Автоматизация управления как основная задача к пути повышения конкурентоспособности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 09:38, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - исследовать сущность конкурентоспособности, факторы и показатели эффективности управления на предприятии, ознакомиться со структурой и организацией в компании ООО «Промышленный мир», выявить какие компания имеет преимущества и недостатки перед другими конкурирующими участниками рынка, а так же внедрить и оценить Административную Систему Менеджмента (AMS), как основу для успешного функционирования фирмы.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации управления на предприятии и конкурентоспособности фирмы 5
1.1. Сущность управления и конкурентоспособности 5
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 8
1.3. Влияние организации управления на конкурентоспособность предприятия…………………………………………………………………. 16
1.4. Оценка конкурентоспособности предприятия 17
ГЛАВА 2. Автоматизация управления как основная задача к пути повышения конкурентоспособности фирмы… 23
2.1. Принципы и факторы управления 23
2.2. Организация управления на предприятии ООО "Промышленный мир" и анализ конкурентоспособности 28
2.3. Система AMS, как основа построения системы эффективного управления компанией. 35
ГЛАВА 3. Повышение конкурентоспособности предприятия ООО "Промышленный мир", на основе внедрения Административной системы менеджмента (AMS) 51
3.1. Условия внедрения AMS 51
3.2. Качество внедрения AMS 52
3.3. Практика внедрения AMS 53
3.4. План реорганизации компании ООО «Промышленный мир» при внедрении системы AMS. 55
3.5. Анализ конкурентоспособности компании после внедрения AMS 56
Заключение 59
Список литературы 61

Файлы: 1 файл

диплом 2010.doc

— 431.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

  

Деятельность любой  организации требует управления, без которого невозможно не только ее эффективное функционирование и развитие, но и само существование. Более того, управление организацией предопределяет отношение к ней со стороны других организаций и в известной мере влияет на их ответные управленческие решения. Это означает, что с управлением связаны интересы множества людей как в самой организации, так и за ее пределами.

Тема дипломной работы была выбрана мной не случайно, ведь проблема повышения конкурентоспособности  фирмы, особенно в период экономического кризиса, является главной задачей современного управленца.

В условиях начала становления  рыночных отношений в России весь анализ конкурентоспособности в  лучшем случае сводился к изучению цен на изделия и услуги (чтобы  «демпингнуть» при первой возможности). Зато подобный подход требовал минимума затрат сил и средств. Только в рамках такой тактики и стратегии никакого реального повышения конкурентоспособности не происходило. Сейчас же основным фактором конкурентоспособности фирмы является грамотная и рациональная организация управления и труда внутри самой компании. К сожалению статистика производительности труда на Российских предприятиях существенно отличается от зарубежных показателей.

Причина низкой производительности труда в России обусловлена специфическими проблемами управления. Это повсеместная работа «с прохладцей» на фоне низкой дисциплины и низкой исполнительности персонала и вытекающие отсюда нескончаемые производственные проблемы в текущей деятельности многих российских организаций. А пока эти проблемы управления не решены, то модные сегодня ERP-системы, ISO, бережливое производство, так же высокотехнологичное оборудование и любые другие новации не могут дать в России даже малейшего положительного результата. Для их эффективного применения, прежде всего, должен быть исполнительным и дисциплинированным персонал. Это первое и главное условие, не выполнив которое невозможен рост производительности труда и повышение конкурентоспособности любой организации.

Каждый собственник  желает повысить эффективность работы своей организации, но для этого необходимы финансовые вложения и зачастую достаточно крупные. При текущей финансовой ситуации привлечение инвестиций является непростой задачей, т.к. инвесторам нужны гарантии и они готовы вкладывать деньги только в предприятия, в которых осуществляется эффективное и прозрачное управление.

Существует множество  путей повышения конкурентоспособности  компании, такие как совершенствование структуры управления, выработка стратегии развития организации на основе анализа ее сильных и слабых сторон, кадровая и маркетинговая политика, ценовая политика  и другие. Они будут рассмотрены в данной работе. Но основное внимание будет уделяться Административной Системе Менеджмента которая, на мой взгляд, является базисной и основополагающей для успешного развития компании и ее конкурентоспособного функционирования.

Административная Система  Менеджмента (AMS) позволяет решить проблемы управления персоналом, систематизировать работу организаций. Она позволяет существенно повысить эффективность любой организации, обеспечить ее непрерывное прогрессивное развитие.

Цель работы - исследовать сущность конкурентоспособности, факторы и показатели эффективности управления на предприятии, ознакомиться со структурой и организацией в компании ООО «Промышленный мир», выявить какие компания имеет преимущества и недостатки перед другими конкурирующими участниками рынка, а так же внедрить и оценить Административную Систему Менеджмента (AMS), как основу для успешного функционирования фирмы.

Предмет исследования - эффективное управление предприятием, как основной фактор конкурентоспособности.

ГЛАВА 1. Теоретические основы организации  управления на предприятии и конкурентоспособности  фирмы

1.1. Сущность управления и конкурентоспособности

 

Процесс управления, осуществляемый на любой  фирме, должен представлять собой не что иное, как управление ее конкурентоспособность.

Конкурентоспособность субъекта - это степень его адаптации в конкурентной среде, умение воплощать конкурентные преимущества для удовлетворения своих целей, - осуществления успешной продажи своих товаров на конкретном рынке и получения наибольшей прибыли.

Конкурентоспособность объекта - это его способность  удовлетворять потребности и  выдерживать конкуренцию по сравнению  с аналогичными объектами, представленными  на данном рынке.

Конкурентоспособность фирмы - это ее способность использовать свои сильные стороны и концентрировать действия в той области производства товаров и услуг, где она может занять лидирующие позиции на внутреннем и внешнем рынках.

Управление - это вид деятельности, с помощью которой субъект управления оказывает воздействие на управляемый объект.

       Важной  функцией управления является  функция организации, которая  заключается в установлении постоянных  и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирмы.

Функции управления: прогнозирование, организация, распорядительство, координация, контроль. Управление – динамически изменяющиеся в пространстве и времени, связанные между собой, управленческие функции, целью которых является решение проблем и задач организации

 

    То есть фактически управленческая деятельность является одним из важнейших факторов существования и развития любой организации, не говоря уже о ее функционирование в рыночных условиях. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации товаров, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров продукции. Большую роль играют также изменения в организационных формах и характере деятельности фирм.

Различают конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей и стран.

Между всеми этими уровнями существует тесная взаимосвязь: страновая  и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары. Таким образом, в основе всех остальных уровней конкурентоспособности лежит «конкурентоспособность товара», то есть эта категория является базовой.

«Конкурентоспособность  товара может рассматриваться как  степень привлекательности товара для потребителей, которая определяет возможность удовлетворения целого комплекса их требований».

Часто категорию «конкурентоспособность товара» приравнивают к категории «конкурентоспособность предприятия». Например, Константинова И. В. дает следующее определение: «Под конкурентоспособностью предприятия понимается его реальная и потенциальная способность, в реальных условиях, проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов».

Однако конкурентоспособность  товара является необходимым, но не достаточным  условием конкурентоспособности предприятия. Предприятие может производить конкурентоспособную продукцию, но не быть конкурентоспособным. Ярким примером такой ситуации является состояние многих отечественных предприятий военно-промышленного комплекса.

Можно выделить следующие  основные отличия между понятиями конкурентоспособности товара и предприятия:

- Оценка конкурентоспособности товара применяется к каждому конкретному его виду, а конкурентоспособность предприятия охватывает всю номенклатуру и ассортимент, а также все виды производственно-экономической деятельности, осуществляемые предприятием (финансовую, инвестиционную деятельность и.т.д);

- Признание конкурентоспособности и товара, и предприятия осуществляется на рынке. В то же время в отличие от оценки конкурентоспособности товара оценку конкурентоспособности предприятия дает не только потребитель, но и сам производитель. Именно предприятие решает вопрос о целесообразности выпуска данной продукции в конкретных условиях;

- Товар и предприятие имеют разные временные периоды своего жизненного цикла. Если предметом исследования является текущая оценка конкурентоспособности, то фактор времени не имеет определенного значения, но когда речь заходит о долговременном аспекте, то следует учитывать, что жизненный цикл предприятия, как правило, более продолжителен – за период его функционирования может сменяться несколько поколений изделий. Вместе с тем, иногда жизненный цикл продукции превышает период функционирования предприятия (например, при производстве базовых товаров сырьевой группы, в случае банкротства и реорганизации предприятия и т. д.).

Принимая во внимание уже  существующие определения конкурентоспособности  предприятия, отметим, что данная категория  должна отражать следующие позиции:

«Конкурентоспособность  предприятия» в то же время нельзя отождествлять с конкурентоспособностью товара: хотя понятие конкурентоспособности товара - базовое, но по отношению к конкурентоспособности предприятия оно является его составляющим. Если рассматривать конкурентоспособность предприятия как относительную категорию, то необходимо оговаривать базу сравнения, для получения наиболее объективных результатов.

- Конкурентоспособность предприятия – величина непостоянная.

- Конкурентоспособность предприятия должна отражать возможности предприятия адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды.

- Конкурентоспособность предприятия должна отражать возможность бескризисного функционирования.

-   Конкурентоспособность предприятия – сложный комплексный показатель, т. е. ее оценку нельзя свести к определению одного показателя.

С учетом всего вышеперечисленного можно сформулировать следующее  определение: конкурентоспособность предприятия – это комплексная характеристика предприятия, характеризующая его возможность в любой момент времени обеспечивать свои конкурентные преимущества и прибыльность, путем рационального управлениями активами и пассивами компании, а также адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия

Факторы – это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально- экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия.

Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке  предполагает выяснение его сильных  и слабых сторон, а также тех  факторов, которые в той или  иной степени воздействуют на отношение  покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке. Сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, по мнению французских экономистов А.Олливье, А.Дайана и Р.Урсе, оно должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам. Это:

  • концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;
  • качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
  • цена товара с возможной наценкой;
  • финансы - как собственные, так и заемные;
  • торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;
  • послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;
  • внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
  • предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.

    Весьма схожую точку зрения высказывают и отечественные экономисты. В частности, к «ключевым факторам рыночного успеха» относят:

  • финансовое положение предприятия;
  • наличие передовой технологии;
  • обеспеченность высококвалифицированными кадрами;
  • способность к продуктовому (и ценовому) маневрированию;
  • наличие сбытовой сети и опытных кадров сбытовиков;
  • состояние технического обслуживания;
  • действенность рекламы и системы связей с общественностью;
  • кредитоспособность основных покупателей.

Анализ же отобранных факторов, по мнению авторов, заключается в выявлении сильных и слабых сторон как в своей деятельности, так и в работе конкурентов, что может позволить, с одной стороны, избежать наиболее острых форм конкуренции, а с другой - использовать свои преимущества и слабости конкурента.

Факторы конкурентоспособности, напрямую связаны с факторами  производства. Все факторы, определяющие конкурентные преимущества предприятия  и фирмы отрасли, можно разделить на несколько групп:

  1. Людские ресурсы - количество, квалификация и стоимость рабочей силы.
  2. Физические ресурсы - количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий; климатические условия и географическое положение страны базирования предприятия.
  3. Ресурс знаний - сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг и сосредоточенной в академических университетах, государственных отраслевых НИИ, частных исследовательских лабораториях, банках данных об исследованиях рынка и других источниках.
  4. Денежные ресурсы - количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия. Естественно, капитал неоднороден. Он имеет такие формы, как необеспеченная задолженность, обеспеченный долг, акции, венчурный капитал, спекулятивные ценные бумаги и т.д. У каждой из этих форм свои условия функционирования. А с учетом различных условий их движения в разных странах, они будут в значительной степени определять специфику экономической деятельности субъектов в разных странах.
  5. Инфраструктура - тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда относятся транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры, жилой фонд и его привлекательность с точки зрения проживания и работы.

Информация о работе Автоматизация управления как основная задача к пути повышения конкурентоспособности фирмы