Эмпирические методы исследования систем управления: наблюдение, изучение документации, сравнение, измерение, эксперимент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 22:02, контрольная работа

Описание работы

В зависимости от того, на каком уровне производится исследование и какие цели оно преследует, применяются и соответствующие общие методы познания.
Для удобства изучения и практического применения тех или иных методов их целесообразно разделить на три группы:
 методы эмпирического исследования;
 методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования;
 методы теоретического исследования.
Настоящая работа раскрывает сущность эмпирических методов исследования.

Содержание работы

Введение 3
1.Методы исследования систем управления: 5
1.1. Общая характеристика 5
1.2. Методы наблюдения 7
1.3. Метод изучения документации 9
1.4. Метод сравнения 11
1.5. Метод измерений 12
1.6. Метод эксперимента 14
2. Практическая часть. Рынок авиационных пассажирских перевозок России 17
2.1.База данных и методика эмпирического исследования 17
2.2. О состязательности рынка авиаперевозок России 18
2.3. О неоднозначности влияния вертикальной интеграции на общественное благосостояние 25
2.4. О возможности входа в отрасль авиационных пассажирских перевозок 29
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 313.01 Кб (Скачать файл)
  • состав членов правления и их заместителей, состав ревизионной комиссии;

  • приказы о назначении генерального директора (президента) и его заместителей;

  • нормативно-правовые документы по основным направлениям деятельности организации и менеджмента, в том числе законы и другие подзаконные акты;

  • ОСУ организацией и ее структурных единиц;

  • экологический паспорт;

  • показатели активов и пассивов балансовых отчетов, отчетов о финансово-экономических результатах и их использовании, отчетов о прибылях и убытках, других бухгалтерских, учетных и статистических документов;

  • входящие и исходящие документы;

  • положения о подразделениях, руководящие документы, методики, стандарты, должностные инструкции, процедуры и другие документы.

 

1.4. Метод сравнения

1.4.1. Сущность метода сравнения

В общем плане метод сравнения представляет собой способ сопоставления исследуемых объектов, для их последующей классификации, упорядочения и оценки. Он позволяет в зависимости от цели исследования определять различия или общность исследуемо го объекта с аналогом, т.е. с эталоном, образцом конкурента, лучшим мировым образцом, лучшим образцом страны, средним образцом, стандартом, регламентом, нормативом и т.п.

В принципе это процесс сопоставления, т.е. установления сходства или различия предметов и явлений действительности, а также нахождения общего между двумя или несколькими одного назначения и (или) однородными объектами единого класса. В соответствии с этим между сравниваемыми объектами возможны отношения тождества или различий.

1.4.2. Требования к методу сравнения

Эффективность использования данного метода может быть достигнута при условии соблюдения ряда требований. В частности, должны сравниваться:

  • только те объекты, между которыми существует объективная общность;

  • только те свойства объекта, которые существенны и наиболее важны для достижения целей исследования свойства объекта.

Однако при наличии определенных целей сравнению могут подлежать объекты различного назначения. Такое сравнение может осуществляться непосредственно между ними или опосредованно — путем сравнения их с неким третьим объектом (например, эталоном). В первом случае обычно получают качественные результаты (например: больше, меньше; выше; ниже). При сравнении с эталоном получают количественные характеристики. Такое сравнение можно назвать измерением.

С помощью сравнения информацию об объекте можно получить в виде:

  • непосредственного результата сравнения (первичную информацию);

  • результата обработки первичных данных (вторичную или производную информацию).

 

1.5. Метод измерений

1.5.1. Сущность метода и классификация измерений

Метод измерений следует рассматривать как совокупность приемов использования принципов и специальных средств измерений, осуществляемых для нахождения фактических величин показателей объектов в процессе исследования СУ. Часто он рассматривается как метод сравнения с мерой, т.е. измеряемую вели сравнивают с определенной мерой (масса, сила тока, напряжение, норматив трудоемкости, численность).

Таким образом, можно утверждать, что измерение как метод воз никло из операций сравнения, но в целом оно является более объективным, мощным и универсальным познавательным средством.

Все измерения подразделяются:

  • по способу получения результатов измерений — на прямые (искомое значение измеряемых величин определяют на основе опытных данных), косвенные (искомое значение определяемой величины исчисляют исходя из известных функциональных зависимостей, измеренных прямым способом значений других показателей), совокупные (основанные на одновременном измерении прямым способом сочетаний нескольких одноименных величии, при которых искомое значение находят решением системы уравнений) и совместные (производимые одновременно измерения двух или более не одноименных величин для нахождения зависимости между ними);

  • по характеру зависимости измеряемой величины от времени — на статические, при которых измеряемая величина от времени не изменяется, и динамические, когда измеряемая величина с течением времени изменяется;

  • по способу выражения результатов измерений — на абсолютные, основанные на прямых измерениях одной или нескольких основных величин или на использовании определенных констант, и относительные, базирующиеся на отношении измеряемой величины к принимаемой исходной одноименной величине;

  • по направлению измеряемых видов деятельности — на техническое, экономическое, социологическое и т.п. (эти виды измерений правомерно отнести к смешанным методам исследования, поскольку они включают в свой арсенал, как правило, исследовательские методы разных классификационных групп).

1.5.2. Основные инструментальные положения метода

По способу выражения результатов метод измерений имеет две разновидности: метод непосредственно измерений и измерительно-расчетный.

Измерение предполагает наличие и использование:

  • объекта измерения,

  • эталона,

  • измерительного устройства,

  • метода измерения.

Среди всех приемов измерений к наиболее общим относят:

1) прием непосредственной  оценки, заключающейся в определении измеряемой величины по отсчетному устройству измерительного прибора прямого действия (например по циферблату весов);

2) сравнение с мерой (эталоном) которое в частности может образовывать методы: противопоставления; дифференциальный; нулевой; полного и не полного замещения; совпадений; параметрической стабилизации и др.

 

1.6. Метод эксперимента

1.6.1. Сущность, виды и преимущества метода

Метод эксперимента (от лат. проба, опыт) представляет собой контролируемый и управляемый способ исследования объекта, предполагающего активное участие исследователей и их целенаправленных воздействий на него в искусственно созданных моделированных (мысленно или близких к действительности) или реальных условиях. Часто он предполагает использование ряда других методов исследования, в том числе методов наблюдения, измерения и сравнения.

В целом этот метод основывается на непосредственном измерении показателей или на обнаружении и подсчете (регистрации) числа различных событий, объектов, явлений с помощью всевозможных технических измерительных средств и контрольных приборов. В повышении объективности определяемых им значений большую роль играет метрологическое обеспечение.

В зависимости от условий проведения различают эксперимент:

  • моделированный мысленно и реально;

  • натурный, т.е. прямой.

По своей основной цели все эксперименты можно подразделить следующим образом:

  • поисковые, предназначенные для уточнения предположений, догадок и т.п. на основе сбора эмпирической информации;

  • проверочные, осуществляемые для эмпирической проверки гипотезы или теории.

При постановке эксперимента следует тщательно продумывать не только выбор и применение тех или иных технических средств, но и, главное, план его проведения, возможные результаты и по следствия. Однако очевидно, что единого подхода и схемы для всех возможных случаев при проведении такой работы быть не может. В связи с этим возникло самостоятельное научное направление — теория планирования эксперимента, что в большей части относится к экспериментальным исследованиям, требующим использования статистических методов.

По отношению к теории планирования эксперимент может быть:

  • факторный;

  • регрессионный, экстремальный;

  • дискриминирующий;

  • имитационный.

Преимущества экспериментального изучения объекта по сравнению с наблюдением следующие:

  • эксперимент, проводимый в условиях приближенных к реальным, позволяет объективно в достаточно «чистом» виде исследовать связи и свойства изучаемого объекта;

  • в процессе проведения эксперимента можно исключать побочные факторы, затрудняющие понимание основного процесса функционирования исследуемого объекта;

  • эксперимент можно, как правило, повторять необходимое число раз.

В общем случае проведение эксперимента включает:

1) разработку программы  и плана эксперимента;

2) подготовку проведения  эксперимента;

3) проектирование моделей, установок, мероприятий по безопасности и снижению рисков, систем фиксации, сбора, накопления и обработки информационных данных;

4) выполнение экспериментальных работ;

5) анализ результатов  эксперимента;

6) обобщение, оценку и разработку рекомендаций по использованию результатов эксперимента.

1.6.2. Сфера применения метода

Метод эксперимента обычно используют в следующих случаях:

  • проверка правильности теоретических положений;

  • поиск, обнаружение и получение новых знаний об исследуемом объекте и его свойствах;

  • демонстрация новых знаний и свойств изучаемого объекта.

Эксперимент как метод изучения широко используется в раз личных сферах исследовательской деятельности и может быть управленческим, социологическим, экономическим, финансовым, социально-экономическим, маркетинговым, экологическим, техническим, технико-экономическим, производственным, технологическим, политическим, геополитическим, конструкторским и т.д.

Применительно к СУ, где основным элементом является чело век, проведение эксперимента должно быть открытым, этичным, безопасным, ограниченным по масштабам и относительно осторожным, чтобы не нанести вреда каждому работнику в частности и персоналу в целом. Распространение результатов эксперимента также должно быть сбалансированным.

 

 

 

2. Практическая часть. Рынок авиационных пассажирских перевозок России

Цель данной работы — охарактеризовать сложившуюся структуру рынка авиационных пассажирских перевозок в России и предпосылки ее эволюции. Для достижения этой цели мы избрали следующий порядок изложения. Во-первых, мы эмпирически оценим уровень конкуренции в данной отрасли, опираясь на базу данных по всем действующим авиакомпаниям России. Во-вторых, покажем негативное влияние единой собственности (аффилированности) «аэропорт — авиакомпания» на степень конкуренции в отрасли и проанализируем положительные эффекты от вертикальной интеграции подобного рода на уровень общественного благосостояния. И наконец, выявим наиболее эффективные способы входа новых участников на рынок авиационных пассажирских перевозок.

2.1.База данных и методика эмпирического исследования

Основным источником информации для исследования уровня конкуренции в АПП послужила нам база данных Федерального государственного унитарного предприятии «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». В работе использованы данные по тремстам пятидесяти пяти компаниям-авиаперевозчикам РФ, вошедшим в отрасль в период с 1991 по 2006 год. Кроме того, мы пользовались статистическими и отчетными материалами Росавиации, Транспортной клиринговой палаты, Федерального агентства воздушных сообщений РФ, Министерства транспорта РФ.

Данные из официальных источников мы дополнили результатами собственных исследований. Нами было проведено анкетирование и интервьюирование ста пятидесяти шести экспертов различных российских авиакомпаний. Опросный лист анкеты состоял из шести блоков:

  • первый блок позволял оценить структуру исследуемой отрасли, параметры и особенности оперирующих авиакомпаний;
  • во втором блоке мы предлагали респондентам проанализировать доступность сегментов отрасли АПП с точки зрения возможности роста укоренившихся в данном сегменте компаний и прихода новых игроков;
  • третий блок определял, существуют ли обстоятельства, препятствующие входу потенциальных новичков в данную отрасль;
  • в четвертом блоке, детализирующем третий, экспертов просили разделить выявленные барьеры на структурно-технологические и поведенческие;
  • пятый блок давал информацию о видах барьеров;
  • ответы экспертов на вопросы шестого блока позволяли протестировать гипотезу о возможности преодолеть барьеры, выявленные в пятом блоке, посредством различных институциональных форм роста компании.

В качестве таких форм респондентам предлагалось оценить «франчайзинг», «совместное использования кода», «соглашения о блокировании мест», «совместно обслуживаемый полет». Таким образом, первая группа вопросов помогла нам проанализировать структуру рынка авиационных пассажирских перевозок РФ и оперирующих компаний; другая — определить наиболее значимые барьеры входа в отрасль; и следующая группа выявила те формы роста компании, которые наиболее перспективны для преодоления отмеченных выше барьеров.

Информация о работе Эмпирические методы исследования систем управления: наблюдение, изучение документации, сравнение, измерение, эксперимент