Экономическая эффективность внедрения новых техники и технологий на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является обосновать необходимость внедрения новых техники и технологий в организациях и определить наиболее эффективные пути решения этой задачи.
задачи:
анализ текущего состояния российской промышленности, значение модернизации производства для российской промышленности на современном этапе;
обзор теоретического материала по внедрению новых техники и технологий на предприятии;
анализ технико-экономической характеристики предприятия ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение»;
рассмотрение модернизации оборудования и технологий ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение»;
анализ причин выбора между импортным и отечественным оборудованием;
обзор теоретического материала экономической эффективности мероприятий по внедрению новых техники и технологий;
оценка эффективности внедрения новых техники и технологий на предприятии ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение».

Содержание работы

Введение 3
1. Значение и основные направления внедрения новых техники и технологий на предприятии. 5
2. Технико-экономическая характеристика предприятия, уровень развития на нем новых техники и технологий. 13
3. Экономическая эффективность мероприятий по внедрению новых техники и технологий. 28
Выводы и предложения. 39
Заключение 42
Список использованной литературы. 43

Файлы: 1 файл

курсовая_экономика фирмы.docx

— 405.37 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

Введение 3

1. Значение и основные направления внедрения новых техники и технологий на предприятии. 5

2. Технико-экономическая характеристика предприятия, уровень развития на нем новых техники и технологий. 13

3. Экономическая эффективность мероприятий по внедрению новых техники и технологий. 28

Выводы и предложения. 39

Заключение 42

Список использованной литературы. 43

 

 

Введение

Модернизация предприятий становится неотъемлемой характеристикой современной экономики. В результате глобализации и интернационализации мировой экономической системы возросла роль конкуренции как на мировых (ресурсно-сырьевых, финансовых, человеческого капитала), так и на локальных (внутритерриториальных, отраслевых, организаций, систем и подсистем) рынках.

Внедренные в производство и социальную сферу инновации, в виде научно-технических достижений, воплощенных в новые средства и методы управления, новые технологии, средства коммуникации и т.д., стали основой обеспечения конкурентоспособности любой организации.

Целью курсовой работы является обосновать необходимость внедрения новых техники и технологий в организациях и определить наиболее эффективные пути решения этой задачи.

Объектом исследования служит предприятие Открытое акционерное общество «Казанское моторостроительное производственное объединение».

Предметом исследования в работе является анализ технико-технологического уровня предприятия Открытое акционерное общество «Казанское моторостроительное производственное объединение», а так же будут выполнены следующие задачи:

  • анализ текущего состояния российской промышленности, значение модернизации производства для российской промышленности на современном этапе;
  • обзор теоретического материала по внедрению новых техники и технологий на предприятии;
  • анализ технико-экономической характеристики предприятия ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение»;
  • рассмотрение модернизации оборудования и технологий ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение»;
  • анализ причин выбора между импортным и отечественным оборудованием;
  • обзор теоретического материала экономической эффективности мероприятий по внедрению новых техники и технологий;
  • оценка эффективности внедрения новых техники и технологий на предприятии ОАО «Казанское моторостроительное производственное объединение».

 

  1. Значение  и основные направления внедрения  новых техники и технологий на предприятии.

В современных экономических  условиях развитие промышленного предприятия  немыслимо без глубокой технологической  и методологической модернизации.

Инновационность промышленного производства является одной из наиболее актуальных и сложных проблем российской экономики. Она самым тесным образом связана с повышением эффективности производства, технологическим обновлением, оптимизацией производственных циклов, настройкой маркетинговой политики, что позволило бы укрепить конкурентоспособность, отстоять свои интересы на внутреннем и внешнем рынках, превратить российскую экономику в высокотехнологичную.

Задача повышения конкурентоспособности  отечественного промышленного производства на основе технического перевооружения предприятий является одним из национальных приоритетов развития страны на ближайшие  годы.

Средствами достижения конкурентных преимуществ производимой промышленной продукции являются:

  • современные технологии, реализуемые на базе новейшего технологического оборудования;
  • современные информационные технологии организации и управления производством, обеспечивающие минимизацию потерь времени и средств в процессах разработки и производства продукции;
  • современные системы менеджмента качества продукции, обеспечивающие минимизацию дефектов продукции и затрат на их устранение;
  • современные системы обучения и аттестации рабочих, инженеров и менеджеров предприятия, необходимые для обеспечения устойчивого эффективного производства высококачественной продукции.

Главной проблемой обеспечения конкурентоспособности производимой продукции в России является технологическая отсталость промышленных предприятий, связанная с недостатком современных технологий и современного технологического оборудования; современных систем менеджмента качества (СМК), гарантирующих минимизацию потерь времени и средств на устранение дефектов продукции; систем обучения и аттестации рабочих, инженеров и менеджеров предприятия, необходимых для обеспечения эффективного производства продукции.

Согласно статистическим данным удельный вес России на мировом  рынке продукции наукоемких отраслей составляет около 0,3%, в то время как  этот показатель в США равняется 36%, Японии – 30%, Китая – 6%.1 Основные затраты на инновации российских предприятий приходятся на приобретение машин и оборудования, зачастую устаревших моделей, вместо разработки и освоения новой продукции.

Именно поэтому необходимо осуществить в ближайшие годы российским промышленным предприятиям комплексную техническую (технологическую, информационную и кадровую) модернизацию, без которой невозможно решить проблему обеспечения производства конкурентоспособной продукцией.

Для поиска наиболее эффективных путей решения задачи модернизации производства для российской промышленности рассмотрим такие понятия, как инновация, инвестиции и инновационный процесс.

Инновация — это разработка и освоение производства новых или усовершенствованных продуктов, технологий и процессов. Другими словами, инновация – это работа, требующая знаний, изобретательности, таланта.

Отсюда следуют три  вида инноваций:

  • технологические инновации (разработка и освоение новых программ);
  • продукт-инновация (внедрение новых или усовершенствованных продуктов);
  • процесс-инновация (разработка и освоение новых или существенно улучшенных производственным методов).

Существует множество  классификационных признаков инноваций:

  • по технологическим параметрам (продуктовые, процессуальные);
  • по типу новизны рынка (новые для отрасли в мире, новые для отрасли в стране, новые для данного предприятия);
  • по степени новизны (абсолютные, относительные, условные, частные);
  • по вариантам организации (внутрикорпоративные, программные, конкурсные);
  • по особенностям инновационных процессов (внутриорганизационные, межорганизационные);
  • по месту в экономической системе (на входе, на выходе);
  • по глубине вносимых изменений (радикальные (базисные), улучшающие модификационные (частные));
  • с учетом сферы деятельности предприятия (технологические, производственные, экономические, управленческие, маркетинговые, торговые, организационные);
  • по сфере разработки и распространения нововведений (промышленные, финансовые, торгово-посреднические).

Поскольку инновация означает изменения в экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников, поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок и руководствоваться его потребностями.

Любые инновации не могут  быть реализованы без инвестиций, т.е. без вложения денежных средств.

Инвестиции – это долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли.

Инвестиции подразделяются на реальные (долгосрочные вложения средств в отрасли материального производства) и финансовые (долгосрочные и краткосрочные вложения средств в ценные бумаги, уставные капиталы других организаций, в процентные облигации государственных и местных займов).

Задачами инновационной  деятельности являются: выпуск новой  продукции; освоение новых прогрессивных  технологий и методов управления; реструктуризация организационной  структуры; новая логистика финансовых потоков и др.

Для эффективного решения задач модернизации необходима целостная система управления инновациями.

Инновационный процесс – это единая цепь последовательных действий от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества (его коммерциализация).

Для внедрения инноваций  необходимо пройти весь инновационный процесс, который включает в себя следующие этапы:

  1. фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме;
  2. прикладные исследования, которые могут быть теоретическими и экспериментальными (характерна большая доля неопределенности, т.к. велика вероятность получения отрицательного результата);
  3. вложение инвестиций в инновацию (на этом этапе они являются рискоинвестициями);
  4. опытно-конструкторские разработки, связанные с созданием новых образцов, пригодных для производственного и коммерческого использования (это первичная материализация инноваций).
  5. оценка рыночных перспектив, соответствия стандартам, патентной защите;
  6. освоение производства нового изделия и его распространение среди потребителей;
  7. проектирование технологических и организационных процессов, подготовка производственных мощностей, сбытовой сети;
  8. освоение, массовый выпуск и сбыт новой продукции.

 

Таким образом, инновационный процесс охватывает весь цикл от разработки идеи до ее коммерческой реализации.

Организационный принцип для инновации заключается в создании команды из лучших работников, освобожденных от текущей работы. Инновационная деятельность необязательно должна проводиться на постоянной основе, но необходимо назначить работника, пользующегося авторитетом в организации, персонально ответственного за успех инноваций. В его обязанности должно входить своевременное выявление и замена устаревающей продукции, техники, технологии, всесторонний анализ производственно-хозяйственной деятельности (рентгенограмму бизнеса), разработка инновационных мероприятий.

Вложения в разработку инноваций не должны включаться в регулярно проводимый анализ отдачи от капиталовложений до тех пор, пока новые изделия (услуги) не утвердятся на рынке.

Прибыль от реализации инновационного проекта существенно отличается от прибыли, получаемой за выпуск отлаженной продукции. На протяжении длительного времени новаторские начинания могут не давать ни прибыли, ни роста, а только потреблять ресурсы. Затем инновация в течение длительного времени должна быстро разрастаться и возвращать вложенные в ее разработку средства, по меньшей мере, в 5–10-кратном размере, в противно случае ее можно рассматривать как неудачную.

На предприятии для сотрудников следует создавать атмосферу восприятия нового как благоприятной возможности для сохранения и укрепления предприятия.

Организация инновационной  деятельности на основе указанных принципов позволит предприятию продвинуться вперед и добиться успеха (коммерциализации).

На практике выделяют три базовые формы организации инновационного процесса: административно-хозяйственную, программно-целевую и инициативную. Административно-хозяйственная форма предполагает наличие научно-производственного центра, объединяющего научные исследования и разработки, производство и сбыт новой продукции. Программно-целевая форма предполагает работу участников программ в своих организациях и согласование их деятельности из центра управления программой (внутренними венчурами). Инициативная форма состоит в финансировании деятельности и административной помощи инициативным группам, малым фирмам, создаваемым для разработки и освоения нововведений (внешние венчуры).

Итак, инновационная деятельность может осуществляться как внутренними венчурами, так и самостоятельными венчурными (рисковыми) фирмами.

В Российской Федерации  внутренние венчуры созданы на ряде крупных промышленных предприятий, прежде всего, военно-промышленного комплекса (ВПК).

Стоит отметить, что модернизация производства для российской промышленности на современном этапе невозможна без государственной поддержки.

В решении этих задач  государство должно рассматривается как один из участников инновационного процесса и как правовой регулятор инновационной деятельности.

Одним из способов государственной  поддержки модернизации производства, развития научно-технического комплекса  страны являются федеральные целевые  программы (ФЦП), формируемые в соответствии с приоритетными направлениями экономической политики.

Федеральная целевая программа представляет собой систему взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.2

Информация о работе Экономическая эффективность внедрения новых техники и технологий на предприятии