Цены и ценообразование в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 13:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение одного из важнейших рычагов повышения эффективности производства, то есть цены, и ценообразования в организации, а также выработка на этой основе практических рекомендаций и выводов по улучшению финансового состояния предприятия.

Содержание работы

Введение

1. Теоретическая часть.

1.1 Сущность и функции цены как экономической категории

1.2 Система цен и их классификация

1.3Ценообразующие факторы и ценовая политика на предприятии

1.4Методы ценообразования на продукцию предприятия

2. Состояние и особенности ценообразования на предприятии

2.1Краткая характеристика ОАО «Вагрон»

2.2Система ценообразования на основные виды продукции

3.Влияние уровня цен на прибыль и рентабельность

Выводы

Список литературы

Файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства.docx

— 44.79 Кб (Скачать файл)

Министерство сельского  хозяйства

 

ФГОУ СПО Вологодский  сельскохозяйственный техникум

 

Заочное отделение

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Экономика предприятия»

 

На тему: «Цены и ценообразование  в организации»

 

 

Содержание

Введение

 

1. Теоретическая часть.

 

1.1 Сущность и функции  цены как экономической категории

 

1.2 Система цен и их  классификация

 

1.3Ценообразующие факторы  и ценовая политика на предприятии

 

1.4Методы ценообразования  на продукцию предприятия

 

2. Состояние и особенности  ценообразования на предприятии 

 

2.1Краткая характеристика  ОАО «Вагрон»

 

2.2Система ценообразования  на основные виды продукции

 

3.Влияние уровня цен  на прибыль и рентабельность 

 

Выводы

 

Список литературы

 

 

Введение

Тема данной курсовой работы – «Цена и ценообразование  в организации (предприятии)».

 

Важнейшим рычагом экономического механизма хозяйственной политики субъекта хозяйствования является цена, которая отражает все стороны  экономической деятельности. В условиях рынка цена выступает связующим  звеном между производителем и потребителем, обеспечивает равновесие спроса и предложения.

 

В экономике хозяйствующего субъекта исходным принципом является возмещение затрат и получение прибыли  в размере, достаточном для осуществления  расширенного воспроизводства и  выплаты соответствующих налогов. Решение данной задачи происходит с  помощью соответствующего установления уровня цен на продукцию, выпускаемую  хозяйствующим субъектом.

 

Целью данной курсовой работы является рассмотрение одного из важнейших  рычагов повышения эффективности  производства, то есть цены, и ценообразования  в организации, а также выработка  на этой основе практических рекомендаций и выводов по улучшению финансового  состояния предприятия.

 

Исходя из поставленной цели, можно сформировать задачи:

 

s                    рассмотрение сущности, функций  и видов цен;

 

s                    анализ ценовой политики на  предприятии и ценообразующих  факторов;

 

s                    рассмотрение методов установления  цен на предприятии (методов  ценообразования на продукцию);

 

s                    анализ влияния уровня цен  на эффективность производства, а именно прибыль и рентабельность.

 

В настоящей курсовой работе представлены функции цены как экономической  категории товарного производства. На уровне субъекта хозяйствования цена выполняет учетную, распределительную, стимулирующую функции, функцию  сбалансирования спроса и предложения  и функцию цены как средства рационального  размещения производства.

 

Также в своей курсовой работе я охарактеризовала ценообразующие факторы, ценовую политику и методы ценообразования на продукцию предприятия.

 

В настоящей курсовой работе будет рассмотрено предприятие  ОАО "Вагрон", которое занимается производством и реализацией  ликероводочных и кондитерских изделий.

 

В данной курсовой работе использовались следующие методы:

 

1.      монографический;

 

2.      графический;

 

3.      табличный;

 

4.      экономико-статистический.

 

 

1. Теоретическая часть

 

1.1 Сущность и функции  цены как экономической категории

 

Во многих словарях цена трактуется как денежное выражение стоимости  единицы товара. Можно встретить  и такую формулировку: «Цена отражает количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов  купить единицу товара, и является важнейшей экономической категорией». В данном определении идет речь о  двух видах цен. Цена продавца (цена предложения товара) – это количество денег, которое продавец хочет получить от продажи товара. Цена покупателя (цена спроса на товар) - количество денег, которое покупатель способен и согласен уплатить за товар. Рыночная цена (цена продажи товара, цена сделки) – цена, согласованная продавцом и покупателем, то есть цена, по которой реально  будет продан товар.

 

От уровня цены зависят:

 

o       величина  прибыли коммерческой организации;

 

o       конкурентоспособность  организации и продукции;

 

o       финансовая  устойчивость предприятия.

 

Цена как экономическая  категория выполняет ряд важнейших  функций.

 

Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты  труда на выпуск и реализацию той  или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий  на изготовление товара. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и  обращения товаров, но и размер прибыли.

 

В учетной функции цена служит средством исчисления всех стоимостных  показателей. К ним относят как  количественные показатели – валовой  внутренний продукт (ВВП), национальный доход, объем капитальных вложений, объем товарооборота, объем продукции  фирм, предприятий и отраслей, так  и качественные – рентабельность, производительность труда, фондоотдача  и другие.

 

Таким образом, цена используется для определения эффективности  производства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений, важнейшим  инструментом внутрифирменного планирования.

 

Распределительная функция  цены состоит в том, что государство  через ценообразование осуществляет перераспределение национального  дохода между отраслями экономики, государственным и другими ее секторами, регионами, социальными  группами населения.

 

Эта функция реализуется  через включение в себестоимость  многих налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, Пенсионного фонда, Фонда социального  страхования, Фонда занятости населения  и других, а также через включение  в цену косвенных налогов (НДС  и акцизов).

 

Функция сбалансирования  спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь производством и потреблением, предложением и спросом. Цена служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.

 

Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется наиболее полно в  условиях рыночной экономики. С помощью  механизма цен происходит перелив  капиталов в секторы экономики  и производства с более высокой  нормой прибыли.

 

Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при  определенных условиях может стимулировать  ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции  и спроса на нее. Это связано с  тем, что цены дифференцированы в  зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее  воздействие на производство.

 

Таким образом, цены играют исключительно  важную роль в развитии экономики  страны в целом и для каждого  отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значимость политики в области ценообразования.

1.2 Система цен и их  классификация

Система цен характеризует  собой взаимосвязь и взаимоотношение  различных видов цен. Она состоит  из различных элементов, среди которых  можно выделить как отдельные  цены, так и определенные их группы.

 

Взаимосвязь цен обусловлена  зависимостью отдельных предприятий, производств и отраслей, единым процессом  формирования затрат на производство и другими факторами. Поэтому  повышение или понижение одной  цены может вызвать изменения  в уровне других цен. Особую роль играют такие отрасли, как энергетика, транспорт, связь и другие. Повышение цен  в этих отраслях приводит к их росту  во всех других, поскольку продукция  этих отраслей применима повсеместно. В свою очередь, рост цен в остальных  отраслях возвращает в форме более  дорогого оборудования, транспортных средств и так далее.

 

Цен, действующие в рыночной экономике страны, классифицируются по следующим основным признакам.

 

По характеру обслуживаемого оборота выделяют:

 

s                   оптовые цены на продукцию  промышленности, по которым предприятия  реализуют произведенную продукцию  другим предприятиям и сбытовым  организациям;

 

s                   закупочные цены, по которым производители  сельскохозяйственной продукции  реализуют ее фирмам, промышленным  предприятиям для дальнейшей  переработки;

 

s                   цены на строительную продукцию,  включающие сметную стоимость,  усредненную сметную стоимость,  договорные цены. По мере развития  рыночных отношений сфера действия  договорных цен расширяется;

 

s                   розничные цены, по которым торговые  организации реализуют продукцию  населению, предприятиям, организациям;

 

s                   тарифы грузового и пассажирского  транспорта;

 

s                   тарифы на платные услуги населению;

 

s                   цены, обслуживающие внешнеторговый  оборот.

 

Любая цена включает ряд взаимосвязанных  элементов. Соотношение отдельных  элементов цены, выраженное в процентах, представляет собой структуру цены, которая позволяет судить о значимости элементов цены и их уровне.

 

Основу цены продукции  составляет ее себестоимость. Она характеризует  текущие издержки предприятия по производству и реализации продукции. Любое предприятие стремится  к тому, чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском продукции, и получить достаточную сумму  прибыли. Прибыль предприятия должна обеспечивать не только финансирование текущих расходов (например, материальная помощь работникам, надбавки к пенсиям  работающим на предприятии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам  труда, дивиденды по акциям и так  далее), но и развитие предприятия.

 

Важное место в структуре  цены занимают налоги. Акцизы и налог  ан добавленную стоимость являются косвенными налогами, которые оплачиваются конечными потребителями. Перечень подакцизных товаров устанавливается  правительством. Он включает алкогольную  продукцию, табачные изделия, легковые автомобили, минеральное сырье и  прочие изделия.

 

Налог на добавленную стоимость  имеет очень широкую базу обложения. Основная его ставка – 18 %. Вместе с  темпо отдельным группам товаров  установлены льготы по этому налогу (продовольственные товары, товары детского ассортимента и ряд других).

 

Наценки посреднических и  торговых организаций обеспечивают им возмещение затрат, связанных с  продвижением продукции от производителей к потребителям, и получение определенной суммы прибыли.

 

В зависимости от сферы  регулирования различают:

 

s                   свободные цены, которые устанавливаются  производителями продукции и  услуг на основе спроса и  предложения. При этом покупатель  и продавец ни до, ни после  совершения сделки купли-продажи  не связаны никакими обязательствами;

 

s                   договорно-контрактные цены, которые  устанавливаются по соглашению  сторон. При этом продавец и  покупатель, заключая договор-контракт, принимая на себя определенные  обязательства;

 

s                   цены в условиях частичной  или полной монополизации рынка,  которые вынуждают одну или  обе стороны принимать какие-то  принудительные условия;

 

s                   регулируемые цены – цены, устанавливаемые  под контролем государства или  отдельных субъектов Федерации.  Различают прямые и косвенные  методы регулирования. Прямое  регулирование осуществляется путем  установления фиксированных цен,  предельных цен, надбавок, предельных  коэффициентов изменения цен,  предельного уровня рентабельности.

 

В зависимости от территории действия различают:

 

s            единые и поясные цены;

 

s            региональные (зональные) цены.

 

Единые цены устанавливаются  и регулируются федеральными органами исполнительной власти. Региональные цены устанавливаются органами исполнительной власти регионов и учитывают природно-климатические, географические, социально-экономические  условия и особенности отдельных  территорий.

 

Единые (поясные) регулируемые цены устанавливаются на следующие  виды продукции и услуг:

 

s                   газ природный (кроме реализуемого  населению и жилищно-строительным  кооперативам);

 

s                   продукция ядерно-топливного цикла;

 

s                   электроэнергия и теплоэнергия, тарифы на которые регулируются  Федеральной энергетической комиссией;

 

s                   продукция оборонного производства;

 

s                   драгоценные металлы и сплавы;

 

s                   перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные  работы на железнодорожном транспорте;

 

s                   перевозки пассажиров, багажа, грузоперевозок  и почты на железнодорожном  транспорте (кроме перевозок в  пригородном направлении) и другие.

 

В зависимости от метода включения  транспортных расходов в цену товара выделяют:

 

s            цену "франко-склад поставщика";

 

s            цену "франко-станция отправления";

 

s            цену "франко-склад потребителя"  и другие.

 

Система франкирования показывает, до какого пункта по пути продвижения  товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы; они  соответственно включаются в цену товара.

<

Информация о работе Цены и ценообразование в организации