Эмпирические методы исследования систем управления: наблюдение, изучение документации, сравнение, измерение, эксперимент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 22:02, контрольная работа

Описание работы

В зависимости от того, на каком уровне производится исследование и какие цели оно преследует, применяются и соответствующие общие методы познания.
Для удобства изучения и практического применения тех или иных методов их целесообразно разделить на три группы:
 методы эмпирического исследования;
 методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования;
 методы теоретического исследования.
Настоящая работа раскрывает сущность эмпирических методов исследования.

Содержание работы

Введение 3
1.Методы исследования систем управления: 5
1.1. Общая характеристика 5
1.2. Методы наблюдения 7
1.3. Метод изучения документации 9
1.4. Метод сравнения 11
1.5. Метод измерений 12
1.6. Метод эксперимента 14
2. Практическая часть. Рынок авиационных пассажирских перевозок России 17
2.1.База данных и методика эмпирического исследования 17
2.2. О состязательности рынка авиаперевозок России 18
2.3. О неоднозначности влияния вертикальной интеграции на общественное благосостояние 25
2.4. О возможности входа в отрасль авиационных пассажирских перевозок 29
Заключение 31
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 313.01 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ

ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ)

 

ФАКУЛЬТЕТ БЕЗОТРЫВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Исследование систем управления

на тему: Эмпирические методы исследования систем управления: наблюдение, изучение документации, сравнение, измерение, эксперимент.

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка гр. М5,6-07-1

Веселова С.Ю.

Проверил: Лапин А.Е.

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

Введение

Характерной особенностью современного состояния рынка является общий рост конкуренции на многих его сегментах. Это приводит к тому, что ранее проводимые мероприятия по повышению конкурентоспособности организации на рынке не приводят к желаемым результатам. Самое время предпринимать кардинальные действия по общему повышению эффективности функционирования предприятия. Поскольку успешность функционирования фирмы, в конечном счете, целиком зависит от правильности принятия решений высшим управленцем, то возрастает степень его ответственности за каждое принимаемое решение, направленное на поиск эффективных путей адаптации системы управления к условиям обостряющейся конкурентной борьбы. В связи с этим требуется большая глубина проработанности в управленческой аналитике, которая невозможна без применения современных методов анализа управленческой деятельности.

Основными категориями, поддерживающими исследования в организациях, как в системах управления, являются категории “метод научного познания”, “средства исследования” и “уровни исследования”.

Под методом понимается система регулятивных принципов практической или теоретической деятельности человека. Метод (греч. путь исследования, теория, учение) — это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Лишь благодаря исследованию различных методов человеческая деятельность может быть эффективной.

Под средствами исследования понимаются материальные системы, замещающие объект исследования (в случае применения моделей) или чело века в трех его основных функциях: чувствующего (микроскоп, телескоп, усилитель); мыслящего (ЭВМ); действующего (ракета, луч лазера).

Исходя из логики движения знания и характера организации познания, можно выделить два основных уровня научного исследования: эмпирический и теоретический, а также методы исследования, которые применяются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях.

Эмпирический уровень исследования. На этом уровне исследователь накапливает факты, информацию об исследуемых объектах и проводит:

    • наблюдения;
    • сравнения:
    • измерения;
    • эксперименты;
    • первичную систематизацию знаний (в форме таблиц, схем, перечней, графиков и т.п.).

Теоретический уровень исследования. На этом уровне происходит синтез накопленных знаний в форме научной теории. В теории понятия и суждения исследуемой области явлений объединены центральной мыслью теории — идеей.

В зависимости от того, на каком уровне производится исследование и какие цели оно преследует, применяются и соответствующие общие методы познания.

Для удобства изучения и практического применения тех или иных методов их целесообразно разделить на три группы:

    • методы эмпирического исследования;
    • методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования;
    • методы теоретического исследования.

Настоящая работа раскрывает сущность эмпирических методов исследования.

 

 

 

1.Методы исследования систем управления:

1.1. Общая характеристика

Эффективность любого исследования систем управления напрямую зависит от того, насколько корректно выбраны методы проведения настоящего исследования.

Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их рациональное применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования проблем, возникших на предприятии. Выбор методов исследования, интеграция различных методов при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования.

Всю совокупность методов ИСУ можно представить в виде трех больших групп:

1) методы формализованного  представления систем управления;

2) методы, основанные на  использовании знаний и интуиции  специалистов;

3) частные методы исследования.

Первая группа — методы формализованного представления систем управления, к ней должны быть отнесены все методы исследования, основанные на использовании математических, экономико-математических методов и моделей исследования систем управления. Среди них можно выделить такие классы как:

  • аналитические (включают методы классической математики — интегральное исчисление, дифференциальное исчисление, методы поиска экстремумов функций, вариационное исчисление и другие, методы математического программирования, теории игр);
  • статистические (включают теоретические разделы математики — математическую статистику, теорию вероятностей — и направления прикладной математики, использующие стохастические представления — теорию массового обслуживания, методы статистических испытаний, методы выдвижения и проверки статистических гипотез и другие методы статистического имитационного моделирования);
  • теоретико-множественные, логические, лингвистические, семиотические представления (разделы дискретной математики, составляющие теоретическую основу разработки разного рода языков моделирования, автоматизации проектирования, информационно-поисковых языков);
  • графические (включают теорию графов и разного рода графические представления информации типа диаграмм, графиков, гистограмм и т. п.).

Эмпирическая совокупность сведений дает первичную информацию о новых знаниях и многих свойствах исследуемых объектов и таким образом служит исходной базой для научною исследования.

Эмпирические методы основаны, как правило, на использовании способов и приемов опытного исследования, позволяющих получить фактическую информацию о СУ. Особое место среди них занимают базовые методы, которые сравнительно часто используются в практической исследовательской деятельности.

К основным в данной группе можно отнести следующие методы исследования:

  • наблюдение — способ сбора информации, осуществляемого на основе регистрации и фиксации первичных данных о СУ;

  • изучение первичной документации — основан на исследовании документированной информации, непосредственно зафиксированной ранее на предприятии;

  • сравнение — позволяет проводить сравнения исследуемого объекта с аналогом;

  • измерение — способ определения фактических численных значений показателей свойств исследуемого объекта посредством соответствующих измерительных единиц, например, ваттами, амперами, рублями, нормо-часами и т.п.;

  • нормативный — предусматривает использование совокупности определенных установленных нормативов, сравнение с которыми реальных показателей СУ позволяет установить соответствие системы, например, принятой концептуальной модели;

  • эксперимент — основан на исследовании изучаемого объекта в искусственно созданных для него условиях.

 

1.2. Методы наблюдения

1.2.1. Основные положения

Метод наблюдения базируется на пассивной фиксации и регистрации параметров и свойств изучаемого объекта в процессе происходящих событий и возникающих ситуаций, в которых исследователь принимает косвенное участие, минимально воздействуя на них при сборе информации.

Наблюдение может проводиться во время работы управленцев и т.п. Таким способом получают, как правило, данные, которые не отражены в документах, например: как организуются работы, выполняются процедуры управления, соблюдаются условия труда и техники безопасности, проявляются творческие способности работников, формируются формальные и неформальные отношения между сотрудниками и в коллективе, используются методы и стиль управления, принимаются управленческие решения и т.п.

По существу, наблюдение представляет собой систематическое целенаправленное восприятие объекта, которое должно удовлетворять, следующим требованиям:

  • целевого подхода (наблюдение ведется для определенной, четко поставленной задачи);

  • планомерности (производится по плану, составленному по задачам наблюдения);

  • целенаправленности (наблюдаются только интересующие стороны изучаемого элемента);

  • активной объективности (исследователь активно непредвзято обосновывает требуемые для исследования процессы изучаемою объекта);

  • систематичности (наблюдение ведется непрерывно или по определенной системе);

  • деликатности и доброжелательности.

Наблюдение как метод познания позволяет получать первичную информацию в виде совокупности эмпирических данных.

1.2.2. Виды наблюдений

В зависимости от классификационных признаков наблюдения могут быть:

  • по особенностям взаимодействия исследователя и объекта изучения — прямые и косвенные;

  • по продолжительности и периодичности — постоянные, периодические (проводимые с определенным периодом, например, один раз в год) и внезапно-случайные;

  • по степени формализации наблюдений — неконтролируемые (используется только общий план наблюдений) и контролируемые (проводятся по детально разработанному плану и процедуре);

  • по положению наблюдателя относительно событий — «включенные» (исследователь адаптируется к СУ и проводит регистрацию «изнутри системы) и сторонние (исследователь регистрирует события «со стороны» системы, не являясь ее участником);

  • по условиям организации наблюдений — естественные, т.е. «полевые (в обычных условиях функционирования системы) и лабораторные (у экспериментально созданных ситуациях);

  • по способу наблюдения и регистрации наблюдения — аудио, визуальные, видео, автоматические, дистанционные, документированные, комбинированные;

  • по объемности — сплошные и частичные.

Методы прямых наблюдений представляют собой способы непосредственных регистраций событий, происходящих в СУ, используемые, как правило, по запланированной процедуре с заранее установленной исследовательской целью и направленные на решение определенных задач.

1.2.3. Способы получения информации методом наблюдения

Эти способы можно подразделить следующим образом:

  • фотография (самофотография, индивидуальная, групповая, бригадная, массовая, многостаночная, целевая, производственная и т.п.) рабочего времени;

  • хронометраж;

  • фотохронометраж;

 

1.3. Метод изучения документации

1.3.1. Основные положения

Метод изучения документация основан на изучении документации (в первую очередь первичной) на письменных или машинных носителях, имеющихся непосредственно в исследуемой СУ.

Анализ любой управленческой информации следует начинать с выявления таких ее свойств, как линейность (возможность записывать информацию построчно), дискретность (в основном, алфавитно-цифровая), возможность хранения, однотипность, массовость, общность возникновения, объемность (по количеству). В зависимости от свойств информации выбирают то или иное техническое средство для ее обработки, документирования и документационного обеспечения работников.

Информация, используемая в управлении, должна обладать: достоверностью, т.е. в определенной мере соответствовать фактическому состоянию описываемого объекта; своевременностью, т.е. удовлетворять требованию ко времени выработки решения; достаточностью, т.е. обеспечивать минимально необходимый объем информации для принятия оптимального решения; доступностью для восприятия; понятностью для восприятия; лаконичностью; экономичностью.

1.3.2. Классификация документации

Все многообразие документов, используемых в управлении и подлежащих анализу, следует классифицировать по соответствующим признакам. Совокупность документов по виду деятельности образуют системы документации, среди которых наиболее применимыми: организационно-распорядительная; конструкторская; технологическая; по изобретательству и рационализации; по стандартизации; плановая; отчетно-статистическая; первично учетная; финансовая и бухгалтерская; расчетно-денежная; по ценообразованию; по материально-техническому обеспечению и сбыту; по социальному обеспечению. В практике управления, безусловно широко используются и другие системы документации (правовые, учебные и т.п.).

1.3.3. Источники документированной информации

Источником сбора, изучения, обобщения и анализа первичной информации, которая при проведении исследований СУ подвергается изучению, обобщению и анализу, служат:

  • данные внешней бухгалтерской отчетности, не являющиеся коммерческой тайной, публикаций, статистических материалов;

  • устав, учредительный договор, протоколы учредительного собрания, подписные листы на акции и другие документы, регламентирующие деятельность организации;

Информация о работе Эмпирические методы исследования систем управления: наблюдение, изучение документации, сравнение, измерение, эксперимент