Экономический рост страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 04:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ влияния государственного регулирования на экономический рост страны.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- определить понятие экономического роста и факторы его определяющие;
- рассмотреть понятие государственного регулирования экономического роста, его методы и формы;
- дать общую характеристику итогов социально-экономического развития в 2013 году;
- охарактеризовать основные факторы снижения экономического роста;
- обосновать мероприятия по повышению темпов экономического роста.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ КАК КАТЕГОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ……………………………………………..5
1.1.Понятие экономического роста и факторы его определяющие…..5
1.2. Понятие государственного регулирования экономического роста, его методы и формы …………………………………………………………….9
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ………………………………………………..13
2.1. Общая характеристика итогов социально-экономического развития в 2013 году ……………………………………………………………………..13
2.2. Характеристика основных факторов снижения экономического роста………………………………………………………………………………27
ГЛАВА III. ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ТЕМПОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА……………………………………35
3.1. Важнейшие государственные меры по обеспечению ускорения роста экономики………………………………………………………………..35
3.2. Модернизация – главный источник экономического роста……..44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….50

Файлы: 1 файл

6349 (1).docx

— 871.88 Кб (Скачать файл)

В современных условиях практически в любой стране, с любой моделью экономики существует объективная необходимость государственного регулирования общественного производства и социальных процессов за счет и в интересах всего общества. Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс8.

Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции9.

В противоположность кейнсианцам, сторонники “экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.10

Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

 

 

ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1. Общая характеристика итогов социально-экономического развития в 2013 году

В 2013 году Россия столкнулась с проблемой существенного снижения экономического роста. Правительство впервые за много лет вынуждено было признать, что российская экономика потеряла темп развития. В течение всего года Минэкономразвития несколько раз снижало прогнозные оценки роста ВВП – с 3,5 до 1,4 процента.

В настоящее время Россия находится на этапе так называемого «послекризисного развития». Эти слова, помимо буквального значения, имеют более глубокий смысл, потому что в ходе прошедшего кризиса сложились условия, которые до сих пор определяют развитие страны.

Таблица 1

Основные экономические и социальные показатели развития России в 2010-2013 г.г11.

Показатели

2010г. в %к 2009 г.

2011 г. в % к 2010 г.

2012 г. в % к 2011 г.

2013 г. в % к 2012 г.

Валовый внутренний продукт

104,3

104,3

103,4

101,4

Индекс промышленного производства

108,2

104,7

102,6

100,1

Продукция сельского хозяйства

88,7

122,1

95,3

101,8

Грузооборот транспорта в том числе железнодорожного

106,9

107,8

103,4

105,7

101,7

104,4

99,6

97,4

Оборот розничной торговли

106,3

107,2

105,9

103,8

Объем платных услуг населению

101,5

102,9

103,5

102,4

Внешнеторговый оборот, в т.ч.

Экспорт

Импорт

131,9

132,9

130,3

131,9

131,8

132,0

102,7

102,1

103,7

100

98,1

103,7

Инвестиции в основной капитал

106,0

108,2

106,7

98,6

Индекс потребительских цен

106,9

108,4

105,1

106,9

Индекс цен промышленных производителей

114,9

117,3

106,8

103,7

Реальные располагаемые денежные доходы

105,1

100,8

104,2

103,6

Общая численность базработных

88,9

89,1

85,3

98,1


 

 

После кризиса российская экономика довольно быстро восстановилась, в том смысле, что произошло возвращение к докризисным макроэкономическим показателям. Так, валовый внутренний продукт уровня 2008 года Россия восстановила в 2012 году. Уровень промышленности, грузооборота и розничной торговли – в 2011 году. Внешнеторговый оборот восстановился в конце 2011 года, строительство и инвестиции – к концу 2012 года. Безработица после кризиса довольно быстро пошла на спад, и в 2012 году занятость восстановилась.

Уходящий 2013 год можно назвать и годом упущенных возможностей, и годом плохой стабильности. В учебники по истории он войдет как период стагнации, невыполненных майских указов Президента, постоянных снижений прогнозов экономического развития, признания внутренних проблем в экономике, форсирования кредитования физических лиц, санации банковского сектора, но вместе с тем и годом преодоления естественной убыли населения. В уходящем году были заданы основные векторы развития предстоящих лет: деофшоризация российской экономики, инвестирование в крупные инфраструктурные проекты из средств Фонда национального благосостояния и очередное освоение Сибири и Дальнего Востока.

Таким образом, Россия замедлила темпы экономического роста: в 2013 году он стал самым низким с момента финансово-экономического кризиса 2009 и 1998 г., достигнув уровня 1997 г. – 1,4%. 

 

  

 

Рисунок 1. Темпы роста ВВП, в %12

Впервые Президент признал, что причины кризиса - внутренние проблемы, а именно диспропорции в развитии отдельных отраслей экономики, ориентация на добывающую промышленность, низкая производительность труда, недостаток инвестиций.

По темпу роста ВВП Россия существенно уступает своим партнерам по БРИКС: так в Китае, Бразилии и Индии он составил за третий квартал 7,8%, 3,3% и 2,7% соответственно (в России – 1,2%). Из государств данной группы Россия не только хуже всех перенесла кризис 2009 г., но и не демонстрирует в перспективе тенденций к улучшению. 

 

 

 

Рисунок 2. Темпы роста ВВП стран-членов БРИКС, в %13

Экономика России пока еще не в кризисе, она пребывает в состоянии стагнации, от которой при отсутствии необходимых стране структурных перемен и до кризиса недалеко.

Индекс промышленного производства в этом году упал с 102, 6 (показатель 2012 г.) до 99,9 %, таким образом, объем промышленного производства в 2013 году сократился на 0,1% от предыдущего. Однако промышленное производство - это интегрированный показатель, включающий в себя индекс добывающей промышленности, обрабатывающей промышленности и производство электроэнергии. Единственным направлением, по которому Россия в текущем году улучшила свои показатели, стала добыча полезных ископаемых. Она выросла на 1,2%, в то время как оставшиеся два показателя упали на 0,6% и 0,7%. Видимо, рост добычи должен был компенсировать снижение стоимости нефти.  

 

 

Рисунок 3. Индекс промышленного производства, в %14

В обрабатывающей промышленности пик падения выпал на долю отраслей, занимающихся производством машин и оборудования (тракторы для сельского и лесного хозяйства, генераторы переменного тока, радиаторы центрального отопления, турбины газовые). В целом снижение объема промышленной продукции связано со снижением инвестиций в основной капитал как за счет внутренних источников, так и за счет внешних инвестиций. Инвестиции в основной капитал за 11 месяцев составили 99,3% от уровня аналогичного показателя предыдущего года, при этом за 11 месяцев 2012 года прирост инвестиций был равен 108,2%.  

 

  

 

Рисунок 4. Темп прироста инвестиций в основной капитал, в %15

За последние 13 лет снижение уровня инвестиций в основной капитал ниже предыдущего произошло дважды: в 2009 г. до 86,5% в связи с экономическим кризисом и в текущем году. Хотя снижение не столь существенное, обращает на себя внимание тот факт, что подобные явления – это единичные случаи, и отрицать вероятность ухудшения экономической ситуации в будущем не стоит. 2013 год может быть предвестником кризисных явлений.

Еще большее разочарование этот год принес тем, кто ожидал активного влияния иностранных инвестиций на экономику России. Хотя по данным за январе-сентябре 2013г. в экономику России поступило $ 132,4млрд. иностранных инвестиций, что на 15,7% больше, чем в январе-сентябре 2012 года, объем вывезенных инвестиций за этот же период времени достиг $ 163,3 млрд., что на 49,2% больше, чем в январе-сентябре 2012 года. Жесткая политика Центрального Банка в отношении банковского сектора привела к резкому оттоку иностранных инвестиций. За первые 9 месяцев 2013 г. из России было вывезено инвестиций больше, чем в нее поступило. Общий объем отрицательного сальдо составил $ 30 873 млн. При сохранении тенденции этот показатель достигнет $  41 164 млн. 

 

 

 

 

 Рисунок 5. Поток иностранных инвестиций из и в Россию, $ млн16.

В структуре иностранных инвестиций, накопленных в России, 66,3% - это прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты), 32,3% - прямые инвестиции и 1,4% - портфельные. В накопленных за рубежом из России инвестиций более 70% занимают прямые инвестиции. 

 

 

 

Рисунок 6. Структура накопленных иностранных инвестиций17 

 

 

 

Рисунок 7. Структура вывезенных из России инвестиций в зарубежные предприятия

По сравнению с 2012 г. доля инвестиций, полученных в виде кредита, увеличилась, доля остальных инвестиций – снизилась. Для экономики страны важны именно прямые инвестиции. Но, несмотря на многочисленные призывы власти создать благоприятный инвестиционный климат, привлечь прямые инвестиции так и не удалось, в результате отечественные компании вынуждены прибегать в займам на внешнем рынке, от этого растет корпоративный долг в общем долге страны. Главными кредиторами России являются Люксембург, Нидерланды, КНР, Кипр, Великобритания, Ирландия. 

 

 

 

Рисунок 8. Доля кредитов по странам, предоставившим кредит, в общем объеме полученных кредитов (прочие инвестиции в структуре инвестиций), в %18 

 

 

 

Рисунок 9. Накопленные инвестиции в России по странам (в % к общим объемам инвестиций каждой страны)19

Иностранные инвестиции в российскую экономику выступают индикатором доверия бизнеса к власти, но инвестиции инвестициям рознь: в виде кредитов они не оказывают однозначно положительного влияния на экономику, а в некоторой степени создают угрозы национальному суверенитету и стимулирую создание серых схем отмывания денег.

В майских указах Путин поставил задачу улучшения рейтинга России в Doing Business (отражает легкость ведения бизнеса в странах мира). Задача была выполнена – страна поднялась с 112-й на 92-ю строчку. Все это было сделано с целью привлечения иностранных инвестиций. Однако 2013 год превзошел даже худшие показатели 2008г., когда бегство иностранных инвестиций было сопряжено с мировым кризисом. За 9 месяцев текущего года из России ушло $ 30 млрд. Ключевыми получателями денег стали офшоры – Виргинские острова, Кипр, Нидерланды, Люксембург. Иными словами, к проблеме привлечения иностранных инвестиций подошли не с той стороны, существуют более значимые факторы, нежели простое улучшение рейтинга страны.

Успешным в целом данный год стал только для такой отрасли, как сельское хозяйство. Президент на пресс-конференции 19 декабря высоко оценил успехи в сельском хозяйстве: «индекс производства сельского хозяйства – 6,8%. Надо отметить, что сельское хозяйство, труженики села, конечно, серьёзно помогли в целом экономике, потому что в прошлом году, как вы знаете, был минус, почти 5%, в этом году – плюс 6,8. На фоне известных сложностей в промышленном секторе сельское хозяйство, конечно, общий ВВП вытаскивает». Действительно в текущем году сельское хозяйство значительно улучшило общий показатель ВВП, подобных результатов, по мнению министра экономического развития, в следующем году страна ожидать не сможет.

В 2013 г. также снизился уровень инфляции (6,3%), не изменился показатель безработицы (5,5%). В прошлом году инфляция снизилась до 6,6%, в текущем году по первоначальным прогнозам она должна была составить 6%, однако в целом, как и по остальным сферам, этот результат оказался хуже ожидаемого. Уровень безработицы ожидается на уровне прошлого года - 5,5% (на ноябрь 2013 г. - 5,4%), однако министр экономического развития А.Улюкаев на Совместном заседании Госсовета и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей развития страны 23 декабря заявил, что в будущем могут быть тенденции к увеличению безработицы.  

Информация о работе Экономический рост страны