Экономика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 20:47, контрольная работа

Описание работы

Экономика предприятия как наука изучает объективные и частные закономерности экономического состояния и развития предприятия, конкретные формы проявления и использования экономических законов в деятельности субъектов хозяйствования, частных закономерностей их развития, путей и способов эффективного производства необходимых людям товаров и услуг.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическая и функциональная стратегии, их типы, факторы выбора. Разработка маркетинговой и товарной стратегии 4
2. Понятие ценовой политики и ее цели. Анализ ценообразующих
факторов 10
3. Общая характеристика инноваций. Классификация инноваций и нововведений 19
Заключение 24
Тесты 25
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

контроль по эк.предприятий.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РФ

ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ФГОУ ВПО КОСТРОМСКАЯ ГСХА

 

 

 Кафедра экономики АПК, Статистики и АХД

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по предмету: Экономика предприятий (организаций)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Меркушева Надежда Алексеевна,

студентка 1 группы 3 курса

факультета заочного обучения, специальность – финансы  и кредит, учебный шифр - 10946

Проверила: Козлова

Татьяна Михайловна

 

 

 

 

 

 

 

КОСТРОМА - 2010                                             

 

Содержание

Введение 3       

1. Экономическая и  функциональная стратегии, их  типы, факторы выбора. Разработка  маркетинговой и товарной стратегии 4

2. Понятие ценовой  политики и ее цели. Анализ  ценообразующих 

факторов 10

3. Общая характеристика инноваций. Классификация инноваций и нововведений 19

Заключение 24

Тесты 25

Список литературы 28 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Экономика предприятия  как наука изучает объективные  и частные закономерности экономического состояния и развития предприятия, конкретные формы проявления и использования экономических законов в деятельности субъектов хозяйствования, частных закономерностей их развития, путей и способов эффективного производства необходимых людям товаров и услуг.

Целью дисциплины «Экономика предприятия» является формирование целостного представления о функционировании предприятий в условиях современного рынка, приобретение знаний и навыков, необходимых для успешного управления экономической деятельностью предприятия, выработка умения моделирования хозяйственных ситуаций и практического решения планово-экономических и управленческих задач в рыночных условиях хозяйствования.

Основными задачами дисциплины выступают изучение:

- функций и целей предприятия как первичного звена национальной экономики;

- современных методов хозяйствования предприятий;

- процессов функционирования предприятий;

- ресурсов и факторов производства, методов оценки эффективности их использования;

- формирования и оценки результатов деятельности предприятий;

- факторов развития предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическая  и функциональная стратегии, их  типы, факторы выбора. Разработка  маркетинговой и товарной стратегии

 

Стратегия – это средство достижения конкретного результата.

Стратегия деятельности разрабатывается и реализуется в целом для предприятия. Однако каждое предприятие представляет собой сложную многофункциональную систему, поэтому экономическую стратегию деятельности предприятия, которую иначе можно назвать генеральной стратегией, детализируют с помощью функциональных стратегий, которые отражают конкретные пути достижения специфических целей предприятия, стоящих перед его отдельными подразделениями и службами. Таким образом, функциональная стратегия является одним из видов стратегии в зависимости от уровня управления, в данном случае это уровень отдельных подразделений и служб, т. е. замыкается иерархическая цепочка: «портфельная стратегия» – уровень крупных корпораций – «деловая стратегия (конкурентная)» – уровень предприятия – «функциональная (рабочая) стратегия» – уровень подразделения.

Каждая функциональная стратегия имеет определенный объект, на который она направлена. В этой связи могут разрабатываться  следующие функциональные стратегии: финансовая стратегия, стратегия производства, стратегия организационных изменений, стратегия маркетинга и др.

Набор функциональных стратегий  на том или ином конкретном предприятии  определяется составом специфических  целей, которые ставит перед собой  руководство предприятия.

Например, финансовая стратегия  разрабатывается для достижения поставленных целей в области управления финансами предприятия. Анализ факторов эффективного использования финансовых ресурсов в долгосрочной перспективе служит основой разработки финансовой стратегии. Также учитываются и поставленные цели. Целями в данном случае могут быть: максимизация прибыли при минимизации расходов, оптимизация структуры активов предприятия, обеспечение финансовой устойчивости предприятия на перспективу.

Главная цель предприятия  расчленяется на основные функциональные цели, средством осуществления которых служат функциональные программы развития (функциональные стратегии).

Функциональные стратегии  для своего осуществления предопределяют тактические цели, воплощение которых  в жизнь происходит с помощью  организационно-технических мероприятий (мини-проектов). Для задания тактических целей анализируется технология управления по подразделениям и службам, состав и характер тактических управленческих решений, принимаемых на разных уровнях управления.

Функциональные цели определяют ключевые направления деятельности предприятия. Каждая из них увязана с функциями конкретных руководителей высшего и среднего звена. На них также возложена ответственность за реализацию функциональных стратегий.

По мере развития рыночных отношений роль маркетинга в экономике и управлении предприятием возрастает. Это объясняется тем, что происходит переход от «рынка продавца» к «рынку покупателя», т. е. главным на рынке становится не производитель-продавец, а потребитель-покупатель, именно его запросы определяют количество и качество продукции, которая будет реализована на рынке. Маркетинг, изучая потребности рынка и продвигая на рынок произведенную продукцию, призван приспособить средства производства к требованиям рынка. Таким образом маркетинг определяет не только сбытовую сферу предприятия, но и выступает в качестве стратегического маркетинга.

Стратегия маркетинга –  это способ действия на рынке, руководствуясь которым предприятие выбирает цели и определяет наиболее эффективные  пути их достижения, которые формируются с помощью выбора стратегических направлений развития и стратегических зон хозяйствования – сегментов рынка.

Маркетинговая стратегия  может включать несколько функциональных блоков, в том числе:

• анализ рынков и рыночных возможностей;

• сегментирование, отбор целевых рынков и позиционирование;

• ценовую стратегию  и политику;

• товарную стратегию.

До внедрения маркетинговой  стратегии предприятию необходимо выявить своих целевых потребителей и определить, под воздействием чего они делают свой выбор. Выделяют четыре группы факторов, оказывающих влияние на поведение покупателя при выборе товара: это факторы культурного уровня, социального, личного и психологического порядка. Задача исследователя рынка состоит в том, чтобы понять различных участников процесса покупки и разобраться в факторах влияния на покупательское поведение. Это позволяет разработать эффективную стратегию маркетинга для своего целевого рынка.

Разработка маркетинговой  стратегии включает в себя следующие  этапы:

- всестороннее изучение состояния и динамики потребительского спроса на товар (услугу);

- максимальное приспособление производства к требованиям рынка;

- воздействие на потребительский спрос различными средствами (реклама);

- организация доставки товаров в необходимом количестве, соответствующего качества, в нужное потребителю место и время;

- своевременный выпуск на рынок новой высококачественной продукции.

Осуществление этих этапов позволит добиться в перспективе  расширения продаж и завоевания рынка, что является основой устойчивого  развития предприятия в современных условиях.

Выделяют несколько  направлений маркетинговой стратегии:

• массового маркетинга – когда предприятие принимает  решение о массовом производстве одного товара, его массовом распространении  и пытается привлечь к нему внимание покупателей всех возможных групп;

• товарно-дифференцированного  маркетинга – когда предприятие  планирует производить два и  более товаров с разными свойствами, в разном оформлении, разного качества, в разной расфасовке с целью предложить рынку большее видовое разнообразие товара по сравнению с конкурентами;

• целевого маркетинга –  когда производитель стремится  разграничить различные группы потребителей, составляющих рынок, и разработать  соответствующие товары и комплексы  маркетинга для каждого целевого рынка.

В промышленно развитых странах в настоящее время  наблюдается переход от массового  и товарно-дифференцированного маркетинга к целевому. Это в большей мере помогает выявлять рыночные возможности  и создавать товары, наиболее полно  удовлетворяющие потребности отдельных целевых рынков. Основные мероприятия целевого маркетинга включают в себя сегментирование рынка, отбор выбранных сегментов и позиционирование товара на рынке.

Сегментирование рынка  – это разделение его на однородные части с целью ориентации предприятия на потребности конкретных групп покупателей и выработка для них специфической сбытовой политики. Критериями отнесения потребителей к однородным группам выступают доходы, образование, состав семьи, пол, возраст, семейное положение и т. д. Позиционирование товара – определение его места среди товаров-аналогов с целью четкого представления его позиций в конкурентной борьбе. Для анализа позиционирования товаров есть ряд компьютерных программ, при помощи которых можно изучать множество факторов, но, как показала практика, потребители оценивают не более семи свойств продукции.

Товарная стратегия, являясь  составной частью хозяйственной  и маркетинговой стратегии, представляет собой комплекс мероприятий по развитию ассортимента, созданию новых товаров  и исключению из производственной программы товаров, утративших потребительский спрос, улучшению упаковки товара, разработке его брэнда.

Ориентация на реальные требования и пожелания потребителей – основной принцип разработки как  маркетинговой, так и товарной стратегии.

Товарная стратегия  определяет долговременный курс предприятия, рассчитанный на перспективу и предусматривающий  решение принципиальных задач. Разработанная  применительно к тому или иному  периоду (3-5 лет или более) товарная стратегия в основе своей в течение данного отрезка времени остается, как правило, практически неизменной.

Продвижение товаров  на рынке является одним из элементов  товарной стратегии. Оно включает:

стимулирование сбыта  – это многообразные средства кратковременного воздействия на покупателя или продавца (купоны, премии, конкурсы, зачеты за покупку), призванные стимулировать потребительские рынки, сферу торговли и собственный торговый персонал предприятия;

реклама – это использование  продавцом платных средств распространения  информации для доведения сведений о товарах и услугах.

пропаганда – бесплатное получение редакционного места  и времени.

личная продажа осуществляется коммивояжерами и используется многими  предприятиями несмотря на высокую  стоимость.

Прогнозирование сбыта  продукции может осуществляться несколькими методами, наибольшее распространение среди которых получили:

• экспертный – заключение группы экспертов;

• обобщенный метод –  суммирование мнений торговых агентов  предприятия и руководителей  сбытовых отделов;

• метод, основанный на базе прошлого объема реализации продукции;

• метод, построенный  на базе корреляционного анализа;

• метод, основанный на базе показателя «доля рынка»;

• метод пробного маркетинга;

• метод анализа ассортимента выпускаемых товаров.

Под ассортиментом понимается группа товаров, тесно связанных между собой схожестью функционирования. В течение времени происходит обновление и насыщение товарного ассортимента новыми товарами, что дает возможность предприятию получить дополнительную прибыль.

Когда предприятие выпускает несколько ассортиментных групп товаров, то речь идет о товарной номенклатуре, которая представляет собой совокупность всех ассортиментных групп и товарных единиц, предлагаемых покупателям продавцом. Количество ассортиментных групп свидетельствует о широте товарной номенклатуры. Предприятие может увеличить объем продаж, расширив товарную номенклатуру за счет включения в нее новых ассортиментных групп.

Выбор предприятием канала распространения является элементом  товарной политики. Традиционная цепочка распространения товара: производитель – оптовик – розничный торговец – потребитель. Но могут быть и другие возможности распространения товара в зависимости от выбранной политики реализации, свойств самого товара, а также дополнительных требований, связанных с порядком продажи, хранения и обслуживания данного товара.

Информация о работе Экономика предприятия