Экономическая политика в сфере регулирования подсистем управления регионом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 18:08, магистерская работа

Описание работы

В период посткризисного развития экономики России приоритетными становятся проблемы ее эффективного функционирования как на макро-, так и на мезоуровне. Важнейшей целью реформирования мезоуровня экономики является реализация экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом.
Основными тенденциями функционирования современной региональной экономики являются формирование и развитие подсистем управления регионом, выступающих структурными элементами территориальной организации макроуровня экономической системы. В стратегическом аспекте степень развитости подсистем управления регионом объективно характеризует социальный диапазон и экономический потенциал рыночных механизмов региональной экономики.
Изучение современной литературы по соответствующей тематике показывает, что внимание отечественных и зарубежных авторов сосредоточено преимущественно на социальных функциях экономических подсистем регионов и инструментах их регулирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты регулирования подсистем управления регионом
1.1 Общая характеристика региональных экономических подсистем.
1.2 Концептуальные проблемы исследования экономических подсистем регионального уровня.

Глава 2. Формирование и реализация экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом
2.1Специфика экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом
2.2 Основные тенденции и инструменты реализации экономической политики на региональном уровне.

Глава 3. Проблемы совершенствования механизма регулирования подсистем управления регионом
3.1. Развитие предпринимательской подсистемы региона.
3.2. Инвестиционная политика в системе управления регионом.
3.3. Финансовое регулирование в системе управления регионом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Гондарев дисс.doc

— 1.14 Мб (Скачать файл)

Для формирования доминантных тенденций региональных экономических подсистем необходимо учитывать следующие долгосрочные параметры (схема 2.1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 2.1 – Параметры формирования доминантных тенденций

                     региональных экономических подсистем.

 

Общее состояние рынка, которое включает - определение сегментов рынка, где может быть продан товар (поиск ниши); "адресные" группы покупателей; стоимостной объем рынка; перспективы роста продаж; механизм взаимодействия отдельных сегментов регионального рынка.

          Конкурентные  показатели рынка: ассортимент и  стоимостной объем спроса конкурирующих  товаров; особенности требований покупателей и их динамика; реальные возможности маневрирования параметрами  цены; реальная доля рынка отдельных товаров; величина сегмента рынка, контролируемого конкурентами; финансовое положение конкурентов; возможные действия конкурентов в случае изменения условий регионального рынка.

          Ценовая  конъюнктура рынка: цены конкурентных  товаров;  характеристики товара, занимающего лидирующее место на данном рынке по цене; соотношение между ценой и объемом продаж ("эластичность спроса"); возможности использования ценовых инструментов для стимулирования сбыта и увеличения объема продаж (скидки в кредит, премиальные цены и т. д.).

          Административное  регулирование регионального рынка: оказывает ли правительственная политика влияние на рынок и инструменты такого влияния; формы воздействия правительственной политики на отдельные фирмы; фирмы-поставщики для правительственных организаций; потенциал правительственных заказов, финансовой поддержки и твердых цен.

          Финансовая  подсистема региональной экономики - оценка внутренних возможностей производства и их сопоставление  с условиями, которые диктует рынок; возможные объемы производства и текущие складские запасы фирмы; уровень затрат фирмы при имеющемся уровне производства; оценка ценообразующих затраты фирмы (особенности структуры затрат, динамику отдельных статей затрат, их зависимость от внутренних и внешних факторов); влияние на затраты изменения объема производства (уровень и доля постоянных расходов, оценка их влияние на стоимость).

Долгосрочная тенденция регионального ценообразования - это применение стабильных, стандартных, неизменных цен, которая предусматривает продажу товаров по неизменным ценам в течение длительного периода.

По нашему мнению, доминантные тенденции региональных экономических подсистем более всего обнаруживаются в рамках статической модели равновесного рынка, поскольку временные параметры надрегионального производства обычно с трудом укладываются в рамки краткосрочного цикла.

Анализ рассмотренных в диссертации доминантных тенденций развития региональных базовых экономических подсистем позволил определить их временные параметры, учет которых способствует формированию эффективного механизма динамики региональной экономики (таблица 2.8).

 

Таблица 2.8- Временные параметры доминантных тенденций развития

                       региональных базовых подсистем.

 

РЕГИОНАЛЬНАЯ БАЗОВАЯ ПОДСИСТЕМА

ДОМИНАНТНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

КРАТКОСРОЧНЫЕ

ДОЛГОСРОЧНЫЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ПОДСИСТЕМА

- стремление к краткосрочной  максимизации прибыли

- приоритетность инновационно-лизинговых форм бизнеса

- доминирующий статус венчурного бизнеса (для регионального освоения наукоемкой продукции)

- персонификация и институционализация предпринимательской деятельности

- ориентация на льготный режим долгосрочного инвестирования

- расширение сферы самозанятости трудоспособного населения (посредством интенсификации малого и среднего бизнеса)

- поощрение инвестиций в реальный сектор региональной экономики (инструментами преференционного налогообложения)

ИНВЕСТИЦИОННАЯ

ПОДСИСТЕМА

- рациональное использование инвестиций  из государственных источников финансирования

- льготное налогообложение юридических  лиц, участвующих в инвестиционной деятельности на территории региона

- полное освобождение от налога на прибыль средств, безвозмездно полученных для реализации инвестиционных проектов (включенных в региональную инвестиционную программу)

- полное освобождение от налога прибыли, полученной в течение первого года (с начала реализации продукции, произведенной на созданных в рамках данного проекта мощностях)

-разнообразие форм государственных гарантий инвестиционной деятельности

- структурирование  региональной инвестиционной программы на "бюджетную" и "коммерческую" части (формируемых из целевых программ и инвестиционных проектов)

- применение эффективных льготных инструментов в сфере коммерческого инвестирования

ФИНАНСОВАЯ

ПОДСИСТЕМА

- распределение региональных долей налогов между территориями пропорционально объемам их региональных внутренних продуктов (по принципу зависимости региональных налогов от объемов экономической деятельности базовых подсистем территориально-организованного производства)

- увеличение доли закрепленных за территориальными образованиями налогов (за счет преобразования в них той части регулирующих доходов, которая уже передана территориям в порядке сбалансирования их бюджетов, что будет способствовать их большему налоговому самообеспечению и усилению заинтересованности местных администраций в развитии финансового потенциала своих территорий)

- обеспечение экономически-обоснованного изменения пропорций налоговых поступлений в бюджеты разных уровней (в целях сокращения дотационности региональных и местных бюджетов)

- увеличение собственной доходной базы нижестоящих бюджетов (в целях уменьшения издержек осуществления межбюджетных трансфертов)

- формирование механизма управления  бюджетными потоками (гарантирующего их максимальную независимость от деятельности негосударственных финансовых институтов и тем способствующего росту эффективности бюджетно-финансовых расчетов внутри данной территории)


 

 

 

 

 

Разделение единого хозяйственного комплекса по уровням иерархии экономической системы позволяет более детально исследовать взаимосвязи между отдельными подсистемами, находящимися на одном уровне, а также подсистемами, которые являются частью иерархической системы, состоящей из нескольких уровней. Подсистемы верхнего уровня осуществляют «координацию»  деятельности своих локальных подсистем. При такой постановке возникают конфликты двух видов:

  • межуровневый, т.е. конфликт между двумя смежными уровнями, например между регионом и муниципальным образованиями при распределении налоговых поступлений;
  • внутриуровневый, например при распределении вышестоящей подсистемой лимитированных ресурсов между локальными подсистемами одного уровня.

Разрешение противоречий внутри системы обеспечивается согласованностью целевых функций отдельных локальных подсистем.

Структуру экономической системы с информационными и управленческими потоками, циркулирующими внутри системы, можно представить следующим образом (схема2.2).

Схема 2.2 - Двухуровневая иерархическая подсистема

На примере предпринимательской подсистемы рассмотрим архитектонику, и целенаправленное функционирование региональных базовых подсистем  национальной макроэкономики. Выделим три элемента: непосредственно предпринимательская деятельность, управляющий элемент предпринимательства, решающий элемент предпринимательской деятельности.

Функционирование блока предпринимательство определяется  поступающими из внешней среды  ресурсами (например, финансовые ресурсы), которые в процессе производства преобразуются в товары и услуги. При производстве подсистема предпринимательства использует свой внутренний потенциал: производственные мощности и рабочую силу. В результате предпринимательской деятельности получим товары-услуги, объемы которых характеризуются набором технико-экономических показателей. Вектор Uп, определяющий номенклатуру, объемы и технико-экономические показатели на выходе предпринимательской подсистемы, сообщается управляющему элементу подсистемы и высшей управляющей системе (управление предпринимательской деятельностью на макроуровне).

Целенаправленность функционирования подсистемы предпринимательства связана с получением прибылей, полезностей, которые описываются набором технико-экономических показателей в пределах ресурсных затрат, потенциальных возможностей в их приобретении, потребностей рынка в определенных видах товаров и услуг – вся эта информация обрабатывается управляющим элементом для принятия решения к очередному производственному циклу. В результате действия этого элемента подсистемы предпринимательства получим собственный вектор управления Vпс, который сообщается решающему элементу подсистемы для окончательного решения.

Решающий элемент предназначен для объединения собственного вектора управления Vпс, полученного управляющим элементом подсистемы предпринимательства и компонентой вектора управления Vпy, полученного из высшей управляющей подсистемы (см. Рис.). Так как структура обоих векторов одинакова, то их можно объединить:

Vп = Vпс + Vпу.

Результирующий вектор управления Vп (вход) служит для окончательного управляющего решения в подсистеме предпринимательства.

В высшей управляющей подсистеме (управление предпринимательством на макроуровне национальной экономики)также можно выделить три элемента: управляющий, решающий и предпринимательский элементы. В контексте нашего исследования рассмотрим управляющий элемент.

Высшей подсистеме известны данные о каждой подсистеме (предпринимательской, финансовой и инвестиционной) – цели их функционирования и цели функционирования всей системы (глобальные ограничения по ресурсам, например, финансы).

Эта информация обрабатывается высшей подсистемой и в результате вырабатывается управляющий вектор Vу =íVфу, Vпу, Vиуý - вектор координации, содержащий все плановые характеристики для дальнейшего функционирования региональных базовых подсистем.

Дальнейшее исследование дает возможность представить региональную подсистему предпринимательства во времени.

Рассмотрим функционирование подсистемы предпринимательства на временном интервале Т.

Пусть в момент t0на вход подсистемы подается управляющий сигнал вида:

Vп (t0) = Vпс (t0) + Vпу(t0).

Вектор Vп(t0) содержит окончательные управляющие решения по целям функционирования базовой региональной подсистемы предпринимательства на какой-то промежуток времени Dt Î T, т.е., по существу Vп (t0) говорит, что надо делать подсистеме, и является планом для нее на период Dt.

Положим, что подсистема предпринимательства «знает», как выполнить поставленные перед ней цели. По истечении периода Dt в результате деятельности подсистема в идеале достигнет всех плановых решений. Информационно эту деятельность в момент (t0 +Dt) можно представить вектором  Uп(t0 +Dt), который, как указывалось ранее, передается управляющему элементу базовой региональной подсистемы предпринимательства и на макроуровень управления региональной предпринимательской деятельностью. В идеале Vп(t0 ) = Uп (t0 +Dt). В реальности они не равны. Высшая подсистема предпринимательства сравнивает эти векторы и определяет отклонение:

DVп(t0 + Dt) = Uп (t0 +Dt) -DVп(t0 ), " пÎП.

Вектор отклонений DVп(t0 + Dt) служит основой для выработки очередного управляющего воздействия на следующий планируемый интервал  Dt. Им является вектор DVп(t0 + Dt), на основе которого вновь вырабатываются цели функционирования базовой региональной подсистемы предпринимательства на  Dt. Через  Dt DVп(tп + Dt) сравнивается с DVп(t0 + 2Dt) и процесс повторяется снова. Если отклонения  Dt находятся в допустимых пределах, то принимаются тактические решения по дальнейшему функционированию базовой подсистемы. Если отклонения, возникающие в подсистеме под воздействием внутренних изменений в функционировании или под влиянием внешней среды,  выходят за пределы допустимых, то пересматриваются стратегические цели функционирования базовой региональной подсистемы предпринимательства.

Так, в общем виде происходит процесс управления всеми региональными базовыми подсистемами.

 

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. ДОМИНАНТНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОДСИСТЕМ.

                

 

 

 

                               3.1.    Доминантные тенденции развития

       предпринимательской  подсистемы региона.

 

 

Реальный потенциал региональной подсистемы предпринимательства во многом предопределяется источниками его финансирования. Так, в настоящее время наиболее доступными источниками финансирования для предприятий малого бизнеса являются внутренние источники развития - их используют более трех четвертей предприятий, тогда как из внешних источников черпает ресурсы лишь один из четырех субъектов малого бизнеса. Первое место среди источников финансирования занимают доходы от собственной деятельности малых предприятий, второе - другой внутренний источник в виде личных средств учредителей малых предприятий, на третьем месте - частный кредит. Как отмечает Р. Попов, «фирмы, попадающие под категорию малого бизнеса, выступают существенными поставщиками рабочих мест, а также товаров народного потребления и налоговых поступлений, региональные и муниципальные органы заинтересованы в их развитии. Одним из средств поддержки малого бизнеса является выдача таким фирмам гарантий местных властей на получение ссуд в банках, а также непосредственное кредитование наиболее привлекательных проектов»41.

Этот момент приобретает особую значимость в ситуации депрессивных регионов, когда неблагоприятная макроэкономическая конъюнктура вынуждает определенную часть уже функционировавших предпринимателей или прекращать свою производственную деятельность, или сосредотачиваться на коммерческих операциях краткосрочного, посреднического характера.

Как видно из данных таблицы 3.1, в рамках Южного Федерального округа основные региональные подсистемы функционируют неравномерно. Значительная доля частного предпринимательства сосредоточена в Ростовской области (25,2 тыс.) и Краснодарском крае (23,9 тыс.), самые низкие показатели по численности малых предприятий в Калмыкии (0,5 тыс.) и Ингушетии (0,8 тыс.), доля Краснодарского края в консолидированном бюджете составляет 27%, и это самый высокий показатель по округу, В Адыгее, Ингушетии, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской Республиках этот показатель составил в 2003 году всего 2%.

Информация о работе Экономическая политика в сфере регулирования подсистем управления регионом