Эффективность операций коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
изучить виды операций коммерческого банка;
выяснить перспективные банковские операции;
изучить организационную структуру банка и основные направления его деятельности;
изучить материальную базу и трудовые ресурсы банка;
рассмотреть пассивные операции и депозитную политику банка;
рассмотреть структуру доходов, расходов и прибыльности деятельности;
рассмотреть активные операции и кредитный портфель банка.

Содержание работы

Введение
1.Теоретические основы банковской деятельности
1.1 Виды операций коммерческого банка
Перспективные банковские операции
2.Общая характеристика и ресурсный потенциал коммерческого банка
Организационная структура банка и основные направления его
деятельности
Материальная база и трудовые ресурсы
3. Эффективность операций коммерческого банка
Пассивные операции и депозитная политика банка
3.2Структура доходов, расходов и прибыльность банка
3.3Актитвные операции и кредитный портфель банка
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

Экономика организации.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

Одним из направлений для  ОАО КБ «Хлынов» является развитие внешнеэкономической деятельности, а именно:

  • привлечение клиентов – участников внешнеэкономической деятельности;
  • расширение спектра оказываемых услуг клиентов – участников внешнеэкономической деятельности.

Также дальнейшее развитие получило одно из основных направлений  корпоративного бизнеса ОАО КБ «Хлынов», являющееся источником стабильного  дохода – кредитная деятельность. Среди заемщиков банка присутствуют клиенты всех организационно-правовых форм собственности. В связи с  кризисной ситуацией банк предъявляет  повышенные требования к заемщикам, а именно: пересмотром требований к потенциальным заемщикам, повышением коэффициентов дисконтирования  имущества, передаваемого в обеспечение, превышением процентных ставок за пользование  кредитными средствами и, как следствие  этого, снижением объемов выдачи кредитных средств.

Банк продолжает активную деятельность на рынке межбанковского кредитования, привлекая и размещая ресурсы в рублях и иностранной  валюте. Все межбанковские кредиты  предоставлялись высоконадежным российским банкам, исключительно в рамках открытых на них лимитов. Банк привлекал и  размещал межбанковские кредиты  с целью регулирования краткосрочной  ликвидности, преимущественно на срок до 30 дней. В связи с кризисными явлениями на межбанковском рынке  банк переориентировался на размещение временно свободных ресурсов в депозиты Банка России.

С учетом повысившихся рисков на финансовых рынках, банк придерживался  крайне консервативной политики при  проведении операций с ценными бумагами.

Розничный бизнес рассматривается  банком как самостоятельный сегмент  банковского рынка, значительно  расширяющий клиентскую базу и приносящий стабильный доход. В2011 году было создано  управление по развитию розничных услуг, основной задачей которого является целенаправленная реализация проводимой в банке политики интенсификации работы с частными клиентами. ОАО  КБ «Хлынов» предлагает полный спектр традиционных услуг для физических лиц.

В связи с кризисом ликвидности  конкуренция на рынке привлечения  вкладов резко возросла, что выразилось повышении числа банков, активно  привлекающих депозиты физических лиц. Как следствие это привело  к росту процентных ставок на рынке. Но в связи с уменьшением ставки рефинансирования в 2009 году, процентные ставки по вкладам также снижаются. Линейка срочных вкладов банка  оперативно пополняется новыми продуктами, учитывающими различные интересы клиентов.

Приоритетными направлениями  в деятельности банка:

  • наращивание клиентской базы за чет качественного операционно-кассового обслуживания;
  • кредитование субъектов среднего и малого бизнеса;
  • привлечение средств граждан в срочные вклады в рублях и иностранной валюте.

 

 

 

 

    1. Материальная база и трудовые ресурсы

Любое предприятие определяется человеческим фактором, поэтому ресурсный  потенциал включает трудовые, природные  ресурсы и активы предприятия.

Примечательно в микроэкономике наиболее приемлемый термин «рабочая сила», а к предприятию – «персонал».

Рабочая сила – совокупность умственных и физических способностей человека, его способность к труду.

Трудовые ресурсы –  трудоспособная часть населения, включающая в себя не только рабочую силу, но и предпринимательские элементы, организующие деятельность и отвечающие за ее результат.

Трудовые ресурсы включают:

  • население в трудоспособном возрасте от 16 до 55 лет;
  • подростки;
  • лица пенсионного возраста, за исключением инвалидов 1 и 2 групп, а так же лиц, получающих пенсию на льготных условиях.

Персонал – личный состав или работники предприятия, составляющие группу по профессиональным и служебным  признакам.

Кадры – основной состав работников предприятия, т.е. все  постоянные работники.

В таблице 1 представлен состав работников банка.

Таблица 1 – Количественный состав работников банка

Отделы

2010 год

2011 год

2012 год

2010 г. в % к 2012 г.

Кредитный отдел

45

49

68

151,1

Бухгалтерия

14

15

15

107,1

Отдел автоматизации

10

10

10

100

Кассовый отдел

105

115

137

130,5

Операционный отдел

96

98

145

151,0

Служба безопасности

5

5

5

100

Юридический отдел

8

9

9

112,5

Отдел внутреннего контроля

4

4

4

100

Планово-экономический отдел

4

4

4

100

Другие отделы

29

30

45

155,2

Итого

320

339

442

138,1


 

 

 

 

Из таблицы 1 видно, что  численность коллектива ОАО КБ «Хлынов» увеличилась  на 122 человека (на 38,1 %) в  период с 2010 по 2012 год.  В основе кадровой политики банка – подбор и расстановка специалистов с  учетом максимального использования  личного потенциала и индивидуальных особенностей каждого сотрудника, создание условий для профессионального  роста. Рост численности произошел  за счет создания новых направлений  и расширения бизнеса по старым направлениям, увеличились объемы и номенклатура операций в дополнительных офисах, серьезной кадровой поддержки потребовали  крупные проекты. В 2010 году 57 сотрудников  банка прошли обучение во внешних  учебных центрах. Внутрифирменное  обучение на регулярной основе проходят все сотрудники. Также стажировку в нашем банке прошло 70 студентов  из разных ВУЗов. Конечно же, большая  часть сотрудников в операционном и кассовом отделах, так как основная работа возложена на них. В течение 2012 года действует институт наставничества, основными целями которого являются: оказание помощи новым сотрудникам банка в их профессиональном становлении, ускорение процесса обучения новым  навыкам профессии.

Конечно же, нас заинтересует вопрос: а сколько же дохода и  прибыли приходится на одного работника? Эти данные представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Показатели результативности труда работников банка

Показатели

2007  год

2008 год

2009 год

2009 г. в % к 2007 г.

Получено дохода на одного работника, тыс. руб.

268,65

499,64

557,65

207,57

Получено прибыли на одного работника, тыс. руб.

184,47

359,95

403,33

218,64


 

 

 

Из данных таблицы 3 видно, что на одного работника в 2010 году приходилось 268,65 тыс. руб. дохода банка, а в 2012 году этот показатель составил уже 557,65 тыс. руб., можно сказать, что  прибыль на одного работника выросли  больше чем в 2 раза (а именно на 207,57% - 289,0 тыс. руб.). В 2010 году было получено прибыли на одного работника 184,47 тыс. руб., в 2012 году этот показатель равен 403,33 тыс. руб. прибыль на одного работника  увеличилась на 218,86 тыс. руб. (на 218,64%).

В период перехода к рыночной экономике изменились взаимоотношения  предприятий с внешней средой, т.е. с государством, финансовой системой, конкурентами.

Предприятие должно самостоятельно решать стоящие перед ним проблемы и определять цели своего развития. Для этого необходимо обладать ресурсами  и имуществом.

Бухгалтерский баланс –  способ экономической группировки  и обобщения информации об имуществе  организации, денежной оценке на  конкретную дату. Основой построения бухгалтерского баланса является классификация  средств по составу (актив баланса) и по источникам формирования (пассив баланса).

Финансовые результаты деятельности банка являются отражением целого комплекса  внешних и внутренних факторов, в  связи с чем изучать и анализировать  их следует с помощью системы  экономических показателей. Основное назначение системы показателей  финансовых результатов деятельности банков состоит во всесторонней, комплексной  оценке итогов деятельности банков, адекватно  отражающей происходящие в них процессы. Деятельность банка, а следовательно, и требования по учету и отчетности банков отличаются от требований, предъявляемых  к другим коммерческим компаниям. В  связи с этим в качестве финансовых показателей деятельности банка  выступают доходы, расходы, а также  прибыль (убыток). Важно отметить, что  к финансовым результатам деятельности банка относятся доходы и расходы, что обусловлено спецификой деятельности банков, принятыми методами управления активами и пассивами, и, соответственно, методами расчета финансового результата по каждой сделке, услуге (продукту).

Таблица 3– Финансовые результаты деятельности банка

Показатели

2010          год

2011 год

2012 год

2010 г. в % к 2012 г.

Прибыль, тыс. руб.

59030

122023

178271

302,00

Капитал, тыс. руб.

325216

678808

1003982

308,71

Сумма активов, тыс. руб.

2737852

49070      17

6407001

234,02

Общая сумма доходов, тыс. руб.

639211

660993

1068455

167,15

Норма прибыли, %

18,15

17,98

17,76

-0,39 п.п.

Коэффициент прибыльности, %

196,55

97,38

106,42

-90,13 п.п.

Коэффициент доходности, %

23,35

13,47

16,68

-6,67 п.п.

Коэффициент доли прибыльности, %

9,23

18,46

16,68

7,45 п.п.

Рентабельность, %

2,16

2,49

2,78

0,62 п.п.


 

 

 

 

Норма прибыли  — отношение прибыли ко всему  авансированному капиталу или к  издержкам производства, выраженное в процентах. Характеризует эффективность использования капитала, доходность предприятия. Из данных таблицы 3 видно, что в период с 2010 по 2012 года норма пибыли уменьшилась на 0,39 п.п. принято считать, что норма прибыли от 15 до 50 % вполне приемлима.

Коэффициент прибыльности - отношение чистого дохода (прибыли) фирмы к объему реализации (выручке  от продаж) или капиталу фирмы. Коэффициент  прибыльности также уменьшился за исследуемый  период на 90,13 п.п.

В некоторых случаях формула  может даже ввести в заблуждение. Например, слабая компания может «добиться» высокой доходности собственного капитала, всего лишь показав в отчетах  прибыль при малой величине капитала (которая, возможно, является результатом  нескольких лет убыточной деятельности). Поэтому инвестору следует рассчитать и доходность активов (чистая прибыль, разделенная на величину активов). Если оба показателя — и доходность капитала, и доходность активов —  высоки, коэффициент реинвестирования можно принимать в расчет с  большей уверенностью. В данном случае коэффициент доходности уменьшился за отчетный период на 6,67 п.п.

Коэффициент доли прибыльности наоборот увеличивается на 7,45 п.п.

В банковской практике не существует какого-то одного показателя, который  бы характеризовал рентабельность работы коммерческого банка.

В общеэкономическом смысле понятия рентабельности и прибыльности совпадают. Поэтому фактически необходимо рассчитать показатель рентабельности банка.

Рентабельность характеризует  уровень отдачи на 1 руб. вложенных  средств, что применительно к  коммерческому банку означает соотношение  величины полученной прибыли и средств, внесенных акционерами (пайщиками) банка.

Этот показатель абстрагирован  от системы налогообложения коммерческих банков и может служить для  межстранового сравнения эффективности  их деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  3.Эффективность операций коммерческого  банка

                  3.1 Пассивные операции и депозитная  политика банка

Пассивные операции (операции по формированию банковских ресурсов) имеют большое значение для каждого коммерческого банка. Во-первых, ресурсная  база во многом определяет возможности и масштабы активных операций, обеспечивающих получение доходов банка. Во-вторых, стабильность банковских ресурсов, их величина и структура служат важнейшими факторами надежности банка. И наконец, цена полученных ресурсов оказывает влияние на размеры банковской прибыли. Поэтому каждый коммерческий банк  стремится наращивать свои ресурсы.

Информация о работе Эффективность операций коммерческого банка