Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 22:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

Ekzamen_ekonomicheskaya_teoria.doc

— 996.00 Кб (Скачать файл)

То, как фирма будет действовать на рынке, каковы будут ее результаты ее деятельности зависит не только от размеров фирмы (количества используемых ресурсов), но и от того, кто в фирме принимает решения, какие цели преследует и какую ответственность при этом несет. Существуют разные виды фирм. В связи с этим все предприятия в рыночной экономике можно разделить на: 
а) частные коммерческие предприятия; 
б) частные некоммерческие предприятия; 
в) государственные предприятия; 
г) смешанные (частно-государственные) предприятия. 
Частные коммерческие предприятия (организации) – это фирмы, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Деятельность таких предприятий определяется рынком. 
Частные некоммерческие (неприбыльные) предприятия (организации) – предприятия, не преследующие в качестве основной цели своей деятельности получение прибыли. Последнее не означает, что такие предприятия вовсе не могут иметь прибыль. Они создаются для удовлетворения каких-либо общественных нужд, а извлечение ими прибыли трактуется законом, не как основная, но как сопутствующая цель. При этом, в отличие от коммерческих фирм, некоммерческие предприятия не имеют права распределять полученную прибыль между своими учредителями. Частными некоммерческими предприятиями являются потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, благотворительные фонды и т.п. Зачастую в форме таких предприятий действуют образовательные и лечебные учреждения, базы отдыха и т.д. 
Государственные предприятия могут быть как коммерческими, так и некоммерческими. Обычно деятельность таких предприятий определяется политическими решениями, а не рынком. 
В рыночной экономике большинство товаров и услуг производится частными коммерческими предприятиями. 
Частные коммерческие предприятия могут иметь следующие организационно-правовые формы: индивидуальное предприятие, полное товарищество, коммандитное товарищество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, производственный кооператив. Рассмотрим их особенности. 
Индивидуальное предприятие создается гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Такой предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое по закону взыскание не может быть обращено. 
Полное товарищество – товарищество, участники которого занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут солидарную ответственность по его обязательствам своим имуществом. 
Коммандитное товарищество (товарищество на вере) – товарищество, в котором наряду участниками, занимающимися предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несущими солидарную ответственность по его обязательством своим имуществом, имеется один или несколько вкладчиков (коммандитистов). Последние не занимаются предпринимательской деятельностью и несут риск убытков только в пределах своих вкладов. 
Общество с ограниченной ответственностью – общество, уставный фонд которого разделен на доли. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только в пределах стоимости своих вкладов. 
Общество с дополнительной ответственностью – отличается от предыдущего тем, что ответственность участников не ограничивается стоимостью вкладов, но распространяется и на остальное имущество членов общества. 
Акционерное общество (АО) – общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков только в пределах стоимости своих вкладов. 
Производственный кооператив – это объединение граждан на основе членства для совместного ведения какой-либо хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении имущественных паевых взносов.

 

33. Издержки производства  их виды.

Главный мотив деятельности любой  фирмы в рыночных условиях – максимилизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях  ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую фирмой продукцию. Поскольку  издержки – это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу. Это относится к выпуску уже освоенной продукции к переходу на новые изделия .

Переменные издержки меняются в прямой зависимости от объема производства . Они связаны с затратами на покупку сырья и рабочей силы

Постоянные издержки – это расходы, которые остаются неизменными, каково  бы ни было количество производимой продукции. К ним относятся плата за аренду помещения, затраты на оборудование, оплату управленческого и административного персонала, оплата по облигационным займам, страховые взносы, часть которых обязательна, оплата охраны и т.п.

Современная экономическая теория совершенно по-иному подходит к трактовке  издержек. Она исходит из ограниченности используемых ресурсов и возможности  их альтернативного использования. Под альтернативным использованием понимается, например, возможность производства из дерева строительных материалов, мебели, бумаги, ряда химических продуктов.

С этой точки зрения можно утверждать, что издержки, которые следует учитывать при принятии экономических решений, это всегда альтернативные издержки, - т.е. альтернативная стоимость (ценность) ресурсов при наилучшем  альтернативном варианте их применения.  Издержки  делится на внешние (явные) и внутренние (неявные);  постоянные и переменные; средние; предельные;  валовые.

Как правило основная часть затрат фирмы представляет собой  явные издержки – денежные выплаты поставщикам факторов производства . Другими словами –это ее фактические расходы на оборудование , сырье , энергию , полуфабрикаты , заработную плату , аренду помещения и т.д.

Вместе с тем, часто фирма  использует ресурсы, которые принадлежат  ей самой (собственный капитал в  денежной форме, собственные производственные помещения, профессиональные навыки владельца фирмы и т.п.). Фирма не несет непосредственных денежных расходов на оплату этих ресурсов, они для нее являются как бы «бесплатными». Однако в мире ограниченных ресурсов действительно бесплатного ничего не бывает, каждый ресурс имеет свою альтернативную стоимость. Поэтому использование фирмой такого «бесплатного» (с точки зрения бухгалтера) ресурса фактически связано с отказом  от получения дохода при его альтернативном применении, т.е. с определенными издержками. Такие альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, называются  неявными издержками. Хотя неявные издержки не отражаются в бухгалтерской отчетности (не включаются в бухгалтерские издержки), их необходимо брать в расчет при принятии экономических решений, что позволяет эффективно использовать все вовлеченные в процесс производства ресурсы.

Невозвратные издержки – одноразовые издержки. К невозвратным издержкам относятся, например, затраты на изготовление вывески с названием фирмы . Невозвратные издержки не имеют альтернативной стоимости и не включаются в экономические издержки . Бухгалтерская прибыль – это разница между общей выручкой фирмы и явными (денежными) издержками . Экономическая прибыль – это разница между общей выручкой фирмы и всеми издержками (явными и неявными).

 

34. Доходы фирмы и их виды. Факторы максимизации прибыли,  условия максимизации прибыли.

Доходы и их виды. Прибыль

Итак, экономические  ресурсы имеют своих собственников. Те сами их потребляют или, что чаще бывает, продают на рынках ресурсов и получают за это плату в виде доходов. Покупатели ресурсов (преимущественно фирмы) имеют возможность оплатить их, так как продают на товарных рынках произведенную на базе экономических ресурсов продукцию и также получают за это плату в виде доходов. Таким образом, доходами называются поступления от продажи экономических ресурсов и продукции.

Виды факторных  доходов

Доходы  от экономических ресурсов (факторов производства) называют факторными доходами. Собственники факторов производства (экономических  ресурсов) получают следующие виды доходов:

-от природных  ресурсов — ренту (земельную,  горную, плату за воду и т.д.);

-от трудовых  ресурсов — заработную плату; 

-от капитала  — процент (как доход собственников  денежного капитала) и прибыль  (как доход собственников реального  капитала);

-от предпринимательских  способностей — предпринимательский  доход;

-от знаний  —доход от интеллектуальной собственности.

В хозяйственной  жизни, особенно у фирмы, не всегда есть возможность разграничивать эти  виды факторных доходов, тем более  что они часто совмещаются с доходами от продажи продукции.

Правило максимизации прибыли на конкурентных рынках означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении  равны их ценам, или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении не станет равен его цене: MRPi = Рi.

Производство  и реализация каждой дополнительной единицы товара увеличивает общую  выручку (TR) на величину предельной выручки (MR). Общие издержки (TC) при этом увеличиваются  на величину предельных издержек (MC):

 ·        если MR > MC, прибыль растёт, следовательно,  фирма будет наращивать объем  производства.

 ·        если MR < MC, прибыль падает, и фирма будет  сокращать объем производства. Отсюда  условие максимизации прибыли:  фирма должна производить такой  объем производства Q, при котором  MR=MC.

 

35. Основной оборотный  капитал.

Физический капитал (основной)– это материализованный в зданиях, станках и оборудовании капитал, функционирующий в процессе производства несколько лет.

Оборотный капитал-включающий сырье, материалы, энергетические ресурсы, расходуется за один производственный цикл. Деньги, затраченные на оборотный капитал, полностью возвращаются к предпринимателю после реализации продукции. Затраты на основной капитал не могут быть возмещены так быстро. Человеческий капитал возникает как следствие образования, профессиональной подготовки и поддержания физического здоровья. 

 

36. Физический и моральный износ основного капитала. Амортизация.

С течением времени капитал может  уменьшиться как по натуральной  форме, так и по стоимости. Этот процесс  получил название амортизации, или обесценения капитала. Обесценение может быть обусловлено различными факторами. Так, различают физический и моральный износ капитала. В первом случае обесценение оборудования, зданий происходит в силу их физического снашивания (обветшание, поломки) в процессе производства и просто в силу времени под воздействием сил природы (ржавение, гниение и пр.) При моральном износе обесценение происходит в связи с появлением нового поколения техники, более производительной и дешевой в расчете на единицу мощности. В этом случае даже ни дня не работавший станок старого поколения мгновенно «теряет» свою стоимость.

Возмещение физически изношенного  и морально устаревшего оборудования происходит за счет амортизационных  отчислений (это та часть стоимости основного капитала, которая ежегодно отчисляется и входит в стоимость производимой продукции как статья затрат). А отношение ежегодной суммы амортизационных отчислений к стоимости основного капитала, выраженное в процентах, называется нормой амортизации.

 

37. Положение фирмы  в конкурентной отрасли.

На рынке с развитой конкуренцией все фирмы подвержены атакам конкурентов. Наступательные действия могут быть применены как недавно внедрившимися  в отрасль фирмами, так и авторитетными  фирмами, желающими упрочить свои позиции на рынке.

Существует несколько способов, с помощью которых фирма может  удержать конкурентное преимущество.

Один сводится к устранению любых  возможностей, которыми могут воспользоваться  конкуренты во время проведения наступления.

Варианты включают в себя:

1.Расширение номенклатуры продукции 

2.Выпуск новых образцов или  сортов 

3.Снижение цен на образцы,  имеющие наибольшее сходство  с образцами конкурента 

4.Заключение эксклюзивных соглашений  с посредниками и распределителями  и предотвращение заключения сделок между ними и конкурентом

5.Предоставление посредникам скидок  и предотвращение деловых связей  между ними и другими поставщиками.

6.Сокращение срока доставки  запасных частей 

7.Расширение перечня гарантийных  услуг 8.Защита авторских прав на  продукцию, технологию

Данные меры служат для укрепления существующего положения фирмы, но также дают повод для принятия конкурентами ответных мер.

Второй подход заключается в  предупреждении конкурентов, что для  них существует реальная опасность подвергнуться мощному противодействию в случае применения наступательной стратегии. Цель - заставить конкурентов отказаться от наступления вообще или по крайней мере заставить их проводить наступление там, где оно менее всего угрожает защищающейся фирме.

Еще один способ заставить конкурентов  отказаться от наступления - снижение стимула получения прибыли, который  понуждает конкурентов проводить  наступление. Если доходы фирмы или  отрасли промышленности заманчиво  высоки, конкуренты более самоотверженно преодолевают препятствия, созданные защищающейся фирмой и борются с противодействием. Защищающаяся фирма может отклонить наступление, особенно недавно внедрившихся фирм, намеренно отказываясь от некоторых краткосрочных прибылей и используя такие методы счетоводства, которые скрывают истинную прибыль.

 

38. Несовершенная конкуренция,  типы рыночной структуры.

Выдающийся вклад в анализ рынка  несовершенной конкуренции внесли Курно, Робинсон, Хикс и другие. Для  лучшего понимания рынка несовершенной  конкуренции рассмотрит классификации

Табл. 1. Рыночные структуры и формы  конкуренции.

Формы конкуренции

Признаки

Степень контроля.

1. Совершенная

1. Множество фирм производящие  данный продукт.

2. Однородность продукции.

3. Отсутствие ограничения для  межотраслевого перелива капитала.

4. Полная информация о рынке  (производящий и рынки)

Отсутствие контроля на рынке

2. Несовершенная:

1. Монополия (чистая).

2. Дуополия

 

3. Олигополия

 

 

 

 

 

 

4. Монополия конкуренция с дифференциации  продукции.

1. Данный продукт производиться на одной фирмы.

Очень высокая

1. Производство сосредоточенно  на двух фирмах.

Частный контроль

1. Относительно не большое количество  фирм данный вид продукции.

2. Производиться либо однородная  продукция, либо не значения  дифференциации продукции.

Частный контроль

1. Множество производства много  действий или воображенных различий  в продукцию  

Очень сложный контроль над ценами.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"