Эффект дохода и эффект замещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:59, контрольная работа

Описание работы

Потребитель чаще всего использует блага не по отдельности, а в определенных наборах. Набор благ— совокупность определенных количеств различных благ, потребляемых совместно в определенный период времени. Изменение цены одного блага, при неизменных ценах других благ, представляет собой относительное изменение цены данного блага. Иными словами, данное благо дешевеет (или дорожает) по отношению к другим благам. Кроме того, изменение цены какого-либо блага ведет к изменению реального дохода потребителя.

Файлы: 1 файл

Экономика вар8.docx

— 38.55 Кб (Скачать файл)

Вопросы для контрольной  работы

1 Эффект дохода и эффект замещения

2 Монополия. Монополистическая конкуренция.

3 ВВП и способы его измерения

4 Государственные расходы и налоги

5 Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Эффект дохода и эффект замещения

Потребитель чаще всего использует блага не по отдельности, а в определенных наборах. Набор благ— совокупность определенных количеств различных благ, потребляемых совместно в определенный период времени. Изменение цены одного блага, при неизменных ценах других благ, представляет собой относительное изменение цены данного блага. Иными словами, данное благо дешевеет (или дорожает) по отношению к другим благам. Кроме того, изменение цены какого-либо блага ведет к изменению реального дохода потребителя. До снижения цены данного блага потребитель мог приобрести его меньшее количество, а после снижения цены — большее. Сэкономленные средства он также может направить на приобретение других благ. Изменение цены некоторого блага влияет на структуру спроса потребителя по двум направлениям. Объем спроса на данное благо изменяется под воздействием изменения его относительной цены, а также под воздействием изменения реального дохода потребителя.

К появлению эффектов дохода и замещения  приводит любое изменение цены, так  как оно меняет объем доступных  благ и их относительные цены. Названные  эффекты являются реакцией потребителя  на изменение относительных цен  и реального дохода. Эффект замещения — изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из благ, входящих в потребительский набор. Суть этого эффекта сводится к тому, что потребитель при росте цен одного блага переориентируется на другое благо с похожими потребительскими свойствами, но с неизменной ценой. Иными словами, потребители склонны замещать более дорогие блага более дешевыми. В результате спрос на первоначальное благо падает. Например, кофе и чай являются товарами-заменителями. Когда цена кофе повышается, то для потребителей чай становится относительно дешевле и они будут заменять им относительно более дорогой кофе. Это приведет к повышению спроса на чай. Эффект дохода — воздействие, оказываемое на структуру спроса потребителя за счет изменения его реального дохода, вызванного изменением цены блага. Суть этого эффекта заключается в том, что при снижении цены на какое-либо благо человек может купить этого блага больше, не отказывая себе в приобретении других благ. Эффект дохода отражает воздействие на величину спроса изменения реального дохода покупателя. Падение цены одного товара оказывает, пусть незначительное, влияние на общий уровень цен и делает потребителя относительно богаче, его реальные доходы, пусть незначительно, но растут. Свой дополнительный доход, получаемый в результате снижения цены данного блага, он может направить как на приобретение его дополнительных единиц, так и на увеличение потребления других благ.

Для нормальных товаров эффект дохода и эффект замещения суммируются, так как снижение цены данных товаров приводит к росту спроса на них. Например, потребитель, располагая данным доходом, который не изменяется, приобретает в определенном соотношении чай и кофе, которые являются нормальными благами. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены чая приведет к росту спроса на него. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе становится теперь относительно (сравнительно) дороже чая. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым чаем, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены чая сделало потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем выше спрос на нормальные товары, и прирост дохода может быть направлен как на приобретение дополнительного количества чая, так и кофе. Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены чая при неизменной цене кофе) эффект замещения и эффект дохода приводят к росту спроса на чай. Эффект дохода и эффект замещения действуют однонаправлено. Для нормальных товаров действие эффектов дохода и замещения объясняет увеличение спроса при понижении цены и сокращение спроса при их повышении. Иными словами, закон спроса выполняется.

Для товаров низшей категории действие эффектов дохода и замещения определяется их разницей. Например, потребитель, располагая данным доходом, приобретает в определенном соотношении кофе натуральный и кофейный напиток, являющийся товаром низшей категории. В этом случае эффект замещения действует следующим образом. Падение цены кофейного напитка приведет к росту спроса на него, так как напиток является теперь относительно дешевым благом. Поскольку цена кофе не изменилась, то кофе является относительно (сравнительно) дорогим благом. Рациональный потребитель замещает относительно дорогой кофе относительно дешевым кофейным напитком, увеличивая спрос на него. Эффект дохода проявляется в том, что снижение цены кофейного напитка сделало потребителя несколько богаче, т. е. привело к росту его реальных доходов. Поскольку, чем выше уровень доходов населения, тем ниже объем спроса на низшие товары, то прирост реального дохода потребителя будет направлен на приобретение дополнительного количества кофе. В результате снижение цены кофейного напитка (товара низшей категории) приведет к падению спроса на него и росту спроса на кофе (товар высшей категории). Следовательно, в одной и той же ситуации (падение цены кофейного напитка при неизменной цене кофе) эффект замещения приводит к росту спроса на кофейный напиток, а эффект дохода — к падению спроса на него. Эффект дохода и эффект замещения действуют разнонаправлено.

Для товаров низшей категории результирующая обоих эффектов зависит от степени  воздействия каждого из них на потребительский выбор. Если эффект замещения действует сильнее  эффекта дохода, то кривая спроса на товар низшей категории будет  иметь ту же форму, что и нормальный товар. Таким образом, закон спроса выполняется. Если же эффект дохода действует  сильнее эффекта замещения, то объем  спроса на товар низшей категории  падает при снижении цены этого товара. Иными словами, закон спроса здесь  не выполняется.

 

2 Монополия. Монополистическая конкуренция

Суть монополии передана самим словом «монополия». По-гречески «моно» – один, «полео» – продаю. Это означает, что монополия характеризует  ситуацию наличия на рынке одного продавца. Здесь в силу тех или  иных причин продавец обладает исключительным правом продажи какого-либо товара на рынке. 
Наличие такого права дает ему возможность диктовать свои условия на рынке, прежде всего в области ценообразования. Цена устанавливается выше не потому, что существует повышенный спрос на товар, а потому что товар находится в руках одного продавца, который в состоянии определять предложение товара, а через него и цену. Такая цена предстает как монопольно высокая. 
Установление цены выше стоимости из-за монопольного положение продавца на рынке означает получение продавцом монопольной прибыли как разницы между монопольно высокой ценой и стоимостью товара. Возможность получения такой прибыли и побуждает крупные компании к установлению своей монополии на рынке, дающей право на исключительную продажу товара. 
Подобное право на исключительную продажу какого-либо товара чаще всего является результатом политической или экономической власти. 
Политическую власть всегда имело государство, и оно с давних времен пользовалось ею, устанавливая свою монополию, например, на продажу вина, табака, соли, и за счет высоких цен пополняя свою казну. Иногда государство предоставляло такую монополию отдельным торговцам, становившимся монополистами на рынках данных товаров. Это называлось «отдать на откуп» торговлю каким-либо товаром. 
Экономическая власть устанавливается по мере роста размеров капитала и сосредоточения производства какого-то товара в отдельных руках. Такое сосредоточение является результатом концентрации и централизации производства в отдельных отраслях, победы над конкурентами, обычно более мелкими. С крупными конкурентами нередко достигается соглашение о разделе рынков сбыта производимых товаров, а иногда возможно их объединение, так что отрасль оказывается под контролем одной крупной компании или объединения компаний, то есть монополизируется.

На первый взгляд может  показаться, что конкуренция и  монополия совершенно несовместимы друг с другом. Ведь монополизация  способна в конечном счете устранить  свободную конкуренцию, а последняя, в свою очередь, подрывает чье - либо господство на рынке. 
Между тем монополия находится в весьма сложной и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Уже тот факт, что производство и реализация какого - то продукта захвачены монополистической группой крупных предпринимателей, получающих от этого большую выгоду, вызывает острое соперничество - стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного состязания ведет к монополии. Если какой - то предприниматель стремится победить своих соперников, то он, добившись такой цели, начинает господствовать на рынке. Одним словам, монополия порождает конкуренцию, а конкуренция монополию. 
В современных условиях крупные капиталистические объединения не уничтожили конкуренцию, а сосуществуют вместе с ней. Это обостряет и углубляет общее соперничество. Противоречивая связь «конкуренция - монополия» напоминает спортивную борьбу, известную под названием «перетягивание каната», в которой меряются силами противостоящие друг другу группы людей. Имеется значительное число предприятий, которые не входят в монополистические объединения и ведут тяжелое противоборство с ними. В каждой стране монополии встречаются в числе конкурентов иностранные компании, проникающие на внутренний рынок. Стало быть, за небольшим исключением монополизация не приводит к сосредоточению всего производства и сбыта какого-либо товара в руках единственной фирмы. 
В развитых капиталистических и развивающихся странах, достигших значительного индустриального уровня, имеет место внутриотраслевая конкуренция прежде всего между монополиями, производящие инородные продукты. В такую борьбу ввязываются сильные иностранные соперники. Конкуренция ведется и внутри каждой монополии, особенно при распределении прибыли.  
Высокие цены, по которым в отрасли сбывается основная масса выпущенной монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто реализовывать свои изделия по столь выгодным ценам. В итоге как соперничество между монополиями, так и конкуренция между последними и немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению цен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ВВП и способы его измерения

ВВП может быть рассчитан  тремя методами: производственным (по добавленной стоимости), использования (по расходам) и методом формирования ВВП по источникам доходов[4]. 
Использование этих методов даёт одинаковый результат, поскольку, как следует из модели кругооборота, в экономике совокупный доход тождественно равен величине совокупных расходов, а величина добавленной стоимости тождественно равна стоимости конечной продукции, при этом величина стоимости конечной продукции есть не что иное, как сумма расходов конечных потребителей на покупку товаров и услуг (совокупного продукта). 
ВВП при расчете производственным методом получается как разность между выпуском товаров и услуг в целом по стране, с одной стороны, и промежуточным потреблением - с другой, или как сумма добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики. При этом обьемы добавленной стоимости по отраслям рассчитываются в основных ценах, то есть не включающих налоги на продукты(например, налог на продажи, НДС и т.п.), но включающих субсидии на них. Для расчета ВВП в рыночных ценах необходимо добавить чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты и на импорт. 
При расчете производственным методом ВВП исчисляется путем суммирования валовой добавленной стоимости всех производственных единиц – резидентов, сгруппированных по отраслям или секторам. 
Такой подход позволяет более точно измерить вклад каждой отрасли в создание ВВП. Надо отметить, что взаимосвязь между валовой добавленной стоимостью и ВВП принимает следующий вид: 
GDP = D + N – U, (1) 
где D – добавленная стоимость всех отраслей экономики в основных ценах; 
N – налоги на продукты; 
U – субсидии на продукты. 
Валовой внутренний продукт, рассчитанный методом использования, представляет собой сумму расходов всех экономических секторов на конечное потребление, валовое накопление и чистого экспорта. 
Расходы на конечное потребление подразделяются на расходы домашних хозяйств, государственных учреждений (организаций бюджетной сферы) и некоммерческих организаций (НКО), обслуживающих домашние хозяйства. С другой стороны, в расходах на конечное потребление выделяются расходы на товары, индивидуальные услуги и коллективные услуги. Товары и индивидуальные услуги всегда могут быть куплены и проданы на рынке, либо могут быть предоставлены в качестве трансфертов в натуральной форме. Коллективные услуги - это услуги, предоставляемые одновременно всем членам общества или его части (например, государственное управление и обеспечение безопасности). Конечное потребление домашних хозяйств является потреблением товаров и индивидуальных услуг. В системе национальных счетов считается, что все услуги, которые оказываются некоммерческими организациями домашним хозяйствам, являются индивидуальными. Органы государственного управления (государственные учреждения) могут оказывать как индивидуальные, так и коллективные услуги. 
Согласно кейнсианской модели развития экономики, ВВП в простейшем случае представляется в виде суммы 4-х основных компонент - это объем потребления C, объем инвестиций I, правительственные расходы S и чистый экспорт, т.е. полный экспорт минус полный импорт Ex-Im:  
GDP = C + I + S + (Ex - Im) (2) 
В структуре потребления (C) обычно различаются 3 подкласса: потребление товаров длительного (более 3 лет) пользования (автомобили, мебель и т.п.), краткосрочного (менее 3 лет) пользования (одежда, еда, лекарства и т.д.) и услуг.  
Так, например, в США в процентном отношении товаров длительного пользования составляют около 15% всего потребления, товары краткосрочного пользования - около 31%, а услуги - около 54%. В целом потребление определяет, в настоящее время, около 56% ВВП США и является, таким образом, его важнейшей компонентой. 
Инвестиции (I) отвечают примерно за 14% ВВП, расходы правительства (S) - социальные выплаты, вооружение, проценты по государственным облигациям и т.п. - за 17%, и, наконец чистый экспорт (Ex - Im) - примерно за 13%. Отметим, что для США последнюю компоненту ВВП было бы логичнее назвать чистым импортом, поскольку эта страна ввозит несравненно больше товаров и услуг, чем экспортирует (т.е. величина Ex - Im отрицательна)[10].  
В соответствии с данным методом расчета ВВП (по расходам) он включает следующие статьи: 
1. Конечные потребительские расходы домашних хозяйств. Это товары повседневного спроса, предметы потребления длительного пользования, расходы на потребительские услуги и др. 
2. Конечные расходы органов государственного управления (государственных учреждений). Это расходы государственных и муниципальных органов управления на покупку экономических ресурсов и произведенной продукции для нужд государства, что выражается суммой затрат на выплату заработной платы государственным и муниципальным служащим (работникам так называемой бюджетной сферы), на закупку для государственных нужд товаров и услуг. 
3. Конечные расходы некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства. Это расходы профсоюзов, политических партий и религиозных организаций, общественных объединений на услуги обществу в целом и отдельным домашним хозяйствам. 
4. Валовое накопление основного капитала (валовые капиталовложения), которое состоит из так называемых чистых капиталовложений, т. е. финансируемых не за счет амортизационных отчислений, и амортизационных отчислений (они также идут на финансирование капиталовложений). 
5. Изменения в запасах материальных оборотных средств, которые являются составной частью всего валового накопления. 
6. Чистый экспорт товаров и услуг, рассчитываемый во внутренних ценах. 
Метод формирования ВВП по источникам доходов является одним из трех методов исчисления ВВП. Однако он не является основным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов получаются путем прямого счета, часть из них исчисляется балансовым методом. 
Формирование валового внутреннего продукта по источникам доходов отражает первичные доходы, получаемые единицами, непосредственно участвующими в производстве, а также органами государственного управления (организациями бюджетной сферы) и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. В этом расчете валовая прибыль или валовой смешанный доход является балансирующей статьей и определяется как разница между валовым внутренним продуктом, рассчитанным производственным методом, в рыночных ценах и оплатой труда наемных работников и чистыми налогами на производство и на импорт. 
Расчет ВВП по доходам отражает первичные, т.е. еще не перераспределенные, доходы домашних хозяйств, предприятий и государственных учреждений. Эти доходы можно разбить на оплату труда (заработную плату наемных работников, доходы самостоятельных работников, доходы от индивидуальных и семейных товариществ и кооперативов), валовую прибыль (ренту, ссудный и банковский процент, предпринимательскую прибыль, амортизационные отчисления, различные виды смешанного дохода), а также чистые налоги. 
При определении распределительным методом ВВП включает следующие виды первичных доходов: оплату труда наемных работников, чистые налоги на производство и импорт (налоги на производство и импорт минус субсидии на производство и импорт), валовую прибыль и валовые смешанные доходы. 
GDP = W + Q + R + P + T, (4) 
где GDP – валовой внутренний продукт 
 
W – заработная плата, выплаченная предприятиями и организациями данной страны своим рабочим и служащим, независимо от того, являются ли они резидентами или нерезидентами данной страны; 
Q – отчисления на социальное страхование; 
R – валовая прибыль; 
P – валовой смешанный доход; 
T – налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий). 
Для исчисления индексов физического объема ВВП и его компонентов показатели ВВП, первоначально оцененные в текущих ценах, должны быть переоценены в постоянные цены, в качестве которых обычно используются текущие цены какого-либо периода, принятого за базу сравнения, т.е. базисного периода. Существует несколько методов исчисления ВВП и его компонентов в постоянных ценах, наиболее важными из которых являются: 
1) метод дефлятирования с помощью индексов цен; 
2) метод двойного дефлятирования; 
3) метод экстраполяции показателей базисного периода с помощью индексов физического объема; 
4) метод переоценки элементов затрат. 
Например, метод экстраполяции предполагает исчисление показателей в постоянных ценах путем умножения стоимости в текущих ценах в базисном периоде на индекс физического объема, выражающий отношение физического объема в текущем периоде к физическому объему в базисном. Эта процедура расчета описывается с помощью следующего равенства: 
q0p* I= q1p0, (5) 
где q0p– показатель в базисном периоде в текущих ценах базисного периода; 
I– индекс физического объема;  
q1p– показатель в текущем периоде в постоянных ценах (ценах базисного периода). 
Следует отметить, что, несмотря на то что ВВП рассчитывается с охватом обеих сфер: материального и нематериального производства, в этот показатель не попадают многие операции и услуги, которые трудно или невозможно учесть: 
- работа домохозяек в своем домашнем хозяйстве; 
- работа ученых "на себя", не воплощенная в виде готовой продукции: книг, образцов и т.д.; 
- бартерный обмен; 
- доходы теневого бизнеса; 
- оплата в виде чаевых и т.п. 
При всех методах подсчета ВВП в него не включаются так называемые непроизводственные сделки, в частности трансфертные платежи. Объем этих платежей, как правило, достаточно велик, но они представляют собой просто перераспределение созданного ВВП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Государственные расходы и налоги

Налоги – это платежи, которые в обязательном  порядке уплачивают  в доход государства юридические и физические лица (предприятия,  организации, граждане).  Как  правило, эти выплаты  не   только   обязательны,   но   и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как  государство  с  их помощью воздействует на многие  экономические  и  социальные процессы.  Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности,  направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество  денег  и денежное   обращение,   воздействовать    на    инвестиционную    активность предпринимателей, функционирование  рынка  ценных  бумаг,  равновесие  между совокупным спросом и  совокупным предложением.  И  хотя  налоги  в  большей степени  вызывают  возмущение,  чем  одобрение,  без  них   ни   современное общество, ни государство существовать не могут.

Наряду с налогами важнейшим  инструментом воздействия государства  на развитие экономики являются государственные  расходы. Через систему расходов происходит перераспределение значительной части национального дохода, осуществляется реализация экономической и социальной политики государства. Все расходы  можно подразделить на следующие  группы: 
- военные; 

- экономические; 
- на социальные цели; 
- на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность; 
- на содержание аппарата управления. 
Все бюджетные расходы в зависимости от их роли в процессе общественного воспроизводства делятся на текущие и капитальные.Текущие расходы составляют бюджет текущего потребления, а капитальные – бюджет развития. К первым относятся затраты на оборону, трансфертные платежи, расходы на содержание органов государственной власти и управления, науку, выплату процентов по государственному долгу ит.д. Капитальные расходы связаны с финансовыми вложениями в основной капитал и прирост материальных оборотных средств. 
В странах с рыночной экономикой принято все государственные расходы делить на 4 группы:   государственные закупки товаров и услуг (платежи за товары, закупаемые для текущего потребления, заработная плата работников, занятых в государственном секторе, национальная оборона т.д.);     государственные инвестиции,  трансфертные платежи, проценты по государственному долгу. 
К текущим расходам здесь относят государственные закупки товаров и услуг, трансферты и расходы по обслуживанию государственного долга, а к капитальным – инвестиции (они составляют от 5 до 10% общих расходов бюджета). Согласно другой классификации выделяют следующие категории расходов: поддержание уровня доходов (пенсии нетрудоспособным, инвалидам, помощь безработным, живущим ниже черты бедности, и т.д.); национальная оборона; образование и здравоохранение; сельское хозяйство, природные ресурсы и окружающая среда; торговля, жильё, транспорт; проценты по государственному долгу и т.д. 
 Структура расходов бюджета имеет свои особенности в разных странах. Однако везде действует одна тенденция – доля государственных расходов в национальном доходе, ВВП возрастает.

Информация о работе Эффект дохода и эффект замещения