Антимонопольное регулирование и иные меры по защите конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Поддержание конкурентной среды во всех странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики.
В первой главе курсовой работы представлена трактовка понятия конкуренции, ее виды, различные функции и стратегия.
Вторая глава работы посвещена анализу состояния конкуренции на рынке кондитерских изделий. Также в работе представлены темпы роста рынка кондитерских изделий.
В большинстве своем, аналитики сходятся во мнении, что к настоящему времени в целом вкусы россиян по отношению к кондитерской продукции уже сформировались и упор делается на то,что существует несколько торговых марок,за которые потребитель готов доплачивать определенную наценку.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………..........2
1.Теория конкуренции…………………………………………………………………………4
1.1 Трактовка понятия конкуренции в экономической науке………………..………….4
Функции конкуренции………….……………………….…………………………..……..6
1.3Виды конкуренции……………………………………………………………………....…8
1.4 Конкуренция и стратегия…………………..……………………………………..…….11
2.Анализ конкуренции на рынке кондитерских изделий……………..........................12
2.1 Исследование конкуренции на рынке…………………..…………………………….12
2.2 Общая ситуация на рынке кондитерских изделий…………………………..……..24
3.Антимонопольное регулирование и иные меры по защите конкуренции ….…….27
3.1. Текущее состояние антимонопольного регулирования …………..……………..27
3.2. Направления совершенствования антимонопольного регулирования……….29
Заключение……………………………………………………………………………………33
Список литературы…………………………………………………………………………..35

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 259.00 Кб (Скачать файл)

При противоборстве субъектов рынка усиливается  их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.

 

1.3 Виды конкуренции

Существуют  различные виды конкуренции

  • По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция  предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли.

Неценовая конкуренция  основана на предложении товаров  более высокого качества, с большей  надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы  и других способов стимулирования сбыта.

  • По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию.

Внутриотраслевая  конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

  • По степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).

Рассматривая  совершенную конкуренцию, следует  заметить, что она представляет собой  лишь абстрактную, чисто теоретическую  модель, поскольку в реальной практике хозяйствования ее никогда не существовало.

Однако эта  научная абстракция, несомненно, важна для объяснения меха-низма фактически действующей несовершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция  есть неотъемлемый атрибут свободного (совершенного) рынка, который также является сугубо абстрактной конструкцией. Данная форма конкуренции предусматривает наличие шести ключевых условий (признаков):

1) полная атомизация  рынка, заключающаяся в огромном множестве продавцов (полиполия) и покупателей при ничтожно малой рыночной квоте каждого экономического субъекта;

2) абсолютная прозрачность (транспарантность) рынка, состоящая в получении каждым его агентом информации о состоянии всего рынка (прежде всего о ценах);

3) невозможность  любого отдельно взятого субъекта рынка оказывать влияние на решения других при исключении из правил рыночной игры каких-либо предпочтений и льгот;

4) полная мобильность (возможность перемещения) всех факторов производства;

5) абсолютная  однородность (гомогенность) реализуемых товаров и услуг;

6) отсутствие субъектного контроля (власти) над ценами со стороны агентов предложения (производителей), когда ценообразование предстает как объективный процесс .

Необходимо  подчеркнуть, что только наличие суммы всех названных условий позволяет создать идеальную модель подлинно свободной (совершенной) конкуренции в рамках свободного (совершенного) рынка с механизмом свободного ценообразования.

Что же касается несовершенной конкуренции, то в целом она характеризуется более или менее активным вмешательством в конкурентные отношения монополистических «начал» и установлением власти над ценами со стороны отдельных субъектов рынка.

В ходе анализа  сложного переплетения чисто конкурентных отношений с процессами монополизации  следует обратить внимание на то существенное обстоятельство, что монополизация не должна отождествляться лишь с процессами укрупнения производства и капитала, ведущими к установлению так называемого «всевластия» монополистических объединений в экономике.

Современное рыночное хозяйство представляет собой причудливый симбиоз большого, среднего и малого бизнеса. И было бы известным упрощением считать всех представителей большого бизнеса (гигантские национальные и транснациональные корпорации) строго монополистическим сектором экономики, а фирмы среднего и малого калибра - немонополистическим.

В настоящее  время экономическая теория выделяет в рамках несовершенной конкуренции три ее разновидности:

1) чистую (абсолютную) монополию;

2) олигополию (от  греч. «oligos» - немногий, немногочисленный),

3) дифференциацию продукции, благодаря которой складывается монополистическая конкуренция .

В первом варианте (сугубо монополистическая ситуация) на каком-либо определенном товарном рынке  устанавливается господство одного производителя (продавца) или одного покупателя (в этом случае иногда используется термин «монопсония»), что порождает абсолютную власть такого монополиста над ценами. Подобный феномен несовершенной конкуренции, почти не встречающийся на практике, означает полное отсутствие конкурентных отношений и вправе рассматриваться как еще одна чисто абстрактная модель рынка.

Во втором варианте (олигопольная структура рынка) относительно небольшое количество фирм захватывает власть над единичной отраслью, добиваясь в условиях конкуренции частичного (и порой достаточно жесткого) контроля над ценами. Такая разновидность несовершенной конкуренции типична для ряда отраслей (нефть, автомобилестроение, электроника, химия и т.д.) в странах с высокоразвитой рыночной экономикой.

И наконец, третий вариант, опирающийся на постоянно прогрессирующую дифференциацию производимых продуктов, сводится к функционированию множества производителей (агентов предложения), делающих ставку на расширяющееся разнообразие благ (латинский термин «дифференциация» переводится как «различие») и, следовательно, на удовлетворение растущего (не только количественно, но и качественно) объема человеческих потребностей. На смену унылой однородности (идентичности) товаров и услуг приходит резкое возрастание их пестрого многообразия по самым разным параметрам, начиная от сорта, качества, торговой марки, уровня сервиса и кончая стилем оформления, привлекательностью упаковки, рекламой и даже местом нахождения фирмы. За усилением дифференциации продукции естественно следует повышение степени контроля над предложением и над ценами. Ведь каждый производитель (продавец) какого-либо особого (дифференцированного) товара стремится занять место своеобразного монополиста, пытается создать даже на ограниченном рыночном пространстве ситуацию уникальности и неповторимости.

Подобный монополизм может активно произрастать и реально произрастает во всех сферах бизнеса - от большого до мельчайшего, а крупномасштабная концентрация производства и капитала перестает быть его единственной материальной основой.

 

1.4 Конкуренция и стратегия: основные концепции

Деятельность  любой компании можно охарактеризовать двумя показателями: первый относится к средней производительности всех конкурентов отрасли, второй – к тому, является ли компания производителем выше или ниже среднего уровня в отрасли.

“Что такое  стратегия” – ответ является второй частью уравнения рентабельности, описывающего разницу в прибыльности между различными конкурентами.

Конкурентная  стратегия компании состоит из деловых  подходов и инициатив, которые она  использует для привлечения потребителей, сопротивления конкурентному давлению и укреплению своих рыночных позиций. Перед компанией ставиться очень простая задача – честно и этично победить конкурентов получить конкретное преимущество над конкурентами и расширить свою клиентуру. Стратегия компании в конкуренции содержит оборонительные и наступательные действия и делает упор на те которые оправданы рыночными условиями. Сюда включаются краткосрочные тактические маневры, необходимые для немедленного реагирования на изменение условий, а также действия рассчитанные на продолжительное влияние на долгосрочные конкурентные возможности компании и ее рыночные позиции.

Конкурентная  стратегия относится к управленческому  плану, направленному на обеспечение  успешной конкуренции. Компании во всем мире стремятся использовать все  доступные способы, чтобы привлечь потребителей и вызвать у них желание сделать следующую покупку в целях опережения конкурентов и получения преимущества на рынке. Руководители разрабатывают краткосрочные тактические и долгосрочные стратегические меры. Существует столько вариантов конкурентных стратегий сколько присутствует конкурентов на рынке.

 

 

 

Глава 2.Анализ конкуренции на рынке кондитерских изделий

2.1 Исследование конкуренции среди производителей

 

Кондитерские  изделия – лакомство, которое  любят все от мала до велика.

Рынок кондитерских изделий насчитывает тысячи наименований. Это зефир и пастила, мармелад и конфеты, различные сладости и  многое другое.

Часто производители  кондитерских изделий выбирают из разнообразия сладостей несколько видов, производством  которых и занимаются.

Говоря о  российском рынке кондитерских изделий  в целом, специалисты отмечают, что  сегодня его объемы возвращаются к уровню 2006 года. Это вызвано  тем, что 5-процентный рост в натуральном  выражении, который наблюдался в 2007 году, обернулся падением в 2008-м.

По оценкам  аналитиков, в 2010 году в Москве объем  продаж кондитерских изделий по некоторым  позициям снизился на 20%; в некоторых  регионах этот показатель упал до 50-процентной отметки.

На сегодняшний  день структура отечественного рынка  кондитерских изделий выглядит следующим образом: около 10% в натуральном выражении приходится на импорт, а остальные 85% принадлежат российским производителям, при этом на рынке действует примерно одинаковое количество крупных игроков и небольших фабрик.[7]

Доли рынка отечественной и импортной кондитерской продукции распределяются неравномерно.

 Если отечественные  сухари, сушки, пряники имеют почти  100% охват рынка, то печенье  и вафли делят рынок с иностранными  аналогами. Насыщенность российского  рынка мучными кондитерскими изделиями максимальна.

 Большинство  оптовиков считает, что каждый  производитель и поставщик кондитерской  продукции занимает на рынке  определенную нишу, тем не менее,  этот рынок можно назвать высококонкурентным. 

Эксперты характеризуют  российский рынок кондитерских изделий как сформированный и близкий к насыщению, поэтому при нынешнем уровне покупательской активности выход на него нового игрока будет довольно непростым.

 Более того, у потребителей существует определенная  инертность в отношении некоторых брендов, которые они выбирают независимо от цены, качества и т. п. Например, в Петербурге к таким брендам можно отнести продукцию ОАО «Кондитерская фабрика им. Н.К. Крупской».

Жесткие реалии конкуренции на рынке заставляют производителей идти по пути расширения ассортимента, создания новой продукции, которая отличает его от конкурентов. Поэтому большинство крупных хлебозаводов и кондитерских фабрик занимаются обновлением производства, оформлением своего фирменного товара, созданием новых продуктов или воскрешением некогда забытых рецептов.

В то же время  растет стоимость продукции российских производителей, использующих импортное  сырье, – особенно это касается шоколада.

Таким образом, наибольшие проблемы под давлением  кризиса испытывают производители и дистрибьюторы шоколадной продукции.

Обновление  производства осуществляется, в основном, за счет установки импортного оборудования.

В ряде случаев  иностранное оборудование изготавливается  конкретно для данного завода и подстраивается под отечественное сырье.

Рынок кондитерских изделий является сложноструктурированным.

 По традиции, берущей начало еще со времен  советской статистики, кондитерские  изделия принято делить следующим  образом:

• мучные кондитерские изделия, в свою очередь подразделяющиеся на:

печенье, крекеры  и галеты, пряники, вафельные изделия, торты, пирожные, бисквиты, рулеты, мучные восточные сладости;

• сахаристые изделия:

а)не содержащие какао: карамель, ирис, мармелад, зефир, драже, щербеты, б)сахаристые восточные  сладости;

в)содержащие какао: развесные шоколадные конфеты, наборы шоколадных конфет, плиточный шоколад, шоколадные батончики, шоколадные фигуры.

В таблице 1 сделан подсчет количества продуктовых позиций, входящих в прайс-листы ряда кондитерских фабрик, в соответствии с указанным делением.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

Количество  продуктовых позиций в прайс-листах ряда кондитерских фабрик России

 

 

 

Примечания  к таблице:

*В данной  группе учтены изделия соответствующих  групп в шоколадной глазури,  в строгой классификации относящиеся  к какаосодержащим кондитерским изделиям.

Сокращения:

КК – кондитерский концерн

Информация о работе Антимонопольное регулирование и иные меры по защите конкуренции