Стимулирование как условие повышения эффективности функционирования предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление роли стимулирования в повышении производительности труда.
Основными задачами курсовой работы являются: рассмотрение классического и неклассического понимания эффективности функционирования предприятия и ее показателей; изучение факторов и условий повышения производительности труда персонала; выявление роли материального и нематериального стимулирования на предприятии, а так же сравнение зарубежного опыта стимулирования труда с российским.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Эффективность функционирования предприятия 5
1.1 Классическое и неклассическое понимание эффективности функционирования предприятия и показатели эффективности функционирования предприятия 5
1.2 Факторы и условия повышения производительности труда персонала 10
Глава 2 Стимулирование как условие повышения эффективности функционирования предприятия 23
2.1 Роль материального и нематериального стимулирования на предприятии 23
2.2 Зарубежный опыт стимулирования труда 33
Заключение 39
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

 

                                         ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение                                                                                                                  3              

Глава 1 Эффективность функционирования предприятия                               5           

           1.1 Классическое и неклассическое понимание эффективности функционирования предприятия и показатели эффективности функционирования предприятия                                                              5                                                        

           1.2 Факторы и условия повышения производительности труда персонала                                                                                                   10                                      

Глава 2 Стимулирование как условие повышения эффективности функционирования предприятия                                                             23                                                                                                                      

          2.1 Роль материального и нематериального стимулирования на предприятии                                                                                               23                                                                                                      

           2.2 Зарубежный опыт стимулирования труда                                          33                                                                          

Заключение                                                                                                             39                                                                                                                                                

Список использованной литературы                                                                   41                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 

 

                                                                 

                                                                 

 

Введение

 

Одной из проблем в  настоящее время в России является кризис труда, основные признаки которого: девальвация трудовых ценностей, потеря смыслообразующей функции труда, превращение его для многих в средство выживания. Для решения данной проблемы большое значение имеет повышение мотивации трудовой деятельности.

До недавнего времени  в России только ограниченный круг собственников понимали, что на рентабельность бизнеса влияют не только прямые инвестиции и правильно выбранный сегмент рынка, но и эффективный менеджмент. Многие организации делают акцент на накопление капитала, не уделяя должного внимания кадровому потенциалу фирмы. В последнее время относительная стабильность рыночной ситуации, успешный западный опыт и растущая конкуренция заставили отечественные фирмы пересмотреть свои подходы к стимулированию наемных работников.

Сейчас проблема стимулирования труда является достаточно актуальной. Ей посвящены конференции и семинары, выполнены специальные научные исследования, опубликовано много статей и ряд монографий. Руководители предприятий все больше осознают необходимость создания стимулирующих труд условий работы для всех сотрудников. Большое значение придается созданию корпоративной культуры и сплочению коллектива, воспитанию и обучению персонала, внимательному отношению к каждому сотруднику. Вместе с тем, пока еще во многих компаниях такие меры носят скорее эпизодический характер и не являются четкой, продуманной системой. Между тем, именно от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретных работников, но и конечные результаты работы предприятий различных форм собственности и сфер деятельности.

Целью курсовой работы является выявление роли стимулирования в повышении производительности труда.

Основными задачами курсовой работы являются: рассмотрение классического и неклассического понимания эффективности функционирования предприятия и ее показателей; изучение факторов и условий повышения производительности труда персонала; выявление роли материального и нематериального стимулирования на предприятии, а так же сравнение зарубежного опыта стимулирования труда с российским.

Основными источниками,  на основе которых написана курсовая работа стали учебник под редакцией В. И. Титова «Экономика предприятия», учебник под редакцией Ю. П. Кокина, П. Э. Шлендера «Экономика труда» при изучении эффективности функционирования предприятия. Разобраться в вопросах стимулирования помогли учебник «Менеджмент» В. Р. Веснина, книги «Мотивационный менеджмент» В. В. Травина, М. Б. Курбатовой и «Мотивация и стимулирование персонала» С. А. Шапиро.

 

 

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Эффективность функционирования предприятия

1.1 Классическое и неклассическое понимание эффективности функционирования предприятия и показатели эффективности функционирования предприятия

 

Проблема эффективности функционирования предприятия всегда занимала важное место среди актуальных проблем экономической науки.

Термин «эффект» в переводе с латинского языка означает «результат». Следовательно, «эффективность» можно интерпретировать как «результативность». Термин «эффект» имеет значение результата или же следствия изменения состояния определённого объекта, обусловленного действием внешнего или внутреннего фактора. [22, с. 238].

Таким образом, существует как изменение  состояния объекта, так и его оценка. Эта оценка может иметь количественный и качественный характер.

Фактически определение эффективности функционирования предприятия заключается в оценке его результатов. Такими результатами могут быть объёмы готовой продукции в натуральном или ценовом выражении или прибыль. Но сама же по себе величина этих результатов не даёт возможности делать выводы про эффективность или неэффективность функционирования предприятия, поскольку неизвестно, какой ценой получены эти результаты. Отсюда для получения объективной оценки эффективности функционирования предприятия необходимо также учесть оценку тех затрат, которые дали возможность получить те или другие результаты. Процесс производства совершается через объединение факторов, которые его определяют: средств труда, предметов труда, рабочей силы. Кроме этого, на производство влияет финансовое состояние предприятия, а также определённые организационные, управленческие, технологические и

другие преимущества, которые отображаются как нематериальные ресурсы.

Исходя из этого, можно  дать такое определение эффективности: эффективность функционирования предприятия представляет собой комплексную оценку конечных результатов использования основных и оборотных фондов, трудовых и финансовых ресурсов и нематериальных активов за определённый период времени. [18, с. 114; 21, с. 271].

Далее кратко рассмотрим классическое и неклассическое понимание эффективности  функционирования предприятия, основные формы проявления экономических  и социальных эффектов и сделаем  вывод об объединении двух видов  эффективности.

Классическое понимание  эффективности функционирования предприятия  или же экономический вид эффективности отображает различные стоимостные показатели, которые характеризуют промежуточные и конечные результаты производства на предприятии. Формами проявления экономической эффективности являются различные экономические эффекты:

    • увеличение продуктивности труда;
    • снижение себестоимости продукции;
    • увеличение прибыли;
    • снижение материалоёмкости;
    • снижение фондоёмкости;
    • снижение трудоёмкости продукции и т.д.

 

В данном случае главную  роль играют увеличение прибыли предприятия  и рост бизнеса.

Неклассическое понимание  эффективности функционирования предприятия  или же понимание социальной эффективности связаны с получением социальных эффектов:

    • улучшение условий труда,
    • рост жизненного уровня населения,
    • улучшение экологических параметров,
    • увеличение продолжительности жизни людей и др.

 

Социальные эффекты сводятся к укорачиванию продолжительности рабочей недели, увеличению количества новых рабочих мест и уровня занятости населения, улучшению условий труда и быта, состояния окружающей среды, общей безопасности жизни. Социальные последствия производства могут быть не только позитивными, но и негативными:

    • увеличение безработицы;
    • усиление инфляции;
    • ухудшение экологических показателей.

 

Если же объединить классическое и неклассическое понимание эффективности, то получим проявление социально-экономической эффективности функционирования предприятия, которая обусловлена старанием получить максимальный экономический эффект при заданных параметрах социального характера.

Для подробного изучения эффективности функционирования предприятия  рассмотрим ее показатели и их методы расчета.

Устойчивое функционирование предприятия зависит от его способности  приносить достаточную прибыль, что оказывает влияние на его платежеспособность.

В целом эффективность  деятельности любого предприятия можно  оценивать с помощью абсолютных и относительных показателей. С  помощью абсолютных показателей  можно проанализировать динамику различных  показателей прибыли (экономической, бухгалтерской, от продаж, чистой прибыли) за ряд лет. Такие расчеты будут иметь скорее арифметический, чем экономический смысл (если при этом не используются соответствующие способы пересчета в сопоставимые цены).[1, с. 319]

Относительные показатели практически не подвержены влиянию инфляции, поскольку представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала (собственного, инвестированного, заемного и т. д.). Экономический смысл значений этих показателей (их принято называть показателями рентабельности) состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля средств (собственных или заемных), вложенных в предприятие.

Используется система  показателей эффективности деятельности, среди них остановимся на следующих.[6, с. 636]


 

 

 

Этот коэффициент показывает, какую прибыль получает предприятие  с каждого рубля, вложенного в  активы.


 

 

 

Если предприятие ориентирует  свою деятельность на перспективу, ему  необходимо разработать инвестиционную политику (при этом под инвестированием понимается постоянное и долгосрочное финансирование). Информация о средствах, инвестированных в предприятие, может быть получена по данным баланса как сумма собственного капитала и долгосрочных обязательств или как разность общей суммы активов и краткосрочных обязательств:


 

 

 

Показатель рентабельности инвестиций рассматривается в зарубежной практике финансового анализа как  способ оценки «мастерства» управления инвестициями. При этом, поскольку  руководство компанией не может  влиять на сумму уплачиваемого налога на прибыль, для более точного расчета показателя в числителе используется сумма прибыли до налогообложения.

Акционеры вкладывают в  предприятие свои средства в целях  получения прибыли от этих инвестиций, поэтому, с их точки зрения, наилучшей оценкой эффективности хозяйственной деятельности является наличие прибыли на вложенный капитал:[6, с. 639]


 

 

 

 


 

 

 

Этот коэффициент показывает, какую прибыль имеет предприятие  с каждого рубля проданной  продукции. Он может быть ориентиром в оценке конкурентоспособности продукции, так как снижение рентабельности реализованной продукции может означать и падение спроса на нее.

Существует взаимосвязь  между показателями рентабельности активов (имущества), оборачиваемостью активов и рентабельностью реализованной продукции может быть представлена в следующем виде:

 


 

 

 

Иначе говоря, прибыль  предприятия, полученная с каждого  рубля средств, вложенных в активы, зависит от скорости оборачиваемости  средств, доли чистой прибыли в выручке  от объема продаж и средней стоимости активов. Замедление оборачиваемости может быть вызвано как объективными причинами (инфляцией, разрывом хозяйственных связей), так и субъективными (неумелым управлением запасами товарно-материальных ценностей и состоянием расчетов с покупателями, а так же отсутствием их надлежащего учета).

Информация о работе Стимулирование как условие повышения эффективности функционирования предприятия