Rонкуренции в банке "Уралсиб"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 13:48, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного проекта является оценка конкурентоспособности филиала ОАО Банк «УРАЛСИБ» в г. Саратове (в дальнейшем Банк «УРАЛСИБ») и разработка рекомендаций по ее повышению
Для достижения поставленной цели намечается решить следующие задачи:
• Выяснить сущность конкуренции и конкурентоспособности организации;
• Обосновать факторы определяющие конкурентоспособность организации;

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 119.60 Кб (Скачать файл)

Введение

Тема конкурентоспособности  актуальна на данный момент, т.к. успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от ее уровня конкурентоспособности. Тем самым приходится признать необходимость  разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.

Экономический успех (а часто  и выживание) субъекта рыночной экономики  в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.

Целью дипломного проекта является оценка конкурентоспособности филиала ОАО Банк «УРАЛСИБ» в г. Саратове (в дальнейшем Банк «УРАЛСИБ») и разработка рекомендаций по ее повышению

Для достижения поставленной цели намечается решить следующие задачи:

    • Выяснить сущность конкуренции и конкурентоспособности организации;
    • Обосновать факторы определяющие конкурентоспособность организации;
    • Исследовать методику оценки конкурентоспособности организации;
    • Оценить конкурентоспособность филиала ОАО Банк «УРАЛСИБ» в г. Саратове;
    • Определить основные направления повышения конкурентоспособности  филиала ОАО Банк «УРАЛСИБ» в г. Саратове;
    • Рассчитать экономическую и социальную эффективность рекомендуемых мероприятий.

Объектом исследования является конкурентоспособность филиала  ОАО Банк «УРАЛСИБ» в г. Саратове.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе повышения конкурентоспособности филиала ОАО Банка «УРАЛСИБ» в г. Саратове.

Информационной основой  дипломного проекта послужили труды  зарубежных и российских ученых, отчетные и аналитические материалы филиала  ОАО Банк «УРАЛСИБ».

Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих  на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции.

Значение  стратегического поведения, позволяющего организации выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все организации в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает конкурентные преимущества в быстро меняющейся окружающей среде.

Если раньше считалось, что большая организация имеет большие шансы победить в конкурентной борьбе по сравнению с малыми организациями, то теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения управления конкурентоспособностью товара и в целом организации.

Практика  бизнеса показала, что не существует конкурентной стратегии, единой для всех организаций, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая организация уникальна в своем роде, и процесс выработки конкурентной стратегии для каждой уникален, так как он зависит от позиции организации на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многого другого. В то же время есть ряд основополагающих моментов, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах осуществления стратегического управления. Конкурентное   управление – это  в первую очередь продукт творчества высшего руководства, но в то же время можно говорить и о некой теории такого управления, знание которой позволяет более эффективно осуществлять управление организацией.

Структура и логика дипломного проекта определена целью и задачами дипломного проекта.

Проект состоит из введения, трех глав, разделенные на параграфы, заключения, библиографического списка и приложения.

Содержание проекта изложено на 54 страницах, содержит 2 рисунка, 4 таблицы и 3 приложениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы исследования конкурентоспособности предприятия.

 

1.1 Сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятия.

Конкуренция (от лат. соncurrencia-сталкиваться) – соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка. Каждая фирма использует свою стратегию и тактику для достижения этих целей. Для рыночной экономики конкуренция имеет основополагающее значение. Исполняет роль ее мотора, двигателя прогресса, роста эффективности производства. Выступает стихийным регулятором хозяйственных процессов, способом установления на рынке равновесной цены. Стимулирует снижение издержек производства и реализации.1

Конкурентоспособность –  многоплановая экономическая категория, которую можно рассматривать  на нескольких уровнях. Это конкурентоспособность  товаров, товаропроизводителей, отраслей, страны. Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: ведь страновая  и отраслевая конкурентоспособность  в конечном итоге зависят от способности  конкретных производителей выпускать  конкурентоспособные товары.


 

 

 

 

 

 

Рис.1.1. Пять сил конкуренции по М. Портеру

Конкуренция характеризуется  пятью основными силами (рис. 1.1.). В соперничестве за часть рынка  в конкуренции участвуют не только основные игроки. Все могут быть конкурентами (Потребители, поставщики, новые участники, продукты-заменители).2

 Подробный анализ и  изучение конкурентных сил в  данной отрасли позволяет компании  ответить на ряд очень важных  вопросов:

  • Выявить свои слабые и сильные стороны.
  • Вовремя заметить новых участников.
  • Определить время появления товаров-заменителей.

В итоге, компания сможет выбрать  оптимальную конкурентную стратегию  и занять выгодное положение в  отрасли (на рынке) с целью получения  максимальной прибыли, а также занять правильную позицию для защиты от конкурентов.

Основные типы движущих сил конкуренции:

1. Динамика масштабов долгосрочного спроса. Увеличение или уменьшение долгосрочного спроса является важным фактором при принятии решений по инвестированию для увеличения производительной мощности существующих фирм. Подъем долгосрочного спроса часто привлекает новые фирмы на рынок, а падение спроса наоборот – отток фирм.

2.   Динамика структуры спроса. Эти изменения представляют собой причину изменения требований потребителей к сервису, создание других каналов сбыта, изменение в ассортименте выпускаемой продукции, модификации маркетинговых тактик.

3.  Обновление продукта. Обновление продукта может расширять рынок, стимулировать рост спроса. Когда рынок характеризуется быстрым распространением нового товара, обновление продукта отрасли является ключевой движущей силой – влияет на методы производства, эффективные масштабы выпуска, маркетинговые затраты, каналы распределения.

4.   Технологические инновации. Частые технологические новшества в методах производства могут сильно изменять единичные издержки производства, размер инвестиций, увеличивать значение эффекта жизненного цикла товара. Выше перечисленное может вызывать существенные изменения в требованиях к размеру и количеству фирм, успешно действующих на рынке.

5.  Маркетинговые инновации. Периодически фирмы предлагают рынку свою продукцию, пользуясь новыми путями и способами, стараясь увеличить покупательский интерес, подтолкнуть спрос, уменьшить затраты на единицу продукции. Таким образом, они приводят в движение новые силы, которые изменяют условия конкуренции и позиции фирм-соперников.

6.  Динамика лидерства. Означает вход в конкуренцию или выход из нее крупных фирм. То есть новый раунд конкурентной борьбы: перераспределение ролей и выделение новых ключевых игроков, изменение структуры рынка.

7.  Диффузия достижений. Если новая технология становиться известной соперникам, поставщикам, дистрибьюторам, потребителям, преимуществам фирмы-владельца «ноу-хау» легче войти в отрасль, они снижают барьеры для новых, а для поставщиков и потребителей облегчают вертикальную интеграцию в отрасль.

8.   Динамика эффективности. При появлении в отрасли новых эффективных масштабов производства, которые уменьшают издержки на единицу продукции, крупные фирмы могут принудить другие компании к стратегиям «форсирования роста».

9.   Покупательские предпочтения. Зачастую растущее число покупателей решает, что товары массового потребления по низким ценам вполне удовлетворяют их вкусам и предпочтениям, так же как и товары с более высокими ценами, дающие возможности выбора.

10. Государственное регулирование рынка. Действия государства через свои институты, включая регулирование экономических отношений, а также изменение государственной политике, могут повлиять на рынок и конкурентные условия.

11. Рост детерминации. Означает уменьшение  неопределенности и риска. Новые  отрасли характеризуются большой  неопределенностью сведений о  потенциальных возможностях рынка  (например, объеме, ассортименте и  характере выпускаемой продукции,  ценовой политике, круге покупателей,  потенциальных возможностей конкурентов  и т.д.) Когда фирма прошла первые  этапы входа в отрасль (на  рынок), то неопределенности исчезают  и компании отказываются от  простых стратегий, начиная модифицировать  конкурентные стратегии.

В зависимости  от той или иной структуры рынка, можно выделить разные формы конкуренции. В экономической науке выделяются следующие типы рыночных структур.

-Чистая (совершенная) конкуренция. Это  такое состояние рынка, когда  большое количество фирм производит  аналогичную продукцию, но ни  размер самих фирм, ни другие  причины не позволяет хотя  бы одной из них воздействовать  на рыночную цену.

-Чистая (абсолютная) монополия.  Рынок считается абсолютно монопольным,  если на нем функционирует  единственный производитель продукта, причем этому продукту нет  близких заменителей в других  отраслях. Следовательно, в условиях  чистой монополии границы отрасли  и границы фирмы совпадают.

Монополистическая конкуренция. Данная рыночная структура имеет  сходство с совершенной конкуренцией, за исключением того, что в отрасли  производится подобная, но не идентичная продукция. Дифференциация продукта дает фирме элемент монопольной власти над рынком. Различия в продукте могут и не затрагивать качества товара как такового. Покупатели могут отдавать предпочтение товару из-за более удобного расположения магазина, красивой упаковки и т.п.

-Монопсония. Ситуация на  рынке, когда на нем имеется  только один покупатель. Монопольная  власть покупателя ведет к  тому, что он является создателем  цены.

-Монополия, практикующая  дискриминацию. Обычно под этим  понимается практика компаний, состоящая  в назначении разных цен для  разных покупателей.

-Двусторонняя  монополия. Рынок, на котором  одному покупателю, не имеющему  конкурентов, противостоит один  продавец — монополист.

-Дуополия. Рыночная структура, в которой  действуют только две фирмы.  Частный случай олигополия.

-Олигополия. Ситуация на рынке, при которой  небольшое число крупных фирм  производит основную часть продукции  всей отрасли. На таком рынке  фирмы осознают взаимозависимость  своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности.

Перечисленные рыночные структуры  имеют разную степень распространения  на рынке. Принято считать, что «…наиболее распространенными рыночными структурами  являются монополистическая конкуренция  и олигополия. Чистая же монополия  представляет собой крайне редкое явление, особенно в масштабах всей страны. Что же касается совершенной конкуренции, то она на данный момент является скорее научной абстракцией, чем фактическим  состоянием современного рынка».3

 Конечная цель всякой фирмы — победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет — зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами — продукцией и услугами других фирм. В чем же сущность этой категории рыночной экономики и почему она при всех стараниях любой фирмы не может быть жестко гарантирована?

Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя. Но вся проблема заключается в правильном определении содержания этой характеристики. Все заблуждения начинаются именно здесь.

Информация о работе Rонкуренции в банке "Уралсиб"