Экономическая политика в сфере регулирования подсистем управления регионом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 18:08, магистерская работа

Описание работы

В период посткризисного развития экономики России приоритетными становятся проблемы ее эффективного функционирования как на макро-, так и на мезоуровне. Важнейшей целью реформирования мезоуровня экономики является реализация экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом.
Основными тенденциями функционирования современной региональной экономики являются формирование и развитие подсистем управления регионом, выступающих структурными элементами территориальной организации макроуровня экономической системы. В стратегическом аспекте степень развитости подсистем управления регионом объективно характеризует социальный диапазон и экономический потенциал рыночных механизмов региональной экономики.
Изучение современной литературы по соответствующей тематике показывает, что внимание отечественных и зарубежных авторов сосредоточено преимущественно на социальных функциях экономических подсистем регионов и инструментах их регулирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты регулирования подсистем управления регионом
1.1 Общая характеристика региональных экономических подсистем.
1.2 Концептуальные проблемы исследования экономических подсистем регионального уровня.

Глава 2. Формирование и реализация экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом
2.1Специфика экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом
2.2 Основные тенденции и инструменты реализации экономической политики на региональном уровне.

Глава 3. Проблемы совершенствования механизма регулирования подсистем управления регионом
3.1. Развитие предпринимательской подсистемы региона.
3.2. Инвестиционная политика в системе управления регионом.
3.3. Финансовое регулирование в системе управления регионом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Гондарев дисс.doc

— 1.14 Мб (Скачать файл)

 

 


   

Схема 3.2 - Факторы инвестиционной активности предприятий.

 

Безусловной доминантной тенденцией региональной инвестиционной подсистемы является повышение инвестиционной активности предприятий региона, что требует формирования эффективной региональной системы трансформации доходов в капитал и привлечение внешних инвестиций в экономику данного региона. В свою очередь, рост инвестиционной и инновационной активности частнопредпринимательского сектора может быть обеспечен (до определенного уровня) только возрастанием роли собственных средств предприятий, направляемых на долгосрочных инвестирование капитальных вложений. Существенное повышение активности инвестиционной подсистемы региональной экономики возможно также за счет формирования реальной конкурентной среды, ощутимого платежеспособного спроса населения и стимулирующего вектора регионального налогообложения. Это особенно актуально, поскольку, «состояние инвестиционного климата – один из важнейших индикаторов общеэкономической ситуации и перспектив развития любой страны»55

 «Точками» роста активности  инвестиционной подсистемы региональной  экономики в настоящее время выступают предприятия топливно-сырьевого комплекса и организации инфраструктурного сектора, что объясняется ростом прибыли в этих отраслях. Опыт показал, что инвестиционная активность предприятий добывающих отраслей придает мультипликативный эффект предприятиям всех отраслей, представленных в экономике данного региона (повышается доля валовой прибыли региона, используемой на инвестиционные цели, растет общая величина прямых инвестиций, направляемых в основной капитал и капитальный ремонт).

Региональная специфика инвестиционной подсистемы региональной экономики – в приоритете краткосрочных инвестиций, поскольку цикличность в два-три года является характерным признаком реформируемой и развивающейся экономики. Кроме того, инфляционные рамки диктуют императивы использования краткосрочных инвестиций, так как долгосрочные инвестиции требуют не только продолжительного периода накопления капитала, но и более дешевого, чем имеется в российских регионах, рынка долгосрочных займов (акционерно-организованного капитала). Как справедливо отмечается С. Воропаевой, «задачи по структурной перестройке экономики, повышению технического уровня производства и конкурентоспособности продукции как на отечественном, так и на мировом рынке невозможно реализовать без инвестиций – фактора долгосрочного финансирования»56.

Кроме того, инвестиционная подсистема региональной экономики объективно ограничивается недостаточностью объемов местных банковских кредитов в общей величине инвестиций вследствие малого потенциала банковского капитала.

Крайне незначительна в развитии инвестиционной подсистемы региональной экономики роль  регионального фондового рынка – основного инструмента роста инвестиционной активности предприятий в развитой рыночной системе, обеспечивающего ускоренное и беспроцентное привлечение дополнительного капитала долгосрочного характера в экономическое развитие предприятий (продажа акций как основной источник финансирования инвестиционных проектов, направляется сегодня не столько на привлечение дополнительного капитала, сколько на перераспределение собственности).

Специфическими факторами активизации инвестиционной подсистемы региональной экономики являются – удельный вес венчурного (рискового) капитала, развитая инвестиционная инфраструктура, общая кредитоспособность данного региона.

Активность инвестиционной подсистемы региональной экономики в регионе возрастает в той мере, в какой возрастает его инвестиционная привлекательность. Несомненно, что рост кредитного рейтинга региона превращается в главный фактор привлечения капиталовложений. При этом важно разграничивать «кредитоспособность регионов» и «инвестиционную привлекательность регионов»: если инвестиционная привлекательность региона выражает его промышленный потенциал (то есть эффективность регионально-инвестиционных программ развития и способность внутрирегиональной генерации финансовых потоков), то кредитоспособность региона отражает возможность обслуживания своих долговых обязательств (внешних заимствований). Отсюда следует, что параметры инвестиционной подсистемы региональной экономики являются следствием сочетания высокой инвестиционной привлекательности региона с высоким кредитным рейтингом региона.

Уровень кредитоспособности региона образует базовую основу определения его совокупного кредитного рейтинга – главного условия роста инвестиционной подсистемы региональной экономики. При этом кредитная оценка региона во многом определяется качеством управления финансами региональной администрации.

Динамика инвестиционной подсистемы региональной экономики характеризуется следующими доминантными тенденциями:

         - снижением  объемов инвестиций в основной  капитал (даже с учетом динамики малого предпринимательства, индивидуального строительства и  объемов неформальной деятельности);

        - снижением доли инвестиций в основной капитал (в общем объеме инвестиций в нефинансовые активы, - без инвестиций в прирост запасов оборотных средств) при росте доли затрат на капитальный ремонт;

              - повышением объемов финансовых  вложений в основной капитал;

         - реструктурированием  инвестиций по источникам финансирования (увеличением доли фонда накопления и снижением доли заемных средств);  

         - увеличением  объемов работ, выполненных по  договорам строительного подряда.

Особый аспект функционирования инвестиционной подсистемы региональной экономики, кроме инвестиций в нефинансовые активы, представляют их вложения (прежде всего – долгосрочные) в финансовые инструменты.

 В видовой структуре капиталовложений  инвестиционной подсистемы региональной экономики в основной капитал возрастает доля затрат на приобретение, монтаж и установку машин и оборудования, что следует оценивать как прогрессивную доминантную тенденцию. Тем не менее, объемы инвестиций, направлявшиеся на ввод в эксплуатацию новых поколений машин и оборудования, остаются недостаточными для ощутимой замены действующих изношенных основных фондов и обеспечения качественно новых параметров производственного аппарата. В то же время увеличивающийся удельный вес затрат на капитальный ремонт свидетельствует о том, что продолжается практика принятия мер лишь по поддержанию в работоспособном состоянии действующих основных фондов.

Особого внимания в практическом плане требуют следующие меры развития инвестиционной подсистемы региональной экономики: рациональное использование инвестиций из государственных источников финансирования; льготное налогообложение юридических лиц, участвующих в инвестиционной деятельности на территории региона; разнообразие форм государственных гарантий инвестиционной деятельности, активизировать участие органов региональной в разработке, экспертизе и реализации инвестиционно-целевых программ (включенных в региональную государственную инвестиционную программу).

Практика показала эффективность для формирования инвестиционной подсистемы региональной экономики следующих льготных инструментов (в сфере коммерческого инвестирования):

- имущество, создаваемое или приобретаемое для реализации инвестиционного проекта, облагается по 1/2 действующей ставки в течение двух лет с начала реализации продукции (работ, услуг), произведенной на созданных (приобретенных) в рамках проекта мощностях или посредством внедренных технологий;

- полное освобождение от налога  на прибыль средств, безвозмездно  полученных для реализации инвестиционных проектов (целевых программ), включенных в региональную инвестиционную программу;

- полное освобождение от налога  прибыли, полученной в течение первого года с начала реализации продукции (работ, услуг), произведенной на созданных (приобретенных) в рамках проекта мощностях или посредством внедренных технологий;

- взимание налога для пользователей  автомобильных дорог по минимальным ставкам, установленным законодательством РФ, в течение первых двух лет с начала реализации продукции (работ, услуг), произведенной на созданных (приобретенных) в рамках проекта мощностях или посредством внедренных технологий;

- для банков и финансовых  институтов должна быть предусмотрена льгота по налогу на прибыль в том случае, если они предоставят кредит юридическому лицу на реализацию инвестиционного проекта областного значения сроком не менее чем на один год;

  - неограниченность круга инвесторов, пользующихся режимом благоприятствования, проектами, включаемыми в государственную инвестиционную программу, а распространение его на любую инвестиционную деятельность, осуществляемую на территории региона, так как в случае расширения круга инвесторов, пользующихся льготами, можно рассчитывать на приток внешних инвестиций и достаточно быстрое расширение налогооблагаемой базы в регионе.

 

 

 

 

      1. Доминантные тенденции развития

            финансовой подсистемы региона.

 

 

В современной структуре российской региональной экономики формируется особый элемент – сфера финансово-бюджетных связей федерального центра и регионов. По мнению отечественных исследователей, «наряду с системой финансовой поддержки регионов межрегиональное перераспределение доходов может осуществляться путем взимания федеральных налогов, поступающих в центральный бюджет»57. Эффективность воздействия этой сферы на региональные экономические процессы зависит от упорядоченности финансовых отношений между центром и регионами, основой которых должна стать институционализация многоуровневой организации бюджетного процесса. Центральным элементом при этом становится мера реальной самостоятельности финансово-налоговой подсистемы региона. По авторитетному мнению Л. Дуканич, «эмпирически сложившиеся в субъектах федерации системы управления региональным налогообложением, по мнению как исследователей, так и практиков, не в полной мере реализуют фискальные и регулирующие цели»58.

Наличие развитых базовых региональных экономических подсистем означает возможность для региона формирования и проведения особой ("региональной") экономической политики как основы организационно-экономического аспекта самостоятельности сферы взаимоотношений центра и региона.

Становление базовых региональных экономических подсистем становится значимым феноменом в условиях развития бюджетного федерализма как предпосылки преодоления фактического неравноправия субъектов Федерации (выражающегося как в необоснованном получении льгот при отчислении средств в федеральный бюджет, так и в получении из него необоснованных дотаций, субсидий и субвенций). В этом аспекте основными направлениями роста эффективности региональной финансовой подсистемы являются - рационализация организационных основ бюджетного федерализма, осуществление прямых трансфертов из Фонда поддержки субъектов Российской Федерации, минимизация масштабов межтерриториального перераспределения бюджетных ресурсов страны посредством использования неформализованных каналов. Для укрепления базовых региональных экономических подсистем необходимо такое финансирование регионов (как на возвратной, так и на безвозвратной основе), которое образовало бы мобильный механизм эффективного финансового обеспечения регионов в сфере осуществления возлагаемых на них федеральных (макроэкономических) и региональных (мезоэкономических) функций, реализации ими федеральной и региональной экономических программ развития реального сектора экономики. Как справедливо отмечается в литературе, «все общественные финансы собираются на том уровне бюджетной иерархии, где возможно наиболее эффективное решение проблемы, ради которой эти финансы собираются. Эффективное решение подразумевает, что на данном уровне бюджетной иерархии должно быть создано управление выделенными финансами, а эффективность управления может быть оценена только теми, кто финансирует органы управления»59.

Особенно важна интенсификация адресных направлений использования консолидируемых на уровне региона финансовых средств - организация общественных работ для маргинальных групп населения региона, освоение целевых субсидий на реализацию общегосударственных и региональных долгосрочных планов развития данной территории, политика возрождения депрессивных районов, работа по комплексному обустройству территории и создание экологически-благоприятной жизненной среды.

Поскольку до настоящего времени регионы обладают крайне ограниченной финансовой самостоятельностью, то структурирование региональной финансовой подсистемы по уровням власти превращается в объективный показатель степени реальной возможности для региона проводить автономную региональную финансовую политику, учитывающую потребности, возможности и перспективы региональной экономики. Это приобретает особую значимость в современных условиях, когда «разрыв между субъектами Российской Федерации по величине валового регионального продукта на душу населения достигает 30раз, по инвестициям в основной капитал на душу населения – 180 раз, по уровню регистрируемой безработицы – 20 раз, по уровню среднедушевых доходов – 14 раз»60.

Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов ЮФО, свидетельствует о профицитности бюджетов основных субъектов округа, дефицит бюджета характерен для Карачаево-Черкесской республики,  Волгоградской и Астраханской областей (таблица 3.3).

Таблица 3.3– Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Южного

                       Федерального округа в 1 полугодии 2004 года.

 

 

тыс. рублей

доходы

расходы

профицит,  
дефицит ( - )

Российская Федерация

1059817294

1001855784

57961510

Южный 
федеральный округ

94003450

90571518

3431932

Республика Адыгея

1805413

1744677

60736

Республика Дагестан

9644597

9129464

515133

Республика Ингушетия

1891541

1755165

136376

Кабардино-Балкарская

 Республика

3129629

3036600

93029

Республика Калмыкия

2339430

1857518

481912

Карачаево-Черкесская

Республика

1959300

2090260

-130960

Республика Северная

Осетия-Алания

3317355

3287085

30270

Чеченская Республика

6975514

5429223

1546291

Краснодарский край

22899637

22651316

248321

Ставропольский край

10138216

9959805

178411

Астраханская область

4136812

4275942

-139130

Волгоградская область

9680740

10212997

-532257

Ростовская область

16085266

15141466

943800

Информация о работе Экономическая политика в сфере регулирования подсистем управления регионом