Внедрение новых технологй

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 15:06, реферат

Описание работы

Одной из важнейших задач, встающих перед промышленностью на современном этапе, является эффективное применение инновационных решений. Переход к новым методам хозяйствования требует усиления инновационной активности и изменения подхода к нововведениям, соединения инноваций с рынком. Основной целью развития машиностроительной отрасли России в ближайшее время является обеспечение растущего спроса на её высококачественную продукцию на внутреннем и мировом рынках на основе ускоренного инновационного обновления отрасли, повышения её экономической эффективности, экологической безопасности, ресурсо- и энергосбережения, конкурентоспособности продукции.

Файлы: 1 файл

Одной из важнейших задач.docx

— 30.56 Кб (Скачать файл)

Одной из важнейших задач, встающих перед промышленностью  на современном этапе, является эффективное  применение инновационных решений. Переход к новым методам хозяйствования требует усиления инновационной  активности и изменения подхода  к нововведениям, соединения инноваций  с рынком. Основной целью развития машиностроительной отрасли России в ближайшее время является обеспечение  растущего спроса на её высококачественную продукцию на внутреннем и мировом  рынках на основе ускоренного инновационного обновления отрасли, повышения её экономической  эффективности, экологической безопасности, ресурсо- и энергосбережения, конкурентоспособности продукции. Эта цель чётко согласуется с общенациональными задачами в развитии страны, определёнными Президентом Российской Федерации, и с приоритетными направлениями деятельности Правительства России, представленными в соответствующих общегосударственных документах последнего времени.

Для окупаемости затрат на внедрение прогрессивных технологий требуется 1,5-2 года, а затраты на новое производственное оборудование окупаются за 2-2,5 года. Инновационные  решения в машиностроении способны дать большой рост производства и  объём прибыли. Доминирующими факторами  конкуренции здесь являются цены и рыночная доля. Кроме того, эффекты, получаемые от внедрения прогрессивных  технологий, обеспечивают повышение  качества выпускаемой продукции  и улучшение экологических характеристик  машиностроительного производства [2].

Основными направлениями  инновационной деятельности в машиностроении являются:

ü     производство конкурентоспособной по цене и качеству продукции, обеспечивающей, в первую очередь, реализацию ресурсо- и энергосберегающих технологий в отраслях реального сектора экономики;

ü     обеспечение технологического перевооружения и автоматизации машиностроительных производств;

ü     применение прогрессивных методов высокоточной обработки конструкционных материалов, высокопроизводительных инструментов, позволяющих эффективно использовать режущие свойства металлокерамики, а также других перспективных материалов;

ü     повышение качества поверхностей деталей и металлоконструкций;

ü     механизацию и автоматизацию сборочных процессов;

ü     развитие современных методов контроля и диагностики деталей, узлов, агрегатов и машин в процессе изготовления, эксплуатации.

В последнее время в  России ежегодно создается около 300 технологий машиностроения. Из числа  созданных за последние пять лет  технологий машиностроения около 12% не имеет аналогов в мире, столько  же соответствует лучшим зарубежным образцам и потенциально могут быть конкурентоспособными [2].

При существующем уровне инвестиций в инновационно-технологическое перевооружение в настоящее время потребность в технологиях более чем на 90% удовлетворяется за счёт отечественных разработок.

В настоящее время существует ряд проблем, тормозящих инновационный  процесс в российском машиностроении.

Следует отметить, что на деле все опять сводится к усовершенствованию или восстановлению имеющегося оборудования, поскольку практически не уделяется внимание приобретению новых технологий и обучению персонала [1].

Одной из основных проблем  является также и недостаток финансирования. Для разработки и внедрения инновационных  проектов нужны серьёзные инвестиции. Довольно часто единственным источником финансирования инноваций являются сами машиностроительные предприятия, которые из своей скудной прибыли  выкраивают средства на освоение новых  изделий.

Отсутствие возможности  получения долгосрочных кредитов на приемлемых условиях не позволяет промышленным предприятиям обеспечивать инвестиции в НИОКР и обновление производственного  оборудования на уровне, необходимом  для интенсивного развития инновационной  сферы. Средний показатель инновационной  активности в российской промышленности (доля инновационной продукции в  объеме отгруженной продукции инновационно-активных предприятий) - 12%. Для сравнения следует заметить, что в развитых странах этот показатель составляет 50% и более. В отраслях отечественного гражданского машиностроения средняя оценка инновационной активности равна 16%. Уровень инновационной активности здесь неоднороден - разброс показателя в отраслях весьма значителен: от 1,5% в подшипниковой промышленности до 51% в промышленности средств вычислительной техники [2].

Важное значение имеет разработка на региональных уровнях программ государственной поддержки инновационных процессов в машиностроительной промышленности, бизнес-инкубаторов, технопарков, особых экономических зон и центров трансфера технологий [3].

Результатом низкой инновационной  активности является снижение конкурентоспособности  отечественной машинно-технической  продукции [2]. 

Из числа технологически продвинутых стран Россия - единственная - до настоящего времени не имеет  программы развития нанотехнологий федерального масштаба. Исследования в этом направлении проводятся в рамках академических институтов, частично вузов, входят отдельными разделами в отраслевые программы, но, как правило, не завершаются практическим внедрением результатов. Более того, даже осуществить зарубежное патентование отечественных изобретений, как правило, не удается, так как государство в этом не заинтересовано и никакой финансовой поддержки авторам изобретений не оказывает. Растворение проблематики нанотехнологий в отдельных разделах федеральных и отраслевых программ не позволяет даже оценить, сколько средств выделяется государством на их развитие. По существующим оптимистическим оценкам - несколько десятков миллионов долларов США. При этом сотни высококлассных российских специалистов, которые могли бы составить цвет отечественной нанотехнологии, вынуждены работать за рубежом. Отсутствие Федеральной программы, четкой целевой установки на промышленное внедрение разработок, неготовность отраслей к восприятию достижений нанотехнологии, убогость финансирования - все это является следствием отсутствия государственной политики в этом стратегически важном направлении.

Решение этих проблем возможно только в результате совместных усилий учёных, директоров предприятий машиностроения, собственников и руководителей  потенциальных заказчиков оборудования. Особое значение имеют понимание  и поддержка инновационного процесса властными структурами всех уровней.

Вывод очевиден – нужна  продуманная промышленная политика, обновление устаревших фондов, освоение новых технологий, переход к инновационному интенсивному типу развития, связанному с повышением производительности труда  и качества продукции.

Литература

1. Москвина О.С., Митенев В.В. Инновационные процессы в машиностроении Европейского Севера России. Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. – Вып. 26. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2004.

2. Борисов В.Н. Инновационно-технологическое развитие машиностроения как фактор инновационного совершенствования обрабатывающей промышленности / В.Н.Борисов, О.В. Почукаева // Пробл. прогнозирования. - 2009. - N 4. - С.37-45.

3. Имамутдинов И.Н., Медовников Д.С. Высокое инновационное понуждение // Эксперт. – 2009. – № 43. – С.56-61.


Информация о работе Внедрение новых технологй