Экономический рост страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 04:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ влияния государственного регулирования на экономический рост страны.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- определить понятие экономического роста и факторы его определяющие;
- рассмотреть понятие государственного регулирования экономического роста, его методы и формы;
- дать общую характеристику итогов социально-экономического развития в 2013 году;
- охарактеризовать основные факторы снижения экономического роста;
- обосновать мероприятия по повышению темпов экономического роста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ КАК КАТЕГОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ……………………………………………..5
1.1.Понятие экономического роста и факторы его определяющие…..5
1.2. Понятие государственного регулирования экономического роста, его методы и формы …………………………………………………………….9
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………..13
2.1. Общая характеристика итогов социально-экономического развития в 2013 году ……………………………………………………………………..13
2.2. Характеристика основных факторов снижения экономического роста………………………………………………………………………………27
ГЛАВА III. ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА……………………………………35
3.1. Важнейшие государственные меры по обеспечению ускорения роста экономики………………………………………………………………..35
3.2. Модернизация – главный источник экономического роста……..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….50

Файлы: 1 файл

6349 (1).docx

— 871.88 Кб (Скачать файл)

Рисунок 16. ВВП, доходы и расходы федерального бюджета

Ожидается, что в 2014 году инвестиции не увеличатся. Экономический рост может произойти за счет технического обновления, модернизации, которая позволит за десять лет поднять производительность труда в 2,5 раза, сократить энергоемкость ВВП в 2 раза, снизить материалоемкость ВВП в 1,5 раза.

По прогнозу Минэкономразвития РФ, в 2008–2014 гг. импорт вырастет на 67 процентов, а промышленность – только на 15. Конкурентоспособность российской промышленности крайне низка. В 1999–2008 гг. импорт вырос в 5 раз, промышленность – на 80 процентов. В 2004–2008 гг. импорт рос по 30 процентов, промышленность – по 4–6 процентов в среднем в год. Необходимо проводить модернизацию – структурную перестройку народного хозяйства, направленную на сокращение доли топливных и сырьевых отраслей, а также полуфабрикатов и материалов к общему объему ВВП вдвое – с 40 до 20 процентов и увеличение доли готовой продукции с высокой добавленной стоимостью к общему объему ВВП – с 60 до 80 процентов.

В результате удельный вес технологий, биотехнологий и здравоохранения в ВВП может вырасти с 15 до 35 процентов. Следует сократить в структуре экспорта долю топлива, сырья и материалов с 85 до 40 процентов, а долю готовой продукции и услуг повысить с 15 до 60 процентов увеличив в том числе долю инновационной и высокотехнологической продукции с 2 до 15 процентов.

Технологическое обновление материально-технической базы страны способно обеспечить дополнительно 2 трлн рублей инвестиций в год.

Перестройка структуры промышленности и экспорта потребует дополнительно до 1,5 трлн рублей инвестиций в год. Для увеличения жилищного строительства до 150 млн квадратных метров в год с соответствующим коммунальным и социально-бытовым строительством потребуется дополнительно до 1,5 трлн рублей инвестиций в год. Для удвоения инвестиций в транспортную инфраструктуру ежегодно дополнительно потребуется до 1,5 трлн рублей инвестиций. В развитие экономики знаний ежегодно дополнительно потребуется 0,5 трлн рублей инвестиций. Таким образом, дополнительная потребность в инвестициях составляет 7 трлн рублей в год (при условиях 2012 г.)

В 2012 году инвестиции в основной капитал России составили около 12,5 трлн рублей. С учетом ежегодного увеличения инвестиций на 7 трлн рублей их общий объем в 2014 году достигнет 19,5 трлн рублей, или немногим более 30 процентов ВВП. При этом нежелательно наращивать корпоративные внешнеэкономические долги предприятий и организаций, особенно госсектора, которые уже сегодня приближаются к опасной критической зоне.

Модернизация социально-экономической системы России должна затронуть все сферы. Так, среди возможных мер, направленных на модернизацию отношений собственности, – приватизация коммерческой госсобственности с сокращением доли госсобственности в ВВП с 65–70 до 35–40 процентов; организация автономных организаций госсобственности.

Модернизация финансовой системы предполагает банкизацию страны с доведением активов коммерческих банков с 75 до 150 процентов; формирование рынка капитала; развитие рыночных фондов «длинных» денег, по общему объему превышающих ВВП страны; всемерное развитие стимулирующей функции налогов вместо преобладания чисто фискального интереса государства.

 

Рисунок 17. Схема предлагаемых реформ в социальной сфере

При модернизации экономической среды необходимо развивать конкуренцию во всех сферах народного хозяйства в противовес монополизации со стороны госпредприятий и организаций и олигархического бизнеса и осуществлять последовательный переход к рыночному антимонопольному законодательству, особенно в банковской сфере.

Модернизация также должна глубоко затронуть агропромышленный комплекс, региональное управление и социальную сферу. Кроме того, предлагается провести реформу жилищно-коммунальной сферы путем перехода к рыночным ценам и реформу образования – в частности, путем перехода к преимущественно платному высшему и профессиональному образованию. Все эти социально-экономические реформы необходимо подкрепить соответствующей модернизацией в политической и судебно-правовой сфере, с мерами по формированию гражданского общества.

Еще один локомотив, толкающий экономику вперед, – жилье. Это коммунальная сфера, инфраструктура, стройматериалы, денежное обслуживание, операции с недвижимостью, ремонт, строительство детских садов и школ. В течение десяти лет до кризиса прирост строящегося жилья составлял 8 процентов в год, а частного жилья – 10 процентов. Если удвоить жилищное строительство, все вместе это даст огромный эффект.

Конечно, негативные факторы не исчезнут. Отток капитала будет еще несколько лет тянуть экономику вниз – нельзя думать, что это временные факторы и все само собой образуется. Но скоро наступит время, когда отступать будет некуда, нужно что-то делать. Как сказал герой Французской революции – «Промедление смерти подобно».

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в 2013 году Россия столкнулась с проблемой существенного снижения экономического роста. Правительство впервые за много лет вынуждено было признать, что российская экономика потеряла темп развития. В течение всего года Минэкономразвития несколько раз снижало прогнозные оценки роста ВВП – с 3,5 до 1,4 процента.

После кризиса российская экономика довольно быстро восстановилась, в том смысле, что произошло возвращение к докризисным макроэкономическим показателям. Так, валовый внутренний продукт уровня 2008 года Россия восстановила в 2012 году. Уровень промышленности, грузооборота и розничной торговли – в 2011 году. Внешнеторговый оборот восстановился в конце 2011 года, строительство и инвестиции – к концу 2012 года. Безработица после кризиса довольно быстро пошла на спад, и в 2012 году занятость восстановилась.

Впервые Президент признал, что причины кризиса - внутренние проблемы, а именно диспропорции в развитии отдельных отраслей экономики, ориентация на добывающую промышленность, низкая производительность труда, недостаток инвестиций.

По темпу роста ВВП Россия существенно уступает своим партнерам по БРИКС: так в Китае, Бразилии и Индии он составил за третий квартал 7,8%, 3,3% и 2,7% соответственно (в России – 1,2%). Из государств данной группы Россия не только хуже всех перенесла кризис 2009 г., но и не демонстрирует в перспективе тенденций к улучшению.

Государство регулирует экономический рост преимущественно методами стимулирования государственного сектора, созданием системы преференций для крупных промышленных предприятий, дотируя сельское хозяйство. Правительство осуществляет чрезмерный контроль над экономикой страны, однако в планах развития на ближайшие пять лет есть цели технического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.

Совершенствование государственного регулирования экономического роста заключается в совершенствовании инструментов прямого и косвенного воздействия на экономических субъектов, складывается из комплексной группы политик: политики налогов, государственных расходов, бюджетной политики. Государству следует сконцентрироваться на стимулировании расходов на НИОКР с помощью соответствующего налогового режима –именно это должно помочь перевооружить ресурсоемкую промышленность страны.

С учетом мировых тенденций, следуя интеграции в ВВП, можно сохранить старую ресурсоемкую и энергоемкую структуру национальной экономики.

Но ни улучшения благосостояния населения, ни экономического роста, ни перспектив у страны в этом случае не будет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.         О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г., № 608. – Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». – Версия от 10.11.09.

2.         Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12 мая 2009 г., №537. – Информ.- правов. система «Эксперт-Гарант». – Версия от 10.11.09.

3.         Абалкин Л.И. Абрамова М.А. Алексеев А.И. Национальная экономика. – М.: Экономистъ, 2011. – 864 с.

4. Бюллетень банковской  статистики. – 2012. – № 2(225). – С. 126; 2013. – № 9 (244). – С. 135.

5.         Глазьев С.Ю. Тенденции и проблемы экономического развития России // Современная конкуренция. – 2011. – №2. – С.28-50.

6.         Гончаренко Л.П. Управление безопасностью: учебн. пособие. – М.: КНОРУС, 2011. – 272 с.

7.         Завьялова Е.Б. Национальная экономическая безопасность России // Обозреватель. – 2012. – № 1. – С.22-31.

8.         Кузнецова Е.А. Конкурентные отношения и экономическая безопасность государства // Современная конкуренция. – 2011. – №2. – С.50-57.

9.         Кузнецова Е.А. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 383с.

10.         Назаренко А.В. Подходы России к проблемам безопасности на современном этапе // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – №3. – С.77-91.

11.      Паньков В. Экономическая безопасность // Интерлинк. – 2010. – № 3. – С.113-117.

12.      Прокопов Б.И. Сущность и содержание экономической безопасности // проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2012. – №4. – С.144-148.

13. Рисин И.Е., Трещевский Ю.И. Теория и практика государственного регулирования современной экономики. – М.: Изд-во «День Серебра», 2012. – С. 6-62.

14.Россия в цифрах. 2013. – М.: Росстат, 2013. – С. 245 – 248

15.     Сажина М.А. Научные основы экономической политики государства. – М.: Изд-во НОРМА, 2011. – 224 с.

16. Серегина С.Ф. Роль государства в экономике. Синергетический подход. – М.: Дело и Сервис, 2012. – 287 с.

17. Сенчагов В. Мировой финансовый кризис и пути преодоления его последствий // Проблемы теории и практики управления. – 2012. – №12. – С.16-22.

18.      Сенчагов В. Стратегические цели и механизм обеспечения экономической безопасности // Проблемы теории и практики управления. – 2011. – №3. – С.18-23.

19.      Шинкаренко П. Технологическая и экономическая безопасность России: проблемы и решения // Проблемы теории и практики управления. – 2011. – №12. – С.116-122.

20.      Экономическая безопасность России: Общий курс. / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2011. – 398 с.

21.      Юсупов К.Н. Национальная экономика: учебн. пособие. – М.: КНОРУС, 2009. – 288с.

22.      Ларина О.Н. Экономическая безопасность и обеспечение национальных интересов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.enter.ru/economist/278/html.

23. Показатели социально-экономического развития России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://referat.semestr.ru/economika/2012/

 

 

1 Серегина С.Ф. Роль государства в экономике. Синергетический подход. – М.: Дело и Сервис, 2012. – с. 59

2 Там же. С. 63

3 Серегина С.Ф. Роль государства в экономике. Синергетический подход. – М.: Дело и Сервис, 2012. – с. 59

 

4 Серегина С.Ф. Роль государства в экономике. Синергетический подход. – М.: Дело и Сервис, 2012. – с. 79

 

5 Серегина С.Ф. Роль государства в экономике. Синергетический подход. – М.: Дело и Сервис, 2012. – с. 85

6 Сенчагов В. Стратегические цели и механизм обеспечения экономической безопасности // Проблемы теории и практики управления. – 2011. – №3. – С.18-23.

 

7 Сенчагов В. Стратегические цели и механизм обеспечения экономической безопасности // Проблемы теории и практики управления. – 2011. – №3. – С.18-23.

 

8 Сенчагов В. Стратегические цели и механизм обеспечения экономической безопасности // Проблемы теории и практики управления. – 2011. – №3. – С.18-23.

9 Прокопов Б.И. Сущность и содержание экономической безопасности // проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2012. – №4. – С.144-148.

 

10 Прокопов Б.И. Сущность и содержание экономической безопасности // проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал. – 2012. – №4. – С.144-148.

 

11 Показатели социально-экономического развития России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://referat.semestr.ru/economika/2012/

 

 

12 Показатели социально-экономического развития России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://referat.semestr.ru/economika/2012/

 

13 Показатели социально-экономического развития России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://referat.semestr.ru/economika/2012/

 

14 Показатели социально-экономического развития России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://referat.semestr.ru/economika/2012/

 

15 Показатели социально-экономического развития России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://referat.semestr.ru/economika/2012/

 

16 Показатели социально-экономического развития России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://referat.semestr.ru/economika/2012/

 

17 Показатели социально-экономического развития России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://referat.semestr.ru/economika/2012/

 

18 Показатели социально-экономического развития России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://referat.semestr.ru/economika/2012/

 

19 Показатели социально-экономического развития России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://referat.semestr.ru/economika/2012/

 

20 Показатели социально-экономического развития России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://referat.semestr.ru/economika/2012/

 

21 Показатели социально-экономического развития России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://referat.semestr.ru/economika/2012/

 

22 Россия в цифрах. 2013. – М.: Росстат, 2013. – С. 245 – 248.

 

23 Россия в цифрах. 2013. – М.: Росстат, 2013. – С. 245 – 248.

Информация о работе Экономический рост страны