Цены и ценообразование в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение одного из важнейших рычагов повышения эффективности производства, то есть цены, и ценообразования в организации, а также выработка на этой основе практических рекомендаций и выводов по улучшению финансового состояния предприятия.

Содержание работы

Введение
1. Теоретическая часть.
1.1 Сущность и функции цены как экономической категории
1.2 Система цен и их классификация
1.3 Ценообразующие факторы и ценовая политика на предприятии
1.4 Методы ценообразования на продукцию предприятия
2. Состояние и особенности ценообразования на предприятии
2.1 Краткая характеристика ОАО «Вагрон»
2.2Система ценообразования на основные виды продукции
3. Влияние уровня цен на прибыль и рентабельность
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

Цены и ценообразование на предприятии 1.docx

— 46.39 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства 

ФГОУ СПО Вологодский  сельскохозяйственный техникум 

Заочное отделение 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

по дисциплине «Экономика предприятия» 

На тему: «Цены  и ценообразование в организации» 

Содержание 
 

Введение 

1. Теоретическая  часть. 

1.1 Сущность и функции  цены как экономической категории 

1.2 Система цен  и их классификация 

1.3 Ценообразующие факторы и ценовая политика на предприятии 

1.4 Методы ценообразования  на продукцию предприятия 

2. Состояние и  особенности ценообразования на  предприятии  

2.1 Краткая характеристика  ОАО «Вагрон» 

2.2Система ценообразования  на основные виды продукции  

3. Влияние уровня  цен на прибыль и рентабельность  

Выводы 

Список литературы 

Введение 
 

Тема данной курсовой работы - «Цена и ценообразование  в организации (предприятии)». 

Важнейшим рычагом  экономического механизма хозяйственной политики субъекта хозяйствования является цена, которая отражает все стороны экономической деятельности. В условиях рынка цена выступает связующим звеном между производителем и потребителем, обеспечивает равновесие спроса и предложения. 

В экономике хозяйствующего субъекта исходным принципом является возмещение затрат и получение прибыли  в размере, достаточном для осуществления  расширенного воспроизводства и  выплаты соответствующих налогов. Решение данной задачи происходит с  помощью соответствующего установления уровня цен на продукцию, выпускаемую  хозяйствующим субъектом. 

Целью данной курсовой работы является рассмотрение одного из важнейших рычагов повышения  эффективности производства, то есть цены, и ценообразования в организации, а также выработка на этой основе практических рекомендаций и выводов  по улучшению финансового состояния  предприятия. 

Исходя из поставленной цели, можно сформировать задачи: 

s рассмотрение сущности, функций и видов цен; 

s анализ ценовой политики на предприятии и ценообразующих факторов; 

s рассмотрение методов установления цен на предприятии (методов ценообразования на продукцию); 

s анализ влияния уровня цен на эффективность производства, а именно прибыль и рентабельность.  

В настоящей курсовой работе представлены функции цены как  экономической категории товарного  производства. На уровне субъекта хозяйствования цена выполняет учетную, распределительную, стимулирующую функции, функцию  сбалансирования спроса и предложения  и функцию цены как средства рационального  размещения производства.  

Также в своей  курсовой работе я охарактеризовала ценообразующие факторы, ценовую политику и методы ценообразования на продукцию предприятия. 

В настоящей курсовой работе будет рассмотрено предприятие  ОАО "Вагрон", которое занимается производством и реализацией ликероводочных и кондитерских изделий.  

В данной курсовой работе использовались следующие методы: 

1. монографический; 

2. графический; 

3. табличный; 

4. экономико-статистический. 

1. Теоретическая  часть 
 

1.1 Сущность и функции  цены как экономической категории 
 

Во многих словарях цена трактуется как денежное выражение  стоимости единицы товара. Можно  встретить и такую формулировку: «Цена отражает количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу  товара, и является важнейшей экономической  категорией». В данном определении  идет речь о двух видах цен. Цена продавца (цена предложения товара) - это количество денег, которое продавец хочет получить от продажи товара. Цена покупателя (цена спроса на товар) - количество денег, которое покупатель способен и согласен уплатить за товар. Рыночная цена (цена продажи товара, цена сделки) - цена, согласованная продавцом  и покупателем, то есть цена, по которой  реально будет продан товар.  

От уровня цены зависят: 

o величина прибыли коммерческой организации; 

o конкурентоспособность организации и продукции; 

o финансовая устойчивость предприятия. 

Цена как экономическая  категория выполняет ряд важнейших  функций. 

Учетная функция  цены отражает общественно необходимые  затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий  на изготовление товара. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и  обращения товаров, но и размер прибыли. 

В учетной функции  цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей. К ним  относят как количественные показатели - валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход, объем капитальных  вложений, объем товарооборота, объем  продукции фирм, предприятий и отраслей, так и качественные - рентабельность, производительность труда, фондоотдача и другие. 

Таким образом, цена используется для определения эффективности  производства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений, важнейшим  инструментом внутрифирменного планирования. 

Распределительная функция цены состоит в том, что  государство через ценообразование  осуществляет перераспределение национального  дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, социальными группами населения. 

Эта функция реализуется  через включение в себестоимость  многих налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, Пенсионного фонда, Фонда социального  страхования, Фонда занятости населения  и других, а также через включение  в цену косвенных налогов (НДС  и акцизов). 

Функция сбалансирования  спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь производством и потреблением, предложением и спросом. Цена служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения. 

Функция цены как  средства рационального размещения производства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы  экономики и производства с более  высокой нормой прибыли. 

Стимулирующая функция  цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может  стимулировать ускорение НТП, улучшение  качества продукции, увеличение выпуска  продукции и спроса на нее. Это  связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство. 

Таким образом, цены играют исключительно важную роль в  развитии экономики страны в целом  и для каждого отдельно взятого  субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значимость политики в области ценообразования. 

1.2 Система цен  и их классификация 
 

Система цен характеризует  собой взаимосвязь и взаимоотношение  различных видов цен. Она состоит  из различных элементов, среди которых  можно выделить как отдельные  цены, так и определенные их группы. 

Взаимосвязь цен  обусловлена зависимостью отдельных  предприятий, производств и отраслей, единым процессом формирования затрат на производство и другими факторами. Поэтому повышение или понижение  одной цены может вызвать изменения  в уровне других цен. Особую роль играют такие отрасли, как энергетика, транспорт, связь и другие. Повышение цен  в этих отраслях приводит к их росту  во всех других, поскольку продукция  этих отраслей применима повсеместно. В свою очередь, рост цен в остальных  отраслях возвращает в форме более  дорогого оборудования, транспортных средств и так далее.  

Цен, действующие  в рыночной экономике страны, классифицируются по следующим основным признакам. 

По характеру обслуживаемого оборота выделяют: 

s оптовые цены на продукцию промышленности, по которым предприятия реализуют произведенную продукцию другим предприятиям и сбытовым организациям; 

s закупочные цены, по которым производители сельскохозяйственной продукции реализуют ее фирмам, промышленным предприятиям для дальнейшей переработки; 

s цены на строительную продукцию, включающие сметную стоимость, усредненную сметную стоимость, договорные цены. По мере развития рыночных отношений сфера действия договорных цен расширяется; 

s розничные цены, по которым торговые организации реализуют продукцию населению, предприятиям, организациям; 

s тарифы грузового и пассажирского транспорта; 

s тарифы на платные услуги населению; 

s цены, обслуживающие внешнеторговый оборот.  

Любая цена включает ряд взаимосвязанных элементов. Соотношение отдельных элементов  цены, выраженное в процентах, представляет собой структуру цены, которая  позволяет судить о значимости элементов  цены и их уровне. 

Основу цены продукции  составляет ее себестоимость. Она характеризует  текущие издержки предприятия по производству и реализации продукции. Любое предприятие стремится  к тому, чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском продукции, и получить достаточную сумму  прибыли. Прибыль предприятия должна обеспечивать не только финансирование текущих расходов (например, материальная помощь работникам, надбавки к пенсиям работающим на предприятии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, дивиденды по акциям и так далее), но и развитие предприятия. 

Важное место в  структуре цены занимают налоги. Акцизы и налог ан добавленную стоимость  являются косвенными налогами, которые  оплачиваются конечными потребителями. Перечень подакцизных товаров устанавливается  правительством. Он включает алкогольную  продукцию, табачные изделия, легковые автомобили, минеральное сырье и  прочие изделия. 

Налог на добавленную  стоимость имеет очень широкую  базу обложения. Основная его ставка - 18 %. Вместе с темпо отдельным  группам товаров установлены  льготы по этому налогу (продовольственные  товары, товары детского ассортимента и ряд других). 

Наценки посреднических и торговых организаций обеспечивают им возмещение затрат, связанных с  продвижением продукции от производителей к потребителям, и получение определенной суммы прибыли. 

В зависимости от сферы регулирования различают: 

s свободные цены, которые устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. При этом покупатель и продавец ни до, ни после совершения сделки купли-продажи не связаны никакими обязательствами; 

s договорно-контрактные цены, которые устанавливаются по соглашению сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор-контракт, принимая на себя определенные обязательства; 

s цены в условиях частичной или полной монополизации рынка, которые вынуждают одну или обе стороны принимать какие-то принудительные условия; 

s регулируемые цены - цены, устанавливаемые под контролем государства или отдельных субъектов Федерации. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регулирование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности.  

В зависимости от территории действия различают: 

s единые и поясные цены; 

s региональные (зональные) цены. 

Единые цены устанавливаются  и регулируются федеральными органами исполнительной власти. Региональные цены устанавливаются органами исполнительной власти регионов и учитывают природно-климатические, географические, социально-экономические  условия и особенности отдельных  территорий.  

Единые (поясные) регулируемые цены устанавливаются на следующие  виды продукции и услуг: 

Информация о работе Цены и ценообразование в организации