Шпаргалка по "Экономика организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 19:29, шпаргалка

Описание работы

Под факторами конкур-ти можно понимать те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате – изменение уровня конкур-ти предприятия. Факторы возд-т как в сторону повышения конкурент-ти предприятия, так и в сторону ее уменьшения.

Файлы: 1 файл

shpora_EF от Эльзкиии.doc

— 778.50 Кб (Скачать файл)

В зависимости от места  и сферы реализации пути повышения  эффективности подразделяются на общенациональные (государственные), отраслевые, территориальные  и внутрипроизводственные. В экономической  науке стран с развитыми рыночными  отношениями эти пути подразделяются на две группы: внутрипроизводственные и внешние или факторы, воздействующие на изменение прибыли и контролируемые со стороны фирмы и неконтролируемые факторы, к которым фирма может только подстроиться. Вторая группа факторов – это конкретные рыночные условия, цены на продукцию, сырье, материалы, энергию, курсы валют, банковский процент, система госзаказов, налогообложение, льготы по налогам и т.д.

Наиболее многообразна группа внутрипроизводственных факторов в масштабе предприятия, объединения, фирмы. Их количество и содержание специфичны для каждого предприятия в зависимости от его специализации, структуры, времени функционирования, текущих и перспективных задач. Они не могут быть унифицированы и едины для всех предприятий.

Количественная оценка внутрипроизводственных факторов дается в плане технического и организационного совершенствования производства – снижение трудоемкости и рост производительности труда, уменьшение материалоемкости и экономия материальных ресурсов, экономия от снижения издержек производства и прирост прибыли и рентабельности, прирост производственных мощностей и выпуска продукции, экономический эффект от реализации мероприятий, а также конкретные размеры капитальных затрат и сроки реализации мероприятий.

Управление эффективностью и рентабельностью производства в условиях рынка предполагает как разработку и реализацию текущих планов, так и разработку прогнозов, контроль и анализ их реализации. При этом важно учитывать фактор времени: время, которое необходимо, чтобы новый продукт или услуги вышли на рынок; время, необходимое для освоения и реализации новых идей, изобретений и рационализаторских предложений, освоения производства новой продукции и ее снятие с производства и замены новой или существенно модернизированной продукцией.

Важнейшим фактором повышения  эффективности общественного производства, обеспечение высокой его эффективности был и остается научно-технический прогресс. Преимущество отдавалось совершенствованию уже существующих технологий, частичной модернизации машин и оборудования.

В современных условиях формирования рыночных отношений нужны  революционные, качественные изменения, переход к принципиально новым  технологиям, к технике последующих поколений - коренное перевооружение всех отраслей народного хозяйства на основе новейших достижений науки и техники. Важнейшие направления НТП:

широкое освоение прогрессивных  технологий

автоматизация производства

создание использование  новых видов материалов

3. Экономическая эффективность - важнейшая социально-экономическая категория, для которой характерны свойства динамичности и историчности. Эффективность производственной деятельности присуща различному уровню развития производительных сил каждой общественной формации. На всех этапах исторического развития общество всегда интересовал вопрос: ценой каких затрат и ресурсов достигается конечный производственный результат. Следовательно, исходная модель количественной оценки эффективности представляет собой соотношение между экономическими результатами и затратами, ресурсами. Максимизация конечных результатов с единицы затрат и ресурсов или минимизация затрат и ресурсов на единицу конечного результата- такова первичная цель общества, трудового коллектива, отдельной личности (работника). Эта цель, метод ее достижения, пути и резервы повышения экономической эффективности (их классификация и количественная оценка) являются содержанием экономической науки и экономических дисциплин (отраслевых и функциональных).

Различают общую (абсолютную) и сравнительную (относительную) эффективность. Общая эффективность необходима для оценки и анализа общеэкономических  результатов и эффективности  на различных уровнях экономики (макро- и микроуровнях) за определенный период времени и в динамике для сопоставления уровня эффективности по предприятиям и регионам.

ля оценки экономической  эффективности в целом по республике, региону, предприятию применяются  обобщающие (комплексные, интегральные) пок-ли эффек-ти. Эти пок-ли позволяют более полно и во взаимосвязи учесть многие факторы и составляющие, которые оказывают влияние на уровень и динамику эфф-ти. К основным обобщающим показателям экономической эффективности относятся следующие: национальный доход (НД), валовый национальный продукт (ВНП) на душу населения; производительность общественного труда, коэффициент общей эфф-ти, затраты на рубль товарной продукции, прибыль, рентабельность производства и рентабельность продукции. Главным обобщающим критерием экономической эфф-ти общественного производства служит уровень производ-ти общественного труда. Производ-ть общественного труда измеряется отн-м произведенного национального дохода к средней числ-ти работников, занятых в отраслях материального производства: Побщ = НД/чм

Важнейшими показателями экономической эффект-ти общественного производства служат трудоемкость, материалоемкость, капиталоемкость и фондоемкость.

Одним из показателей экономической  эффективности производства является трудоемкость продукции - величина, обратная показателю производительности живого труда, определяется как отношение количества труда, затраченного в сфере материального производства, к общему объему произведенной продукции: t = T/Q, T - количество труда, затраченного в сфере материального производства;  Q - общий объем произведенной продукции (как правило валовой продукции).

Материалоемкость общественного  продукта исчисляется как отношение  затрат сырья, материалов, топлива, энергии  и других предметов труда к  валовому общественному продукту. Материалоемкость продукции отрасли (объединения, предприятия) определяется как отношение материальных затрат к общему объему произведенной продукции: m = M/Q, где m - уровень материалоемкости продукции; M - общий объем материальных затрат на производство продукции в стоимостном выражении; Q - общий объем произведенной продукции (как правило валовой).

Снижение материалоемкости продукции  эффективно для народного хозяйства  страны.

В известной степени  близки между собой показатели капиталоемкости  и фондоемкости продукции. Показатель капиталоемкости продукции показывает отношение величины капитальных вложений к определяемому ими приросту объема выпускаемой продукции: KQ = K / DQ, где KQ - капиталоемкость продукции; K - общий объем капитальных вложений;

DQ - прирост объема выпускаемой продукции.

Фондоемкость продукции исчисляется  как отношение средней стоимости основных производ-ных фондов предприятия к общему объему произведенной продукции: f = F/Q, где f - фондоемкость продукции; F - средняя стоимость основных производственных фондов предприятия; Q - общий объем произведенной продукции (как правило, валовой продукции).

В народном хозяйстве, в  ее отдельных отраслях, например, в  промышленности, широко применяется  показатель фондоотдачи, обратный показателю фондоемкости: Fотд=Q/F

К дифференцированным показателям  эффективности относятся также  показатели, характеризующие относительную  экономию отдельного вида затрат и  ресурсов. Так, относительная экономия живого труда (относительное высвобождение  численности работников (Эт)) определяется по формуле: Эт = Чб ´Кп - Чо, где Чб- численность работников предприятия в базисном периоде, Кп – индекс роста производства продукции, работ или услуг; Чо – численность работников в плановом или отчётном периоде. По такой же методике определяется и относительная экономия материальных затрат, производственных фондов.

Важнейшими показателями конечных результатов и совокупной эффективности производства в условиях рыночной экономики являются прибыль  и рентабельность (прибыльность). Управление рентабельностью (планирование, обоснование и анализ-контроль) находятся в центре экономической деятельности предприятий, работающих на рынок. Уровень рентабельности зависит прежде всего от величины прибыли и размера затрат и применяемых ресурсов. Прибыль в условиях рынка- это конечная цель и движущий мотив производства на предприятии. Оптимальным дополнением к показателю прибыли явилось бы выделение в том числе удельного веса увеличения прибыли, полученной за счет снижения себестоимости. Следует также отметить, что по мере формирования цивилизованных рыночных отношений у предприятия останется лишь один путь увеличения прибыли - увеличение объема выпуска продукции, снижение затрат на ее производство.

4. Хар-ка  фирмы, цели, задачи. Первичным звеном в системе общественного производства является предприятие (фирма). Предприятие—субъект предпринимательской деят-ти, который на свой риск осуществляет самостоятельную деятельность, направленную на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг, и который зарегистрирован в этом качестве в установленном законом порядке.

Фирма — юридически самост-я предприним-ая единица. Ею может быть как крупный концерн, так и небольшая компания. Соврем. фирма обычно включает несколько п/п. Если же фирма состоит из одного п/, оба термина совпадают. В этом случае предприятие и фирма обозначают один и тот же объект экономической деятельности.

Понятия «п/п» и «фирма» имеют общие и отличительные черты, и чем крупнее фирма, тем больше отличий. Чем крупнее фирма, тем больше отличий. п/п — субъект эконом-х отношений в рамках, как правило, общего капитала (индивидуального или коллективного),  фирма — субъект экон-х отношений между различ. «автономными» капиталами (предприятий, фирм, концернов и т.д.). Появление термина «фирма» обусловлено широким распространением в западной экономике акционерной формы хозяйствования - акционерных компаний, связанных друг с другом так называемой системой участия.

Хаар-ка п/п предполагает определение его основных признаков, делающих его самост. субъектом рыночных отн:

• организационное единство подразумевает наличие на п/п определенным образом организованного коллектива со своей внутренней структурой и порядком управления;

• производственно-техническое  единство заключается в том, что предприятие объединяет экономические ресурсы для производства товаров и услуг, т. е. имеет конкретный комплекс средств производства, капитал, технологию;

• наличие обособленного  имущества, которое предприятие  самостоятельно использует в определенных целях;

• имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность  своим имуществом по обязательствам, возникающим в процессе его деятельности;

•оперативно-хозяйств. и  эконом-я самост-ть выражается в том, что предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль и несет убытки.

В зав-ти от целей деят-ти всякое ЮЛ относится к одной из двух категорий: коммерч орг; некоммерч организация. Деят-ть коммерческой орг-ии направлена на извлечение прибыли, что является ее основной целью. Некоммерч орган не ставит цели извлечения прибыли и не распределяет ее между участниками, т.е. целями деят-ти фирмы являются удовлетв общественных потреб-тей и получение прибыли.

Цивилизованные рыночные отношения предполагают разумное сочетание обеих целей, ибо, работая на себя, предприниматель трудится и на общество. Бизнес – это экономическая деят-ть предпринимателей, их искусство и способность получать все большую прибыль, обеспечивать относительно высокий уровень рентабельности. Вместе с тем развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыщению потреб-го рынка товарами и услугами, выявляет структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно-технических достижений, способствует всемерному повышению эфф-ти производства. Все это и составляет важную цель предприн-ва – удовлетв. общественных потребностей.

Фирмы не могут успешно  стартовать и существовать в дальнейшем, не обращаясь к долгосрочным перспективам и целям. Приступая к созданию фирмы, предприятия, предприниматель или группа предпринимателей имеют перед собой четкую и ясную цель. Эта цель должна быть подкреплена системой постоянного приобретения заказов на их продукцию или услуги. Намечаемый выпуск продукции или оказание услуг должны быть обеспечены соответствующим капиталом, всеми необходимыми материальными ресурсами, квалифицированными кадрами. Все эти вопросы необходимо достаточно подробно отразить в основном документе фирмы – бизнес-плане. Ясно сформулированная цель необходима так же, как основа выработки критерия оценки текущего положения дел. Наличие цели позволяет строить базу сравнения и рассматривать ценность текущих контрактов и обязательств, решений об инвестициях и инновациях с точки зрения их соответствия долгосрочным перспективам.

Существенным качеством современного предприятия, фирмы является способность гибко реагировать на изменение экономической ситуации. Положение фирмы в условиях неопределенности будет тем устойчивее, чем точнее удастся приспособить наступающие изменения к этим целям. Для этого менеджерам и специалистам надо быть компетентными в избранной сфере деятельности, обладать необходимыми чертами характера: целеустремленностью, упорством, готовностью к неудачам, способностью постоянно учиться и делать выводы из своих же ошибок. Надлежит подобрать верных партнеров и соратников и быть готовым к конкурентной борьбе.

Важность наличия у  фирмы цели обусловлена также  необходимостью придать смысл труду, а следовательно, создать мотивацию  и поддерживать заинтересованность в работе персонала фирмы и в первую очередь – наемных менеджеров.

Общая цель фирмы образует фундамент для разработки стратегий  по важнейшим функциональным областям деятельности фирмы – маркетингу, производству, финансам, научно-исследовательским  и опытно-конструкторским разработкам, управлению персоналом. Соответственно, каждая из областей реализует и свои цели.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономика организации"