Антимонопольное регулирование и иные меры по защите конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Поддержание конкурентной среды во всех странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики.
В первой главе курсовой работы представлена трактовка понятия конкуренции, ее виды, различные функции и стратегия.
Вторая глава работы посвещена анализу состояния конкуренции на рынке кондитерских изделий. Также в работе представлены темпы роста рынка кондитерских изделий.
В большинстве своем, аналитики сходятся во мнении, что к настоящему времени в целом вкусы россиян по отношению к кондитерской продукции уже сформировались и упор делается на то,что существует несколько торговых марок,за которые потребитель готов доплачивать определенную наценку.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………..........2
1.Теория конкуренции…………………………………………………………………………4
1.1 Трактовка понятия конкуренции в экономической науке………………..………….4
Функции конкуренции………….……………………….…………………………..……..6
1.3Виды конкуренции……………………………………………………………………....…8
1.4 Конкуренция и стратегия…………………..……………………………………..…….11
2.Анализ конкуренции на рынке кондитерских изделий……………..........................12
2.1 Исследование конкуренции на рынке…………………..…………………………….12
2.2 Общая ситуация на рынке кондитерских изделий…………………………..……..24
3.Антимонопольное регулирование и иные меры по защите конкуренции ….…….27
3.1. Текущее состояние антимонопольного регулирования …………..……………..27
3.2. Направления совершенствования антимонопольного регулирования……….29
Заключение……………………………………………………………………………………33
Список литературы…………………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

Аналогичная ситуация при определении коллективного доминирования исключительно посредством установления размера рыночных долей хозяйствующих субъектов, без анализа их поведения на рынке, позволяет считать доминирующими компании, по факту действующие независимо друг от друга.

Также квалификация антиконкурентных соглашений и согласованных действий осуществляется по формальным признакам правонарушения и не предусматривает оценку долей хозяйствующих субъектов, их рыночной силы и реальной возможности посредством согласованных действий ограничивать конкуренцию на рынке.

Следует отметить, что в большинстве стран мира (США, Европейский союз, Великобритания) преобладает так называемы поведенческий  подход (исходя из определения возможности  компании влиять на рынок по результатам  анализа множества факторов). Согласно Отчету Международной конкурентной сети за 2007 год, критерием доли рынка руководствуются только 5 юрисдикций, а поведенческим – 282.

Среди негативных факторов также следует отметить отсутствие закрепления в процессуальном законе особенностей доказывания по делам о нарушениях антимонопольного законодательства, что не дает возможность органам судебной власти учитывать специфику данной категории дел. Важно подчеркнуть, что все изложенные обстоятельства обусловлены во многом объективными факторами. В настоящий момент российское антимонопольное регулирование находится в стадии становления. К 2007-2008 годам завершился этап определения его значения в рамках государственной экономической политики (для сравнения, в США данный этап завершился в начале ХХ века), что ознаменовалось формированием системы санкций за нарушение законодательства о конкуренции, а по сути – оценки государством тяжести подобных правонарушений и общественной значимости их пресечения.

 

3.2. Направления совершенствования антимонопольного регулирования

 

Совершенствование антимонопольного законодательства должно идти по следующим направлениям.

Во-первых, необходимо продолжить начатый процесс повышения  экономической обоснованности принимаемых  антимонопольным органом решений. Для этого необходимо:

изменить порядок  установления доминирующего положения  хозяйствующего субъекта. Доминирующее положение должно признаваться по результатам  анализа совокупности факторов, а  не только размера доли рынка. К таким  факторам относятся, в том числе: наличие препятствий для входа на рынок новых участников, эластичность спроса на товар, соотношение доли компании и ее конкурентов, соотношение доли компании и долей ее потребителей, экономия на масштабах производства, вертикальная интеграция, финансовые ресурсы компании и ее конкурентов;

повысить доказательственный статус экономического анализа и  оценки конкурентной среды, более жестко формализовать и регламентировать процедуру его проведения. Это  необходимо сделать путем закрепления  в федеральном законе основных поведенческих и структурных критериев для анализа и оценки конкурентной среды, а также предусмотреть обязательное включение результатов анализа в решение по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Во-вторых, необходимо четко разграничить две категории нарушений антимонопольного законодательства: прямо связанные и косвенно связанные с ограничением конкуренции.

К первой категории  относятся нарушения антимонопольного законодательства, которые ограничивают или могут ограничить конкуренцию. Это правонарушения, наносящие вред конкурентной среде отдельного рынка (рынков) и которые затрагивают неопределенный круг лиц, ведущих хозяйственную деятельность на таких рынках. За правонарушения, относящиеся к данной категории, должна быть установлена повышенная ответственность, вплоть до уголовной.

Ко второй категории  правонарушений относятся нарушения, не влекущие столь общественно-опасных  последствий и связанные исключительно  с отдельным фактом ущемления  доминирующим субъектом конкретного потребителя (контрагента). Они составляют существенную часть нагрузки антимонопольного органа – больше половины всех рассматриваемых ФАС России дел.

Многие нарушения  порядка доступа к объектам инфраструктуры естественных монополий (например, нарушение сроков подключения к электрическим сетям неконкурирующего хозяйствующего субъекта или лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность) относятся к такого рода делам.

Они являются типовыми, не требуют проведения детального анализа  рынка, могут быть разрешены по формальным признакам и гораздо более оперативно, чем дела, в рамках которых требуется детальное исследование состояния конкуренции.

Таким образом, для дел о нарушениях, не связанных  с возможностью ограничения конкуренции, должен быть установлен упрощенный порядок и сокращенные сроки производства.

Кроме того, целесообразно  предусмотреть менее значительные штрафы, дополненные возможностью дисквалификации  должностных лиц виновного в  нарушении хозяйствующего субъекта, а также мерами воздействия в рамках системы тарифного регулирования.

Данные меры позволят антимонопольному органу более  оперативно и эффективно рассматривать  дела по защите прав потребителей услуг  естественных монополий.

Необходимо  отдельно подчеркнуть нецелесообразность использования по делам данной категории так называемого «оборотного» штрафа.

Наложение санкции, кратной обороту компании на определенном рынке – адекватная реакция на вред, причиняемый этому рынку, но неоправданная в ситуации, когда  угроза для рынка отсутствует. Расчет и последующее длительное обжалование такого штрафа затягивает исполнение предписания антимонопольного органа и процесс подключения потребителя к инфраструктуре. Затраты на выплату штрафа в конечном итоге также ложится на плечи потребителя (поскольку субъект естественной монополии компенсирует понесенные расходы на его уплату через включение суммы штрафа в инвестиционную программу, тариф на услуги).

Схожая правовая и экономическая природа данных нарушений и нарушений законодательства о защите прав потребителей делает целесообразным выработку единого подхода к их установлению и пресечению.

В-третьих, следует  пересмотреть подход к осуществлению  контроля экономической концентрации. Необходимо сократить количество рассматриваемых  антимонопольным органом сделок, не влияющих на состояние конкурентной среды. Это позволит повысить качество рассмотрения сделок, которые могут повлечь ограничение конкуренции путем возникновения или усиления доминирующего положения. Для этого необходимо отменить обязанность согласования сделок, совершаемых внутри одной группы лиц и увеличить пороговые значения стоимости активов для согласования сделок.

Кроме того, необходимо поставить вопрос о поиске альтернативных стоимости активов предприятия  критериев, исходя из того, что подобные критерии должны отражать наличие влияния компании на рынок.

В-четвертых, следует  уточнить ряд составов правонарушений, в том числе:

пересмотреть  перечень деяний, запрещенных per se (как  таковые). Так, сейчас, безусловно запрещены  «дискриминационные условия». Однако нестандартные практики договорной работы почти всегда возникают в отраслях с высокими постоянными издержками (например, именно это обусловливает наличие сложных практик расчета тарифа при осуществлении авиаперевозок) и являются эффективными для конечных потребителей. Запрет на подобного рода действия должен вводиться только после исследования роли и значения подобных торговых практик для функционирования рынка;

уточнить критерии определения монопольно высокой  и монопольно низкой цены во избежание превращения антимонопольного регулирования в ценовое;

изменить порядок  квалификации антиконкурентных соглашений и согласованных действий с учетом необходимости оценки комплекса  факторов, характеризующих возможность  хозяйствующих субъектов ограничивать конкуренцию на рынке посредством осуществления согласованных действий;

расширить законодательные  критерии допустимости «вертикальных  соглашений».

В - пятых, необходимо проанализировать и усовершенствовать  практику применения антимонопольным органом предусмотренных законодательством мер структурного характера.

В - шестых, необходимо повысить транспарентность решений  ФАС России. Все решения и предписания  по делам о нарушениях антимонопольного законодательства и рассмотрения сделок по экономической концентрации, результаты анализа состояния конкуренции товарного рынка должны оперативно публиковаться на сайте антимонопольного органа.

 

Заключение

Конкуренция представляет собой соперничество, состоящее  между участниками рыночной экономики  за приобретение наиболее благоприятных условий своего хозяйствования. Формы такого соперничества могут быть самые различные, однако существует объективная потребность не только глубокого познания закономерностей и условий зарождения этого соперничества как формы движения капитала, бизнеса, но и установления границ, сдержек этих форм движения хозяйственной деятельности.

Рыночная конкуренция  за выживание и экономическое  процветание между предпринимателями  принимает более цивилизованную форму, если эта борьба подчиняется регулированию со стороны общества в лице государства.

Конкуренция при  всех ее положительных и отрицательных  сторонах, является важным элементом  рыночного механизма саморегулирования. Рынок является индикатором общественно  необходимых потребностей общества в соответствующем количестве материальных благ.

С другой стороны  рынок сигнализирует о состоянии  и потенциальных возможностях общественного  производства в созидании необходимых  обществу материальных благ.

В рыночной конкуренции  проявляется действие закона стоимости. Под его воздействием одни производители товаров успешно выдерживают противодействие своих конкурентов и прогрессируют в своем развитии, другие разоряются и сходят со сцены участников рыночной конкуренции

Во второй части данной курсовой работы исследован российский рынок кондитерских изделий.  Жесткие реалии конкуренции на рынке заставляют производителей идти по пути расширения ассортимента, создания новой продукции, которая отличает его от конкурентов. Поэтому большинство крупных хлебозаводов и кондитерских фабрик занимаются обновлением производства, оформлением своего фирменного товара, созданием новых продуктов или воскрешением некогда забытых рецептов.

В результате проделанной  работы можно сделать выводы о  состоянии конкуренции на рынке кондитерских изделий:

      1. современный кондитерский рынок России представлен огромным количеством продуктовых позиций, исчисляющихся тысячами наименований. Он информационно перенасыщен.
      2. у потребителей существует определенная инертность в отношении некоторых брендов
      3. рынок кондитерских изделий как сформирован и близок к насыщению, поэтому при нынешнем уровне покупательской активности выход на него нового игрока будет довольно непрост
      4. жесткая конкуренция между игроками рынка проявляется в завоевании полочного пространства. Такая конкурентная ситуация для производителя неблагоприятна, так как она ведет к укреплению, прежде всего, позиций сетевого ритейла.      

Перспективы развития ассортимента эксперты видят в создании новых вкусовых сочетаний, более  экзотических, интересных, а также в диверсификации объемов упаковки в сегментах индивидуального и «семейного» потребления. Также перспективным считается направление развития, при котором происходит создание более сложных продуктов, находящихся на стыке различных категорий. Среди кондитерских изделий с высоким потенциалом такого способа развития эксперты выделили печенье, карамель, шоколадные конфеты и драже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Философова Т.Г,Быков- Конкуренция и конкурентноспособность.-  М.: 2009

2.Фатхудинов Р.А. -Стратегический менеджмент.- М.: 2008

3. Юданов  А.Ю. -Конкуренция: теория и практика. 2-е издание.-  М.: 1998

4.Портер М. -Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов.-М.:2007

5. Борисов Е.Ф. -Экономическая теория в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: 2008.

6. Макконелл К.Р., Брю С.Л. -Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: Инфра-М, 2006.

7. http://www.gks.ru/bgd/free/B05_00/IssWWW.exe/Stg/d120/02-

Информация  о социально-экономическом положении  России: Производство товаров и услуг: 2. Промышленное производство: 2.2. Обрабатывающие производства / Федеральная служба государственной статистики

8. http://www.my-ki.ru/articles.php?c=1&n=121&a=4066Исследовательское агентство «Бизнес Аналитика» опубликовало результаты исследования шоколадного рынка России // Кондитерские изделия, 2009, № 16 (242)

9. http://conditer.ru/archive/index.asp?act=get_publ

 Норвежские  инвестиции для петербургских  конфет. – Информкондитер: навигатор новостей, 07.04.09

Информация о работе Антимонопольное регулирование и иные меры по защите конкуренции