Экономический рост страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 04:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ влияния государственного регулирования на экономический рост страны.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- определить понятие экономического роста и факторы его определяющие;
- рассмотреть понятие государственного регулирования экономического роста, его методы и формы;
- дать общую характеристику итогов социально-экономического развития в 2013 году;
- охарактеризовать основные факторы снижения экономического роста;
- обосновать мероприятия по повышению темпов экономического роста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ КАК КАТЕГОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ……………………………………………..5
1.1.Понятие экономического роста и факторы его определяющие…..5
1.2. Понятие государственного регулирования экономического роста, его методы и формы …………………………………………………………….9
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………..13
2.1. Общая характеристика итогов социально-экономического развития в 2013 году ……………………………………………………………………..13
2.2. Характеристика основных факторов снижения экономического роста………………………………………………………………………………27
ГЛАВА III. ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА……………………………………35
3.1. Важнейшие государственные меры по обеспечению ускорения роста экономики………………………………………………………………..35
3.2. Модернизация – главный источник экономического роста……..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….50

Файлы: 1 файл

6349 (1).docx

— 871.88 Кб (Скачать файл)

Факторами экономического роста в долгосрочном аспекте являются инвестиции в основной капитал и в человеческий капитал, развитие исследований и разработок с последующим их внедрением в производство, а также обеспечение социально-экономической стабильности в государстве, комфортная для бизнеса нормативно-правовая база.

Ряд мер, обеспечивающих текущее ускорение экономики, одновременно содействует долгосрочному экономическому росту. К ним относятся, прежде всего, затраты на науку и образование. Повышая доходы занятых в этих отраслях специалистов, государство содействует оживлению текущего потребительского спроса, а инвестиции в эти секторы экономики стимулируют рост в фондосоздающих отраслях. Одновременно эти вложения формируют предпосылки для экономического роста в долгосрочном плане, так как обеспечивают повышение квалификации рабочей силы и содействуют развитию новых технологий, которые в последующие годы лягут в основу повышения эффективности производства во многих отраслях национальной экономики25.

Что же предлагают правительство и Банк России для стимулирования экономического роста? Что рекомендует нам Международный валютный фонд?

В прогнозе социально-экономического развития РФ на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг.11 нет даже раздела, специально посвященного мерам экономической политики, которые должны обеспечить экономический рост в прогнозируемом периоде. Эти меры фрагментарно рассредоточены по тексту. При этом не предусматривается никаких крупных изменений в области фискальной политики. Показательны и сами цели, поставленные в прогнозе. Остановимся лишь на двух ключевых, с нашей точки зрения, показателях прогноза26.

В нем предусмотрен следующий темп прироста инвестиций в основной капитал по годам: 3,9% – в 2014 г., 5,6% – в 2015 г. и 6,0% – в 2016 г. (см. с. 4 Прогноза…).

При этом расчеты различных исследовательских групп12 уже давно показали, что для обеспечения стабильного экономического роста в среднесрочном и долгосрочном плане и для осуществления диверсификации экономики страны нужен темп роста инвестиций в основной капитал на уровне 10–15%. Такие темпы были достигнуты в течение ряда лет экономического подъема 1999–2008 гг. Одним из важнейших факторов, требующих таких темпов инвестиций, является необходимость массовой замены устаревшего основного капитала практически во всех отраслях российской экономики. Следовательно, закладывая низкие темпы роста инвестиций в основной капитал на трехлетний период, Министерство экономического развития РФ в неявном виде отказывается от перспективы массового обновления производственного аппарата в России со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

Не менее примечательны и цифры по прогнозу доли затрат на НИОКР в ВВП России. В разделе Прогноза «Текущее состояние и тенденции развития научно-технической и инновационной сфер» не предусмотрено никаких заметных изменений доли внутренних затрат на НИОКР в ВВП: в 2012 г. эта величина составляла 1,1%, а в 2016 г. МЭР прогнозирует ее на уровне 1,08%. Во всех развитых странах эта доля превосходит российские цифры в 2–3 раза. Просто поразительный прогноз после неоднократных заявлений руководства страны и многочисленных экспертов о необходимости развития инновационного сектора экономики с целью ее диверсификации!

В проекте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015 и 2016 годов»13 Банка России в разделе «Цели денежно-кредитной политики и сценарии макроэкономического развития» говорится о снижении инфляции как о главной цели монетарной политики. Несомненно, это приоритетная задача для ЦБ РФ. Однако в названном документе ни слова не сказано о стимулировании экономического роста27.

Такая политика Банка России реализуется в условиях, когда центральные банки всех ведущих экономик мира во время кризиса 2009 г. и после него держат свои ставки рефинансирования на минимальных уровнях в пределах 0,25–0,5% годовых. При инфляции на уровне 2–3% это означает, что реальные ставки рефинансирования отрицательны. Проводимая в последние годы ФРС США, ЦБ Японии, Европейским ЦБ, Банком Англии политика направлена, прежде всего, на ускорение экономического роста. При этом ведущие центральные банки мира не стесняются увеличивать предложение денег, обеспечивающее низкие процентные ставки в стране. Низкие проценты, в свою очередь, способствуют оживлению инвестиционного и потребительского спроса и, в конечном итоге, – ускорению роста ВВП.

Да, такая политика чревата ускорением инфляции. Но приходится выбирать между некоторым ускорением инфляции и рецессией, чреватой тяжелейшими социально-экономическими последствиями в виде высокой безработицы и возможным вслед за ней социальным взрывом.

Рекомендации МВФ для России сводятся к улучшению инвестиционного климата, управления и защиты прав собственности, а также к общему призыву «смелее проводить структурные реформы»14. Фонд советует воздержаться от увеличения бюджетных расходов во избежание роста инфляционного давления и постепенно ужесточать налогово-бюджетную политику – для накопления резервов на черный день, и денежно-кредитную – для обеспечения устойчивых низких темпов инфляции. Отметим, что эти рекомендации мало чем отличаются от советов МВФ странам, находящимся в глубоком бюджетном кризисе. Советы МВФ для России могли бы отличаться от рекомендаций Греции с учетом того обстоятельства, что госдолг России (включая долг субъектов РФ и муниципальных образований) составляет примерно 13% ВВП, а долг Греции – около 170% ВВП28.

Какие меры можно предпринять с целью ускорения экономического роста в России? Ответ на этот вопрос является очень многоплановым, остановимся лишь на нескольких важнейших аспектах.

Представляется целесообразным проведение более гибкой денежно-кредитной политики Банком России, состоящей в обеспечении более низких процентных ставок для кредитования физических и юридических лиц. Это окажет позитивное воздействие на совокупный спрос и, как следствие, – на экономический рост в России. Такая политика требует наращивания предложения денег большими темпами, чем это было до настоящего времени.

Возможно, потребительская инфляция останется по-прежнему на уровне 6–7% в год, но произойдет оживление экономики. В силу исторических причин, связанных с длительным периодом высокой инфляции в постсоветский период, в России по-прежнему сильны инфляционные ожидания. Поэтому, сдерживая рост денежной массы и оставляя ставки кредитования на высоком уровне, можно в ближайшие годы не добиться желаемого результата по инфляции в силу действия сильной инфляционной инерции, являющейся результатом высоких инфляционных ожиданий, и при этом еще более ослабить экономический рост.

Вопрос о стимулировании экономического роста методом монетарной экспансии является предметом давней дискуссии между либеральным и кейнсианским течениями в теории и практике экономической политики.

Монетаристы утверждают, что изменение денежной массы и следующее за ним варьирование нормы процента в экономике оказывает воздействие на производство29.

Кейнсианцы скептически относятся к возможностям регулирования экономического роста монетарными методами. Тем не менее, центральные банки всех ведущих стран с рыночной экономикой в период кризиса 2008–2009 гг. и после него держат номинальные процентные ставки рефинансирования на уровне ниже инфляции. Это пока не принесло заметных позитивных результатов в Европейском союзе. Однако американская экономика достаточно успешно выходит из кризиса. По данным бюро экономического анализа министерства торговли США, в 2013 г. ВВП в этой стране растет темпом свыше 2%15. При этом одним из драйверов экономического роста выступает увеличение инвестиций, которые весьма чувствительны к варьированию процентной ставки.

Один из постулатов экономической теории говорит о том, что монетарная экспансия может дать лишь краткосрочный эффект в виде оживления экономического роста и чревата инфляционными последствиями.

Представляется, что этот инструмент экономической политики можно рассматривать как более сложный, влияющий на экономический рост и в долгосрочном аспекте. С учетом позитивного влияния низких процентных ставок на инвестиции монетарную экспансию можно использовать в качестве одного из инструментов, обеспечивающих переход к более высоким темпам экономического развития в среднесрочном и долгосрочном плане. Именно из этого исходят центральные банки практически всех ведущих стран мира в последние годы, проводя политику так называемого «денежного смягчения», суть которой состоит в увеличении предложения денег и сохранении процентных ставок в экономике на рекордно низком уровне (см. выше). Иначе говоря, Банк России может расширить набор стоящих перед ним целей, включив туда, наряду с инфляционным таргетированием, цели по стимулированию экономического роста.

Существенные изменения произошли в последнее время в области фискальной политики. Руководством страны принят ряд решений о финансировании государством крупных инфраструктурных проектов с использованием на возвратной основе средств Фонда национального благосостояния – строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань, модернизация Транссибирской магистрали и БАМа, строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги. Это – долгосрочные проекты суммарной стоимостью в несколько триллионов рублей. Их реализация, несомненно, будет содействовать экономическому росту в России. В частности, модернизация Транссибирской магистрали и БАМа расширит возможности выхода экспортеров на быстро растущие рынки АТР.30

Однако, несмотря на это, меры фискального стимулирования экономического роста могут быть расширены.

Это, прежде всего, относится к стимулированию инвестиций на уровне всей страны, а не только в отдельных регионах (Дальний Восток) и отраслях (льготы нефтяникам при разработке месторождений на Крайнем Севере и на шельфе). Необходимо вернуть налоговую скидку по инвестициям в основной капитал, существовавшую до 1 января 2002 г. По данным Торгово-промышленной палаты РФ, такого мнения придерживаются подавляющее большинство российских предпринимателей16. Выпадающие в результате введения инвестиционной налоговой скидки доходы можно компенсировать за счет повышения акцизов на алкогольную и табачную продукцию31.

Помимо этого, необходимо совершенствовать налоговое льготирование предприятий, проводящих НИОКР, и (или) принять меры к тому, чтобы уже существующие льготы начали работать более эффективно. Анализ правового обеспечения инновационной деятельности в регионах – членах Ассоциации инновационных регионов России – показывает, что ряд принятых в них мер налогового стимулирования инновационной деятельности не работает. Это отмечают в своей статье О.В. Козловская и Е.Н. Акерман17. В связи с этим авторы указывают на необходимость совершенствования таких мер.

С позиций экономического роста в долгосрочном плане государство может и должно увеличить финансирование науки и образования, в особенности – высшего образования. Российский бизнес в ближайшей перспективе не готов к серьезным инвестициям в эти важнейшие сферы экономики, и государство может выступить здесь в качестве локомотива, за которым с определенным временным лагом пойдут деньги частного сектора.

Да, возможно, это приведет к некоторому увеличению дефицита государственного бюджета и росту государственного долга. Отношение государственного долга к ВВП может составить не 13%, как это имеет место в настоящее время, а 15–20%. Однако такое изменение пропорций представляется не критичным. Критичной является перспектива постепенной утраты национального суверенитета в результате безнадежного отставания в области ключевых направлений развития науки и образования.

В частности, долгожданное реальное значительное увеличение расходов на высшее образование даст эффект в виде притока квалифицированных специалистов в экономику, что значительно укрепит возможности ее роста в среднесрочном и долгосрочном плане. Помимо этого, рост в разумных пределах государственных затрат сам по себе является одним из известных стандартных инструментов ускорения экономического развития страны.

Разумеется, в данном направлении нет призыва к искусственному наращиванию государственного долга. Нужно принимать во внимание не только внешний долг государства, который на 1 октября 2013 г. составлял примерно 55,8 млрд долл.18 (1723 млрд руб. по среднегодовому курсу доллара США к рублю в 2013 г.), но и внешние долги российских компаний и банков. Они намного более существенны. На 1 июля 2013 г. величина внешнего долга РФ с учетом долгов субъектов РФ, компаний и банков была равна 706,1 млрд долл. С учетом внешних долгов субъектов РФ, компаний и банков суммарный (внутренний плюс внешний) долг России по состоянию на начало четвертого квартала 2013 г. – примерно 44%. При этом отношение государственного долга (без учета долгов компаний и банков) к ВВП в Европейском союзе во втором квартале 2013 г. составляло примерно 87% ВВП, в США – около 100%1932.

Отметим, что добавление внешнего долга компаний и банков к госдолгу РФ является достаточно условным приемом, так как по долгам фирм (в том числе с государственным участием) государство не несет ответственности. Однако такой прием полезен, поскольку если крупные компании, влияющие на всю российскую экономику, окажутся на грани банкротства, то государство вынуждено будет участвовать в их спасении. Но в этом случае при сопоставлении с другими странами надо учитывать и внешние долги банков и предприятий этих стран.

Следовательно, говоря о возможном увеличении государственных расходов,  привлекаетя внимание к тому обстоятельству, что в настоящее время у России есть определенная степень свободы в использовании этого рычага экономической политики как одного из методов ускорения роста экономики.

Представляется, что этот метод в разумных пределах должен быть использован. При оценке последствий этого шага необходимо принимать во внимание эффект мультипликатора, когда суммарный прирост ВВП может значительно превосходить сумму вызвавших его государственных затрат. В этом случае с определенным временным лагом соотношение госдолга и ВВП не только не ухудшится, но и может даже сократиться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Модернизация – главный источник экономического роста

Прежде всего, необходимо еще раз отметить тот факт, что вплоть до 2008 года Россия существовала в условиях высокого роста, Россия была страной с высоким уровнем дохода на душу населения. Рост экономики во многом был обусловлен благоприятным стечением факторов, но фундаментальные проблемы остались и обострились после кризиса. Теперь настало время их решать.

Информация о работе Экономический рост страны