Анализ прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы курсовой работы связана с тем, что с переходом от административно-командных методов управления экономикой к рыночным значительно изменилась роль прибыли в развитии экономики России. Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость эффективного и непрерывного изучения прибыли. Анализ прибыли необходим для выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы анализа прибыли предприятий 6
1.1. Сущность и классификация прибыли, методы ее формирования и использования 6
1.2. Методика анализа прибыли предприятия 12
1.3. Методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности 23
2 Анализа прибыли предприятия на примере ООО «Бриз-Краснодар» 31
2.1 Организационно-правовая характеристика ООО «Бриз-Краснодар» 31
2.2 Технико-экономическая характеристика деятельности ООО «Бриз-Краснодар» 33
2.3 Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Бриз-Краснодар» 37
2.4. Анализ прибыли ООО «Бриз-Краснодар» 41
3 Основные направления повышения прибыли ООО «Бриз-Краснодар» 46
Заключение 49
Список использованных источников 51

Файлы: 1 файл

0965190_ADF4B_analiz_pribyli_predpriyatiya.doc

— 345.00 Кб (Скачать файл)

Такое деление прибыли позволяет оценивать хозяйственные альтернативные операции с позиций конечного их эффекта. Состав прибыли, не подлежащей налогообложению, регулируется соответствующим законодательством.

По характеру инфляционной "очистки" прибыли выделяют номинальный и реальный ее виды. Реальная прибыль характеризует размер номинально полученной ее суммы, скорректированный на темп инфляции в соответствующем периоде.

По рассматриваемому периоду формирования выделяют:

  • прибыль предшествующего периода (т.е. периода, предшествующего отчетному периоду);
  • прибыль отчетного периода;
  • прибыль планового периода (планируемую прибыль).

Такое деление  используется в целях анализа  и планирования для выявления соответствующих трендов ее динамики, построения соответствующего базиса расчетов и т.п.

По регулярности формирования выделяют прибыль, которая формируется предприятием регулярно, и так называемую "чрезвычайную" прибыль, которая характеризует необычный для данного предприятия источник ее формирования или очень редкий характер ее формирования. Например, прибыль, полученная от продажи одного из филиалов предприятия.

По характеру  использования в составе прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей (чистой прибыли), выделяют:

    • капитализируемую прибыль;
    • потребляемую часть прибыли.

Капитализированная прибыль  характеризует ту ее сумму, которая направлена на финансирование прироста активов предприятия, а потребленная прибыль — ту ее часть, которая израсходована на выплаты собственникам (акционерам), персоналу или на социальные программы предприятия. В странах с развитой рыночной экономикой для характеристики этих видов прибыли используются термины соответственно нераспределенная и распределенная прибыль (в нашей практике термин нераспределенная прибыль имеет более узкое значение).

По значению итогового  результата хозяйствования различают положительную прибыль (или собственно прибыль) и отрицательную прибыль (убыток).

Со структурой отдельных видов прибыли, формируемой на предприятии, связано понятие "качество прибыли", характеризует структуру источников формирования прибыли по видам деятельности. В рамках каждого из этих видов прибыли данное понятие характеризует конкретные источники роста прибыли. Понятие «качество прибыли» позволяет правильнее оценивать ее динамику, проводить сопоставимый ее анализ в процессе сравнения с деятельностью других предприятий.9

 

 

1.2. Методика анализа прибыли предприятия

Целью анализа  прибыли предприятия выступает  финансово-экономическое обоснование вариантов управленческих решений, реализация которых позволит обеспечить устойчивый рост ее финансовых результатов.10

Важной составной  частью механизма управления прибылью предприятия являются системы и методы ее анализа. Анализ прибыли представляет собой процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования с целью выявления резервов дальнейшего повышения эффективности управления ею на предприятии |

По целям  осуществления анализ прибыли предприятия  подразделяется на различные формы в зависимости от разных признаков.11

По объектам исследования выделяют:

  • анализ формирования прибыли;
  • анализ распределения прибыли и ее использования.

Анализ формирования прибыли проводится обычно в разрезе  основных сфер деятельности предприятия — операционной, инвестиционной, финансовой. Он является основной формой осуществления анализа с целью выявления резервов повышения суммы и уровня прибыли предприятия. Анализ распределения и использования прибыли проводится по основным направлениям этого использования. Он призван выявить уровень потребления прибыли собственниками и персоналом предприятия, общий уровень ее капитализации и конкретные формы производственного ее потребления в инвестиционных целях.

По организации  проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли.

Внутренний  анализ прибыли проводится менеджерами  предприятия или его собственниками с использованием всей совокупности имеющихся информативных показателей.

Внешний анализ прибыли  осуществляют налоговые органы, аудиторские фирмы, банки, страховые компании с целью изучения правильности ее отражения, уровня кредитоспособности предприятия и т.п. Источником информации для проведения такого анализа являются данные финансового учета и отчетности предприятия.

По масштабам  деятельности выделяют следующие формы анализа прибыли:

  • анализ прибыли по предприятию в целом - процессе такого анализа предметом изучения является формирование, распределение и использование прибыли на предприятии в целом без выделения отдельных его структурных подразделений;
  • анализ прибыли по структурному подразделению (центру ответственности). Если рассматриваемое структурное подразделение (центр ответственности) по характеру своей деятельности не имеет законченного цикла формирования прибыли, такой анализ направлен на формирование затрат (доходов). Эта форма анализа базируется в основном на результатах управленческого учета предприятия;
  • анализ прибыли по отдельной операции. Предметом такого анализа может быть прибыль по отдельным коммерческим сделкам предприятия; отдельным операциям, связанным с краткосрочными или долгосрочными финансовыми вложениями; отдельным завершенным реальным проектам и другим операциям.

По объему исследования выделяют полный и тематический анализ прибыли.

Полный анализ прибыли проводится с целью изучения всех аспектов ее формирования, распределения и использования в комплексе.

Тематический  анализ прибыли ограничивается лишь отдельными аспектами ее формирования или использования. Предметом тематического анализа прибыли может являться изучение влияния проводимой предприятием налоговой политики на формирование затрат, доходов и прибыли; прибыльность сформированного фондового портфеля; влияние структуры и стоимости капитала на уровень прибыльности предприятия; эффективность избранной политики распределения прибыли; анализ альтернатив возможного использования прибыли и ряд других аспектов.

По периоду  проведения выделяют предварительный, текущий и последующий анализ прибыли.

Предварительный анализ прибыли связан с изучением  условий ее формирования, распределения или предстоящего использования; с условиями осуществления отдельных коммерческих сделок, финансовых и инвестиционных операций с предварительным расчетом ожидаемой прибыли по ним.

Текущий (или  оперативный) анализ прибыли проводится в процессе осуществления операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия; реализации отдельных хозяйственных операций с целью оперативного воздействия на формирование или использование прибыли. Как правило, такой анализ прибыли ограничивается кратким периодом времени.

Последующий (или ретроспективный) анализ прибыли, осуществляется обычно менеджерами и собственниками предприятия за отчетный период (квартал, год). Он позволяет полнее проанализировать результаты формирования и использования прибыли предприятия в сравнении с предварительным и текущим ее анализом, так как базируется на завершенных результатах финансового учета и отчетности, дополняемых данными управленческого учета.

Для решения конкретных задач управления прибылью применяется  целый ряд специальных систем и методов анализа, позволяющих получить количественную оценку отдельных аспектов ее формирования, распределения и использования, как в статике, так и в динамике.

В практике управления прибылью в зависимости от используемых методов различают следующие основные системы проведения анализа на предприятии:

  • горизонтальный анализ;
  • вертикальный анализ;
  • сравнительный анализ;
  • анализ рисков;
  • анализ коэффициентов;
  • интегральный анализ;
  • факторный анализ.

Горизонтальный (или трендовый) анализ прибыли базируется на изучении динамики отдельных ее показателей во времени. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных видов прибыли, определяются общие тенденции ее изменения (или тренда). В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие виды горизонтального (трендового) анализа:

  1. сравнение показателей формирования, распределителями предшествующего периода (например, с показателями предшествующего месяца, квартала, года).
  2. сравнение показателей формирования, распределения и использования прибыли отчетного периода с показателями аналогичного периода прошлого.
  3. сравнение показателей формирования, распределения и использования прибыли за ряд предшествующих периодов для выявления тенденций изменения отдельных изучаемых показателей прибыли в динамике.

Все виды горизонтального (трендового) анализа прибыли, дополняются обычно исследованием влияния отдельных факторов на изменение соответствующих результативных ее показателей.

Вертикальный (или структурный) анализ прибыли базируется на структурном разложении агрегированных показателей ее формирования, распределения и использования. В процессе применения этой системы анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих агрегированного показателя прибыли. Виды вертикального (структурного) анализа:

  • структурный анализ прибыли (доходов, затрат), сформированной по отдельным сферам деятельности. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются удельные веса или соотношения сумм прибыли (доходов, затрат) по операционной и другим сферам деятельности.
  • структурный анализ прибыли (доходов, затрат) по отдельным видам продукции. Степень агрегирования номенклатуры продукции определяется самим предприятием.
  • структурный анализ отдельных видов налоговых платежей в общей их сумме, уплачиваемой предприятием. Такой анализ используется для формирования или оценки эффективности налоговой политики предприятия.
  • структурный анализ активов. В процессе этого анализа рассматриваются соотношение оборотных и внеоборотных активов предприятия; состав используемых внеоборотных активов; структура оборотных активов; состав инвестиционного портфеля и другие структурные показатели. Результаты этого анализа позволяют оценить ресурсный потенциал генерирования прибыли предприятием.
  • структурный анализ капитала. В процессе этого анализа определяются удельный вес используемого предприятием собственного и заемного капитала; состав используемого заемного капитала по периодам его предоставления (кратко- и долгосрочный привлеченный заемный капитал); состав используемого заемного капитала по его видам (банковский кредит; финансовый кредит других форм; товарный или коммерческий кредит и т.п.). Результаты этого анализа используются в процессе оценки эффекта финансового левериджа, определения средневзвешенной стоимости капитала и других показателей, оказывающих влияние на формирование прибыли предприятия.
  • структурный анализ распределения или использования полученной прибыли.

Сравнительный анализ прибыли  базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных ее показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие виды сравнительного ее анализа:

  • сравнительный анализ показателей уровня прибыли (доходов, затрат) данного предприятия и среднеотраслевых с целью оценки своей конкурентной позиции по уровню хозяйствования и выявления резервов дальнейшего  повышения эффективности производственной деятельности. Соответственно объектом такого анализа являются показатели лишь операционной прибыли.
  • сравнительный анализ показателей прибыли (доходов, затрат) данного предприятия и предприятий-конкурентов. Целью осуществления такого анализа является определение конкурентной позиции предприятия в рамках конкретного регионального рынка соответствующей продукции и разработка мероприятий по ее повышению.
  • сравнительный анализ показателей прибыли (доходов, затрат) отдельных центров ответственности (структурных подразделений предприятия). Такой анализ проводится в разрезе различных типов центров ответственности.
  • сравнительный анализ отчетных и плановых (нормативных) показателей прибыли (доходов, затрат). В процессе этого анализа выявляется степень отклонения отчетных показателей от плановых (нормативных) и определяются причины этих отклонений. Такой анализ используется для контроля процесса текущего формирования и использования прибыли и внесения необходимых корректив в направления хозяйственной деятельности предприятия.

Анализ коэффициентов (R-анализ) базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие отдельные аспекты формирования, распределения и использования прибыли предприятия. В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие системы аналитических коэффициентов.12

1. Коэффициенты рентабельности. Основной целью расчета и использования этой системы коэффициентов является определение эффективности формирования прибыли предприятия. В процессе такой оценки должен строго соблюдаться принцип соответствия соотносимых показателей при расчете коэффициентов по конкретным видам деятельности предприятия.

Для наиболее обобщающей оценки эффективности формирования прибыли используются следующие коэффициенты рентабельности:

Информация о работе Анализ прибыли предприятия