Автоматизация управления как основная задача к пути повышения конкурентоспособности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 09:38, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - исследовать сущность конкурентоспособности, факторы и показатели эффективности управления на предприятии, ознакомиться со структурой и организацией в компании ООО «Промышленный мир», выявить какие компания имеет преимущества и недостатки перед другими конкурирующими участниками рынка, а так же внедрить и оценить Административную Систему Менеджмента (AMS), как основу для успешного функционирования фирмы.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации управления на предприятии и конкурентоспособности фирмы 5
1.1. Сущность управления и конкурентоспособности 5
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 8
1.3. Влияние организации управления на конкурентоспособность предприятия…………………………………………………………………. 16
1.4. Оценка конкурентоспособности предприятия 17
ГЛАВА 2. Автоматизация управления как основная задача к пути повышения конкурентоспособности фирмы… 23
2.1. Принципы и факторы управления 23
2.2. Организация управления на предприятии ООО "Промышленный мир" и анализ конкурентоспособности 28
2.3. Система AMS, как основа построения системы эффективного управления компанией. 35
ГЛАВА 3. Повышение конкурентоспособности предприятия ООО "Промышленный мир", на основе внедрения Административной системы менеджмента (AMS) 51
3.1. Условия внедрения AMS 51
3.2. Качество внедрения AMS 52
3.3. Практика внедрения AMS 53
3.4. План реорганизации компании ООО «Промышленный мир» при внедрении системы AMS. 55
3.5. Анализ конкурентоспособности компании после внедрения AMS 56
Заключение 59
Список литературы 61

Файлы: 1 файл

диплом 2010.doc

— 431.50 Кб (Скачать файл)

Отраслевые особенности, безусловно, накладывают свои существенные различия на состав и содержание применяемых факторов.

Все факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, делятся на несколько типов.

Во-первых, на основные и  развитые.

Основные  факторы – это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила.

Развитые  факторы – современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры (специалисты с высшим образованием, специалисты в области ПК и программировании) и исследовательские отделы университетов, занимающиеся сложными, высокотехнологичными дисциплинами.

Деление факторов на основные и развитые весьма условно. Основные факторы существуют объективно либо для их создания требуются незначительные государственные и частные инвестиции. Как правило, создаваемое ими преимущество нестойко, а прибыль от использования низка. Особое значение они имеют для добывающих отраслей, отраслей, связанных с сельским и лесным хозяйством и отраслей, применяющих в основном стандартизированную технологию и малоквалифицированную рабочую силу.

Гораздо большее значение для конкурентоспособности имеют  развитые факторы, как факторы более  высокого порядка. Для их развития необходимы значительные, часто продолжительные  по времени вложения капитала и человеческих ресурсов. Кроме того, необходимое условие самого создания развитых факторов – это использование высококвалифицированных кадров и высоких технологий.

Особенностью развитых факторов является то, что, как правило, их трудно приобрести на мировом рынке. В то же время они являются непременным условием инновационной деятельности предприятия. Успехи предприятий многих стран мира напрямую связаны с солидной научной базой и наличием высококвалифицированных специалистов.

Развитые факторы часто строятся на базе основных факторов. То есть основные факторы, не являясь надежным источником конкурентного преимущества, в то же время должны быть достаточно качественными, чтобы позволить на их базе создать родственные развитые факторы.

Другим принципом деления  факторов является степень их специализации. В соответствии с этим все факторы  делятся на общие и специализированные.

Общие факторы, персонал с высшим образованием, могут быть использованы в широком спектре отраслей.

Специализированные факторы – это узкоспециализированный персонал, специфическая инфраструктура, базы данных в определенных отраслях знания, другие факторы, применяемые в одной или в ограниченном числе отраслей. Примером сейчас служит разрабатываемое по контракту специализированное программное обеспечение, а не стандартные пакеты программ общего назначения.

Общие факторы, как правило, дают конкурентные преимущества ограниченного  характера. Они имеются в значительном количестве стран.

Специализированные же факторы, которые порой основываются на общих, образуют более солидную, долговременную основу для обеспечения конкурентоспособности. Финансирование создания этих факторов более целенаправленное и часто более рискованное, что, однако, не означает отказа от участия в таком финансировании государства.

Из сказанного выше можно  сделать вывод, что в наибольшей степени возможно повысить конкурентоспособность  предприятия при наличии у  него развитых и специализированных факторов. От наличия и качества их зависит уровень конкурентного преимущества и возможности его усиления.

И, наконец, еще один принцип  классификации – деление факторов конкурентоспособности на естественные (то есть доставшиеся сами собой: природные ресурсы, географическое положение) и искусственно созданные. Понятно, что вторые - факторы более высокого порядка, обеспечивающие конкурентоспособность более высокую и стойкую.

Создание факторов - это  процесс накопления: каждое поколение  наследует факторы, доставшиеся  от предыдущего поколения, и создает  свои, добавляя к прежним.

Исходя из рассмотренной  нами выше концепции конкурентоспособности  предприятия, предлагается всю совокупность факторов, определяющих отношение потребителя  к самому субъекту хозяйствования и  его продукции или услуге, разделить  на внутренние и внешние по отношению к нему.

 

Внешние факторы

 

Внутренние факторы

         
         

Меры государственного воздействия

 

Основные характеристики рынка, особенности деятельности предприятия

   

Потенциал маркетинговых  служб

 
         
         

Кадровый, финансово-экономический потенциал

 

Налоговая политика

   

Тип предприятия и  ёмкость рынка

   
           
             

Эффективность рекламы

 

Финансово-кредитная  политика

   

Наличие и возможности  конкурентов

   
           
             

Уровень материально  технического обслуживания

 

Государственная система стандартизации

   

Обеспеченность, состав и структура трудовых ресурсов

   
           
               
 

Правовая защита интересов  потребителей

           
             
               
 

Таможенная политика

   

 

     
             



 

При этом под внешними факторами следует понимать, во-первых, меры государственного воздействия как экономического характера (амортизационная политика, налоговая, финансово-кредитная политика, включая различные государственные и межгосударственные дотации и субсидии; таможенная политика и связанные с ней импортные пошлины; система государственного страхования; финансировании национальных программ по обеспечению конкурентоспособности предприятия), так и административного характера (разработка, совершенствование и реализация законодательных актов, способствующих развитию рыночных отношений, демонополизации экономики; государственная система стандартизации и сертификации продукции и систем ее создания; государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований стандартов, правил обязательной сертификации продукции и систем, метрологический контроль; правовая защита интересов потребителя). То есть, все то, что определяет формальные правила деятельности субъекта хозяйствования на данном национальном или мировом рынке.

Во-вторых, факторами  конкурентоспособности выступают основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия; его тип и емкость; наличие и возможности конкурентов; обеспеченность, состав и структура трудовых ресурсов.

К третьей группе внешних  факторов следует отнести деятельность общественных и негосударственных институтов. С одной стороны, через различные организации по защите прав потребителей, они выступают сдерживающим моментом роста конкурентоспособности предприятия. А с другой, через негосударственные инвестиционные институты способствуют росту конкурентоспособности предприятия, обеспечивая инвестиции на наиболее перспективных направлениях деятельности.

К внутренним факторам, обеспечивающим конкурентоспособность данного предприятия, следует отнести потенциал маркетинговых служб, научно-технический, производственно-технологический, финансово- экономический, кадровый, экологический потенциал; эффективность рекламы; уровень материально-технического обеспечения, хранения, упаковки, транспортировки; уровень подготовки и разработки производственных процессов; эффективность производственного контроля, испытаний и обследований; уровень обеспечения пусконаладочных и монтажных работ; уровень технического обслуживания в постпроизводственный период; сервисного и гарантийного обслуживания. То есть речь идет о потенциальных возможностях самого предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности.

Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности  предприятия, так и в сторону  уменьшения. Факторы - это то, что способствует превращению возможностей в действительность. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются.

1.3. Влияние организации управления на конкурентоспособность предприятия

В современном мире быстрыми темпами может развиваться только та страна, которая создаст благоприятные возможности для максимального роста интеллекта специалистов области менеджмента и в целом интеллектуального потенциала управления. Примером тому является Япония, менеджмент которой общепризнанно уже сейчас представляет собой модель XXI в. Японцы, покупая в США предприятия, как правило, не меняют технику, а только системы управления, социальную организацию, мотивацию, подсистему обучения, наращивают потенциал интеллектуальной деятельности. Менеджмент XXI в. - это социальный менеджмент.

Учитывая теоретические  факторы конкурентоспособности, можно  выделить из них те факторы, которые наибольшим образом влияют на конкурентную борьбу современной,  рыночной компании:

 

1) Организация управления  внутри компании

 

– Обеспеченность высококвалифицированными кадрами

– Организованность в производственной деятельности

– Наличие передовых технологий в производстве и управлении

– Финансовая устойчивость предприятия

 

2) Организация взаимодействий  с внешней средой

 

– Наличие сбытовой сети

– Маркетинговая деятельность

– Ценовая политика

– Наличие и возможности конкурентов

– Тип и миссия предприятия

      При чем организация управления внутри компании является доминирующим фактором, так как является основой современного – социального менеджмента, без которой компания, конечно же сможет выйти на рынок, но удержаться, а тем более быть конкурентоспособной, будет не в состоянии.

1.4. Оценка конкурентоспособности предприятия

Предприятия придают  большое значение анализу своих  сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех. В процессе маркетингового исследования для оценки конкурентоспособности предприятия пользуются некоторыми численными показателями, которые свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую предприятию получение намеченных и стабильных конечных результатов.

Предприятие, имеющее  более низкие издержки производства, получает большую величину прибыли, что позволяет расширять масштабы производства, повышать его технический  уровень, экономическую эффективность  и качество продукции, а также совершенствовать систему сбыта. В результате конкурентоспособность такого предприятия и выпускаемого им продукции, что способствует увеличению её доли за счёт других предприятий, не имеющих таких финансовых и технических возможностей.

Важное значение имеет анализ издержек обращения, производимый путём отнесения величины сбытовых расходов к размерам прибыли. Такое сопоставление делается обычно не только по всей сумме сбытовых расходов, но и по отдельным элементам: сбытовым филиалам, торговым посредникам, по конкретным товарам и рынкам сбыта. Анализ эффективности инвестиционных проектов издержек обращения позволяет обнаружить непроизводительные расходы по всей системе товародвижения от продавца к покупателю.

Так, для оценки конкурентоспособности организации можно выделить два метода:

1) Расчет коэффициентов  конкурентоспособности предприятия.

2)Интегрированный подход для оценки конкурентоспособности организаций (КСП) с различных точек зрения.

 

1) Для расчета коэффициентов  конкурентоспособности торгового предприятия используются такие подходы как:

- Модель Розенберга

- Расчет интегрального  показателя конкурентоспособности

- Оценка конкурентоспособности  на основе уровня продаж

- Модель с идеальной  точкой

- Методика Гребнева

А расчет показателей  производится по следующим формулам:

1. Конкурентоспособность  по продукту: (коэффициент конкурентоспособности   предприятия рассчитывается не по каждому продукту, а по всей номенклатуре)

А) коэффициент рыночной доли (КРД) отражает долю предприятия на

рынке:

КРД = ОП / ООПР,                                                                                                   

где ОП — объем продаж продукта фирмой;

ООПР — общий объем  продаж продукта на рынке;

Б) коэффициент изменения объема продаж (КИОП) отражает рост или

снижение  конкурентоспособности фирмы за счет изменения объема продаж:

КИОП = ОПКОП / ОПНОП,                                                                                   

где ОПКОП — объем продаж на конец отчетного периода;

ОПНОП — объем продаж на начало отчетного периода.

 

2. Конкурентоспособность  по цене:

коэффициент уровня цен (КУЦ) отражает рост или снижение конкурентоспособности фирмы за счет изменения цен на продукт:

КУЦ = (Ц max + Ц min) / (2 · ЦУФ),                                                                      

где Цmax — максимальная цена товара на рынке;

Цmin — минимальная  цена товара на рынке;

ЦУФ — цена товара, установленная фирмой.

3. Конкурентоспособность  по критерию доведения продукта  до потребителя:

коэффициент доведения продукта до потребителя (КСБ), отражающий

Информация о работе Автоматизация управления как основная задача к пути повышения конкурентоспособности фирмы