Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Главная цель предприятия в условиях рыночной экономики - это всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретико – методологические основы анализа использования персонала 5
1.1 Понятие персонала предприятия 5
1.2 Показатели использования персонала 8
2 анализ персонала ООО «Сервисный центр Вектор» 17
2.1 Общая характеристика ООО «Сервисный центр Вектор» 17
2.2 Анализ состава и профессионально – квалификационная характеристика персонала ООО «Сервисный центр Вектор» 20
2.3 Совершенствование механизма мотивации персонала предприятия 27
Заключение 29
Глоссарий 31
Список использованных источников 34
Список сокращений 36

Файлы: 1 файл

КР, Экономика и организация производства2 (восстановлен).doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

        Прибыль от выполнения работ и оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли от реализации продукции. В строительных организациях выручка отражает стоимость законченных объектов строительства или работ, выполненных по договорам подряда и субподряда. В торговле, снабженческих и сбытовых предприятиях выручка соответствует валовому доходу от продажи товаров (сумма наценок или скидок в процентах к стоимости реализуемых товаров). На предприятиях транспорта и связи выручка отражает денежные средства за предоставляемые услуги по действующим тарифам.

     Кроме прибыли от реализации продукции  в состав валовой прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции  и услуг нетоварного характера.  На долю этой прибыли приходится несколько  процентов балансовой прибыли. В ее состав входят прибыли (убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе предприятия.

        Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия — это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

С экономической точки зрения прибыль - это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С хозяйственной точки зрения прибыль - это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода. Прибылью считается превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком.

Изучение  аспектов, связанных с прибылью, привело нас к пониманию того, что прибыль, исчисленная в бухгалтерском  учете, не отражает действительного  результата хозяйственной деятельности. Это привело к разграничению понятий бухгалтерская и экономическая прибыль. Первая - результат реализации товаров и услуг, вторая - результат "работы" капитала.

Идея  двух трактовок прибыли (бухгалтерской  и экономической) получила развитие благодаря Дэвиду Соломону. Он исходил из предпосылки, что концепция прибыли нужна для трех целей:

1) исчисления  налогов;

2) защиты  кредиторов;

3) для  выбора разумной инвестиционной  политики.

Бухгалтерская трактовка приемлема только для  достижения первой цели и абсолютно  неприемлема для достижения третьей.

Д. Соломон  разработал формулу, определяющую связь  между бухгалтерской и экономической  прибылью:

Бухгалтерская прибыль + Внереализационные изменения  стоимости (оценки) активов в течение  отчетного периода + Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в предыдущие (прошлые) отчетные периоды + Внереализационные изменения стоимости (оценки) активов в будущие (предстоящие) отчетные периоды = Экономическая прибыль3

    

     1.2.Понятие рентабельности

 

     Рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.

     Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности .

     Разделяют рентабельность как общую – процентное отношение балансовой (общей) прибыли  к среднегодовой суммарной стоимости  производственных основных фондов и  нормируемых оборотных средств; и рентабельность расчетную –  отношение расчетной прибыли  к среднегодовой стоимости тех производственных фондов, с которых взимается плата за фонды. Применяется также показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции .

     Каждое  предприятие самостоятельно осуществляет свою производственную и хозяйственную деятельность на принципах самоокупаемости и прибыльности. Предприятие имеет определенные расходы по изготовлению продукции и ее реализации. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек, порождает обособление другой части стоимости продукции – прибыль, а следовательно, и относительного ее измерения – рентабельности.

     Однако  абсолютная величина прибыли не дает представления об уровне и изменении эффективности производства или торговли. Сумма прибыли может увеличиваться, а эффективность производства может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства – увеличения численности работников, роста парка оборудования и т.д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается. Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:

  • отношение прибыли к издержкам производства, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);
  • отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов.

     Реальный  смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность  затрат по прибыли, полученной после  реализации.

     Распределительная функция рентабельности конкретно проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев для распределения части прибавочного продукта – прибыли.

     Уровень рентабельности социалистических объединений, предприятий и отраслей производства определяется не законом средней нормы прибыли, а устанавливается государством в плановом порядке с учетом уровня цен и себестоимости продукции, потребностей в денежных средствах для развития производства, экономического стимулирования работников предприятий, объединений.

     Рентабельность  производства характеризуется системой показателей. Народнохозяйственная рентабельность определяется как отношение всей суммы денежных накоплений (прибыли  и налога с оборота) к среднегодовой  стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств или к полной себестоимости продукции.

     Хозрасчетная  рентабельность, используемая при планировании, оценке хозяйственной деятельности и экономическом стимулировании объединений, предприятий, определяется как отношение суммы прибыли  к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

     Уровень рентабельности отраслей промышленности находится в прямой зависимости  от рентабельности объединений, предприятий. Чем выше рентабельность объединений, предприятий, тем выше уровень рентабельности промышленности и всего народного хозяйства в целом. 

     2 Анализ прибыли и рентабельности на предприятии

     2.1. Сущность и методы анализа прибыли

     2.2. Анализ рентабельности продукции

     Заключение

     Глоссарий

     № п/п      Понятие      Определение
     1      Анализ  человеческих ресурсов      концепция, рассматривающая персонал как важный ресурс организации, в использовании которого скрыты значительные резервы и которые могут быть охарактеризованы через оценку экономической эффективности его использования.
     2      Аттестация      кадровые  мероприятия, призванные оценить уровень труда, качеств и потенциала личности требованиям выполняемой деятельности.
     3      Задачи  кадровой службы      представления о целях работы с персоналом, конкретизированные с учетом условий существования организации.
     4      Обучение  персонала      кадровая  программа развития персонала, ориентированная на передачу новых знаний по важным для организации направлениям, умений разрешать конкретные производственные ситуации и опыта поведения в профессионально значимых ситуациях.
     5      Оценка  кандидатов при приеме на работу      специализированные  мероприятия, направленные на анализ соответствия кандидатов (их знаний, умений, профессионально важных качеств) требованиям должности и условиям работы.
     6      Оценка  потребности в персонале      определение количественных и качественных характеристик  персонала, в котором организация  нуждается.
     7      Персонал      совокупность  всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация.
     8      Производительность      количественная  характеристика выполняемой персоналом работы, связанной с уровнем эффективности труда.
     9      Управление  человеком      концепция кадрового менеджмента, развивающаяся  в рамках гуманистического подхода  к управлению, ориентирована на рассмотрение кадровых функций в их целостности. Концепция предполагает, что управление должно ориентироваться на специфические человеческие особенности - дух сотрудничества, взаимозависимость, рассмотрение организации как семьи, необходимость партнерских отношений.
     10      Управление      процесс координации различных деятельностей с учетом их целей, условий выполнения, этапов реализации. Тип управления — это характеристика того, как принимаются (управленческая форма) и каким способом реализуются (рычаг управления) управленческие решения.

     Список  использованных источников

     1      Трудовой  кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ // Справочно-правовая система  «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 17.12.2010.
     2      Базаров Т.Ю.  Еремин Б.Л. Управление персоналом [текст] / Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин. –М.: ЮНИТИ, 2009.
     3      Герчикова И.Н. Менеджмент [текст]: Учебное пособие/ И.Н. Герчикова. – М.: ЮНИТИ., 2009.
     4      Галенко В. П., Стархова О. А., Файбушевич С. И. Управление персоналом и эффективность предприятий [текст] / В. П. Галенко, О. А. Стархова, С. И. Файбушевич. -  М.: Финансы и статистика, 2010.
     5      Зайцев  Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами  на предприятии: персональный менеджмент [текст]/ Г.Г.Зайцев, С.И. Файбушевич.  – СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та Экономики и финансов, 2009.
     6      Кибалов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы  управления персонала на предприятии [текст]: Учебник для студентов/ А.Я. Кибалов, Д.К. Захаров. – М.: Дело. – 2009.
     7      Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на предприятии [текст] / А.Я. Кибанов, Д.К.  Захаров. – М.: ГАУ, 2010.
     8      Красовский  Ю.Д. Управление поведением в фирме [текст] / Ю.Д.  Красовский. – М.: ИНФРА-М, 2007.
     9      Лютенс  Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. [текст] / Ф. Лютенс. -  М.: ИНФРА-М, 2009.
     10      Мордовин  С. Л. Управление персоналом: современная  российская практика [текст]  / С. Л. Мордовин. – Спб.: Питер, 2009.
     11      Скавитин А.В., Методические подходы к управлению текучестью кадров [текст] / А.В.  Скавитин.  – М., 2008.

     Список  сокращений

АТС - автоматические телефонные станции
г. - год
д. - дней
др. - другие
ИТР - инженерно-технические работники
млн. - миллионов

МУП - методы управления персоналом

ООО - общество с ограниченной общественностью
ОПС - охранно-пожарная сигнализация

ППСУП - принципы построения системы управления персоналом

ПУП - принципы управления персоналом

рис. - рисунок
руб. - рублей
т.д. - так далее
т.е. - то есть
т.к. - так как
т.п. - тому подобное
табл. - таблица
тыс. - тысяч
ФРБ - фонд рабочего времени
ч. - час
чел. - человек
IT – информационные технологии

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия