Экономическая политика в сфере регулирования подсистем управления регионом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 18:08, магистерская работа

Описание работы

В период посткризисного развития экономики России приоритетными становятся проблемы ее эффективного функционирования как на макро-, так и на мезоуровне. Важнейшей целью реформирования мезоуровня экономики является реализация экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом.
Основными тенденциями функционирования современной региональной экономики являются формирование и развитие подсистем управления регионом, выступающих структурными элементами территориальной организации макроуровня экономической системы. В стратегическом аспекте степень развитости подсистем управления регионом объективно характеризует социальный диапазон и экономический потенциал рыночных механизмов региональной экономики.
Изучение современной литературы по соответствующей тематике показывает, что внимание отечественных и зарубежных авторов сосредоточено преимущественно на социальных функциях экономических подсистем регионов и инструментах их регулирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты регулирования подсистем управления регионом
1.1 Общая характеристика региональных экономических подсистем.
1.2 Концептуальные проблемы исследования экономических подсистем регионального уровня.

Глава 2. Формирование и реализация экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом
2.1Специфика экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом
2.2 Основные тенденции и инструменты реализации экономической политики на региональном уровне.

Глава 3. Проблемы совершенствования механизма регулирования подсистем управления регионом
3.1. Развитие предпринимательской подсистемы региона.
3.2. Инвестиционная политика в системе управления регионом.
3.3. Финансовое регулирование в системе управления регионом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Гондарев дисс.doc

— 1.14 Мб (Скачать файл)

 

                    2.2.   Основные характеристики доминантных

                тенденций регионального экономического  развития.    

 

Своеобразной доминантной тенденцией всей экономической ситуации, возникающей в современном региональном производстве, можно считать малоагрессивное поведение крупных отечественных корпораций, которые предпочитает не создавать макроэкономические условия для своей высокодоходной деятельности, а использовать благоприятную для этого внешнюю ситуацию, устремляясь в те сферы, где больше прибыли и меньше конкурентного сопротивления. Однако в условиях возникающего российского макрорынка ставка на недиверсифицированное производство превращается в препятствие для его ускоренного и конкурентоспособного развития, поскольку обрекает региональную экономику на чрезмерную зависимость от внешних макроэкономических условий. Другими словами, в теоретическом плане только открытое диверсифицированное производство способно адекватно реагировать на меняющуюся экономическую ситуацию. Таким образом, диверсификация остается в числе стратегических рыночных ориентиров развития регионального производства во всех его секторах и сферах.

Доминантной тенденцией развития региональной экономики становится институционализация разделения хозяйственной системы региона на "производственный" и "посреднический" секторы. Тем не менее, можно говорить об устойчивом формировании новой позитивной тенденции - переориентации структурного строения региональной экономики на производственную активность в ее реальном секторе и усилении антиспекулятивного ориентира. Это тем более важно, что посредническая сфера - это сектор откровенно спекулятивного капитала, не выдерживающего ужесточения честной конкуренции.

Актуальной доминантной тенденцией развития экономики российских регионов становится преодоление (или, хотя бы, минимизация) параллельного существования двух секторов (административного и рыночного) с различными  системами ценообразования, что дезориентирует стратегические ориентиры производственной деятельности. До сих пор все сделки по переливу капиталов из государственного сектора в частную собственность совершаются с санкции высокопоставленных чиновников. Под видом "оздоровления" части предприятий государственного сектора фактически предлагается законсервировать меркантилистическую систему (или - "бюрократический рынок", если воспользоваться термином В. Найшуля) и возложить на государственных менеджеров функцию модернизации.

В настоящее время доминантной тенденцией развития региональной экономики становится необходимость воспрепятствования стремлению массового производителя перемещения в сферу спекулятивных финансовых операций, мало связанных с реальным производством (не говоря уже об усилиях по минимизации возможности массовой миграции капитала в сферу нелегального бизнеса). Конечно, в конечном счете все определяет динамика такого элемента, как уровень доходности на инвестированный капитал в различных видах деятельности.

Доминантной тенденцией развития региональной экономики в последние годы становится усиливающая институционализация ее организации, что к усилению позиций в экономической теории концепции, известной как "экономика права".  Разумеется, такое возможно только в развитой рыночной системе.

Конечно, строго говоря, с позиций классической экономической теории доминантные тенденции развития региональных экономическим подсистем не полностью отвечают тем каузальным характеристикам, которые экономическая наука предъявляет к зависимостям, выдвигаемым на приобретение и признание статуса «закономерности». Однако на эмпирическом уровне такая зависимость обнаруживается практически в каждом регионе, что и позволяет в рамках теории региональной экономики признавать их в качестве таковых тенденций.

Для понимания особенностей региональных доминантных тенденций развития следует учитывать, что в настоящее время общая экономическая теория строго различает параметры и факторы "краткосрочных" и "долгосрочных" экономических зависимостей. Различие между ними задается возможностью оперативной (во времени) реакции на изменение спроса (или предложения) с учетом ресурсного привлечения дополнительного объема факторов производства. В связи с этим признанный авторитет современной макроэкономической теории Н. Мэнкью отмечает, что «одно из основополагающих допущений макроэкономических моделей - об изменения цен и заработной платы в соответствии со складывающимися на рынке условиями. Экономисты обычно исходят из того, что цены на товары и услуги изменяются в соответствии с задачей уравновешивания спроса и предложения. Но предположение об устойчивости рыночного равновесия не всегда соответствует действительности»; и далее автор формулирует – «основная предпосылка экономической модели - гибкость либо негибкость цен. Большая часть макроэкономистов полагает, что многие модели уравновешивания рынка описывают развитие экономики в долгосрочном периоде, тогда как в краткосрочном периоде цены остаются не гибкими»38.

Для объективной характеристики долгосрочных параметров доминантных тенденций экономических подсистем региона важно учитывать воздействие доминирующих в данной сфере особой группы факторов макроэкономического характера. Именно эти факторы решающим образом влияют процесс формирования и развития сферы предложения, - сферы, выступающей главным сегментом регионального рынка. Среди таких факторов необходимо, в первую очередь, выделить ограниченный объем уровня регионального спроса на товарное предложение производственных подсистем региона (в связи с низким объемом доходов соответствующих категорий покупателей). Основными показателями, характеризующими уровень регионального спроса и предложения являются, по нашему мнению, следующие: оборот розничной торговли, объем платных услуг населению региона, индекс потребительских цен, индекс цен промышленной продукции, уровень доходов населения региона (таблица 2.6). 

 

 

Таблица 2.6 - Основные показатели социально-экономического положения регионов

                        Российской Федерации в I полугодии 2004 года

 

 

Оборот розничной торговли,  
в % к  
I полу-годию 
2003 г.

Объем платных услуг населению,  
в % к I полу-годию 
2003 г.

Стоимость  
фиксированного  
набора потребитель- 
ских товаров  
и услуг в июне

Стоимость 
минимального  
набора 
продуктов питания  
в июне

Индекс

потреби 
тельских цен, июнь  
в % к  
декабрю 
2003 г.

Индекс цен производителей  
промышленной  
продукции  
июнь  
в % к  
декабрю 
2003 г.

Реальные денежные доходы населения, июнь  
в % к  
июню 
2003 г.

Средне- 
месячная 
номинальная начисленная  
заработная  
плата одного работника,  
рублей

рублей

в % к  
среднерос-сийской стоимости

рублей

в % к  
среднерос-сийской стоимости

Российская Федерация

111,1

106,0

3862,4

100

1165,9

100

106,1

117,7

109,9

6410,7

Центральный 
федеральный округ

112,8

102,4

4084,1

106

1175,3

101

106,4

114,1

110,2

6891,1

Северо-Западный 
федеральный округ

106,4

113,0

4056,6

105

1259,9

108

106,4

112,2

109,7

7239,3

Южный 
федеральный округ

115,0

107,0

3500,1

91

1062,0

91

106,6

113,6

116,0

4402,4

Приволжский 
федеральный округ

111,0

105,9

3502,2

91

1067,7

92

106,6

116,2

106,9

4940,8

Уральский 
федеральный округ

114,2

106,3

3963,0

103

1227,9

105

105,6

132,7

107,4

9141,9

Сибирский 
федеральный округ

111,8

103,7

3760,0

97

1160,1

100

105,4

116,5

112,7

6143,0

Дальневосточный 
федеральный округ

108,1

112,1

5146,9

133

1588,7

136

106,1

105,5

110,1

8647,4


Основные показатели социально-экономического положения регионов Российской Федерации и исполнении бюджетов 
Copyright © Госкомстат России, 2003

 

Данные, представленные в таблице, свидетельствуют о положительной динамике основных показателей развития регионального спроса и предложения во всех федеральных округах Российской Федерации. Так, объем розничной торговли в 1 полугодии 2004 года в России составил 111%, самый высокий показатель (115%) в Южном федеральном округе, самый низкий (106%) в Северо-Западном федеральном округе. По объему оказания платных услуг населению лидирующее положение занимает Северо-Западный федеральный округ (113,0%), доминирующий статус по уровню доходов населения (9141,9 руб.) имеет Уральский федеральный округ.

В Южном федеральном округе (таблица 2.7) по обороту розничной торговли лидируют Ингушетия (131,9%) и Дагестан (122,5%), по объему платных услуг населению Дагестан (129%); в округе наблюдается значительная дифференциация в уровне доходов населения (если в Астраханской области показатель среднемесячной заработной платы составляет 5499 руб., то в Дагестане – 3015 руб.).

Таблица 2.7 - Основные показатели социально-экономического положения регионов

                         Южного федерального округа в 1 полугодии 2004 года.

 

 

Оборот розничной торговли,  
в % к  
I полу-годию 
2003 г.

Объем платных услуг населению,  
в % к I полу-годию 
2003 г.

Индекс потреби- 
тельских цен, июнь  
в % к  
декабрю 
2003 г.

Индекс цен произво-дителей  
промыш-ленной  
продукции  
июнь  
в % к  
декабрю 
2003 г.

Реальные денежные доходы населения, июнь  
в % к  
июню 
2003 г.

Средне- 
месячная 
номинальная начисленная  
заработная  
плата одного работника,  
рублей

Российская Федерация

111,1

106,0

106,1

117,7

109,9

6410,7

Южный 
федеральный округ

115,0

107,0

106,6

113,6

116,0

4402,4

Республика Адыгея

106,5

104,5

108,1

107,3

102,0

4235,6

Республика Дагестан

122,5

129,2

104,6

114,4

158,3

3015,3

Республика Ингушетия

131,9

100,9

103,7

102,3

115,5

4191,5

Кабардино-Балкарская 
Республика

110,5

103,7

107,0

117,1

109,6

3363,7

Республика Калмыкия

115,9

123,3

107,9

141,4

110,8

3404,4

Карачаево-Черкесская 
Республика

129,9

106,7

105,9

111,5

118,2

3536,4

Республика 
Северная Осетия-Алания

113,4

102,2

108,5

115,8

117,9

3785,8

Чеченская Республика

...

...

...

...

...

4586,4

Краснодарский край

113,4

103,8

106,3

107,8

108,5

4818,5

Ставропольский край

117,1

111,6

107,1

115,1

115,6

4167,0

Астраханская область

107,2

113,9

105,8

132,0

105,3

5499,0

Волгоградская

область

115,9

104,5

106,7

114,2

110,7

4572,5

Ростовская область

114,4

104,4

109,0

112,3

117,0

4461,1


Основные показатели социально-экономического положения регионов Российской Федерации и исполнении бюджетов 
Copyright © Госкомстат России, 2003

 

Кроме того, негативное влияние оказывает и такой фактор, как разновременность проведения рыночных реформ в различных секторах региональной экономики и реагирующими на эти реформы темпами заполнения реформируемых секторов формами предпринимательства.

Безусловной доминантной тенденцией ускоренного развития региональных экономических подсистем является утверждение механизма публично-правового формирования и регулирования процесса ценообразования. В условиях транзитивной экономики такой механизм по необходимости предполагает активное участие в данном процессе государства. Это придает сфере ценообразования характер осуществления целенаправленной политики, базирующейся на механизме активного использования института публично-правового регулирования цен как средства государственной ценовой политики.  

Именно государство в переходный к рынку период в лице образованных им органов формирует институциональное оформление механизма ценообразования с целью снижения высоких издержек координации поведения экономических субъектов. По мнению А. Шастико, «к возникновению этой проблемы приводит принятая в новой институциональной экономической теории предпосылка о структурной неопределенности, в условиях которой принимаются решения об использовании ресурсов»39. Более того, данный институт осуществляет выбор инструментария ценового и тарифного администрирования, использует инструменты, связанные с бюджетным регулированием, налоговой политикой, участием государства в муниципальных образованиях. Хотя, по мнению А. Обыденого, «одним из способов повышения эффективности регулирования и рынков и ускорения экономического развития может стать саморегулирование бизнеса. В рамках саморегулирования появляется возможность повысить адаптационную эффективность деятельности экономических субъектов за счет того, что участники рынка самостоятельно устанавливают формальные правила, регулирующие данную сферу бизнеса, обладая при этом доступом к локальным информационным ресурсам»40.

Для реализации производственного потенциала экономических подсистем региона важное значение имеет право налоговых органов проверять правильность установления цен между зависимыми друг от друга экономическими субъектами (по товарообменным, т.е. бартерным операциям и при совершении внешнеторговых сделок), при существенном отклонении цен от конъюнктурного уровня цены, применяемого налогоплательщиками по идентичным товарным операциям.

Информация о работе Экономическая политика в сфере регулирования подсистем управления регионом