Экономическая сущность спроса и его ЭЛАСТИЧНОСТЬ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является теоретический и, по возможности, практический анализ взаимодействия спроса и предложения, рассмотрение их действия на конкретных примерах, их содержание и проявление в условиях рыночной экономике. А также попытка доказать огромную важность и актуальность данного закона на современном этапе развития экономики, что уже вытекает из вышеизложенного.

Содержание работы

Введение
3
1. Экономическая сущность спроса и его ЭЛАСТИЧНОСТЬ
5
1.1. Закон спроса, факторы спроса, кривая спроса и ее смещение
5
1.2. Эластичность спроса
15
2. СУЩНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЕГО ЭЛАСТИЧНОСТЬ
23
2.1. Закон предложения, факторы предложения, кривая предложения и ее смещение
23
2.2. Эластичность предложения
27
3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ и Проблемы соотношения спроса и предложения
32
3.1. Сущность рыночного равновесия
32
3.2 Проблемы соотношения спроса и предложения
39
Заключение
45
Список использованной литературы
46

Файлы: 1 файл

спрос и предложение.doc

— 746.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

3

1. Экономическая сущность спроса  и его ЭЛАСТИЧНОСТЬ

5

1.1. Закон спроса, факторы спроса, кривая спроса  и ее смещение

5

1.2. Эластичность  спроса

15

2. СУЩНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  И ЕГО ЭЛАСТИЧНОСТЬ

23

2.1. Закон предложения,  факторы предложения, кривая предложения и ее смещение

23

2.2. Эластичность  предложения

27

3. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ и Проблемы соотношения спроса и предложения

32

3.1. Сущность  рыночного равновесия

32

3.2 Проблемы  соотношения спроса и предложения

39

Заключение

45

Список использованной литературы

46


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Спрос и предложение - два  важнейших понятия, с помощью  которых описывается взаимодействие продавцов и покупателей, каждый из которых стремится к максимально  полному удовлетворению своих потребностей.

Рыночная экономика-это  бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. Цена товара является одним из важнейших факторов как для спроса, так и для предложения, и одновременно общим для них фактором. Наряду с ценой, на спрос на каждый товар явно влияет, например, наличие у покупателя возможности удовлетворять ту же потребность иным близким по назначению товаром, а на предложение - уровень развития технологии в данной отрасли. Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс Адам Смит назвал механизмом «невидимой руки») [40, c. 56]. Превышение цены спроса над ценой предложения способствует перераспределению ресурсов в пользу отраслей с высоким платежеспособным спросом. Высокие цены свидетельствуют об относительной редкости благ, побуждая к расширению производства и тем самым к лучшему удовлетворению общественных потребностей. Так как равновесная цена значительно превышает издержки у тех производителей, затраты которых ниже средних, то она способствует перераспределению ресурсов от худших производителей к лучшим.

Целью настоящей работы является теоретический и, по возможности, практический анализ взаимодействия спроса и предложения, рассмотрение их действия на конкретных примерах, их содержание и проявление в условиях рыночной экономике. А также попытка доказать огромную важность и актуальность данного закона на современном этапе развития экономики, что уже вытекает из вышеизложенного.

Исходя из цели, перед  нами были поставлены следующие задачи:

- изучить закон спроса, факторы  спроса, кривую спроса и ее  смещение;

- исследовать виды эластичности спроса;

- изучить закон предложения,  факторы предложения, кривую предложения и ее смещение;

- исследовать эластичность предложения;

- проанализировать  сущность рыночного равновесия  и проблемы соотношения спроса и предложения.

Теоретической и методологической основой исследования являются монографии, учебники, статьи и публикации в прессе, экономические исследования и статистические данные. Таким образом изучение эластичности спроса и предложения играет огромную роль в развитии экономики, причем на всех уровнях: и на микро- , и на макро-. Что особенно важно в условиях развития нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическая сущность спроса и его ЭЛАСТИЧНОСТЬ

 

1.1. Закон  спроса, факторы спроса, кривая спроса  и ее смещение

 

Логику поведения  главных субъектов рынка - покупателей  и продавцов - отражают две рыночные силы: спрос и предложение. Итогом их взаимодействия становится сделка - соглашение сторон о купле-продаже товара и/или услуги в определенном количестве и по определенной цене. 

Все рыночные операции взаимосвязаны между собой. Если некий товар продается любому желающему по определенной цене, то аналогичный товар не может при тех же условиях стоить дороже или дешевле. Одна сделка влияет на другую, появившийся в одном месте спрос (или предложение) воздействует на общее состояние рынка. Другими словами, конкурентное ценообразование аккумулирует в цене огромный объем разнообразной информации о количественных и качественных характеристиках экономических процессов, формирует информационно-побудительную основу рыночной экономики. 

Спрос и предложение  в известном смысле являются рыночной заменой (или рыночным эквивалентом) того механизма регулирования, который был характерен для плановой экономики, когда предполагалось, что все разнообразие экономической информации известно центральному планирующему органу. И если плановики лишь пытались на основе собственной «всеобъемлющей» информированности вырабатывать наиболее рациональные пути достижения социально-экономических целей и определять направления действий всех лиц, участвующих в экономических процессах, то механизм спроса и предложения действительно реализует все эти цели в рыночной экономике [35, c. 102].

Спрос покупателей  на те или иные товары формируется  под влиянием потребностей, т. е. стремления человека к обеспечению для себя лучших условий жизни. Потребности весьма индивидуальны; они свои у каждого человека и складываются под воздействием целого ряда факторов, определяющих условия существования: 

- его самого (например, потребность или отсутствие  потребности в теплой одежде определяются климатом страны, степенью закаленности человека, его вкусами);

- его семьи  и близкого окружения (так,  потребность в обучении детей и сила ее проявления зависят от уровня развития общества и от места, которое занимает в обществе данный индивид);

- той социальной, национальной, религиозной и другой  общности, к которой принадлежит человек (скажем, потребность в национальной обороне зависит от международного положения государства, гражданином которого является человек). 

При этом из огромного  спектра человеческих потребностей экономическую науку интересуют в первую очередь те, которые подкреплены соответствующими денежными возможностями, иначе говоря, ее интересует «платежеспособный спрос». Таким образом, спрос - это желание и способность покупателей совершать сделки по приобретению имеющегося на рынке товара. А величина спроса - это то количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести по данной цене в течение определенного времени.

Общеизвестно, что обычно по низкой цене товары могут  быть реализованы быстрее и в большем количестве, чем по цене более высокой. Одновременно повышенный, ажиотажный спрос ведет к взвинчиванию цен, а вялый и пониженный - к их снижению. Данная обратная зависимость между рыночной ценой товара и его количеством, которое можно купить или продать по этой цене, носит название закона спроса.

Согласно закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. Возможна и другая формулировка этого закона: закон спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции.

Закон спроса - один из фундаментальных законов рыночной экономики. Глубинные причины его существования коренятся в самой природе стоимости и цен [27, c. 56]. Сейчас же ограничимся тем, что перечислим непосредственные предпосылки его возникновения:

1) уменьшение  цены ведет к увеличению числа  покупателей, которым данный товар становится доступным; 

2) один и тот  же потребитель может позволить  себе покупать большее количество  подешевевшего товара. В экономической  литературе это явление принято называть эффектом дохода, поскольку снижение цен равносильно увеличению дохода потребителя;

3) подешевевший  товар «оттягивает» на себя  часть спроса, который в противном случае был бы направлен на приобретение других товаров. Это явление также имеет особое название - эффект замещения.

Закон спроса устанавливает обратную зависимость между ценой и объемом продукции, которую хотят купить потребители. Тем самым этот закон провозглашает цену главным фактором, определяющим размеры спроса. Но хозяйственная практика убеждает нас в обратном: в рыночной экономике спрос в большой степени определяется ценой. Не случайно, если не принимать в расчет экстремальные ситуации, именно цена в первую очередь интересует потребителя, решившего купить товар. А все другие характеристики обязательно рассматриваются через призму цен (вспомним, как мы рассуждаем, например, о такой важнейшей характеристике, как качество: дорогой автомобиль, но он своих денег стоит).

Зависимость между  ценой товара и спросом на него можно представить табличным, графическим и функциональным способами. Допустим, нам известно, сколько килограммов колбасы может быть продано в соседнем универсаме за неделю при различных уровнях цен. Тогда зависимость между ценой и спросом можно представить в виде таблицы.

Эта же зависимость  может быть представлена в виде графика  в координатах цен на колбасу (Р - независимая переменная) и количества купленной колбасы (Q - зависимая переменная) (рис. 1). Для построения графика используем данные нашего гипотетического примера (табл. 1)

Таблица 1

Условный пример связи размера спроса на колбасу с ее ценой

Цена, руб.

Объем спроса, кг

10

250

20

200

30

150

40

100

50

30


 

Линия D носит  название кривой спроса. Она показывает, какое количество (Q) товара готовы купить покупатели: 

а) при каждом данном уровне цен; 

б) в конкретный период времени; 

в) при неизменных прочих факторах. 

Другими словами, движение вдоль кривой спроса (от одной точки к другой) отражает изменение в количестве товара, на которое потребители предъявляют спрос, происходящее в результате изменения цены товара.

Функциональная  зависимость между объемом спроса (QD) и ценой может быть представлена также в аналитической форме, т. е. в виде формулы

Qd = f (P)

 
Рис. 1. Зависимость спроса от цены

 

Впрочем, в такой общей форме она не отражает обратной зависимости между спросом и ценой, и при практическом применении формулу необходимо конкретизировать. Например, если зависимость линейная, она примет вид

QD – bP = a,           (1)

где a, b - численные коэффициенты. 

В нашем условном примере  она будет выглядеть следующим  образом:

QD -5Р= 300. 

В экономической теории принято  различать индивидуальный спрос, как спрос отдельного покупателя на определенный товар, и рыночный спрос, т. е. суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара [26, c. 300]. Если обозначить через qij индивидуальный спрос на i-й товар j-го покупателя, то рыночный спрос можно выразить как

           (2)

где Qi - рыночный спрос, n - число покупателей на рынке.

Кривая индивидуального спроса, имея, как и кривая рыночного спроса, отрицательный наклон, т. е. отражая уже описанную обратную зависимость между спросом и ценой, не является плавной, а имеет, скорее, ступенчатый вид. 

Чтобы побудить человека, скажем, купить две пачки  масла вместо одной, недостаточно небольшого снижения цены по сравнению с обычным уровнем. То есть если вместо 10 руб. (московская цена начала 1999г.) она будет стоить 9 руб. 80 коп., затем 9 руб. 60 коп., далее 9 руб. 40 коп., то все эти изменения, скорее всего, не заставят одного конкретного покупателя удвоить объем покупки. Но в какой-то момент (допустим, при цене 8 руб.) он отреагирует повышением закупаемого количества продукта. На графике возникнет скачок спроса, «ступенька». Поскольку же «порог чувствительности» у потребителей разный, то, суммируясь, ступенчатые кривые индивидуального спроса сгладят друг друга и в итоге создадут плавную кривую рыночного спроса. 

Ценовой фактор - важнейший, но не единственный, влияющий на спрос. Среди других неценовых факторов, определяющих объем спроса, следует отметить:

- доходы потребителей (I), определяющие величину потребительского бюджета;

- цены на  другие товары (Pa ... Рn), часть которых  тесно связана между собой,  например, взаимозаменяемые (товары-субституты) и взаимодополняемые товары;

- вкусы покупателей  (T), на которые влияет множество факторов - от изменчивой моды до национальных традиций;

- общее число  покупателей или размер рынка  (N);

- ожидания покупателей,  включая инфляционные (W);

Информация о работе Экономическая сущность спроса и его ЭЛАСТИЧНОСТЬ