Экономическая политика в сфере регулирования подсистем управления регионом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 18:08, магистерская работа

Описание работы

В период посткризисного развития экономики России приоритетными становятся проблемы ее эффективного функционирования как на макро-, так и на мезоуровне. Важнейшей целью реформирования мезоуровня экономики является реализация экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом.
Основными тенденциями функционирования современной региональной экономики являются формирование и развитие подсистем управления регионом, выступающих структурными элементами территориальной организации макроуровня экономической системы. В стратегическом аспекте степень развитости подсистем управления регионом объективно характеризует социальный диапазон и экономический потенциал рыночных механизмов региональной экономики.
Изучение современной литературы по соответствующей тематике показывает, что внимание отечественных и зарубежных авторов сосредоточено преимущественно на социальных функциях экономических подсистем регионов и инструментах их регулирования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты регулирования подсистем управления регионом
1.1 Общая характеристика региональных экономических подсистем.
1.2 Концептуальные проблемы исследования экономических подсистем регионального уровня.

Глава 2. Формирование и реализация экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом
2.1Специфика экономической политики в сфере регулирования подсистем управления регионом
2.2 Основные тенденции и инструменты реализации экономической политики на региональном уровне.

Глава 3. Проблемы совершенствования механизма регулирования подсистем управления регионом
3.1. Развитие предпринимательской подсистемы региона.
3.2. Инвестиционная политика в системе управления регионом.
3.3. Финансовое регулирование в системе управления регионом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Гондарев дисс.doc

— 1.14 Мб (Скачать файл)

К таким объектам могут относиться - приобретение в новых отраслях (создание дочерних фирм, функционирующих как на  данном сегменте отраслевого рынка, так и за его пределами); укрепление имеющихся подразделений; уход из убыточных отраслей (в частности, отказ банка от оказания нерентабельных или высокорискованных услуг); размещение ресурсов в форме капитала и затрат (что означает фактически управление ликвидностью баланса). Как отмечает авторитетный исследователь проблем регионального развития Л. Мищенко, «на этапе перехода к устойчивому развитию региона должны решаться задачи стимулирования потребительского спроса (именно спрос должен стать главным в определении направлений  инвестиций в региональном секторе экономике)»12.

Таким образом, экономический подход к формированию и разграничению базовых подсистем региона состоит в группировке предприятий по признаку принятия или неприятия им инструментов портфельной стратегии организации производства. В то же время портфельная стратегия формирования и развития региональных экономических подсистем  могла сохраняться до тех пор, пока конкуренция была сравнительно мягкой. Рыночная ожесточенность конкуренции переместила центр стратегического управления региональным производством с оптимизации инвестиционного портфеля на достижение высокоэффективной конкурентоспособности. И поскольку в современном понимании конкурентная стратегия есть система правил, которые обеспечивают предприятию (независимо от формы собственности) краткосрочное достижение и долгосрочное поддержание конкурентоспособности, то и общая характеристика базовых региональных подсистем существенно модифицировалась по мере перерастания "рынка продавца" в "рынок покупателя". По мнению А. Блинова, для формирования благоприятного хозяйственного климата в регионе необходимо создать «благоприятный деловой, налоговый, предпринимательский, инвестиционный и инновационный климат, поскольку благоприятность хозяйственного климата зависит от благоприятности этих составляющих»13.

В результате, классификация экономических подсистем потребовала принципиальной корректировки - теперь группировка предприятий региона в рамках выделения его экономических подсистем предполагала учет критерия высокоэффективной конкурентоспособности. Новым критерием разграничения региональных экономическим подсистем стала выступать товарная концепция конкурентной стратегии, в которой  акцент переносился с количества товаров на их качество. Соответственно, и экономические подсистемы региона получали новый критерий классификации - по уровню создаваемой ими наукоемкой высокотехнологичной продукции.

Тем не менее, и эта классификация не являлась, по нашему мнению, оптимальной, поскольку ориентиры в повышении качественных характеристик товара диктовались не запросами клиентов фирмы, а ее производственными возможностями. Между тем только долгосрочность критерия способна гарантировать структуре экономических подсистем региона ее стабильность и перспективность. Маркетинговая направленность производственной активности требует от региональных производственных подсистем реального выхода на реальные потребности клиентов, использования множества инструментов рыночной политики, координации всех видов деятельности в сфере сбыта. Такое уточнение позволяет преодолеть упрощенное представление о маркетинговой среде современного производства, препятствуя сведение его к комплексу инструментов рыночной политики; следовательно, маркетинговые принципы также могут составить критерий классификации экономических подсистем региона. Как отмечается в специальной литературе, «экономика как сложная иерархическая система сводится к взаимодействию системного объекта (единой денежной инвестиционной системы) и системного объекта (социального трансформационного потенциала общества). Это взаимодействие нелинейно и обладает практически несравнимой с демократическим обществом мерой сложности. Системный объект формируется объектно-субъектной симметрией, ориентированной на адаптацию субъекта к объекту, тогда как системный субъект формируется субъектно-объектной симметрией и приспособлен к соединению экономики с социально-политическими и в целом культурными внутренними и внешними сферами жизнедеятельности общества»14.

При реализации такого подхода экономические подсистемы региона можно сгруппировать на "рисковые" и "безрисковые", причем к первым, безусловно, относится весь сектор мелкого предпринимательства. Как отмечается в литературе, «для экономики переходного периода характерно, во-первых, недостаточно полное развитие малого предпринимательства и неполная реализация присущих ему функций, а, во-вторых, наличие некоторых специфических функций, обусловленных особенностями неразвитости рыночных отношений»15. Это требует специального рассмотрения данного аспекта структурирования региональной экономики.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1.1. – Дифференциация базовых экономических подсистем региона.

 

Как видно из схемы 1.1, отражающей традиционное («шумпетерианское») для современной экономической науки выделение пяти видов инновационной активности (предоставление потребителям нового товара или товара с новыми качествами; внедрение новых производственных методов; открытие новых рынков; завоевание новых источников сырья или полуфабрикатов; создание новых организационных структур), виды региональных базовых экономических подсистем также можно дифференцировать в зависимости от того, какую сферу инновационной активности они охватывают - "товарную", "производственно-технологическую", "рыночную", "ресурсную" или "организационную". Это означает, что выделение соответствующих экономических подсистем региона есть вместе с тем и выделение соответствующих групп доминантных тенденций в развитии этих подсистем. 

 

 

         1.2.   Концептуальные проблемы исследования

          экономических подсистем регионального  уровня.

 

Для формирования социально-оптимальной направленности экономических подсистем регионов крайне важно максимально рациональное применение антимонопольного законодательства – важнейшей экономической предпосылки сохранения рыночных условий в рамках регионального воспроизводства. В настоящее время в отношениях с государством предприятия каждой региональной экономической подсистемы строят свою стратегию в расчете или на избирательную, или прямую поддержку государства. В этой связи, по мнению А. Казакова, «об эффективности региональной политики нашего государства можно и нужно судить прежде всего по тому, насколько успешно решается задача сокращения чрезмерного разрыва в условиях жизни населения различных регионов страны»16.

Предприятия первой группы подсистем отсутствие ресурсов компенсируют кредитами или реализацией нестандартной идеи, что позволяет резко опередить конкурентов. Предприятия же второй группы подсистем инициируют иную рыночную стратегию своего поведения - курс на государственное снабжение первичными ресурсами (помещением, заказами, фондами). Но это - всегда замедляет процесс и степень остроты конкуренции на региональном рынке (хотя границы между этими двумя группами предприятий в регионах всегда были весьма условными и подвижными).

Как видно из схемы 1.1 эти две стратегии развития базовых подсистем производства в региональной экономике можно разграничить и по временным параметрам: если первая доминантная тенденция эффективнее как долгосрочная, то в краткосрочном аспекте вторая доминантная тенденция по-прежнему остается эффективнее.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1.2 – Стратегии развития базовых подсистем регионального производства.

 

Практика развития базовых подсистем региональной экономики на основе рыночных принципов их функционирования убедительно свидетельствует о том, что здесь крайне  недостаточно ограничиваться  только формированием общих экономических предпосылок, - необходимо, чтобы все значимые направления рыночной трансформации приобрели необратимый характер. При этом следует учитывать, что государству (в лице региональных органов власти) в переходный период от административного производства к рыночной экономике приходиться кардинальным образом менять свою экономическую политику по отношению к рыночным подсистемам региональной экономики: от активного противодействия их формированию и организации (и даже оценки их как разновидности "теневого" сектора экономики) - к активной поддержке как необходимого и стратегического сектора региональной экономики. Это приобретает особую актуальность, поскольку, «регион становится центральным звеном проводимой государством политики преобразования современной российской экономики»17.

На практике это означает, что диапазон экономических интересов и социальных приоритетов в регулирующей деятельности региональных органов власти значительно расширяется: сегодня сфера регионально-экономических интересов не может ограничиваться только поддержкой подсистемы государственных предприятий; недостаточно расширить ее и за счет включения подсистемы  крупнокорпоративных предприятий; не менее важны сегодня для становления рыночной системы на региональном уровне и интересы подсистемы малого предпринимательства.

В теоретическом и в прикладном аспектах следует также учитывать принципиальное отличие становления базовых подсистем российской региональной экономики от аналогичного процесса их формирования в других странах мира. Если в последних развитие, например, подсистемы малого бизнеса происходило, так сказать, «естественно-экономическим» образом и потому эффективность, удельный вес и отраслевая структура этих подсистем здесь регулировались рыночным механизмом конкуренции, то в постадминистративной экономике становление региональных экономических подсистем по-прежнему во многом остается государственно-генерируемым процессом, по-прежнему во многом деформировано как излишним, так и недостаточным вмешательством органов местной, региональной и государственной власти. Более того, «актуальным в последние годы стал вопрос о соответствии регионального законодательства федеральному. По данным на конец ноября 2003 г. на территории Южного Федерального округа действовало 14378 нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, по результатам юридической экспертизы, проведенной органами юстиции, выявлены несоответствия в491 нормативном правовом акте. Если в 2002 году 33% от общего количества нормативных правовых актов, действовавших в субъектах, не соответствовали Конституции РФ и федеральному законодательству, то в 2003 году эта цифра сократилась до 3,41%»18.

 Институциональный, производный, зависимый характер многих экономических подсистем региона накладывает отпечаток и на их рыночные характеристики, предопределяя их статусные особенности как особых субъектов спроса и особых субъектов предложения на региональном рынке ресурсов, труда, товаров и капитала19.

В теоретическом плане отмеченная выше специфика преимущественно административного происхождения и функционирования региональных экономических подсистем означает, что государство не может устраниться от решения их рыночных проблем. Более того, как отмечает Ю. Колесников, «неудачи и провалы попыток модернизации полиэтничных регионов во многом объясняются или «невосприимчивостью» государственной экономической политики в процессе реформаций данного сегмента  экономики, или заблуждениями в оценке его действительной роли в экономической жизни»20.

В важнейшей системообразующей сфере регионального рыночного механизма (на всех его уровнях и для всех типов рыночных субъектов) - в сфере спроса - механизм регулирования многосекторной региональной экономики должен способствовать, прежде всего, укреплению базовых экономических подсистем региона и преодолению необоснованного преимущества государственных и крупнокорпоративных предприятий в доступе к производственным ресурсам.

Важнейшей характеристикой экономической природы базовых подсистем регионального хозяйства является также их рыночная самоорганизация в соответствующих субъектных статусах. По мнению известных в России регионологов, «исходя из опыта регионально-хозяйственного развития его основными конкретными законами, объективными тенденциями и требованиями можно считать: повсеместный территориальный рост производства и выравнивание уровней социально-экономического развития регионов; специализацию региональн6ого хозяйства, межтерриториальные экономические связи и формирование региональных рынков; комплексное развитие, структурные преобразования и диверсификацию хозяйства регионов; межрегиональную экономическую интеграцию и укрепление экономических основ государственности»21.

Для того чтобы оказывать косвенное воздействие на доступность региональных бизнес-подсистем к кредитным ресурсам на их местном и региональном рынках, необходима конкурирующая с частными финансовыми рынками система соответствующей  финансово-кредитной и инвестиционной поддержки со стороны государства. Организация подобной конкуренции, вовлечение в нее частных кредитных ресурсов, имеющихся в регионе, способна преодолеть ограниченность возможностей государственного бюджета. Более того, как отмечается в литературе, «огромное внимание органов местного самоуправления должно уделяться повышению финансовой устойчивости каждого предприятия в регионе. Как правило, это выражается в предоставлении различного рода финансовой поддержки в виде налоговых льгот или выделения средств местного бюджета на развитие предприятия»22.

Другой, не менее значимый для развития экономических подсистем региона аспект рационального эффективного использования вечно ограниченных финансовых ресурсов государства, - всемерное развитие коммерческих принципов использования бюджетных средств. Подобный подход способен значительно усилить рыночный потенциал государственного присутствия на региональном рынке финансовых ресурсов. Действительно, располагающие необходимыми финансово-кредитными ресурсами коммерческие банки преимущественной сферой своих рыночных операций считают в основном кредитование (или - непосредственных торгово-закупочных сделок, или - крупных товаропроизводителей). Отсутствие соответствующих льгот для кредитования, то есть отсутствие стимулов для такого кредитования, становится серьезным препятствием доступа основных производственных подсистем региона к институционально-организованным финансовым ресурсам, вынуждает их обращаться к теневому рынку финансовых ресурсов, что чревато угрозой криминализации региональной экономики из-за отстранения ее главных подсистем от возможности быть реальным субъектом спроса в официальной сфере кредитных ресурсов. По мнению Б. Прыкина, «ощутимая нехватка, равно как и избыточная концентрация факторов, участвующих в  поддержании гомеостазиса региональной хозяйственной системы, являются вредными, а порой и опасными»23. 

Информация о работе Экономическая политика в сфере регулирования подсистем управления регионом