Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 22:56, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Экономическая теория".

Файлы: 1 файл

Ekzamen_ekonomicheskaya_teoria.doc

— 996.00 Кб (Скачать файл)

Этот эффект может появляться в  отношении товаров первый необходимости  для групп и потребителей с  низким уровнем дохода.

Эффект Энгеля (сноба) состоит в том, что при повышении цены, объем покупок возрастал. Этот эффект наблюдается в отношении товаров престижного качества для групп и потребителей с очень высоким уровнем дохода.

На рыночный спрос также  оказывают  влияние не ценовые факторы:

Цены на товары субституты(заменители)

Цены на комплиментраные (дополняющие) товары

Доходы потребителя

Мода, сезонность, вкусы, предпочтения

Инфляционные ожидания потребителя 

Число потребителей на рынке и их состав по полу и возрасту

 

23. Рыночное предложение,  кривая предложения, закон предложения факторы, определяющие предложения.

Рыночное предложение–это то количество товара, которое производители готовы предоставить на рынок при любой возможной цене.

Объем предложения это количество товара, которое производители готовы предоставить на рынок при данной цене на данный период времени.

Закон предложения: чем выше цена товара, тем большее количество данного  товара захотят поставить на рынок  производители(при прочих равных условиях и наоборот)

Не ценовыми факторами предложения  является:

Цены на товары субституты(товары, замещающие друг друга)

Цены на комплиментарные товары (товары, дополняющие друг друга)

Издержки производства

Налоги, субсидии, дотации, количество производителей на рынке, сезонность, рациональные ожидания производителя

Фактор времени

Если изменяется один или несколько  факторов, то изменяется положение  кривой предложений.

 

24. Равновесие и неравновесие  рынка. Равновесная цена, равновесный  объем.

Цена равновесия- это цена, по которой  потребители готовы покупать товары, а производители готовы поставлять данный объем товаров.

Нарушать равновесие на рынке может  изменение любого неценового фактора.

Равновесие на товарном рынке можно  рассматривать только для краткосрочного периода, а в долгосрочном периоде  цена равновесия меняется. 

 

25. Эластичность рыночного спроса.

Эластичности спроса зависит от цены и от дохода

Эластичность спроса по цене– это  степень реакции объема спроса на изменение цены, она показывает в  какой степени будет, меняются объем  спроса при изменении цены.

Эластичность спроса отражает коэффициент эластичности спроса по цене, он рассчитывается. Коэффициент эластичности спроса  есть отношение изменение объема спроса к вызвавшему его изменению цены.

Эластичность спроса по доходу-это  степень рации объема спроса на изменение  дохода потребителя, она рассчитывается в виде коэффициента, который представляет отношение изменения объема спроса к взывавшему его изменению дохода.

Неэластичный спрос возникает  на продукты питания, продукты первой необходимости.

 

26. Эластичность рыночного предложения. Влияние фактора времени на эластичность предложения.

Эластичность предложения-это степень  реакции объема предложения на изменение  цены. Коэффициент эластичности это  отношение изменения объема предложения  к изменению цены. Можно выделить абсолютно неэластичный спрос и абсолютно эластичный. Важнейшим фактором эластичности предложения является фактор времени, если рассматривать долгосрочной период, то любое предложение становится эластичным.

 

27. Предельная полезность  потребительских благ.

Полезность — это удовлетворение, которое благо приносит потребителю. Определяя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление блага. Для этого каждый потребитель как бы выстраивает для себя шкалу, по которой он оценивает размер пользы для себя от различных благ. Понятно, что у разных людей она различна: если человек любит охоту, то охотничье ружье представляет для него большую пользу, а для всех остальных оно малополезно. Однако в том или ином обществе возможно выявление средних для всех его членов оценок полезности различных благ или хотя бы сравнений: какое благо для них более полезно, а какое — менее.

Предельная полезность любого блага  определяется приростом совокупной полезности, получаемым в результате потребления дополнительной (следующей) единицы данного блага. Закон убывающей предельной полезности гласит, что каждая последующая (предельная) порция блага все менее полезна с точки зрения индивидуума, а в результате и совокупная полезность всего блага для него снижается. Таким образом, если блага много, то оно ценится очень дешево, а именно по полезности последней (предельной) доступной потребителю порции этого блага. В нашем примере это полезность для потребителя последнего стакана воды, которая и определит его оценку полезности пресной воды.

 

28. Рациональность потребителя.

Блага в теории потребления это  любой объект потребления, приносящий определенное удовлетворение потребителю, то есть повышающий его благосостояние. Чаще всего блага потребляются не по отдельности, а в определенных наборах, "корзинах". Набор благ-это совокупность данных количеств, данных видов благ, совместно потребляемых в данный период времени. Для каждого потребителя существует множество всех реально возможных наборов потребляемых благ, представляющие собой потребительское множество. В своих рассуждениях экономисты исходят из рассуждений, что потребители ведут себя на рынке рационально. В самом общем смысле вести себя рационально-значит достичь максимального результата при ограниченных возможностях.

Экономическая теория утверждает, что  ограниченность дохода вынуждает потребителя  совершать выбор из огромного  количества товаров, предлагаемых ему  на рынке. Также она утверждает что  не существует объективного критерия, позволяющего сделать вывод, какой из этих наборов будет лучшим для потребителя. Потребитель выбирает "наилучший набор" товаров исходя из своей индивидуальной, субъективной точки зрения. Вести себя на рынке национально это вовсе не значит быть прижимистым, мелочно расчетливым.

Теория потребительского поведения  признает национальным потребителем и  человека который готов потратить  доход чтобы сделать приятно  другому, и того человека, который  положит доход в банк. Каждый потребитель  имеет собственную, индивидуальную шкалу предпочтений, и реализуй ее при ограниченном доходе стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения. Если заменить термин удовлетворение более подходящим - полезность, то рациональное потребление потребителя состоит в том, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе.

Если мы построили график, на котором  ось абсцисс будет означать количество одного товара, а на ординате-другого. Тогда набор благ будет соответствовать определенному количеству и того и другого.

Экономические решения потребителя при выборе благ продиктованы желанием достичь наибольшей выгоды при имеющихся возможностях. Это выгода представляющая собой степень благосостояния называется полезностью.

Теория потребления исходит  из того что потребитель при выборе благ имеет определенные, последовательные, индивидуальные вкусы и предпочтения и он ограничен в выборе этих вкусов и предпочтений бюджетным ограничением и в этих условиях он делает выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность.

Потребитель стремится максимизировать общую полезность при ограниченном доходе.

Предпосылки(аксиомы), обеспечивающие существование системы последовательных предпочтений:

Аксиома полной упорядоченности предпочтений потребителя. Она означает что делающий покупку потребитель всегда может указать какой из каждых 2 сравниваемых наборов благ лучше другого, либо они равноценны.

Аксиома транзитивности предпочтений потребителя для принятия определенного  решения и последующего его осуществления. Чтобы принять какое либо экономическое решение потребитель должен последовательно переносить предпочтения. Фактически речь идет о логичности и последовательности поведения потребителя.

Рефлективность предпочтений потребителя. Фактически это означает что предпочтения любого потребителя в рамках данной ситуации выбора должны быть зафиксированы на одних и тех же наборах благ.

Предположение о ненасыщаемости потребностей–для решения каждой данной проблемы потребления  большее количество любого блага  всегда будет предпочтительнее чем  меньшее количество того же блага, к этому утверждению не подходят антиблага.

Предположение о непрерывности  предпочтений потребителя, оно  означает, что где то в промежутке между явно лучшим и заведомо худшим по отношению к данному набору, всегда найдется более не менее равноценный ему.

Используя эти аксиомы определим  функцию полезности потребителя: чтобы  формализовать поведение потребителя,( то есть описать его целевые установки)

U=f(x1,x2,xn)

X-количество потребляемых благ 

Зависимость уровня полезности от набора потребляемых благ, называется функция полезности.

Фактически эта целевая функция  действия потребителя в процессе выбора, потребитель стремиться количественно, максимизировать ее значение.

 

29. Бюджетная линия  и кривые безразличия.

По сути функция полезности это определенная форма выражения упорядочения предпочтений потребителя. Наглядно предпочтения могут быть выражены с помощью кривых безразличия и бюджетных линий.

Теория потребительского выбора, кроме  теории предельной полезности включает в себя также рассмотрения бюджетной линии и кривых безразличия. Концепции "бюджетных линий и кривых безразличия" авторы: Хикс и Эджоурд, Парето.

Рассматривают поведение потребителя  с 2 сторон: с точки зрения того, что  может позволить себе потребитель  при данном ограниченном доходе; во вторых, что он хотел бы иметь из наличного набора товаров, каждый из которых представляется ему равноценным.

Смысл бюджетной линии: предположил  потребитель мистер Х выбирает между 2 товарами: одежда и продукты питания, при этом доход его не меняется и составляет 600€, при этом условная единица стоит 60€, а условная единица продуктов питания 10€. Очевидно, что мистер может купить либо 10 ед одежды или 60 ед питания.

Если доход потребителя снизится, например до 430 € то бюджетная линия  сместиться параллельно вниз. При увеличении-вверх. Если цены на продукты питания снизятся, то положение линии будет следующим:

 

Кривые безразличия.

Бюджетная линия дает ответ  на вопрос, что можно приобрести потребитель, но для окончательного ответа о его поведении на рынке надо учитывать, то он желает купить. Желание приобрести товары, входящие в набор отражает предпочтения потребителя, их можно исследовать с помощью, так называемых кривых безразличия, такую кривую можно путем опроса нашего потребителя, предлагая оценивать ему различные сочетания одежды и продуктов питания. Причем нас будут интересовать такие сочетании этих благ, которые приносят потребителю с его точки зрения одинаковое удовлетворение. Это будет означать, что потребителю безразлично какой именно из этих наборов приобретать , поэтому кривая, построенная по этим точкам, называется кривой безразличия.

 

30. Эффекты дохода, замещения  и цены.

Эффект дохода

Возникает вследствие того, что при  снижении цены одного из благ потребительской  корзины покупатель может предъявить возросший спрос при прежней  величине дохода, а при повышении  цены на товар вынужден будет снизить  спрос при прежнем доходе. Как правило, при повышении цены товара потребитель в силу эффекта дохода приобретает больше относительно дешевых товаров-заменителей и меньше – дорогих.

Эффект замещения

Указывает на то, что при изменении  соотношения цен товаров потребитель  замещает относительно подешевевшим товаром другие блага, которые относительно подорожали. При этом цена одного из товаров потребительской корзины может оставаться неизменной: если дорожает первый товар, второй относительно дешевеет, если первый товар абсолютно дешевеет, второй относительно дорожает.

Общий эффект, определяющий решение  потребителя при изменении цены одного из товаров потребительской  корзины – сумма эффектов дохода и эффекта замещения.

 

Эффект дохода и эффект замещения  впервые исследовали Дж.Хикс и  Е.Слуцкий, которые по-разному оценивали их величину в общем эффекте. По Хиксу реальный доход можно считать неизменным, если при новом соотношении цен потребитель располагает доходом, который обеспечивает достижение прежнего уровня общей полезности. В трактовке Слуцкого неизменность реального дохода означает возможность при новом соотношении цен приобрести набор благ, соответствующий рациональному выбору при старом соотношении цен.

 

31. Рента потребителя.

Рента потребителя = избыток потребителя. Эта категория заключается в следующем: потребитель платит за каждую единицу товара одинаковую цену, равную предельной полезности последней, наименее ценной для него единицы. Это значит, что на каждой единице товара, предшествующей этой последней, потребитель получает некоторую выгоду. Потребительская рента это разница между суммой денег, которую потребитель был согласен уплатить, и той суммой, которую он реально уплатил. Определение Маршала: рента потребителя – это избыток цены, которую потребитель готов был бы заплатить (скорее, чем вообще обойтись без данного товара), сверх той цены, которую он действительно платит. Чем ниже цена, тем больше величина потребительской ренты. Избыток производителя представляет собой аналогичный показатель для производителя. Рента (выигрыш) производителя – это разница между рыночной ценой и предельными издержками выпускаемой продукции. Предельные издержки указывают на минимальную цену, при которой фирма согласилась бы вообще производить каждую дополнительную единицу продукции.

 

32. Виды фирм.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"