Экономическая эффективность производства продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2012 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной курсовой работы является предприятие ОAО «Хлебная слобода», расположенное в посёлке Мурыгино Юрьянского района Кировской области. Цель данной курсовой работы – выявление основных путей совершенствования производства и сбыта хлебобулочных изделий.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические основы экономической эффективности производства продукции
1.1 Специфика и проблемы отрасли, факторы эффективности
1.2 Направления повышения эффективности производства продукции
2 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.1 Организационные основы, размер и специализация предприятия
2.2 Обеспеченность ресурсами, уровень их использования и результаты деятельности
3 Экономическая эффективность производства продукции на предприятии
3.1 Финансовые результаты от реализации продукции и факторы, их обусловливающие
3.2 Динамика объемов производства продукции и обеспеченность отрасли ресурсами
3.3 Продуктивность основного ресурса (например: коэффициент загрузки производственных мощностей; продуктивность животных, урожайность культур и т.п.) и факторы, на нее влияющие
4 Себестоимость продукции и факторы, ее обусловливающие
Выводы и предложения
Библиографический список
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая Экономика предприятия.doc

— 534.50 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы 6 видно, что  произошло увеличение всех показателей. Показатели производства валовой продукции, на один человеко-час и на одного среднегодового работника в 2010 году возросли по сравнению с 2006 годом в 1,8 и 1,7 раза соответственно, что говорит о повышении производительности труда. Оплата труда на одного среднегодового работника за 5 лет увеличилась в 4,5 раза.

 

3   Экономическая эффективность производства продукции на предприятии

3.1   Финансовые результаты  от реализации продукции и  факторы, их обусловливающие

Финансовые результаты производственной деятельности предприятия

Целью деятельности любого предприятия является получение прибыли. Прибыль является обобщающим показателем хозяйственной деятельности предприятия. Часть прибыли используется для выполнения обязательств перед бюджетом и банком. Другая часть остается в его полном распоряжении и вместе со средствами на оплату труда является источником производственной деятельности предприятия. Чтобы управлять прибылью, необходимо проводить объективный системный анализ формирования, распределения и использования прибыли, так как этом показателе находят свое отражение уровень организации производства, эффективность использования ресурсов, экономические взаимоотношения между предприятием и государством, покупателями и поставщиками.

Рентабельность –  важнейшая экономическая категория, означающая доходность, прибыльность предприятия.

Показатели рентабельности необходимы для оценки экономической эффективности хозяйствования и использования ресурсов предприятия: чем выше рентабельность производства, тем больше возможностей осуществить научно-технический прогресс, всестороннюю интенсификацию производства, решать социальные проблемы и повышать размеры материального стимулирования работников предприятия.

Полученную прибыль  необходимо сопоставить с произведенными затратами. Для этих целей используется относительный показатель – уровень  рентабельности, под которым понимается процентное отношение прибыли к сумме материальных и трудовых затрат, связанных с производством и реализацией продукции. Этот показатель характеризует окупаемость производственных затрат, а также эффективность производства и реализации отдельных видов продукции.

В таблице 7 представлены финансовые результаты производственной деятельности предприятия, характеризующие  экономическую эффективность производства продукции.

Таблица 7 – Финансовые результаты производственной  деятельности

Показатели 

Годы

2010 г.

в % к 

2006 г

2006

2007

2008

2009

2010

Выручка от реализации продукции, тыс. руб.

2711,7

2733,9

3297,1

4152,2

4498,0

165,9

Полная себестоимость  реализованной продукции, тыс. руб.

2670,2

2683,3

3221,8

3865,0

4138,5

154

Прибыль от реализации продукции,

тыс. руб.

+41,5

+50,6

+75,3

+287,2

+359,5 

в 8,7 р

Уровень рентабельности, %

1,5 

1,9

2,3

7,4

8,7

+7,2


 

Из таблицы 7 видно, что  выручка от реализации продукции  в 2010 году по сравнению с 2006 годом возросла в 1,7 раза или на 1786,3 тыс. руб., при этом полная себестоимость реализованной продукции возросла в 1,6 раза или на 1526 тыс. руб.; прибыль увеличилась в 8,7 раза. Уровень рентабельности в динамике за 5 лет вырос на 7,2% и составил в 2010 году 8,7% против 1,5% в 2006 году.

Таким образом, можно сделать вывод, что небольшое по своим размерам предприятие развивается достаточно интенсивно; ежегодно имеет положительный  финансовый результат, то есть прибыль, что отражает т   эффективность управления предприятием.

Одним из существенных факторов влияющих на экономическую эффективность производства является более рациональное использование производственной мощности.

Под производственной мощностью  предприятия понимается максимально  возможный выпуск продукции, при  полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом прогрессивной технологии, передовой организации труда и производства.

Для повышения экономической эффективности  производства продукции необходимо интенсивнее использовать созданный  производственный потенциал, добиваться ритмичности производства, максимальной загрузки оборудования, существенно повышать сменность его работы и на этой основе увеличивать объем продукции с каждой единицы оборудования, с каждого квадратного метра производственной площади.

Данные о производственной мощности представлены в таблице 8.

Таблица 8 – Использование  производственной мощности

Показатели 

Годы

2010 г.

в % к 

2006 г

2006

2007

2008

2009

2010

Производственная мощность предприятия, т

600

600

600

600

600

100

Фактический выпуск продукции, т

266,5

231,6

281,3

334,8

357,7

134,2

Использование производственной мощности, %

44,4

38,6

49,6

55,8

59,6

+15,2


 

Данные таблицы 8 показывают, что использование производственной мощности в 2010 году по сравнению с 2006 годом возросло на 15,2% и составило в 2010году 59,6%. То есть предприятие имеет резервы увеличения выпуска продукции.

Количественный абсолютный результат производства есть лишь одна сторона проблемы; другая ее сторона  – это затраты и ресурсы, поскольку  производство на любом уровне и во всех его формах предполагает не только результаты, но и затраты, а соответственно и ресурсы. Экономический смысл эффективности производства как раз и состоит в том, чтобы выяснить какой ценой, какими затратами и какой величиной ресурсов получены данные результаты. Из этого следует: экономическая эффективность производства – это достижение максимальных результатов производства при минимуме затрат и минимуме ресурсов. Поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

Себестоимость продукции  представляет собой стоимостную  оценку используемых в процессе производства сырья, материалов, топлива, основных фондов, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Получение наибольшего  эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и  финансовых ресурсов зависят от того, как предприятие решает вопросы  снижения себестоимости продукции. Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных средств, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей. Количественно в структуре цены себестоимость занимает значительный удельный вес, поэтому она заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.

 

3.2 Динамика объемов  производства продукции и обеспеченность отрасли ресурсами

В таблице 9 приведены  данные о структуре производственной себестоимости одной тонны продукции.

Таблица 9 – Структура  себестоимости 1 т хлебобулочных  изделий

Статьи затрат

2006 

2007 

2008

2009

2010

руб.

% к итогу

руб.

% к итогу

руб.

% к итогу

руб.

% к итогу

руб.

% к итогу

Сырье и материалы

5407,9

62,4

4687,7

52,3

4102,4

44,5

4122,1

43,5

4194,1

42,9

Затраты

на оплату труда с  начислениями

579,4

6,7

731,3

8,2

1078,9 

11,7

1374,0 

14,5

1681,5 

17,2

Затраты на содержание основных средств

36,7

0,4 

49,4

0,6

97,2 

1,1

132,7

1,4

166,3

1,7

Затраты на содержание основных средств

2643,4

30,5

3486,4 

38,9

3940,3

42,7

3847,8

40,6

3734,5

38,2

Итого

8667,4

100

8954,8

100

9218,8 

100

9476,6

100

9776,4

100


 

Как видно из приведенных данных наибольший удельный вес в себестоимости продукции занимают затраты на сырье и материалы и затраты на организацию производства и управление, в 2010 году 42,9% и 38,2% соответственно.

Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности, создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов.   Она позволяет осуществлять капитальные вложения в производство (тем самым, расширяя и обновляя его), внедрять нововведения, решать социальные проблемы на предприятии, финансировать мероприятия по его научно-техническому развитию.  Помимо этого прибыль является важным фактором в оценке потенциальным инвестором возможностей компании, служит показателем эффективного использования ресурсов и необходима для оценки деятельности организации и ее возможностей в будущем.

В таблице 10 представлены финансовые результаты производственной деятельности, характеризующие экономическую эффективность производства хлебобулочных изделий.

Таблица 10 – Финансовые результаты производства хлебобулочных  изделий

Показатели 

Годы 

2010 г.

в % к 

2006 г

2006

2007

2008

2009

2010

Выручка от реализации хлебобулочных  изделий, тыс. руб.

2388,1

2199,6

2862,2

3516,9

3924,7

164,3

Полная себестоимость  реализованных хлебобулочных изделий, тыс. руб.

2340,3

2136,9 

2704,6

3270,7

3608,9

154,2

Прибыль от реализации хлебобулочных  изделий,

тыс. руб.

+47,8

+62,7 

+157,6

+246,2 

+315,8

в 6,6 р.

Уровень рентабельности, %

2,1

2,9

5,8

7,5

8,8

+6,7


 

Из таблицы видно, что  выручка от реализации в 2010 году по сравнению с 2006 годом возросла в 1,6 раза; прибыль увеличилась в 6,6 раза и составила в 2010 году 315,8 тыс. руб. При этом уровень рентабельности в динамике за 5 лет вырос на 6,7%.

Информация о работе Экономическая эффективность производства продукции