Экономика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 20:47, контрольная работа

Описание работы

Экономика предприятия как наука изучает объективные и частные закономерности экономического состояния и развития предприятия, конкретные формы проявления и использования экономических законов в деятельности субъектов хозяйствования, частных закономерностей их развития, путей и способов эффективного производства необходимых людям товаров и услуг.

Содержание работы

Введение 3
1. Экономическая и функциональная стратегии, их типы, факторы выбора. Разработка маркетинговой и товарной стратегии 4
2. Понятие ценовой политики и ее цели. Анализ ценообразующих
факторов 10
3. Общая характеристика инноваций. Классификация инноваций и нововведений 19
Заключение 24
Тесты 25
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

контроль по эк.предприятий.doc

— 161.00 Кб (Скачать файл)

В случае, когда экономическая мощь конкурентов примерно одинакова, оправдано "маневрирование ценами". Эта политика состоит в предоставлении покупателям различного рода скидок, снижении цен на продукцию по сравнению с прейскурантами, установлении цен на товары разного качества в близком диапазоне. В результате этого выигрывает покупатель.

При неценовой конкуренции  роль цены нисколько не уменьшается, однако, на первый план выступают уникальные свойства товара, его техническая  надежность и высокое качество. Именно это (а не снижение цены) позволяет привлечь новых покупателей и повысить конкурентоспособность товара.

Хотя максимальная цена определяется спросом, а минимальная  издержками, на установление цен влияют цены конкурентов, их поведение, их реакция  на товар данного производителя. В соответствии с последним выделяют четыре конкурентные среды на рынке.

Рынок чистой конкуренции. В этом случае на рынке есть много продавцов и покупателей одного стандартного товара. Влияние продавцов на уровень цен незначительное. Попытки увеличить цену на товар закончатся тем, что покупатель уйдет к другому продавцу. Уровень цен - уровень рынка. Возможность проникновения на рынок новых продавцов имеется.

Рынок монополистической  конкуренции. В данном случае на рынке имеется значительное число конкурентов. Производители предлагают дифференцированный однородный товар разного качества, модификаций по разным ценам. Потребители имеют разные потребности, готовы платить по-разному. Много продавцов и покупателей. У продавцов имеется возможность влиять на уровень цен. Возможность проникновения на рынок новых продавцов имеется.

Рынок олигополии. На этом рынке присутствует небольшое число  конкурентов весьма чувствительных к изменению цен, маркетинговым  мероприятиям со стороны других. Немного продавцов и много покупателей. Стандартный или дифференцированный тип товара. Влияние продавцов на уровень цен имеется, но с риском начала войны цен. Уровень цен ведущего продавца. Возможность проникновения на рынок новых продавцов затруднена.

Рынок чистой монополии. В этом случае на рынке есть единственный продавец (например, государство), который диктует условия и много покупателей. Уникальный, не имеющий заменителей тип товара. Возможность проникновения на рынок новых продавцов затруднена.

Большое влияние на уровень  и динамику цен оказывает состояние финансово-кредитной сферы, при этом непосредственное влияние на цены оказывают изменения покупательской способности денежной единицы России. В нормально функционирующей экономике, когда деньги обеспечены золотым содержанием, соотношение между суммой цен товаров и количеством денег в обращении относительно стабильно. При отсутствии такого условия в системе "количество денег — сумма цен" начинает изменяться сумма цен.

♦ Следующий важный фактор, оказывающий значительное влияние  на цены, — потребители. Любой предприниматель должен видеть глубокую взаимосвязь между ценой, покупками потребителей и их представлениями. Отношения между ценами и количеством сделанных покупок по этим ценам можно объяснить двумя причинами: воздействием законов спроса и предложения и ценовой эластичности и неодинаковой реакцией покупателей различных сегментов рынка на цену. Именно эти причины легли в основу деления всех покупателей по их восприятию цен и ориентации в покупках на четыре группы:

экономные покупатели - покупатели, проявляющие большой интерес при выборе покупки по ценам, качеству, ассортименту предлагаемых товаров. Большое влияние на эту группу покупателей оказывает реклама.

персонифицированные покупатели - покупатели, создавшие себе "образ" товара, которым они хотят владеть, и чутко реагирующие на все характеристики, приближающие или   удаляющие их от "образа". Они требуют к себе особого внимания и чуткого обслуживания;

этичные покупатели - покупатели, которые поддерживают своими покупками небольшие фирмы и делают их по уже давно сложившейся традиции. Они готовы заплатить более высокую цену за товар, продаваемый в этом магазине, подчас пренебрегая широким ассортиментом товаров других магазинов;

апатичные   покупатели - покупатели, мало интересующиеся ценами. При выборе покупки основное внимание они уделяют удобству и комфорту, получаемому от приобретения этого товара.

■ Важнейшим фактором, оказывающим влияние на цену, а, следовательно, и на всю предпринимательскую деятельность хозяйствующего субъекта, является государственное регулирование цен.

Существуют прямые и  косвенные меры воздействия государства на цены. Прямые (административные) меры осуществляются путем установления определенного порядка ценообразования, косвенные (экономические) — направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных и налоговых операций, оплаты труда.

Из всех перечисленных  ранее факторов основное воздействие  на движение цен оказывает динамика цены производства товара. Рост производительности труда, снижение затрат орудий труда и сырья на единицу продукции вызывает снижение цены производства, и наоборот. Поэтому можно было бы ожидать, что с ускорением темпов научно-технического прогресса произойдет снижение рыночных цен. Однако практика показывает, что в развитых странах достижения научно-технического прогресса не приводят в ряде отраслей к снижению стоимости товаров. Это объясняется тем, что действие других факторов, таких, как политика монополий и инфляция, оказывается более сильным. Однако по большому кругу товаров влияние цены производства на уровень розничных цен очень сильно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Общая характеристика инноваций. Классификация инноваций и нововведений

 

Понятие «инновация»  впервые появилось в научных  исследованиях культурологов еще в XIX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Обычно, речь шла об инфильтрации европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества. И только в начале ХХ столетия стали изучаться закономерности технических нововведений.

Основоположником теории инноваций считают Й. Шумпетера. Он в своей работе «Теория экономического развития», изданной в 1912 г., рассматривал инновацию (новые комбинации) как средство предпринимательства для получения прибыли. Автор предпринимателями называл «хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент».

Позднее, в 30-х годах  Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений  в экономическом развитии:

• использование новой  техники, новых технологических  процессов или нового рыночного  обеспечения производства (купля-продажа);

• внедрение продукции  с новыми свойствами;

• использование нового сырья;

• изменения в организации  производства и его материально-технического обеспечения;

• появление новых  рынков сбыта.

Значительный вклад  в исследование инноваций внес Н.Д. Кондратьев, который обосновал теорию больших циклов продолжительностью 50-60 лет, разработал модели циклов конъюнктуры. Он доказал, что переход к новому циклу связан с расширением запаса капитальных благ, создающих условия массового внедрения накопившихся изобретений. Н.Д. Кондратьев связывал переход к новому циклу с техническим прогрессом. Главную роль в изменениях экономической жизни общества Н.Д. Кондратьев отводил научно-техническим новациям.

В мировой экономической  литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в  реальный, воплощающийся в новых  продуктах и технологиях.

В исследованиях отечественных  экономистов термин «инновация»  стал широко применяться с переходом  экономики к рыночным отношениям. До этого в отечественной экономической  литературе проблематика нововведений широко освещалась в рамках исследований научно-технического прогресса (НТП), развития науки и техники.

Для того, чтобы эффективно управлять инновациями необходимо четко понимать смысл и значение термина «инновация». В словарях С.И. Ожегова и В.И. Даля понятия  «инновация» нет. У С.И. Ожегова  есть термин «новация» - нечто новое, новшество; «новшество» - новый порядок, новый обычай, новый метод изобретения, новое явление. В словаре В.И. Даля – «новшество», употребляемое как введенье новизны, новых обычаев, порядков. В «Большой советской энциклопедии» понятие «инновация» также отсутствует.

В английских терминологических  словарях термин «инновация» является синонимом нововведения или новшества. В ряде изданных в последние годы в России энциклопедических словарях инновация также отождествляется  с нововведением, новшеством.

На основе изучения в  экономической литературе последних  лет на предмет понятия «инновация»  можно утверждать, что существует множество его определений. Вот некоторые из них:

Инновация (нововведение) – это результат практического  или научно-технического освоения новшества.

Авсянников Н.М. Инновационный менеджмент. 2002, с. 12.

Инновация понимается как  конечный результат научного исследования или открытия, качественно отличный от предшествующего аналога и  внедренный в производство. Понятие  инновации применяется ко всем новшествам в организационной, производственной и прочих сферах деятельности, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим снижение затрат.

Минниханов Р.Н., Алексеев В.В., Файзрахманов Д.И., Сагдиев М.А. Инновационный менеджмент. 2003, с. 13.

Инновация представляет собой создаваемые новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуги, а также решения производственного, административного, финансового, юридического, коммерческого или иного характера, имеющие результатом их внедрения и последующего практического применения положительный эффект для задействовавших их хозяйствующих субъектов.

Степаненко Д.М. Классификация инноваций. 2004, с. 77.

Инновация – это конечный результат внедрения новшества  с целью изменения объекта  управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. 2005, с. 15.

Инновация: 1. Нововведение, новшество. 2. Комплекс мероприятий, направленных на внедрение в экономику новой  техники, технологий, изобретений и т.п.; модернизация.

Большой толковый словарь, 2003, с. 393.

Анализ приведенных  определений термина «инновация»  позволяет констатировать, что распространены три точки зрения. Первая – инновация  отождествляется с нововведением, новшеством. Вторая точка зрения, инновация рассматривается как процесс создания новой продукции, технологии, новшество в сфере организации, экономики и управления производством. Третья – инновация как процесс внедрения в производство новых изделий, элементов, подходов, качественно отличных от предшествующего аналога.

Неправомерно отождествлять понятия «новшество» и «инновация». Новшество, считает проф. Р.А. Фатхутдинов – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс; организационной, производственной или другой структуры; ноу-хау; понятий; научных подходов или принципов; документа (стандарта, рекомендаций, методики, инструкции и т.п.); результатов маркетинговых исследований и т.д. Таким образом, новшество выступает как конкретный результат научных исследований и разработок в виде новой продукции, техники, технологии, информации, методики и т.д. В свою очередь, инновация представляет собой процесс внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения научно-технического, экономического и социального эффекта.

Обобщая приведенные  определения этого термина, можно  дать следующую формулировку понятия  инновация. Инновация – коммерциализация научных знаний, получивших воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции (услуги), техники, технологии, организации производства, управления и приносящих различные виды эффекта.

В научной литературе инновации принято классифицировать по ряду признаков – по степени радикальности, значимости в экономическом развитии, подразделяя их на базисные, улучшающие и псевдоинновации.

По направленности результатов  инновации делят на продуктовые  и процессные. Продуктовые инновации  охватывают внедрение новых или  усовершенствованных продуктов. Они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих, получение новых продуктов. Процессные инновации делятся на технологические – новые технологии производства продукции; организационно-управленческие – новые методы организации производства, транспорта, сбыта и снабжения, новые организационные структуры управления и социальные – улучшение условий труда, отдыха, удовлетворение потребностей человека в услугах здравоохранения, образования, культуры.

Достаточно полную классификацию инноваций предложил А.И. Пригожин.

1. По распространенности:

• единичные;

• диффузные.

2. По месту в производственном  цикле:

• сырьевые;

• обеспечивающие (связывающие);

• продуктовые.

3. По преемственности:

• замещающие;

• отменяющие;

• возвратные;

• открывающие;

• ретровведения.

4. По охвату ожидаемой  доли рынка:

• локальные;

• системные;

• стратегические.

5. По инновационному  потенциалу и степени новизны:

• радикальные;

• комбинаторные;

• совершенствующие.

П.Н. Завлин предлагает классифицировать инновации по 12 признакам: по значимости; по направленности; по отраслевой структуре жизненного цикла; по глубине изменения; по отношению к разработке; по масштабам распространения; по роли в процессе производства; по характеру удовлетворяемых потребностей; по степени новизны; по времени выхода на рынок; по причинам возникновения; по предмету и сфере приложения.

По предмету и сфере  применения в АПК целесообразно  выделить 4 типа инноваций:

Селекционно-генетические (присущи только сельскому хозяйству);

Информация о работе Экономика предприятия