Автоматизация управления как основная задача к пути повышения конкурентоспособности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 09:38, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - исследовать сущность конкурентоспособности, факторы и показатели эффективности управления на предприятии, ознакомиться со структурой и организацией в компании ООО «Промышленный мир», выявить какие компания имеет преимущества и недостатки перед другими конкурирующими участниками рынка, а так же внедрить и оценить Административную Систему Менеджмента (AMS), как основу для успешного функционирования фирмы.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации управления на предприятии и конкурентоспособности фирмы 5
1.1. Сущность управления и конкурентоспособности 5
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 8
1.3. Влияние организации управления на конкурентоспособность предприятия…………………………………………………………………. 16
1.4. Оценка конкурентоспособности предприятия 17
ГЛАВА 2. Автоматизация управления как основная задача к пути повышения конкурентоспособности фирмы… 23
2.1. Принципы и факторы управления 23
2.2. Организация управления на предприятии ООО "Промышленный мир" и анализ конкурентоспособности 28
2.3. Система AMS, как основа построения системы эффективного управления компанией. 35
ГЛАВА 3. Повышение конкурентоспособности предприятия ООО "Промышленный мир", на основе внедрения Административной системы менеджмента (AMS) 51
3.1. Условия внедрения AMS 51
3.2. Качество внедрения AMS 52
3.3. Практика внедрения AMS 53
3.4. План реорганизации компании ООО «Промышленный мир» при внедрении системы AMS. 55
3.5. Анализ конкурентоспособности компании после внедрения AMS 56
Заключение 59
Список литературы 61

Файлы: 1 файл

диплом 2010.doc

— 431.50 Кб (Скачать файл)

Эффективность системы  административного управления стала  всем очевидна. Наконец, в середине 20 века США пережили настоящий бум, связанный с постановкой эффективного администрирования. Все американские компании и организации были охвачены задачей, связанной с выходом на уровень высокой эффективности путем внедрения системы административного управления. Научная постановка вопросов организации и управления не обошла стороной и систему американского образования. Курсы по вопросам организации и управления были постепенно введены в программы высших учебных заведений США. Решая проблемы управления, США не только вышли из депрессии, их экономика начала невиданными доселе темпами набирать обороты.

В конце 40-х годов 20 века (сразу после Второй мировой войны) Великобритания поспешила последовать за США. В 1947 году был создан "Британский институт управления". Англичане, стремясь повысить конкурентоспособность своих компаний, а значит, и всей своей экономики, начали активно пропагандировать административный менеджмент и внедрять во всех организациях систему административного управления. Вскоре по этому же пути пошли и другие страны Западной Европы. Процесс шел так быстро, что уже в 1959 г. в Женеве была создана «Международная ассоциация центров по преподаванию методов управления», в которую помимо Англии вошли такие страны, как Франция, ФРГ, Бельгия, Италия, Швейцария и др.  
      В результате внедрения системы административного управления стали эффективными компании и организации в масштабе целых государств, благодаря чему страны Запада за относительно короткий срок повысили мощность своих экономик до фантастических высот.

Новые индустриальные страны Азии - Япония, Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань пошли по этому же пути. Результат - азиатское экономическое чудо.

В 70-х годах японская компания Toyota усовершенствовала административный подход к управлению. В компании Toyota была разработана система административного управления производством - Toyota Production System (TPS), которая была нацелена на бережливое производство (lean production). Система управления производством TPS базируется на принципе «точно в срок» (just in time) и системе «Канбан» - методе управления производством и запасами с использованием простых физических сигналов (карточек, световых сигналов и т. п.). Идея бережливого производства (lean production) - выявить и исключить из процесса производства все лишние материальные ресурсы, действия и операции, которые прямо не участвуют в создании новой потребительской стоимости, а значит, только вредят компаниям, увеличивая себестоимость продукции.

Система административного управления, направленная на бережливое производство, позволила производить высококачественные товары и услуги с максимально возможной производительностью и минимально возможной себестоимостью.

Последователи административного менеджмента выработали стройную теорию и практику управления, начиная от методов организации труда и заканчивая методами моделирования всей системы административного управления компаниями, что способствовало существенному росту производительности труда, появлению высокоэффективных компаний во всем мире, богатство наций многократно возросло.

Можно констатировать - административный менеджмент, система административного  управления в значительной степени повлияли на развитие мировой экономики. Завершилась эра низкой эффективности управления. Началась эра высокоэффективных компаний. Западные и азиатские страны достигли своего экономического могущества не только благодаря рыночной экономике, но и благодаря административному менеджменту.

 

AMS в России. Проблемы и перспективы.

Современной России и  отечественным компаниям необходимо тщательно проанализировать развитие Административной Системы Менеджмента за рубежом, понять причины успеха и разработать собственный вариант внедрения этой системы. Не стоит слепо идти по пути, который прошли США, Западная Европа и Азия. Для успешного функционирования AMS требуется адаптировать эту систему к российским условиям и реалиям. Только тогда это приведет компании к повышению своей конкурентоспособности.

На самом деле, в  России введен рынок - проведена экономическая  реформа на уровне макроэкономики. Это необходимое условие для развития, но недостаточное. На уровне микроэкономики (уровне предприятий) до сих пор управление осуществляется по-старому. Поэтому нет ожидаемого роста, а конкурентоспособность предприятий только снижается. Для того чтобы переломить эту негативную тенденцию, сделать российские предприятия эффективными и конкурентоспособными необходимо провести реформу управления, внедрив систему административного управления.

Система административного  управления за 100 лет настолько вошла в практику управления в Европе, США и в Азии, что, к примеру, современные западные специалисты по управлению и руководители даже не представляют, что где-то управление может строиться иначе - может быть бессистемным. Для них отсутствие системы административного управления в любой компании – это нонсенс. «Пока не создана ясная и логичная система управления, организации нет», - именно так они подчеркивали еще в 60-е годы ХХ века важность административной системы. Администрирование во второй половине ХХ века настолько прочно вошло в западную практику управления, что сегодня для них наличие системы административного управления в любой компании – это аксиома.

Но в России AMS не имеет широкого распространения. Раз администрирование для Запада – аксиома со второй половины прошлого века, то говорить о необходимости постановки системы административного управления у них сегодня, по крайней мере, нелогично.

С другой стороны в США и Европе сегодня распространены Lean production (бережливое производство), МВА, ERP - системы, IS0 9000, ISO 16949, процессный подход.

На некоторых российских предприятиях изначально отсутствует система административного управления. Поэтому для таких предприятий все эти новации просто преждевременны, потому что пропущен важнейший этап в развитии управления и организаций – становление системы административного управления и, как следствие, становление эффективных организаций.

Покажем последовательность в развитии управления в США, Европе и в Азии. Вначале в компаниях была внедрена и отлажена система административного управления (AMS), затем они наладили бережливое производство (lean production), потом автоматизировали административную систему путем внедрения ERP-систем и т.д. То есть все совершенствование управления в любых компаниях мира начинается с постановки и отладки административной системы.

Можно выделить две причины отсутствия современной административной системы в России:

  1. В то время (середина 20 века), когда на Западе шел бум администрирования, в России строили социализм. Был «железный» занавес. Менеджмент считался буржуазной наукой, чуждой социалистическим ценностям. Поэтому администрирование не укоренилось в российской науке управления и, как следствие, на практике. В результате, представление об административной системе в России несколько искажено. Получилась ситуация при которой: система административного управления, которая считается одним из наиболее успешных инструментов повышения эффективности организации, на Западе считается должным, а в России она не имеет популярности.
  2. С другой стороны, всем известно, что на всех предприятиях СССР существовала командно-административная система управления. Она имела ряд серьезных изъянов – не была рыночно ориентированной, была излишне политизирована - политика довлела над экономикой, поэтому она не была четко направлена на повышение производительности труда, на снижение себестоимости, в рамках ее не была в полной мере решена проблема мотивации персонала. Как следствие, советская система заслужила негативное отношение к себе. После рыночных реформ данная система была отвергнута на большинстве предприятий. Она не соответствовала требованиям современности. Как результат, даже само понятие "система административного управления" стало ошибочно восприниматься многими как нечто безвозвратно устаревшее. По этим двум объективным причинам до сих пор на многих российских предприятиях нет современной системы административного управления, которая есть почти в каждой западной и азиатской компании, обеспечивая последним достаточно высокую эффективность. В результате отсутствия данной системы отечественные предприятия в подавляющем большинстве своем неконкурентоспособны. По сути, при отсутствии аналогичной западным компаниям начальной основы (базиса) в виде современной административной системы, российские предприятия пытались быстро догнать их, внедряя различные стандарты ISO, автоматизированные системы управления, процессный подход, бережливое производство. Но сначала нужно повысить уровень административного управления до соответствующего уровня, затем, наладив бережливое производство, совершенствоваться и развиваться. То есть, нужно вначале создать базис, а затем заниматься надстройкой.

Основные составляющие Административной Системы Управления (AMS)

 

Западный менеджмент, как и в 20 веке, в начале 21 века подчеркивает, что администрирование, которое основано на иерархии – один из наиболее эффективных способов управления организациями. Это объясняется тем, что несмотря на огромное количество различных теорий управления многие крупные, средние и малые компании в США, Европе и в Азии используют в своей практике систему административного управления.

Система административного  управления позволяет существенно  повысить эффективность любой организации, обеспечить ее прогрессивное развитие. Именно поэтому ее используют в своей практике все западные и азиатские компании. Сегодня эта важнейшая система адаптирована и к российским условиям.

Изначально система  административного управления направлена на качественное решение двух основных задач управления. Первая - задача рациональной организации труда на каждом рабочем месте. Вторая - задача мотивации каждого работника организации к производительному и качественному труду.

Исходя из необходимости  решить две основные задачи управления, система административного управления состоит из двух взаимосвязанных подсистем:

  • Подсистема I - Система административного управления организацией или Организационная система управления
  • Подсистема II - Система административного управления персоналом или Рациональная модель трудовых отношений, базирующаяся на эффективной системе оплаты труда

Далее рассмотрим каждую из подсистем:

Подсистема I:  
Система административного управления организацией  
"Организационная система управления"

Задача организационной  системы:

За счёт правильной постановки планирования, организации труда и контроля обеспечить рациональное движение материальных и информационных потоков в рамках всего предприятия с целью получения максимально возможной прибыли.

Составные части  организационной системы:

  • Прозрачная система планирования и бюджетирования, охватывающая всю деятельность предприятия.
  • Тщательно проработанная структура управления.
  • Положения о подразделениях и должностные инструкции.
  • Штатно-должностное расписание
  • Маршрутные карты движения документооборота.
  • Формы документов, необходимых для выполнения всех процедур данного документооборота.

Принципы регулирования  производственных отношений:

  • горизонтальное и вертикальное разделение труда;
  • единство дирекции;
  • централизация управления;

Организационная система отвечает на вопросы:

  • кто, что, как и когда должен делать в организации для выполнения ее целей и задач.

Подсистема II:  
Система административного управления персоналом  
"Рациональная модель трудовых отношений"

Задача Рациональной модели трудовых отношений:

Обеспечить высокий  уровень производительности и качества труда, трудовой, производственной и  исполнительской дисциплины на каждом рабочем месте, за счёт правильного  регулирования трудовых отношений  и использования эффективной  системы оплаты труда.

Составные части Рациональной модели трудовых отношений:

  • Унифицированная тарифная система;
  • Унифицированная результирующая система;
  • Унифицированная система участия персонала в доходах (прибылях);

Принципы регулирования  трудовых отношений:

  • единоначалие (у каждого работника только один начальник - непосредственный руководитель);
  • неукоснительное подчинение каждого работника своему непосредственному руководителю;
  • строгая дисциплина и порядок;
  • единые правила сотрудничества для всего персонала;
  • соответствие денежного вознаграждения затратам труда;
  • персональный подход к заработной плате каждого работника.

Рациональная  модель трудовых отношений отвечает на вопросы:

  • как нужно каждому работать,
  • как работникам строить отношения с руководителями и коллегами,
  • как оплачивается труд,
  • как руководителям правильно управлять персоналом.

 

Необходимо сделать 2 важных замечания:

  1. Сохранение целостности системы управления является важным условием ее эффективности - "когда система расчленена, она теряет свои сущностные свойства". Наличие тех или иных элементов системы управления не позволяет получить даже малой части эффекта, который позволяет получить целостная система. Только целостной системе присущ синергетический эффект. "Синергия (от греч. synergos — вместе действующий) — возрастание эффективности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему". Иначе говоря: "Синергия - это способность целого равняться большему, чем простая сумма его частей (когда два плюс два равно пять и более), то есть система в целом достигает цели более эффективно, чем если бы ее части <

Информация о работе Автоматизация управления как основная задача к пути повышения конкурентоспособности фирмы