вимм-Билль-Данн», производит творог под брендами:

  • «Домик в деревне»
  • «Агуша»
  • «Bio Max»
  • «Веселый Молочник»
  • «Чудо»
  • «Кубанская буренка»
  • «33 коровы»

В свою очередь «Данон-Юнимилк» владеет такими известными, производящими молочную продукцию в т.ч. и творог, брендами, как:

  • «Данон»
  • «Активиа»
  • «Растишка»
  • «Даниссимо»
  • «Простоквашино»
  • «Bio Баланс»
  • «Актуаль»
  • «Смешарики»
  • «Тёма»

Потребление молочной продукции на душу населения в нашей стране = 252 кг в год. Вкусовые предпочтения потребителей за последние года несколько изменились: в первую очередь покупателей интересует качество и экологичность бренда, а не реклама и узнаваемость. 

         



 

 

 

Спрос на творожные продукты объясняется достаточно просто: относительно дешевый товар с постоянно обновляемым ассортиментом будет востребован всегда.   

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Доли рынка:

  • «Данон-Юнимилк» .По творогу доля рынка составляет 26%
  • «Вимм-Билль-Данн» (PepsiCo) 34%
  • «Молвест» 9.5%

 

Одним из способов конкуренции является реклама, а также   PR- методы по продвижению товара в массы.

Примером конкурентной борьбы производителей на телевидении может служить программа «Контрольная закупка».В феврале 2013 года программой было отобрано 6 торговых марок обезжиренного творога: «Простоквашино» (ГК «Данон-Юнимилк в России»), «Благода» (ООО «Молокопроект», Московская обл.), «Калужский деревенский» (ООО «Гальмар-Групп», Калужская обл.), «Дмитровский молочный завод» (ОАО «Дмитровский молочный завод», г. Дмитров Московской обл.), «Альпийский» (ОАО «Вамин – Татарстан») и «Славянский» (ГК «Молоконт»).

По результатам отбора, наибольший процент потребительских предпочтений был отдан обезжиренному творогу торговой марки «Дмитровский молочный завод».

 

 

Общественное признание также играет роль в конкуренции товаров.

По результатам ежегодного исследования «Любимые бренды россиян», проводимого компанией Online Marketing Intelligence совместно с порталом «Эксперт. Online», в 2012 году в категории молочных продуктов наибольшей популярностью пользуется бренд «Простоквашино».


 

 

Другим методом конкуренции, является использование новых технологий в производстве продукции. В частности, в творожном производстве разработан новый метод производства творога, основывающийся на ультрафильтрации сквашенного цельного или восстановленного, обезжиренного или нормализованного молок

Произведенный таким способом творог отличается от традиционных продуктов своей структурой и более кремовой консистенцией. Его вкусовые качества намного лучше, чем в твороге, изготовленном традиционным способом с одинаковым содержанием жира. Также из-за сохранения сывороточных белков выход продукции увеличивается в среднем на 15%.

Для производства творога таким методом необходимы комплексные мембранные установки. В России данное оборудование, как мне удалось узнать, поставляет фирма ООО «Фильтропор Групп». Однако производители творога не разглашают способ производства своей продукции, а о конкретных методах улучшения технологий, задействованных в производстве, предпочитают молчать. На сайте компании ООО «Фильтропор Групп», в свою очередь, сказано, что мембранное оборудование уже поставлено и успешно применяется в производстве творога на трех крупных молочных заводах, название которых умалчивается. Среди небольших компаний-производителей, использующих данную технологию, на сайте указан лишь ОАО «Молочный завод «Наро-Фоминский».

 

Хотелось бы также заметить, что в России творог и творожные продукты реализуются преимущественно через внутренний рынок. В 2009-2013 г.г. доля российского экспорта творожной продукции от общего объема спроса снизилась с 2% до 1%. Такой низкий показатель связан, как с нацеленностью российских производителей на внутренний рынок, так и с неконкурентоспособностью отечественной продукции на внешнем рынке. Однако на рынке также присутствует творог зарубежного производства, что в свою очередь, создает дополнительную конкуренцию отечественным продавцам. Так, основными странами-производителями и импортерами творога в Россию, которых удалось выявить за 2012 год, были Литва и Финляндия. Доля импорта Литвы составила 61,40% в натуральном выражении, Финляндия – 24,23% в натуральном выражении. Общий объем импорта в 2012 году составил 14,61 тыс. тонн. При этом сама РФ также является экспортером творога, главными странами поставок которого являются Азербайджан и Украина.

 


 

 

 

Параметр

      2009

        2010

      2011

      2012

      2013

Учтенный экспорт

25,4

23,2

23,1

21,6

21,7

Неучтенный экпорт( Из России в Беларусь)

3,4

3,7

4,0

4,6

6,8

Итого

28,8

27,0

27,1

26,2

28,5




 

 

 

Расчет индекса Херфиндаля-Хиршмана:

HHI= 342+262+9.52=1156+676+90,25=1922,25

 

 

Таким образом, можно сделать вывод, что рынок творога, а как следствие и рынок молока, в России можно отнести к олигополистическому (с высоким уровнем монополизации). На рынке творога (а также и на молочном рынке), существует несколько крупных фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка. Действует сильная неценовая конкуренция, высока роль рекламы на тв и в интернете, производители в конкурентной борьбе стремятся улучшить упаковку, качество и производство товара.

Также большинством аналитиков подчеркивается, что несмотря на популярность творога среди россиян, норма его потребления далека от реальных показателей. Однако благодаря тенденции к здоровому образу жизни, можно надеяться, что творог укрепит свои позиции и его потребление среди населения увеличится. Главное, чтобы отечественные производители грамотно конкурировали с зарубежными продавцами, оставляя основную долю потребления творога за собой.

 

 

 

 

 

 

 

Источники:

  • «Метрополь» инвестиционная финансовая компания, статья «Анализ рынка акций: потребительские товары» http://trade.metropol.ru/mediacache/bacc5973-5e67-4357-9a31-51342a2c72ed.pdf
  • «Логистическая деятельность Вимм-Билль-Данн» 
    http://www.bestreferat.ru/referat-230033.html
  • «Лидеры по производству молочной продукции в России» http://www.justeconomic.ru/jusecs-572-1.html
  • ИА DairyNews «Успех Простоквашино» http://www.dairynews.ru/news/uspeh_quotprostokvashinoquot.html
  • Step by Step ИД «СФЕРА» «ТВОРОГ: ВЫТЕСНИТ ЛИ ИМПОРТ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ?»  
    http://sfera.fm/articles/tvorog-vytesnit-li-import-otechestvennuyu-produktsiyu
  • «УЛЬТРАФИЛЬТРАЦИЯ ТВОРОЖНОГО СГУСТКА» 
    http://filtropor.ru/quark.html
  • «Российский рынок кисломолочной продукции: кефир и творог» http://article.unipack.ru/47343/
  • Учебник по основам экономической теории. / Под ред. Камаева В.Д. – М.: «Владос», 1999.
  • ГК Step by Step «РОССИЙСКИЙ РЫНОК ТВОРОГА»
  • «Доли творожных продуктов: сегментация молочного рынка» http://vproizvodstvo.ru/analitika_rynok/tendenciya_razvitiya_rynka_tvoroga/
  • «Анализ рынка творога и творожных продуктов в России в 2009-2013 гг, прогноз на 2014-2018 гг»   
    http://marketing.rbc.ru/research/562949984247024.shtml

Информация о работе Анализ и исследование рынка творога в России