Эффекты дохода и замещения по Хиксу, кривая компенсированного спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 18:23, контрольная работа

Описание работы

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель - в приобретении товара, работник - в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Конкуренция, с одной стороны, - это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получения наивысшей прибыли. С другой стороны - элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.

Файлы: 1 файл

Микроэкономика.doc

— 144.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА»

Кафедра: «ЭиВЭД»  

 

 

 

 

 

 

Экзаменационный билет

По дисциплине: МИКРОЭКОНОМИКА

ВОПРОСЫ:

 

№ 6. «Конкуренция и её виды».

№ 26. «Эффекты дохода и замещения по Хиксу, кривая компенсированного спроса».

 

 

 

 

 

 

                                                                                

                                                                                    Работу выполнил:  Сазанов П. Е.

                                                                        студент: гр. БЭз-101

 

                                                                        Проверил:

 

 

 

 

 

 

Тольятти 2012 г.

 

ГОУ ВПО «Поволжский государственный  университет сервиса (ПВГУС)»

 

Рецензия                                 

                                           на экзаменационный билет

 

 

по дисциплине Микроэкономика         ______________

(наименование дисциплины)

Обучающийся _______ Сазанов П. Е.________________________группа_  БЭз-101 _____

 

 

 

Критерии оценки

Степень соответствия

требованиям

+ /-,

Да/нет

Примечания

1.

Работа выполнена в соответствии с заданием и методическими указаниями

1. Соответствует требованиям

   

2. Соответствует частично

 

3. Не соответствует 

 

2.

Структура работы:

- общий объем и пропорциональность  структурных частей работы

1. Соответствует требованиям

   

2. Соответствует частично

 

3. Не соответствует

 

- логическая взаимосвязь структурных  частей работы

1. Соответствует требованиям

   

2. Соответствует частично

 

3. Не соответствует 

 

3.

Содержание работы раскрывает сущность выбранной темы

1. Раскрывает

   

2. Частично раскрывает

 

3. Не раскрывает

 

4.

Изучение автором необходимого объема литературы:

- количество наименований источников  в списке литературы

1. Соответствует требованиям

   

2. Частично соответствует

 

3. Не соответствует

 

- период издания источников  литературы и нормативно-правовой базы

1. Соответствует требованиям

   

2. Частично соответствует

 

3. Не соответствует

 

5

Наличие и авторский анализ статистических данных,  практического и теоретического материала 

1. Соответствует требованиям

   

2. Частично соответствует

 

3. Не соответствует

 

4. Не представлены

 

1

2

3

4

5

6

Качество оформления работы:

- таблицы

1. Соответствует требованиям

   

2. Частично соответствует

 

3. Не соответствует

 

- графики

1. Соответствует требованиям

   

2. Частично соответствует

 

3. Не соответствует

 

- расчеты

1. Соответствует требованиям

   

2. Частично соответствует

 

3. Не соответствует

 

7

Наличие выводов и предложений, полученных на основе изучения исследуемой  проблемы

1. Соответствует требованиям

   

2. Частично соответствует

 

3. Не соответствует

 

4. Не представлены

 

8

Особые замечания по работе (проекту)

 

Рекомендации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рецензент ___________________________   _______________________________________

          (подпись)                          (расшифровка подписи)

 

 

«24» апреля 2012 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС № 6. «Конкуренция и её виды».

 

Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель - в приобретении товара, работник - в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.

Конкуренция, с одной  стороны, - это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получения наивысшей прибыли. С другой стороны - элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешевые способы производства.

В настоящее время в условиях конкуренции каждое предприятие для поддержания конкурентных преимуществ должно выбирать более совершенные способы развития, гарантирующие ему выгодную позицию на рынке, чтобы быть способным выявлять, формировать и максимально удовлетворять потребности потребителей, быть конкурентоспособным предприятием.

В России конкурентная среда  наиболее активно формируется в  крупных городах и особо затрагивает следующие сферы деятельности:

- сборка и продажа персональных компьютеров;

- розничная торговля;

- общественное питание;

- платные медицинские услуги;

- транспортные услуги;

- издательская деятельность  и прочее.

Российский рынок уже  начал диктовать условия, при  которых компаниям выгодно объединяться, создавать партнерства. Зачатки этого процесса можно увидеть в появлении все большего числа различных ассоциаций. Обычно, как правило, две цели: обмен отраслевой информацией и противостояние внешним угрозам. Пока это еще слабые ростки, но сама тенденция говорит о том, что российские производители все лучше отслеживают перспективы рынков и все лучше обучаются считать на несколько шагов вперед.

В экономике принято  разделять конкуренцию по ее методам - ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция  происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна при трёх условиях:

1. Продавец должен быть монополистом или обладать некоторой степенью монопольной власти;

2. Продавец должен  быть способен выделять покупателей  в группы, которые имеют разную  покупательскую способность;

3. Первоначальный покупатель  не может перепродавать товар  или услугу.

Ценовая дискриминация  наиболее часто применяется в  сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании услуг по транспортировке  продукции; при реализации товара, который  не поддаётся перераспределению  с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов с одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством совершенствования  качества продукции и условий  её продажи. Повышение качества может осуществляться по двум основным направлениям: первое - совершенствование технических характеристик товаров; второе - улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей. Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой - «качество - это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества путём рекламы и красивой упаковки.

Поскольку конкуренты способны очень  сильно  влиять  на  выбор  фирмой того или иного рынка,  на  котором  она  будет  пытаться  работать,  следует учесть, что конкуренция бывает трех видов.

 Функциональная конкуренция  возникает потому,  что  любую  потребность, вообще  говоря,  можно  удовлетворить  различными   способами, и, соответственно, все товары, обеспечивающие  такое  удовлетворение,  являются функциональными   конкурентами:   находящиеся    в    магазине    спортивных принадлежностей   изделия,   например,   именно   таковы. 

Функциональную конкуренцию приходится учитывать, даже если  фирма  является  производителем поистине уникального товара.

Видовая  конкуренция  -   следствие   того,   что   имеются   товары, предназначенные для одной и той же цели, но  различающиеся  каким-то  важным параметром.  Таковы,  например,  легковые  5-и  местные  автомобили   одного класса, но с разными по возможности двигателями.

Предметная конкуренция -  результат того,  что фирмы выпускают,  по сути, идентичные товары, различающиеся лишь качеством изготовления  или даже одинаковые по качеству. Такая конкуренция  иногда  называется  межфирменной, что  в  некоторых  случаях  верно,  однако,   следует   иметь,  что межфирменными обычно являются и два других вида конкуренции.

Конкуренция представляет собой столкновение интересов, соперничество за наилучшие  условия производственной деятельности, покупки и продажи товаров, возникающее  между участниками на рынке. Иначе  говоря, соперничество за право лучшего  использования экономических ресурсов, которые имеются в наличии, за получение эффективного хозяйствования и получения максимального дохода, образуют конкурирующие отношения между теми, кто продает, теми, то приобретает.

Виды конкуренции зависят от следующей классификации критериев.

1. Экономическое поведение производителя (продавца):

- олигополистическая конкуренция, т. е. соперничество с несколькими конкурентами одновременно;

- полиполическая конкуренция, т. е. соперничество между всеми участниками на рынке.

2. Степень свободы нахождения конкуренции в каждой отдельной отрасли:

- открытая;

- закрытая конкуренция.

3. Степень дифференциации продукции:

- без дифференциации продукции: однородная, или гомогенная, конкуренция;

- с дифференциацией продукции: разнородная, или гетерогенная, конкуренция.

4. Степень использующихся действий:

- ценовая конкуренция;

- неценовая конкуренция;

- эффективная конкуренция.

Выделяют два вида конкуренции:

1) совершенную;

2) несовершенную.

Совершенная конкуренция  осуществляется на рынке, где большое количество предприятий реализует стандартную продукцию. Отдельно каждое предприятие поставляет на рынок совершенной конкуренции небольшую долю предложения продукции из совокупного общего объема, таким способом, оно не имеет возможности воздействовать на уровень стоимости данной продукции. При совершенной конкуренции наблюдается свободный вход для новых предприятий в любую отрасль, а также и свободный выход из нее.

Иначе говоря, исключаются  законодательные и технологические  преграды с целью свободного вращения капитала. Для данной конкуренции  не характерно применение методов неценовой  конкуренции. На рынке, где действуют  конкурентные отношения, товары покупаются многими самостоятельными, независимыми покупателями, данное обстоятельство характеризует то, что объем продукции, который необходим, приобретатель должен покупать по стоимости, утвердившейся на рынке, и тем самым он не может воздействовать на определение уровня стоимости товара.

На рынке, на котором  отсутствует соблюдение характерных  черт совершенной конкуренции, возникает  несовершенная конкуренция. Одним  из видов этой конкуренции является чистая монополия. Существование чистой, или абсолютной, монополии определяется функционированием одного крупнейшего предприятия, которое считается единственным производителем товара, не имеющего аналога, т. е. предприятие полностью представляет какую—либо отрасль производства. Монополист, определяющий стоимость, контролирует ее, у него отсутствуют соперники, т. к. их появлению препятствуют экономические и технические преграды, т. е. свободный вход в отрасль других предприятий закрыт. Монополист не имеет возможности определить любую цену на свой товар, т. к. с целью большей продажи товара ему необходимо снижать стоимость. Регулируя соотношение стоимость – объем реализации, он получит максимальный доход.

Повышение экономической  эффективности рыночной системы  стимулируется существованием конкуренции между различными предприятиями и организациями, а также предпринимателями. Это один из важнейших факторов постоянного возбуждения деятельности экономических субъектов. Желание и упорство обойти соперника, конкурента образовывает мощный толчок экономического прогресса, конкуренцию принято характеризовать цивилизованной формой борьбы за экономическое существование.

 

 

№ 26. «Эффекты дохода и замещения по Хиксу, кривая компенсированного спроса»

 

Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход или покупательную способность, потребителя. Эффект замещения (замены) возникает в результате относительного изменения цен.

Эффект замещения способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Для того чтобы определить эффект замены, нужно элиминировать влияние эффекта дохода. Или наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно элиминировать эффект замены. Согласно Хиксу, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, т.е. позволяющие достигнуть одной и той же кривой безразличия, представляют одинаковый уровень реального дохода.

Разложение общего эффекта  изменения цены на эффект дохода и  эффект замены по Хиксу рассматривается далее. Бюджетная линия KL соответствует денежному доходу I и ценам Рх и Ру. Ее касание с кривой безразличия U1 определяет оптимум потребителя Е1, которому соответствует объем потребления товара в количестве X1. В случае снижения цены X до Рх1 и неизменном денежном доходе I бюджетная прямая займет положение KL1. Она касается более высокой кривой безразличия U2 в точке Е2, которой соответствует потребление товара X в объеме Х2.

Информация о работе Эффекты дохода и замещения по Хиксу, кривая компенсированного спроса