Эффект дохода и эффект замещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2015 в 19:09, реферат

Описание работы

Актуальность курсовой работы заключается в том, что изменение цены на какой-либо товар, прежде всего, затрагивает благосостояние потребителя: когда цена на товар, который мы приобретаем, повышается – благосостояние потребителя снижается, и наоборот. Целью курсовой является детальное рассмотрение эффекта замены и эффекта дохода.

Файлы: 1 файл

kursach.docx

— 466.80 Кб (Скачать файл)
  1. Введение.

 

Любому человеку хорошо известна ситуация изменения цены на какой-либо товар. Это происходит постоянно, по различным причинам.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что изменение цены на какой-либо товар, прежде всего, затрагивает благосостояние потребителя: когда цена на товар, который мы приобретаем, повышается – благосостояние потребителя снижается, и наоборот. Целью курсовой является детальное рассмотрение эффекта замены и эффекта дохода.

Для достижения этой цели необходимо решить следующую задачу:

Раскрыть теоретические аспекты эффекта дохода и эффекта замещения.

Снижение или рост цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. Эффект замены вызывает рост потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Чтобы определить эффект замены, нужно выделить влияние эффекта дохода. Или, наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно выделить эффект замены.

Существуют два подхода к определению реального дохода, связанные с именами английского экономиста Дж. Хикса и русского математика и экономиста Е. Слуцкого.

  1. Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной и той же кривой безразличия, представляют одинаковый уровень реального дохода.
  2. Согласно Слуцкому, лишь тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода.

Теория Хикса в большей мере соответствует основным положениям порядковой теории полезности, "тогда как подход Слуцкого имеет то преимущество, что позволяет дать количественное решение задачи на основе статистических материалов".

Теория общественного благосостояния изучает оптимальное распределение благ между людьми и производственных ресурсов между отраслями, производящими эти блага. Поэтому она тесно связана с теорией общего равновесия. Оптимальность распределения какого-либо ресурса или потребительского блага на может быть определена исходя лишь из частичного равновесия на рынке данного ресурса или блага. Она в решающей степени зависит от ситуации на смежных рынках, от взаимосвязи и взаимозависимости. спрос потребление доход благосостояние

 

  1. Теоритическая часть.

Каждое самостоятельное хозяйство, вступающее в отношения с другими самостоятельными хозяйствами, создает на рынке предложение и предъявляет спрос по определенным ценам. Таким образом,  цена, спрос и предложение являются основными элементами рыночного механизма. Именно эти элементы должны, прежде всего, стать предметом нашего анализа.

Рисунок 1:

Предположим, что на имеющейся кривой производственных возможностей (рис.1) первоначальные потребности индивида находились в точке А. Теперь он хочет уйти из точки А в точку В. Это означает, что он желает иметь набор товаров (Х2, У2), отмеченных в точке В. В данном случае его желание показывает, как он относится к совокупности экономических благ. Очевидно, что индивид жертвует определенным количеством товара У (У1-У2) ради того, чтобы иметь определенное количество другого товара – Х2. Отказ потребителя от определенного количества товара У, равного (У1-У2), есть, по существу, цена, которую он платит за свое желание иметь определенное количество товара.

В условиях рынка желание потребителя трансформируется в новое понятие – спрос. Спрос как экономическая категория характеризует объем товаров, которые потребитель желает и может купить. Это значит, что для каждого из нас спрос есть, прежде всего, функция желания. Чем определяется это желание?

Если мы желаем приобрести автомобиль, с чего начнется наш путь к осуществлению этого желания?

Очевидно, прежде всего, с анализа цен. Мы узнаем цены на разные автомобили, затем поинтересуемся ценами на автомобили данной марки в разных магазинах. Далее мы проанализируем цены на бензин, на запасные части, на ремонтные работы в автосервисе. Мы также должны подумать о покупке гаража или плате за охраняемую стоянку. Наконец, мы оценим свои доходы, с тем, чтобы определить, сможем ли мы сделать эту покупку. Может оказаться, что доходы не позволят нам приобрести данный автомобиль.

Таким образом, функция спроса – это взаимосвязь между нашим желанием иметь тот или иной товар (спросом на товар) и определяющими его факторами.

Общая функция спроса может быть выражена следующим образом:

Qd=f(P,I,T,Ps,Pc,N),

Где Qd – объем спроса (quantity);

P – цена товара (price);

I –  доход (income);

T – вкусы и предпочтения потребителей (tastes);

Ps – цена заменяемых товаров (substitutes – субститутов);

Pc – цена дополняемых товаров (complement – комплементов);

N – количество покупателей данного товара.

Таким образом, объем спроса является функцией ряда переменных. Рассмотрим некоторые из них. Он зависит, прежде всего, от цены. Цена – это сумма денег, которую готов уплатить потребитель за определенное количество товара. Следует, однако, заметить, что в микроэкономическом анализе деньги не используются, и поэтому цена выступает здесь в своем первозданном виде – как пропорция обмена одного товара на другой.

Доход – это сумма денег, которую потребитель получил в качестве компенсации за свои трудовые усилия (зарплата наемного работница; предпринимательская (нормальная) прибыль бизнесмена, которая равна ставке банковского процента), в виде вознаграждения за предоставленный другим лицам капитал (процент) или сданную в аренду землю (рента). Очевидно, что с ростом дохода спрос потребителя будет изменяться: он будет возрастать на товары, которые потребитель высоко ценит, и снижаться на те из них, которые для потребителя менее ценны.

Вкусы потребителей и их предпочтения оказывают огромное влияние на объем спроса. Они формируются под влиянием среды, обычаев, религии, воспитания, возраста и т.д. Например, растущий интерес к спорту в последние годы резко повысил спрос на спортивную обувь, одежду и инвентарь.

Число потребителей. Чем больше при данном уровне дохода число потребителей на рынке, тем больше объем спроса на любой товар при всякой цене.

Взаимозаменяемые товары – это такие товары, которые служат однородным целям, поэтому покупатель может выбрать среди ряда взаимозаменяемых товаров такой, который отвечает его желаниям. Как правило, заменяемость является неполной, так что покупатель по-разному относится к взаимозаменяемым товарам – они служат той же цели, но не абсолютно одинаково. Примерами взаимозаменяемости являются масло и маргарин, плащи и зонты и т.д.

Взаимодополняемые товары – это те, которые люди ( по крайней мере, иногда) желают потреблять совместно: рубашки и галстуки, штаны и подтяжки, иголки и нитки, автомобили и бензин. Труд и производственное оборудование могут быть как и взаимозаменяемыми, так и взаимодополняемыми элементами затрат в зависимости от конкретной ситуации.

Два товара определяются как взаимодополняемые или взаимозаменяемые в зависимости от того, как меняется спрос на один товар с изменением цены другого. Снижение цены одного из двух взаимозаменяемых товаров уменьшает спрос на другой ( падение цены на кожу сокращает спрос на мебельную обивку из кожзаменителя), тогда как для взаимодополняемых товаров имеет место противоположное явление (сокращение цены на автомобили увеличивает спрос на бензин и автомагнитолы).

Из этого следует, что многие товары, взаимосвязь между которыми слаба, будут, по крайней мере, в некоторой степени, взаимозаменяемыми, поскольку они участвуют в конкуренции за ограниченный бюджет покупателя. Так, снижение цен на жилье, может привести к сокращению спроса на зарубежные туристические поездки, так как возрастет число людей, купивших квартиры, и им придется сократить расходы на отдых, чтобы возвращать имеющиеся долги.

Таким образом, функция спроса на тот или иной товар должна включать в качестве переменной не только цену этого товара, но и цены товаров-субститутов и товаров-комплиментов.

Теперь допустим, что все факторы, кроме первого (цены данного товара – P) неизменны. Тогда объем спроса будет зависеть только от цены (P):

Qd=f(p)

Между ценой товара и его количеством, которое желают приобрести потребители, существует следующая зависимость: чем ниже цена на товар, тем больший спрос будет предъявлен на него, и, наоборот, с повышением цены количество тех, кто согласится покупать товар, будет уменьшаться.

Один из способов изображения зависимости между ценой и количеством покупок – графический. Для построения кривой спроса на оси абсцисс отложим точки, соответствующие количеству покупаемого товара, а на оси ординат – соответствующие им цены. Данная кривая есть график функции спроса от цены (рис.2).

Рисунок 2:

На рисунке видно, что при цене P1 потребители согласны купить количество яблок Q1, при более низкой цене P2 –количество Q2. Если все возможные точки, характеризующие соотношение «цена-объем спроса», соединить, то получим кривую D,  которая и называется кривой спроса. Кривая спроса показывает, какое количество товара потребители купят при различных ценах.

Обычно предполагается, что кривая спроса имеет отрицательный наклон. С экономической точки зрения это означает что объем покупок обратно пропорционален уровню цены. Эта зависимость называется законом спроса. Следовательно, при прочих равных условиях снижение цены приводит к увеличению спроса и, наоборот, рост цены ведет к снижению спроса на продукцию.

В основе закона спроса лежит, во-первых, психология покупателя, склонного большие объемы товара покупать по более низкой цене, чем по более высокой (подтверждением этого является кривая спроса), а во-вторых, подчинение потребления закону убывающей предельной полезности, в соответствии с которым последующие единицы конкретного товара приносят все меньшее удовлетворение. В-третьих, действие закона спроса связано с эффектом дохода, выражающимся в том, что при прочих равных условиях и постоянном доходе снижение цены приводит к повышению покупательной способности потребителя, а установление более высокой цены – к снижению покупательной способности.

С эффектом дохода связан эффект замещения: высокие цены на товар побуждают покупателя заменять его приобретение покупкой аналогичных более дешевых товаров.

Существование закона спроса не означает, что он всегда и при любых условиях проявляет свою сущность. Следует напомнить о некоторых возможных «исключениях» из него: во-первых, о случаях, когда товары рассчитаны на богатых людей; во-вторых, когда покупатели судят о качестве товара по его цене; в-третьих, о явлениях, которые получили в экономической теории название эффекта Гиффена.

Известно, что такие товары, как дорогостоящие ювелирные изделия, покупают только потому, что цены их высоки; снижение уцен на такие товары может уменьшить их привлекательность для богатых и поэтому, вероятно, приведет к сокращению объема их продажи. (Хотя менее состоятельные потребители могут быть в таком случае заинтересованы покупать эти товары, тем самым компенсируя для рынка потерю богатых покупателей.) Аналогичным образом в тех случаях, когда покупатели не имеют возможности судить о качестве товаров непосредственно и исходят для этой цели из цен, снижение цен на товары может привести к уменьшению спроса на них. Наконец, эффект Гиффена также характеризует явление, когда рост спроса на товар происходит при повышении цены на него. Этот эффект получил название по имени английского статистика и экономиста Р.Гиффена (1837-1910), который наблюдал его в Англии XIX века и впервые описал.

Р. Гиффен заметил, что в современной ему Англии «чем дороже становился хлеб, тем больше его покупали». Почему существовал такой парадокс? Дело в том, что он наблюдался в весьма специфической ситуации. В то время бедные слои населения Англии имели очень низкий доход и жили в нищете. Повышение цены на хлеб – необходимый продукт питания – так сильно сказывалось на их общей покупательной способности, что рабочие семьи были вынуждены отказываться от покупки мяса и фруктов, которые были еще дороже хлеба, хлеб они стали покупать в еще больших количествах, так как он стал почти единственным продуктом питания. Когда же цена на хлеб снижалась, то потребители начинали снова покупать другие продукты, и спрос на хлеб сокращался. Таким образом существование эффекта Гиффена определяется несколькими условиями: во-первых, товар, на который цена растет, должен принадлежать к числу предметов первой необходимости; во-вторых, уровень доходов покупателей должен быть таким низким, чтобы изменение цены на этот товар (эффект дохода) оказывало непропорционально сильно влияние на их покупательную способность (эффект замены). В этом случае кривая спроса на товар будет иметь не отрицательный, а положительный наклон (это означает, что абсолютная величина эффекта дохода при росте цены становится больше, чем отрицательная величина эффекта замещения); в-третьих, чтобы бедные слои жили в условиях рыночного хозяйства и не имели дополнительных источников средств к существованию.

Эффект Гиффена, строго говоря, не отменяет действие закона спроса. Здесь имеет место рост спроса на относительно подешевевший товар, несмотря на то, что текущая его цена повысилась.

Цена спроса – это максимальная цена, которую согласен уплатить потребитель при покупке данного товара. Цена спроса не тождественна рыночной цене, т.е.  цене конкретной покупки, которую называют еще ценой рыночного равновесия. Цена спроса определяется размером дохода. Она ограничивается доходом и остается фиксированной, так как покупатель больше уплатить не может.  Кривая цены спроса очерчивает максимальную цену, которую готов уплатить конкретный потребитель ( или группа потребителей) за определенное количество товара.

Чем выше цена спроса, тем больше количество покупателей, чьи доходы не позволяют приобрести данный товар, и тем, следовательно, меньшее количество товара будет продано. Если установлены высокие цены спроса, все покупатели, чьих доходов не хватит для приобретения данного товара, уйдут с рассматриваемого рынка.

Спрос является функцией многих переменных, а также зависит от решений, принимаемых в отношении конкурирующих товаров. Функция, характеризующая в целом эту взаимосвязь многих переменных, называется функцией спроса. В отличие от этого кривая спроса строится только на основе двух переменных (цены и количества товаров); другие переменные при этом не учитываются. Таким образом, различие между движением вдоль кривой спроса и её смещением можно описать с помощью соответствующих переменных. Любое изменение спроса на продукцию, происходящее только в результате изменения цены, характеризуется движением вдоль кривой, в то время как изменение величины любой другой переменной в функции спроса приведет к изменению положения кривой спроса относительно осей координат, т.е. смещению кривой.

Информация о работе Эффект дохода и эффект замещения